Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие журналистики как системы




Параграф второй

Как утверждает Э. Тоффлер[62], современные СМИ проходят через процесс демассификации, когда тиражи наиболее массовых изданий существенно падают, но зато стремительно возрастает общее число газет и журналов. И. Кирия[63], развивая данную мысль, дополняет, что на протяжении ХХ века наблюдаются две тенденции движения к новой модели потребления массовой информации: с одной стороны, традиционные СМИ постепенно индивидуализируются, превращаясь в СМИ, ориентированные на индивидуального потребителя, а с другой стороны – все больший рост визуальной и наглядной составляющей в средствах коммуникации.

Люди от текстового мышления и текстовых видов потребления переходят к изобразительному мышлению и визуальным видам потребления и стараются передать миру свое собственной видение мироздания. Такая индивидуализация и визуализация СМИ является ключом для понимания современных тенденций изменения поведения потребителя информации и соответствующего изменения принципов и правил работы производителя информации.

Например, формы потребления произведений художественной культуры, которые в первой половине ХХ века были семейными, к концу ХХ века персонализировались. Это касается, например, музыки, которую в начале века слушали сообща в гостиных перед роялем, затем на его место встал патефон и фонограф, позднее – катушечный магнитофон, а позднее – музыкальный центр[64]. С появлением компакт-кассет магнитофоны перекочевали из гостиной отдельно в комнаты детей и комнаты родителей, то есть круг слушателей сузился, а еще позднее появились плейеры, а сегодня mp3-плейеры, которые довершили индивидуализацию этого вида культурной практики.

То же самое происходило с радиоприемником, который изначально слушали всей семьей, а во второй половине ХХ века в связи с изобретением транзистора и иных полупроводниковых устройств, он стал настолько компактным, что его начали ставить в разных комнатах и даже в душе, или встраивать в различные устройства индивидуального пользования, например, в мобильные телефоны. А сейчас нечто подобное происходит с телевидением. Количество семей, в которых имеется два и более телевизоров, достигло 50%, а в ряде стран телевизионные передачи смотрят пассажиры общественного транспорта на общих экранах или на своих мобильных телефонах. В скором времени, после широкого распространения в России стандартов мобильной связи третьего и четвертого поколения то же самое будут делать и пассажиры нашего общественного транспорта.

При этом автор призывает понимать, что индивидуализация потребления массовой информации произошла не сама по себе, а вследствие изменения контента СМИ, резкого повышения степени его разнообразия и оптимизации приемных устройств именно для индивидуального потребления СМИ. Это в свою очередь привело к генерации нового контента и изменению принципов отношения к этому контенту. Одновременно все ярче и отчетливее выявилось требование все более разборчивой аудитории к повышению степени визуализации потребляемой массовой информации. Здесь также, по мнению профессора Кирия, можно наблюдать постепенное развитие указанных тенденции. Как писал Конрад Финк[65], раньше в газетах готовили обзор еженедельных новостей, а затем публиковали то, что считали наиболее важным и интересным. Желающих разместить рекламу было предостаточно, поэтому все условия: сроки, стоимость, размещение, – диктовали газеты. Да и распространители особенно не напрягались, для них важнейшим условием было продать как можно больше экземпляров своей газеты, а где и как – не играло совершенно никакой роли.

А вот во второй половине ХХ века активное развитие телевидения, его переход на цвет привели к росту визуальной составляющей в других СМИ. В частности, активное развитие получили различные иллюстрированные журналы (В России называемые общим понятием «глянец» и «гламур»). Это совпало в принципе с ростом роли маркетинга в экономике и ростом понимания у наиболее продвинутых маркетологов значения визуальной и дизайнерской составляющей в маркетинговой коммуникации. Было установлено, что дизайн самого продукта, его упаковки, а также новые визуальные каналы продвижения (наружная реклама) стали маркерами, то есть теми атрибутами продукта, которые позволяют потребителю его заметить в череде подобных. Отныне слишком много красивых и неповторимых вещей стали структурировать быт человека.

Принципиально изменилась роль дизайна в печатных СМИ: «Отныне дизайн перестал быть просто «версткой», то есть инструментом «утрамбовки» текста и фотографий в газетную полосу[66]». Дизайн стал способом выражения нового смысла, показателем его глубины и фактической насыщенности. Наряду с инфографикой и прочими средствами мультимедизации он визуализирует то, что раньше было «просто» текстом. Появились цифры, диаграммы, графики, показатели, хронологию событий, схемы местности и устройства описываемого объекта и т.д. Изменилось принципиально отношение к фотографиям. Отныне допускается обтекание текстом контуров объекта на фотографии, совмещение нескольких фотографий, выход некоторых элементов фотографий за пределы их границ. Все это позволяет более органично переплетать текст и визуальные элементы с тем, чтобы при помощи этих визуальных «крючков» привлекать читателя к тексту и конкретным элементам.

