Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ формообразующей деятельности журналистов 3 страница




Лучше всего данный процесс можно наблюдать с помощью анекдотов.

Рассмотрению подлежали некоторые немецкие анекдоты времен Третьего рейха и советские анекдоты с середины 1960-х годов по настоящее время.

Наиболее характерным для народного юмора является резкое неприятие бессмысленных идеологем, особенно если они употребляются к месту и не к месту. Вот, например:

Адольфу Гитлеру мы обязаны всем здоровым подрастающим поколением. Здоровые крестьяне производят здоровый скот.

Сын спрашивает у отца:

– Папа, у нас уже построен социализм, или будет еще хуже?

Или для современной России:

– А почему вы решили, что когда будет свобода, вас по-прежнему будут кормить?

Резко высмеивает народный юмор просчеты в широко разрекламированных производственных программ:

Хрущев обратился к Кеннеди с просьбой продать зерно. Кеннеди продал, но спросил:

– А когда вы распространите коммунизм по всей Земле – где тогда хлеб покупать будете?

В 1979 году с помпой достойной лучшего применения прошел очередной Пленум ЦК КПСС, посвященный проблемам на железнодорожном транспорте. Все газеты были забиты материалами о совершенствовании работы МПС. Народный юмор тут же уловил суть проблемы:

Едут в одном вагоне Сталин, Хрущев и Брежнев. Вдруг поезд остановился – рельсы кончились. Выходит из вагона Сталин:

– Гдэ началник дороги? Расстрэлят!

Потом ткнул пальцем в какого-то парнишку:

– Тепер ты началник дороги. Строй!

Едут дальше. Вдруг опять стоп, опять рельсы кончились. Выходит из вагона Хрущев:

– Ну-ка, к едрене фене, берем рельсы с конца и переносим вперед.

Едут дальше. Опять рельсы кончились. Выходит Брежнев:

– Значит так, дорогие товарищи. Вот вы берете в руки веточки с листьями и бегаете вдоль вагона, а вот вы раскачиваете вагон и громко кричите: Тук-тук, тук-тук, тук-тук!

Достаточно характерным для анекдота является использование омофонов, то есть, различных по смыслу слов, звучащих примерно одинаково.

Встречаются два врача-психиатра. Одни говорит:

– Хайль, Гитлер!

Другой отвечает:

– Лечи его сам!

На заседании Политбюро Брежнев тихо дремал, вдруг встрепенулся:

– Идея.

Все к нему:

– А, что? Какая идея? Что пришло в вашу гениальную голову?

А Брежнев и говорит:

– Мы вот тут посовещались и спрашиваем: И где я?

Народный юмор очень четко и грубо отслеживает самые уязвимые точки господствующих кумиров.

Почему это фюрер всегда держит фуражку ниже живота? Это он заботится о последнем безработном.

Брежнев выступает на Политбюро:

– У нас процветает грубость и неуважение к человеку. Вчера, когда мы хоронили товарища... Кстати, где он? Когда же заиграла музыка, только я один догадался пригласить даму на танец.

Несмываемым черным пятном на российской журналистике будет лежать печать написания за «дорогого и уважаемого генсека» трилогии «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». Народный юмор отреагировал на непристойную возню вокруг этих произведений таким образом.

По прямому проводу Сталин звонит на фронт Жукову, а телефонист ему и отвечает:

– Извините, товарищ Верховный Главнокомандующий, но маршал Жуков сейчас советуется с полковником Брежневым по поводу предстоящей войсковой операции.

Немецкий народный юмор также прошелся по полководческим талантам своего «отца нации»:

– В чем разница между Адольфом Гитлером и солнцем. Солнце на востоке всходит, а Гитлер на востоке закатится.

– Фольксшурмисты в возрасте от 50 до 60 лет могут быть освобождены от службы, если они представят справки, что их отцы находятся на фронте.

– По кладбищу идут с лопатами двое мужчин. Какой-то старик кричит им вслед: «Вы что, хотите откопать замену для фольксштурма?»

Никогда и никому не удавалось и не удастся обмануть народ по поводу истинных основ того или иного строя, его квинтэссенции.

Для гитлеровской Германии это выразилось в ставшем крылатом выражении:

– Наполеон жалуется: ах, как жаль, что у меня не было доктора Геббельса. Франция никогда бы не узнала о моем проигрыше в войне с русскими.

Для эпохи Хрущева эта ключевая фраза звучала уже так:

– Ну что, будем сеять кукурузу, или будем сажать?

– Нет, лучше сеять!

Для эпохи Брежнева:

– Хорошо работаешь, на БАМ пошлем!

