Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ формообразующей деятельности журналистов 1 страница




Информационные кампании с точки зрения теории системы

Параграф третий

 

Информационные кампании повышают социальный статус системы – объекта воздействия. Самым наглядным примером являются различного рода рекламные кампании, в которых наиболее наглядным образом выражается мысль, что применение в практической деятельности информационной посылки неминуемо приведет к резкому повышению, например, социального статуса аудитории.

Они, по словам И.М. Дзялошинского[139], должны быть целенаправленными. В этой связи выделяют просветительские, пропагандистские, мобилизационные (они же программирующие) кампании.

Этот же автор выделяет следующие уровни задач, решаемых в ходе информационных кампаний. Прежде всего, распространение информации среди целевой аудитории. На этом этапе в общество вбрасываются исходные данные, необходимые для последующего восприятия более сложных знаний. Например, при разворачивании антитабачной кампании необходимо провести широкую разъяснительную работу по рассказу о вреде курения. У первого этапа есть четко отслеживаемые результаты. Они выражаются в освоении неких знаний.

Следующим этапом становится создание стереотипов отношений и поведения или изменение уже сложившихся. Наибольшее число уровней задач у мобилизационных кампаний, что обосновывается необходимостью изменения не просто некоторого оперативного поведения аудитории при исполнении некоей разовой акции, а всего комплекса поведенческих и мыслительных стереотипов. Результатом таких кампаний должно стать создание нового типа поведения, участия в жизни и деятельности требуемой социальной группы и введение аудитории в каналы социальной коммуникации социальных групп.

Как говорит И.М. Дзялошинский[140], информационные кампании ориентируются на достаточно большие аудитории. С этой точки зрения кампании принято подразделять на массовые, специализированные и узкогрупповые. Развитие позитивных информационных кампаний должно привести к созданию по-настоящему гражданской журналистики. По крайней мере, на это следует надеяться.


Глава шестая

 

На уровне формообразующей деятельности в нашей системе редакции находятся руководители отделов и служб (департаментов). Их ключевыми обязанностями является осуществление множества всевозможных управляющих действий. Среди них:

– обеспечение отбора и профессионального роста сотрудников редакции, работа с внештатными авторами,

– реализация информационной политики издания в виде организации структурированного потока разнообразных по объему и жанрам текстов,

– подготовка авторских текстов к публикации путем приведения их соответствие с редакционными требованиями и характеристиками каналов распространения.

Остановимся подробнее на текстовой деятельности. Для нее характерны следующие принципы[141]:

Принцип новизны является ключевым принципом новостей. Принципиальным вопросом здесь является само по себе понятие события. Главной сложностью принципа новизны является тот факт, что не существует универсального понятия такой новизны: есть новости субъективные, когда то, что будет являться новостью для одного сообщества, не будет таковой для другого. Может быть новость и объективная, когда она носит всеобъемлющий характер.

Принцип релевантности предполагает, что приоритетность размещения новостей в выпуске новостей на телевидении, на газетной полосе и т.д. зависит от значимости этих новостей. Они также индивидуальные и зависят от аудитории, на которую СМИ ориентируется, а также от собственных представлений редакторского коллектива о значимости того или иного события.

Принцип оперативности предполагает, что новость должна быть доставлена в редакцию как можно быстрее. Предполагается, что аудитория имеет определенную сформированную приверженность конкретной газете или определенным новостям на данном канале и смотрит каждый день эти новости или читает каждый день эту газету. Ошибок в этом деле аудитория не прощает и после нескольких проколов у читателя сформируется разочарование в торговой марке этой газеты, и он может переключиться на другое издание или перестанет читать газеты вовсе. Именно поэтому, например, в газете «Коммерсант» за пропущенные события журналисты немедленно увольняются за несоответствие профессиональным требованиям. Вместе с тем, при жестком исполнении данного принципа видим, что целевая аудитория СМИ начинает подстраивать свой график жизни и деятельности под сроки выхода средства массовой информации и начинает целиком от него зависеть в вопросах выработки точки зрения по тому или иному вопросу.