Все эти изменения вовсе не означают, что традиционные СМИ умрут, однако вынуждают их стать другими, адаптироваться к новой аудитории, ее новым потребностям и использовать все новые и новые инструменты: спутниковые системы связи, зонирование, увеличение ассортимента информационного продукта, активное внедрение цвета, наконец.

Изменение палитры коммуникационных технологий в сторону видео- и мобильного контента привело к тому, что образовался целый класс людей, которые не читают газеты в принципе, зато более существенную информационную роль играет для них Интернет и мобильные сервисы. Для них традиционные газеты были вынуждены предлагать контент, отвечающий их потребностям[67]. И этот контент далеко не «зеркало» печатного СМИ в Интернете или в сетях мобильной связи, а совершенно новый продукт, сочетающий в себе все возможности онлайновой среды – интерактивность, диалогичность, видео, аудио, фото, ссылки, анимацию, инфографику, мультискрипт и мультискрин. Так стали появляться мультимедийные или «конвергентные» редакции средств массовой информации, построенные на базе крупных газет (к примеру, газета «Daily Telegraph» в Великобритании, «New York Times» в США и многие другие), информационных агентств (РИА «Новости» в России) или телерадиовещательных компаний (BBC).

Мы видим, что развитие новой журналистики приводит совершенно очевидным образом к появлению принципиально нового типа текстов – конвергентных, то есть объединяющих в себе признаки как письменного (алфавитного) текста, так и фото-, аудио- и видео-информацию, объединенную в единый замысел, раскрывающийся в зависимости от требований по обеспечению максимально возможной ясности и очевидности отображения события и т.д.

Можно видеть, что элементы таких текстов в виде мультимедийной информации в настоящий момент все больше применяются традиционными СМИ. В ближайшем будущем такие тексты станут доминирующими в журналистских сообщениях. Но для максимального раскрытия всех возможностей различных видов отображения информации, необходимо учить студентов всем их особенностям. Таким образом, лишается смысла традиционное разделение студентов-журналистов на «газетчиков», «радийщиков», «телевизионщиков» и т.д. Более того, продолжение обучения по дискретным программам сулит большие проблемы в их дальнейшей профессиональной самореализации.

В настоящее время можно прогнозировать, что все конвергентные тексты будут разделены на пять больших групп.

Первую из них можно назвать блог-формат, при котором загрузка разноформатной информации происходит с различных ресурсов.

Рис.8 Схема блог-форматного конвергентного текста

 


К ее достоинствам можно отнести возможность использовать существующую Интернет-инфраструктуру, быстроту изготовления и возможность изготовления практически в любом месте мира. Не зря же в таком формате до недавнего времени изготовлялись тексты, например, на «Эхе Москвы». Все их видео хранились на ресурсе RuTube.

Но у данного формата есть и недостатки, которые заключаются в разобщенности всех составляющих текста. Нарушение хотя бы одного из каналов неминуемо приводит к уничтожению всего текста. Не зря то же «Эхо Москвы» в итоге перешло на собственные сервера видео и аудио-данных.

Вторая большая группа может быть названа пойнт-формат, при которой все файлы с информацией находятся в одной директории.

Рис.9 Схема пойнт-форматного конвергентного текста

 

 


В эту же группу можно отнести и фотоленты и фотогалереи.

Ключевым достоинством такого конвергентного мультимедийного текста является то, что весь разноформатный контент хранится в одной директории и скачивается одним пакетом. При этом нет необходимости учитывать характеристики каналов связи. Даже если в какой-то момент произойдет ее разрыв, после восстановления связи, можно дослать недостающий контент. Кроме того, можно предложить получателям информации контент различного качества и объема. При этом потребитель сам выбирает, скачивать ему «тяжелый» контент предельно высокого качества или некий компромиссный вариант.

К недостаткам такого текста можно отнести необходимость наличия программ-просмотровщиков, что в ряде случаев, правда, сейчас практически невозможных, может помешать быстрому ознакомлению с текстом.

Третью группу конвергентных мультимедийных текстов составляет Инфографика.