Для новых русских времен:

Новый русский на очередном банкете спит, уткнувшись в тарелочку с черной икрой. Его приятель поднимает его голову и спрашивает:

– Как жизнь, Вася?

– Удалась, – произнес тот и снова уткнулся лицом в тарелочку с икрой.

Так же и появление новых действующих лиц в истории России, т.н. «новых русских», которых журналисты кинулись во все лады расхваливать, как людей, способных вдохнуть новые силы в слабеющую российскую экономику, было рассмотрено народом, что называется, под лупой, и появились анекдоты-диагнозы умственных, деловых и культурных способностей «новых русских».

Новый русский рассказывает о своем бизнесе:

– А чё! Я конкретно закупаю в Германии цистерну пива на тысячу баксов. Гоню ее сюда. А здесь продаю за три тысячи баксов. Вот на эти два процента я и живу.

Купил новый русский «шестисотый». Через неделю приходит и покупает еще один. Потом еще через неделю еще один. Ошарашенные продавцы его спрашивают:

– Что с автомобилями?

– Да там пепельницы маленькие. Засоряются быстро.

Новый русский приценивается к иномарке. Продавец расхваливает машину:

– Такой комфорт, сплошная автоматика, по дороге идет как ласточка.

– А скорость?

– Ну вот если прямо сейчас вы поедете в Санкт-Петербург, то будете там в четыре утра.

– Не, братан, не пойдет.

– Как, почему?

– Ну ты сам чисто конкретно подумай. Ну и на фига мне Санкт-Петербург в четыре утра?

Выходит новый русский из Эрмитажа. Его спрашивают:

– Ну, как?

– Братаны, все конкретно по понятиям. Бедненько, но чисто.

В то же время видим, что народ, сколь бы не старались журналисты, очень четко различает истину и ложь, клевету и обман, героизм и самоотречение. Ведь сколько ни пытались журналисты, например, «Аргументов и фактов» опорочить подвиг Зои Космодемьянской, ничего у них не получилось. А усилий было приложено очень много. Сначала речь шла о том, что не было никакой Зои Космодемьянской, а были фанатики-комсомольцы, и их групповые диверсии и были вознаграждены в лице одной девушки. Затем, речь пошла о том, что выбор Зои Космодемьянской случаен, поскольку, мол, не производилось правильного опознания мертвой диверсантки «Тани». Затем, Зою Космодемьянскую представили сумасшедшей девицей. Усилия журналистов по дискредитации народной героини пропали даром. А вот огромное количество демократов первой волны стали героями злейших анекдотов и с их репутацией было покончено.

Зато избирательная кампания 2011 г. дала немало анекдотов на тему неуклюжести партий в общении с народом.

Звонок в дверь.

- Мы из «Яблока»!

- Черви, что ли?

Таким образом, анекдоты можно рассматривать как независимый и объективный метод социального контроля работы государственных, экономических и социальных институтов, компетентности, полноты и оперативности массово-информационной деятельности пресс-служб высших правительственных чиновников и наиболее выдающихся политиков. И роль этого жанра в условиях журналистики 3.0 будет только возрастать, хотя искусству писать анекдоты надо специально учить будущих журналистов без всяких оснований ожидать, что этим жанром смогут овладеть хотя бы пять-шесть студентов из всего курса.

Синтетическими жанрами, совмещающими в себе как информационную и аналитическую составляющие, так и художественно-публицистические черты являются следующие:

Очерк – считается «королем» художественно-публицистических жанров, но в то же время – один из наиболее трудных. При его подготовке мало, например, «просто» суметь найти подходящий предмет выступления, успешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в наиболее эффективной форме.

Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода.

Фельетон – в традициях российской журналистики этот жанр – способ осмеяния социального зла через вывернутую из здравого смысла фабулу события.

Памфлет – сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору именно тем самым носителем опасного общественного зла.

Пародии – один из древнейших жанров, имеющий многовековые традиции. Предметом пародии в журналистике выступают самые разные явления. Это могут быть действия общественных, государственных деятелей, политиков, какие-то народные традиции, творческая манера каких-либо артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных личностей и т.д. Основные методы жанра – гипербола, гротеск, литота, ирония. Гипербола используется обычно для преувеличения каких-то незначительных, но характерных для пародируемой личности черт.

Сатирический комментарий – доминирующим признаком данного жанра является ярко выраженная целевая установка автора – высмеять тот социальный феномен, который привлек внимание и который, по мнению автора, мешает развитию нашего общества.

Житейская история – с помощью этого жанра описываются некие эпизоды из жизни людей, их поступки, различные ситуации, коллизии, т.е. все то, что может быть обозначено как «бытие человека».