Принцип условности, состоит в том, что в силу ограниченности формата, объема или хронометража новости средств массовой информации не в состоянии передать все нюансы реальной информации. Из этого принципа вытекает принцип технологической зависимости, суть которого сводится к тому, что у разных СМИ разные выразительные средства, что приводит к тому, что тема, которая легко раскрывается в одних видах СМИ (например, экономика в газете), в других крайне сложно «переваривается» аудиторией. Следовательно, основанием для отсева темы или придания ей меньшего значения может быть несоответствие информационного повода тем выразительным средствам, которыми располагает данный вид СМИ.

Принцип объективности предполагает не абсолютную объективность, но постоянное дополнение темы новыми деталями, последующими публикациями, постоянный поиск полярных и неординарных мнений. В этом смысле, как пишут Билл Ковач и Том Розенстил[142], журналистика традиционных новостей представляет собой «перманентное движение к поиску правды». Каждый последующий материал должен предоставлять читателю возможность иначе взглянуть на проблему и таким образом помогать продвинуться на пути к истине. Традиционные новости в журналистике и принципы их создания должны вносить вклад в разностороннее отражение действительности.

Принцип объективности в связи с этим часто синонимичен принципу беспристрастности, то есть отсутствию у создателя журналистского материала желания при создании журналистского материала встать на ту или иную сторону.

Таким образом, можно сказать, что вид СМИ и его выразительные средства это не просто абстрактная форма представления информации, но и по сути формирующий эту информацию элемент, который обуславливает ее понимание и смысл.

Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора определяют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, то есть – жанр[143]. Проблема жанрового разнообразия, адекватности применения жанров для тех или иных журналистских материалов является весьма серьезной и до сих пор не нашедшей своего теоретического решения задачей[144].

Классики российской теории журналистики считают, что жанры бывают разные. По Л.Е.Кройчику[145], жанр это особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная. Автор различает пять групп жанров:

оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях,

оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты,

исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарии, рецензии,

исследовательские – статьи, письма, обозрения,

исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, памфлет.

А.А.Тертычный[146] выделяет следующие жанры:

информационные – заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог;

аналитические – аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз;

художественно-публицистические – очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра.

Коллектив авторов[147] полагает, что жанры бывают такие:

информационные жанры – репортаж (проблемный, познавательный, событийный), интервью (-монолог, -диалог, -полилог, -беседа, -сообщение, -зарисовка), отчет,

аналитические жанры – корреспонденция, статья (передовая, теоретико-популяризаторская, проблемно-публицистическая), публицистический комментарий, рецензии, обозрение.

художественно-публицистические – фельетон и памфлет.

В.В. Ворошилов[148] предлагает свою классификацию. По ней жанры бывают такие:

информационные – новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет;

аналитические – корреспонденция, публицистический комментарий, рецензия, обозрение,

художественно-публицистические – очерк (портретный, проблемный, научно-популярный, путевой), фельетон, памфлет, заметка.

В рамках тройственных концепций существуют и иные классификации[149]. Например, ряд авторов в Интернете сотворили следующий текст «про жанры»[150]: «Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее».

Далее идет рассказ о том, что строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).

Г.В. Лазутина и С.С. Распопова предлагают несколько иную по методологии модель жанров[151]. Они предложили различать жанры новостной, проблемно-аналитической, очерковой, смеховой, культурно-просветительской и интерактивной журналистики. Среди них:

Хроника – факт без подробностей. Это небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка.

Информация – короткая информация, или заметка.

Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа.

Отчет – по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал.

Зарисовка – обобщение фактов и описание обстановки.

Обозрение – важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица.

Более интересно рассмотрение аналитических жанров. Они описываются как широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

Принято замыкать описание групп жанров художественно-публицистическими. В них главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль.

Типичными жанрами данной группы являются:

Очерк, в котором факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение[152].

Есть еще один образец попытки осмысления теории жанров журналистских произведений[153]. Его написала бизнес-вумен от журналистики – Ирина Кобякова – поэтому некоторая энергичность выражений вполне простительна.