Первоначально она использовалась как способ визуализации текста. Она заключалась в оформлении фона текста, насыщении его разного рода графическими элементами и т.д. Постепенно развитие информационно-коммуникационных технологий привело к выделению инфографики в совершенно особую группу текстов. Сейчас в них наибольшим образом проявляются все теоретически обоснованные черты конвергентных текстов: взаимосвязь и синергия текста, графики, анимации, звука, видео и многого другого.

Четвертой группой конвергентных текстов является мультискрипт, формат подачи информации, который упрощает навигацию по видеоматериалам большого объема. Данный сервис позволяет оперативно и с высокой точностью выбрать интересующий фрагмент видеозаписи и привязать его к текстовым компентариям.

Один из самых сложных, но в то же время наиболее эффективных и выразительных видов конвергентных текстов является мультискрин.

Его смысл заключается в том, что пользователю предлагается самому создать для себя тот или иной информационный продукт, включающий видео, графику, текст. Можно посмотреть и готовый фильм, включающий все указанные элементы в том порядке, который предлагают сами авторы.

Традиционные СМИ, отвечая на потребность аудитории более не быть пассивным созерцателем, а активным пользователем и даже создателем контента, постепенно вводят новые технологии в процесс взаимодействия с аудиторией. Интернет-сайты радиостанций все чаще и чаще используются для поддержания прямой связи с потребителями и для обсуждения определенных важных тем и проведения дискуссий по предлагаемым темам. При этом некоторые радиостанции на основе запросов пользователей, высказываемых через Интернет, меняют тему дискуссии, вводят новых героев, переворачивают темы. Помимо этого, сегодня на сайтах традиционных СМИ более или менее привычные «авторские колонки», в которых высказываются мнения, стали заменяться на блоги журналистов, в которых высказанное мнение тут же может перерасти в дискуссию между блогерами и с участием самого журналиста. Это позволяет привлекать интернет-аудиторию к традиционным СМИ и наоборот.

Телевидение стало активно использовать интернет– и SMS-голосование в различных проектах, принося тем самым заработки не только самим передачам, но и операторам мобильной связи.

Можно в качестве примера также назвать и принципиально новый мультимедийный интерактивный сервис, который можно назвать 3D-конструктор, идея которого предложена Дилярой Хуснетдиновой – студенткой МГУП имени Ивана Федорова. В этом сервисе сам читатель складывает интересующий его объект из составных деталей, тем самым получая всю необходимую полноту информации о внутреннем устройстве того или иного заинтересовавшего его объекта (технического, исторического или иного).

Все эти тенденции соседствуют с появлением всех этих новых элементов в онлайновой сфере. Блоги сегодня становятся альтернативой традиционным СМИ, зачастую сообщая информацию, которую трудно найти у обычных журналистов. Кроме того, блог позволяет сочетать различные среды – видео, аудио, визуальную и текстовую. Наконец, в блоге можно моментально получить комментарий и отзыв человека.

Потребитель Интернета обладает иными визуальными, интерактивными, пользовательскими возможностями, что, безусловно, вынуждает традиционные СМИ активно использовать их и привлекать интернет-аудиторию к своим СМИ.

Все эти тенденции в изменении образа жизни и моделей потребления массового контента аудиторией в конечном счете, по мнению большинства исследователей[68], стали движущей силой новой цифровой революции в СМИ. В связи с этим выделяются три уровня средств коммуникации:

– первый уровень включает те, которыми человек может пользоваться, и которыми он наделен от природы или в процессе социализации. Сюда можно включить речь, письменность, изобразительное искусство, музыку и т.д.

– второй уровень предполагают использование некоего технического устройства, обеспечивающего безадресное распространение контента на массовую аудиторию. Сюда включают телевидение, печать (в том числе книгопечатание в самых ранних формах), кинематограф и т.д.

– третий уровень представляют собой как раз мультимедийные формы, которые при помощи цифрового воспроизведения объединяют производителей контента первого уровня с аналогичными институциями второго уровня. Интерактивность на этом уровне проявляется в том, что потребитель информации становится ее активным пользователем и даже производителем – он получает возможность реагировать на нее, обсуждать ее, голосовать и т.д. Если такая интерактивность долгое время в традиционных СМИ считалась необязательной, и была ограничена отправкой писем в редакцию (тут можно вспомнить российский закон «О СМИ»[69], согласно статье 42 которого сотрудник редакции может не задумываясь выбросить в корзину любое письмо читателей) и участием в редких интерактивных шоу по технологии «звонок в студию», то сегодня при помощи мультимедийных платформ количество способов взаимодействия аудитории и СМИ увеличивается существенным образом.