Легенда – тексты этого жанра – почти всегда главный (реальный или «домышленный») факт, на который опирается легенда, представляет собой некую не разгаданную тайну. В центре ее часто стоит герой (или герои), попавший в трагическую ситуацию и, как правило, погибший в результате сложившихся обстоятельств, но чем-то постоянно напоминающий о себе живым людям.

Эпиграф – небольшие (обычно в несколько строк) тексты, которыми открываются некоторые художественные, научные произведения.

Эпитафия – посвящается личности умершего человека. Но в отличие от некролога, в котором превалирует информационное начало, эпитафия выступает как напоминание о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте.

Шутка – предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации.

Игра – один из тех жанров, которые реализуют потребность аудитории в релаксации и развлечении.

Жанровое и тематическое разнообразие в мультимедийной конвергентной журналистике определяется как разносторонней природой создаваемой и распространяемой информации, так и техническими характеристиками средств и способов ее распространения.

Например, для СМИ, существующих в сетях мобильной связи, есть три пути распространения информации: SMS, MMS и мобильная электронная почта.

SMS-сообщение потому так и называется (Short Media Sending – короткое сообщение), что имеет очень точные и конкретные ограничения по объему пересылаемой текстовой информации: по объему текста не более 1.500 знаков в одном тексте, длинные сообщения автоматически разбиваются на более мелкие величиной не более 160 знаков, пересылаемых затем автоматически в произвольном порядке, написание текста в латинице (для нерусифицированных аппаратов), так и в силу четко установленной абонентом тематики и стиля подачи информации (при подписке).

Это все является крайне жесткими ограничителем, как по объему распространяемой информации, так и по ее жанровому разнообразию.

Мультимедийные MMS-сообщения дают гораздо больший простор корреспонденту. Появляется возможность передачи как текстового, та и аудио-, и даже видео-сообщения объемом до 300 килобайт, причем, и наиболее технически сложные аудио– и видео-сообщения как раз являются наиболее простыми для пользователя (корреспондента), поскольку для их создания нужно лишь в определенном порядке нажать на три-четыре кнопочки мобильного телефона.

Мобильный E-mail не имеет серьезных ограничений, кроме финансовых.

В итоге, у такого СМИ появляется возможность передачи практически всех новостийных сообщений (репортажей с места события) и даже аналитических статей с графикой (диаграммами, рисунками и т.д.).

Все вместе позволяет говорить, что SMS-, MMS-сообщения и мобильный E-mail могут успешно взаимно дополнять друг друга при освещении неких событий. На SMS-канал может возлагаться роль передачи различного рода анонсов о предстоящем событии и первой, совершенно оперативной эксклюзивной информации о том, что произошло некое важное событие – «новость одной строкой». MMS-сообщение даст подробную информацию о том, что же, собственно, случилось, как это все произошло, почему, и к чему все это привело. Более того, участники событий, пользуясь каналом передачи MMS-сообщений, могут обменяться между собой и с подоспевшими корреспондентами информационных агентств полученными «картинками» и аудиозаписями с места события.

Все это может выглядеть следующим образом:

Сначала идет предварительный анонс: «220705 Мск Олимпийский рок-концерт Утамурман» (44 знака). Затем, может быть передан развернутый анонс: «220705 1900 мск кз Олимпийский Утамурман прощальный концерт билеты от 100 рублей с пивом не пускают» (98 знаков). В день концерта анонс может выглядеть таким образом: «Кз Олимпийский прощальный концерт Утамурман аншлаг билеты у входа от 500 долларов» (81 знак). В случае обычной на подобных концертах потасовки среди фанатов SMS-сообщение может выглядеть так: «Утамурман драка 1000-1500 милиция собаки скорая» (47 знаков). По завершении концерта в эфир выпускается следующий анонс: «Подробности Утамурман по 050612 для аудио 050613 для видео» (58 знаков). И дальше наступает черед MMS-сообщений с места событий, которые аудитория может самостоятельно заказывать у контент-провайдера.

Соответствующая информация может передаваться и по другим каналам, как с использованием протокола IP, так и по традиционным: бумага, радио, телевидение.

Отсюда выстраивается новая система жанров мобильной журналистики 3.0, которую можно представить следующим образом:

Подоплека и анонсы (сжатые и развернутые) в которых выражаются результаты исследования причин возможного события и указываются его ключевые составляющие элементы, включая и место в цепи событий, приведших к тому, о котором собирается писать наша редакция.

Информационные жанры таких СМИ: информация (лента новостей), развернутая информация (главные новости), репортаж (с места события), статья (описание цели и результатов события), – в которых журналист описывает событие, которое реально произошло.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.