Итак, жанр газетной журналистики – это способ и форма производства публикации газетным журналистом: «И все. И не нужно больше ничего выдумывать. Признаться, меня раздражает умничанье создателей некоторых учебников для несчастных студентов. …». Ее классификация жанров газетной журналистики следующая:

Информационные:

– Информация, а также «новость», «информационное собщение», элемент «бегущей строки», «горячей линии»... Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления.

– Заметка. Расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления.

– Корреспонденция. Отличается от заметки большими информативными возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения (детализирование, прогнозирование).

– Репортаж. Изложение актуального фактического материала, полученного с «места происшествия». Рассказчик – непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги.

– Интервью. Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте.

– Комментарий. Объяснение, «расшифровка» сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению.

– Отчет. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая полученную фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц.

– Опрос. Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

– Вопрос-ответ. 1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей (напр., «прямая связь»). 2. «Пинг-понг» – автономно при презентации персон или рассказах об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью.

– Совет. Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом случае это – узкопециализированная информация: «советы садоводам», «наш домашний доктор»...

– Пресс-релиз. «Закулисный жанр», ибо готовится, как правило, PR-журналистом для коллег из общественно-политических СМИ или пециалистов.

– Некролог. Рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

Аналитические жанры в изложении данного автора выглядят следующим образом:

– Отчет. Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет. Принципиальное отличие – в активном восприятии полученной фактуры: сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование.

– Корреспонденция.

– Интервью.

– Беседа.

– Круглый стол. То же самое, что беседа, но в процессе общения участвуют более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы деятельности, но объединенные решением одной или более проблем.

– Комментарий. Призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению.

– Анкета. Позволяет определяет коллективное мнение по тем или иным проблемам, и на основе анализа, дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку.

– Мониторинг. Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов.

– Рейтинг. Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, top-10 и т.д.

– Рецензия. Аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства.

– Статья. Характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей.

– Журналистское расследование. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй.

– Обозрение. Результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ – спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания...

– Прогноз. Попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта.

– Версия. Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

– Эксперимент. Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником...).

– Письмо. Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие).

– Исповедь.

– Рекомендация.

И наконец художественно-публицистические жанры:

– Очерк. Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма. Условия – документальность, фактичность, объективность.

– Фельетон. Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы.

– Памфлет. «Брат» фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи эпитетами.

– Пародия. Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.

– Сатирический комментарий. Сопровождение события и явления (чаще – слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости.

– Житейская история. Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и, мотивы их поступков, часто вычленяющее плохие и хорошие персонажи.

– Легенда. Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах (это не так, но оставим такое утверждение на совести автора).

– Эпитафия. Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от некролога, насыщенный эмоциями, это своего рода «пресс-реквием».

– Анекдот. Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.

– Шутка. Вымысел, служащий развлечению читателей. «Добрый обман», часто используемый журналистами, например, 1 апреля.

– Игра. Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько победителей.

Есть и такая концепция журналистских жанров.

Информационные жанры

Основные жанровые подвиды информации таковы:

Разговорные (словесно – логические) жанры:

а) Новости в дикторском чтении;

б) выступление (в кадре, в газете, у микрофона).

Существенная черта – импровизационность, т.к. в них выражен как факт, так и эмоции мыслящего и сопереживающего человека. Носитель информации – лицо, персоналия во всем ее многообразии. Информация поступает из первых рук, обладая во многом за счет этого эффектом достоверности. Выступление может быть: официальным (оглашение точки зрения государственного или общественного института); организованным (по заранее подготовленному сценарию); текстовым (с заранее подготовленным текстом, что характерно для не только для телевидения, но и любых печатных СМИ); импровизированным (беседа в стиле импровизации); тезисным (выступление по тезисам); иллюстрированным (с заранее подготовленным видеорядом, изображением)

Текстовая информация:

а) Информационное сообщение – краткое некомментированное изложение событий и обстоятельств. Это максимально короткое изложение фабулы событий с точным указанием что, где и когда и при каких обстоятельствах произошло. Характерно для информационных агентств больше, чем для газет. В информационном сообщении важно точно подобрать лексические единицы для адекватного отображения факта, жестко выдерживать композиционное построение и максимально точно следовать фактам. Необходимо избегать выражений «около», «приблизительно», точно излагать цифры и даты. Надо избегать сокращений, по возможности, неупотребительных аббревиатур.

