Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Общие Вопросы восточнославянской археологии. Релыми бревнами (лявданский а





 


релыми бревнами (Лявданский А. Я., 1926, с. 266— 269). По-видимому, вымостка была сооружена перед тем как насыпали возвышение, и на ней был заж­жен ритуальный костер, чтобы освятить место буду­щего святилища.

На Смоленщине культовые места рассматриваемо­го типа датируются VIII—X вв. По-видимому, и в других местах они относятся к тем же столетиям или — шире — ко второй половине I тысячелетия н. э.

Раскопочные исследования на этих памятниках не производили. Поэтому пока трудно сказать, стоя­ли ли на таких святилищах деревянные идолы или каменные изваяния, которые найдены в тех же ме­стах, где известны памятники описываемого облика.

Топографическое положение восточнославян­ских святилищ зависит от особенностей и рельефа местности. В низких равнинных местах они устраи­вались на всхолмлениях среди болот. В землях с сильно изрезанным или холмисто-гористым релье­фом святилища сооружались на вершинах возвыше­ний, часто занимающих господствующее положение на местности. Однако те и другие имели однород­ное строение. Основу их составляли небольшие круглые или овально округлые площадки с гори­зонтальной или слегка поднимающейся к центру поверхностью, окольцованные рвом или валом.

Святилища на высоких местах характерны, в част­ности, для Северной Буковины (Тимощук Б. О., 1976, с. 82—91). Одно из них — в Ржавинском ле­су — было сооружено на высоком всхолмлении око-л* ключей. Его ровная округлая площадка имела 24 м в поперечнике и была обнесена валом высотой 1,5 м и рвом шириной 5—6 м. На вершине вала бы­ли устроены специальные площадки из камней, на которых, очевидно, в моменты языческих празднеств и молений разжигались ритуальные костры. Имелся еще второй концентрический вал, также с примы­кающим к нему рвом. Его диаметр 60 м. На верши­не вала тоже были устроены площадки-уступы для ритуальных костров.

При раскопках на склоне первого вала обнаружен каменный четырехгранный столб без каких-либо изображений. Его высота 2,5 м, размеры основания 0,9X0,6 м, кверху он становился более тонким. В языческое время, как полагает исследователь па­мятника Б. А. Тимощук, каменный столб стоял в центре круглой культовой площадки, выполняя функции идола. В период борьбы христианства с язычеством его, очевидно, свалили и сбросили за пределы центральной площадки святилища.

Святилище в Ржавинском лесу расположено в центре гнезда славянских поселений VIII—X вв. Так же было размещено и святилище, обследован­ное тем же исследователем в Горбове, на высоком берегу р. Прут.

На вершине высокой горы находилось и святили­ще под Каневом на Днепре. Оно занимало довольно ровную площадку каменистой горы Пластунка. В центре площадки раскопками выявлена круглая в плане яма диаметром 1,85 м и глубиной 1,2 м. Ис­следователь памятника полагает, что в ней находи­лось основание идола, сделанного, очевидно, из дере­ва (Мезенцева Г. Г., 1968, с. 131).

Все эти святилища обслуживали более или менее крупные регионы, включавшие по нескольку, а


иногда и по нескольку десятков поселений. По-ви­димому, это были племенные культовые места. В от­личие от Перынского святилища, служившего для совершения языческого культа словен новгородских, другие охарактеризованные здесь памятники, нуж­но полагать, были культовыми центрами малых или первичных племен, в результате объединения кото­рых и формировались союзы племен, известные русским летописям. Важнейшим признаком таких племенных святилищ является их изолированное от поселений положение. Жители окрестных селении собирались на этих святилищах в основном во время крупных языческих празднеств и молений или же в связи с событиями, важными для племени. По строе­нию эти святилища отличались одно от другого частностями. Общими элементами, очевидно обус­ловленными единством языческого мировоззрения восточных славян, были их круглая форма с идолом или столбом в центре и ритуальные костры.

Помимо племенных святилищ, у восточных сла­вян были и небольшие, устраиваемые непосредст­венно на поселениях и предназначенные для более узкого круга людей. Они, по-видимому, служили для повседневных молений, на них собирались преи­мущественно жители тех поселений, где они нахо­дились, и, может быть, соседних селений, когда-то отпочковавшихся от основных.