При этом данные можно сослаться на классификацию Клауса Бруна Йенсена из Университета Копенгагена: «Термин «интерактивность» характеризует три разных процесса, которые связаны с разными направлениями взаимодействия трех элементов: человека, производителей контента и общества: «человек – медиа», «человек – общество», «медиа – общество». То есть, интерактивность первого типа относится к взаимодействию человека и «медиума» (компьютера) и характеризует интерфейс; интерактивность второго типа относится к взаимодействию «медиума» и общества; наконец, интерактивность третьего типа показывает, каким образом при помощи «медиума» осуществляется связь человека с обществом. Теперь рассмотрим, что такая «триада» обозначает в практике СМИ.

Интерактивность первого типа относится к понятию интерфейса, то есть технического способа взаимодействия человека и машины. В этом случае подразумевается новый способ взаимодействия СМИ и пользователя. Мультимедийные СМИ в этом смысле расширяют традиционный способ взаимодействия пользователя и «медиума» за счет следующих инструментов: Новый способ чтения, предполагающий облегченное «пролистывание» новостей, быстрое перемещение между новостями, комментариями, рубриками, быстрое попадание к уточняющим или иным элементам. Все это достигается за счет гипертекстовых ссылок.

Появляется также возможность кастомизация информационных услуг, то есть возможность настроить интерфейс под себя и выбрать интересующее содержание. Сюда относится RSS и подкаст как возможность скачать на мобильное устройство определенный контент, настройки конкретных лент новостей (по тематике) с тем, чтобы они отражались в первую очередь, возможность подписаться на новости по теме, выбрать свой регион (в том числе и в автоматическом режиме благодаря IP своего компьютера или использованию более сложной технологии типа GPS- или ГЛОНАСС-ориентации) для отображения информации о погоде или ситуации на дороге. Многие современные мультимедийные СМИ позволяют на основе пароля и логина получить доступ к структурированной «под себя» информации, личному архиву из статей и видео данного СМИ. Этот архив, однако, хранится на сервере самой новостной редакции или в перспективе будет вынесен в «облачные сферы» рассматриваемой редакции.

Интерактивность второго типа предполагает наличие некоей связи между СМИ и обществом. При этом подразумевается некая степень участия общества в формировании контента СМИ. К этому типу интерактивности можно отнести создание при информационных редакциях пула общественных экспертов из числа аудитории и обращение к ним за комментариями, создание интерактивных форматов передач с участием, например, клуба привилегированных слушателей (активно используется радиостанцией «Эхо Москвы»).

Тут может быть полезен и UGC, то есть контент, созданный самими пользователями. Многие традиционные СМИ уже сегодня перешли на публикацию фотографий, сделанных самими пользователями на их мобильные телефоны, а РИА «Новости» или телеканал «Вести» создали отдельные UGC-сервисы. В первом случае – «Ты репортер», во втором – «Мобильный репортер».

Здесь же находится и сервис предоставления пользователям возможности оставить комментарий, который сразу же становится общедоступным, за счет чего массовая коммуникация как бы сливается с индивидуализированной. Или формирование контента самими пользователями. В качестве примера можно назвать Интернет-ресурс Digg.com, в котором пользователи могут сами размещать свои новости, а на основе результатов голосований по этим новостям происходит их размещение в иерархии новостей (в «топе» или ближе к концу). К сожалению, российская практика показывает противоположный пример. Наш аналогично работающий Интернет-сервис News4you.ru «Открытые новости» проработал меньше года. Можно надеяться, что общественно-политическому интернет-СМИ «Паблик пост», создаваемому «Интерфаксом» Сбербанком России и радиостанцией «Эхо Москвы» повезет больше, тем более, что его главным редактором назначена Наргиз Асадова.

Интерактивность третьего типа создает на основе интерактивной медиасреды постоянной связи между индивидом и обществом. К такому виду интерактивности можно отнести создание сообществ на основе взаимодействия пользователей в интерактивных онлайновых средах (например, форумы, блоги), участие пользователей в голосованиях, сочетание простого общения с социальными сетями.

Различные сочетания таких интерактивных форматов дают возможность интернет-сайтам традиционных СМИ превращаться, во-первых, в площадки для обсуждений, во-вторых, в обычные информационные ресурсы, в-третьих, в социальные сети, в-четвертых, в прекрасный способ формирования и дополнения содержания традиционных СМИ.

Современная ситуация, когда «война форматов» далека от завершения, пользователь может выбрать разные модели пользования мультимедийностью и интерактивностью. Но как бы то ни было, существенное изменение условий работы СМИ и журналистов – налицо. Но это не смерть журналистики. Это, в полном соответствии с системными правилами, рождение новой журналистики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.