б) информационная заметка – расширенное авторское изложение событий. Для телевидения и радио аналог заметки – информационный сюжет.

в) репортаж – сообщение о событии с участием журналиста, находящегося на месте события. Может быть передано как в момент прохождения события, так и несколько позже. При увеличении разрыва между событием и его передачей, информационность репортажа снижается.

Отличие репортажа от информационного сообщения заключается в единстве места и времени действия. В репортаже место и время действия едины, информационное сообщение включает множество элементов.

В последнее время, по словам О.Р. Самарцева[154], для информационных жанров характерны две тенденции:

• персонификация – более личностный подход к изложению информации на доступных персонифицированных примерах;

• глобализация – более широкий взгляд на раскрываемую проблематику с привлечением сравнений, дополнений, аналогий, с предысторией (например, о террористе, захватившем подводную лодку, и о его семье, мнений соседей о нем и т.п.)

г) официальная информация – имеет, как правило, определенный формальный источник и не подвергается цензуре и редактуре на уровне издания. Допускается ее цитирование с точной ссылкой на источник.

Публицистические (документально-аналитические) жанры

Отличие этих жанров от информационных в доминировании авторского начала. Публицистическое произведение появляется как результат осмысления автором событий, т.е. как материал, где автор имеет большую степень свободы. Жанровые особенности публицистики заключаются в изначальном дуализме (но не противоречии) между свободой творческого поиска и требованием к точности факта. Автор имеет собственное отношение к материалу и может его обобщать, используя необходимые для этого факты из других источников, право на интерпретацию. По сути дела аналитика – это факт пропущенный через личность автора.

Главное отличие публицистики – аналитическое начало. Сопоставление сходных групп фактов позволяет выявлять общее, типизировать деятельность, и исследовать не столько форму ее проявления, сколько скрытую внутреннюю суть. Выводы публициста могут быть весьма обобщающими и неожиданными, он видит суть, предоставляя ее аудитории доказательно и компетентно.

Публицистика синтетична, т.е. имеет дело с информацией синтезированной, возникшей в результате сложного сочетания разрозненных фактов, понимания скрытых тенденций, видения неочевидных процессов. Информация в отличии от публицистики – репрезентативна, она воспроизводит действительность в том виде, в котором была зафиксирована.

Основные жанровые подвиды этой группы жанров:

Комментарий. Характерен для всех СМИ. Это произведение, исследующее данную тему, дополняющее сведения о нем, раскрывающее суть, смысл и содержание, подготовленное наиболее компетентным в этой области специалистом. Смысл комментария – объяснение факта при недостатке информации у аудитории (в силу специфичности проблемы, особой тематики или закрытости).

Анализ (аналитическая статья, аналитическая программа). Произведение всестороннее исследующее ситуацию, группу событий, событий на основании сопоставления фактов и событий, явлений и т.д. анализ имеет дело не столько с самим фактом и самой информацией, сколько с тем синтетичным предметом исследования, который можно назвать – аналитической информацией.

Комментарий дополняет факт, а анализ – прогнозирует. Анализу доступен не только расклад ситуации на составляющие, но и прогнозирование. Выводы аналитика тем более сопоставимы с действительностью, чем более компетентным специалистом он является.

Очерк. Наиболее характерный для публицистики жанр, построен по законам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся: стиль; язык; подбор образов, сравнений и эпитетов; композиция и т.д.

Личность в очерке приобретает особое качество литературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жестким драматургическим законам. Очерк полифоничен – в нем много различных линий. Очерк позволяет достаточно вольно использовать факт для создания образа. Он не требует жесткой связи со временем и местом действия, абсолютной точности в цифрах и датах.