К числу таких небольших святилищ принадле­жит Ходосовичское, расположенное на берегу оз. Святое, в земле радимичей (Куза А. В., Соловье­ва Г. Ф., 1972, с. 146—153). Устроено оно было па окраине поселения второй половины I тысячелетия н. э., на мысе песчаной дюны, вытянувшейся вдоль края озера. Само святилище датируется концом X — началом XI в. Его центральную часть составля­ла горизонтальная, круглая в плане площадка диа­метром 7 м, окольцованная канавкой шириной 0,4 м. В центре площадки открыта яма от деревянного столба-идола. В кольцевой канавке, по-видимому, стоял невысокий частокол, ограждавший площадку с идолом (табл. LXXIV, 5). С четырех сторон на расстоянии до 2 м от края площадки имелись серпо­видные в плане корытообразные углубления, ориен­тированные по сторонам света. Во время языческих ритуалов в них горели костры (западный край свя­тилища подмыт водами озера, поэтому раскопками зафиксированы только три серповидные ямы с ог­нищами).

Святилище, исследованное па городище роменско-боршевской культуры у с. Нижний Воргол в бас­сейне среднего Дона, устроено также в мысовой ча­сти (Москаленко А. Я., 19666, с. 203-209)..Это глинобитная обожженная площадка округлой формы диаметром 12 м. В ее середине находилась яма от деревянного идола, а вблизи — жертвенник (сильно прокаленная глина с золой), в котором обнаружены кости лошади и железные наконечники стрел. Ис­следователь городища полагает, что конское мясо и стрелы были принесены в жертву языческому богу. Глиняную площадку окаймляли ямы, в которых во время молений и празднеств зажигали ритуальные костры.

На поселении VI—VTT вв. в урочище Гнилой Кут на окраине г. Городок на Подолии исследовано святилище, состоявшее из прямоугольной площад-


 

 


ГЛАВА 11. ЯЗЫЧЕСТВО

 


 


ки (2,3X1,5 м), выложенной небольшими плоскими камнями, и круглого кострища, устроенного в углуб­лении около восточного края площадки. Среди остатков костра обнаружены обожженные кости жи­вотных и фрагменты глиняной посуды (Приход-нюк О.М., 1975, с. 98, 99).

К этому же типу святилищ принадлежит Киев­ское, открытое еще в 1908 г. раскопками В. В. Хвой­ки и повторно исследованное в 1937 г. (ХвойкоВ.В., 1913, с. 66; Каргер М. Я., 1958, с. 105- 112). Оно находилось в средней части довладимирова города, на Андреевской горе. Капище было сложено насухо из неотесанных камней и образовывало в плане не­правильный прямоугольник с округленными углами и с четырьмя выступами по сторонам света. Разме­ры его около 4,2X3,5 м, высота — 0,4 м (табл. LXXIII, 4). К югу от этого сооружения находился стой пережженной глины, который, по мнению В. В. Хвойки, был жертвенником. Около него обна­ружено много костей домашних животных.

Киевское святилище датируется VIII—X вв. Оно расположено в самой сердцевине княжеского двора, и, может быть, перед ним клялись и соверша-


ли жертвоприношения языческим богам киевские князья IX и X вв. Олег, Игорь и Святослав. Летопи­си сообщают, что в 980 г. Владимир Святославич со­орудил новое святилище на пределами территории, защищенной городским валом, в отдалении от древ­него: «И постави кумиры на холму вне двора те-ремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Си-марьгла, и Мокошь» (ПВЛ, I, с. 56).

Языческие святилища у восточных славян были распространены широко. По устройству они не были одинаковыми.

Оригинальное святилище VIII — IX вв. исследо­вано в Шумске близ Житомира (Русанова И. Я., 19666, с. 233 — 237). Оно было устроено на отроге невысокого берега р. Гнилопять, занимая укромное место, и представляло собой врезанную в грунт не­глубокую плоскую яму размерами 14X11 м. В ней выявлены следы столбов и огня и обнаружены кам­ни. Конфигурация ямы сложная. Исследователь па­мятника называет святилище крестообразным. Б. А. Рыбаков увидел в нем антропоморфные очер­тания: «Обозначены голова, раскинутые в стороны женские груди, обрисованы бедра и внизу ступни ног. Самый массивный столб приходится на месте сердца этой гигантской женской фигуры, распро-


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.