Дискуссия. Отличается диалогичностью, т.е. когда мнение автора не является истиной в последней инстанции, а допускает возможность трансформации как в ходе индивидуального зрительского анализа, так и в очной беседы.

Дискуссия может быть импровизированная и сценарная, т.е. заранее выстроенная. Современная журналистика отличается диалогичностью. Диалогичность – это способ подачи материала, при котором установки и положения, приводимые в качестве аргумента, не являются косными и застывшими, а дают повод для размышления и последующего диалога, пусть даже внутреннего.

Монологический характер журналистики свойственен тоталитарным системам, рекламе и никаких трактовок при этом не допускается.

Диалогичность, характерная для современного стиля журналистики, достигается с помощью интерактивных методик, особой доверительной манеры ведения разговора. Диалог со СМИ в условиях новых технологий может вестись непрерывно и непосредственно, будучи обеспечен интерактивными методиками.

Обозрение (ревю). Материал обозрения – группа однородных событий политических, экономических, культурных, научных, производственных. Это могут быть также нескольких связанных между собой тематических групп (экономика – политика, производство – культура). Основываясь на фактическом материале, используя определенные критерии отбора, обозрение выстраивает разрозненные факты в определенной последовательности, выявляет существенное и приводит оценку событий, результирующий вывод из группы фактов.

Обозрение – это один из видов публицистики, которая имеет дело с группой фактов. Сравнивая обозрение с комментарием можно сказать, что комментарий – это объяснение содержания и смысла факта или группы фактов, а обозрение – это группировка фактов, нахождение связи между ними.

Беседа (ток-шоу). Беседа – это жанр, предусматривающий беседу автора со зрителем, с гостем, с аудиторией. Характерная и для печатных, и для электронных СМИ, беседа, как жанр, склоняется в сторону последних, в особенности телевидения.

Принципиально важное значение в беседе играет личность героя, т.е. центральной фигуры, которая является источником информации. Однако, важна и личность ведущего, т.к. неравноценность этих двух фигур, сторон общения приводит к ухудшению восприятия.

Американская концепция ток-шоу предусматривает несколько форм подачи беседы:

1. Один на один (в России – «Час пик», «Герой дня»);

2. Аудиторные ток-шоу (в России – «Акуна Матата», «Моя семья», «Про это»). Ток-шоу бывают с участием экспертов, с анонимным опросом, с полярными участниками. Беседа может носить характер свободный, импровизированный и сценарно заготовленный. Но во всех случаях принципиально важную роль играет эмоциональная составляющая.

Интервью. Интервью – это разновидность беседы, при котором есть две стороны интервьюер и интервьюируемый, беседа проходит по определенному плану, решает определенные заранее поставленные задачи.

Интервью затрагивает наиболее острые темы и может являться материалом, включенную в композицию другого материала. Интервью предусматривает большую степень готовности корреспондента к беседе, знание темы, умение психологически точно строить последовательность диалога для максимального раскрытия темы. В отличии от беседы, интервьюер в этом жанре внешне играет вспомогательную функцию, т.е. он лишь проводник, который позволяет узнать информацию. Чем меньше интервьюера на кадре и на странице, тем лучше.

Некоторые исследователи теории журналистики также выделяют и художественные жанры. Они позволяют автору строить материал с минимальным соотнесением его с реальными событиями и фактами, во многом на основании собственного образного восприятия автора, утверждает, например, О.Р. Самарцев[155]. Он же приводит часто используемую в различных произведениях метафору Александра Дюма, о том, что факт в художественном творчестве «гвоздь, на который художник вешает свою картину», уточняя, что то что безоговорочно относится к художественной литературе, для журналистики справедливо лишь отчасти: «В отношении факта в художественной журналистике следует пользоваться правилом, которое позволяет достаточно вольно его трактовать и интерпретировать, но не подменять другим или, тем более, не выдумывать несуществующие. Факт, взятый за основу художественного произведения, не может быть вырван из контекста или перенесен в иной контекст, искажающий его значение и суть[156]».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.