Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДИКАЯ ПЕСНЯ 7 страница. - Удивительно еще, что с такими дикарями хоть кто - то в мире о чем - то еще мог хоть иногда серьезно говорить




- Удивительно еще, что с такими дикарями хоть кто - то в мире о чем - то еще мог хоть иногда серьезно говорить. - заметил Ли. - Ну ведь и не все у них, наверное, такое вот кондовое? В конце - концов, во все века и времена есть еще и эстрадная песня, и юмор. Ведь даже во времена испанской инквизиции в Испании, к примеру, люди веселились и шутили, пели песни, отдыхали от трудов, был в конце концов театр... - добавил старший лейтенант.

* * *

Неожиданно его слова прервала какая - то старая песня. И мужской, мурлыкающий, баритон, как - бы убаюкивая слушателей на ласковых волнах стал качать мелодию...

 

- Затихает Москва, стали синими дали.

Ярче светят кремлевских рубинов лучи.

День прошел стороной. Вы, наверно, устали,

Дорогие мои москвичи?

 

- Можно песню окончить простыми словами,

Если эти простые слова горячи... - нежненько сюсюкающим придыханием заворковал ему в ответ приторный, женский голосок.

 

- Синей дымкой окутаны стройные зданья,

Ярче блещут кремлевских рубинов лучи.

День прошел стороной, скоро ночь

До свиданья, дорогие мои москвичи!

 

- Ну, что сказать Вам, москвичи, на прощанье?

Чем наградить мне Вас за вниманье? - До свиданья, дорогие москвичи.

Доброй ночи! Доброй Вам ночи, вспоминайте нас!.. - дружненько досюсюкивали свою пошловато - следенькую, песенку певица и певец, только не выводя при этом - Мяу - мяу - мяу... - словно два мартовских кота на весенней крыше.

- Ну, и как Вам этот кошачий концерт? - спросил у Ли повеселевший Джон Картер: - Не слишком много сахара на стакан русского чая положили нам большевики?

- Да уж... - только и сказал ему в ответ тогда Ли Мань.

Потом они еще чуть пошелестели старыми газетами.

- Смотри, Ли! - тянул товарища за рукав Джон Картер - Нет, ты читай! Читай! - водил он пальцем по строкам и возбужденно при этом рычал, изображая тем перед Ли всю былую ярость большевизма: - ПРАВДА... 28 января 1949 года... Тут статейка - ОБ ОДНОЙ АНТИПАРТИЙНОЙ ГРУППЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ. И в ней - тут такие вот перлы, как "последыши буржуазного эстетства", которые "утратили свою ответственность перед народом; являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма; они мешают развитию советской литературы, тормозят ее движение вперед. Им чуждо чувство национальной гордости." И еще - продолжал читать майор Джон: - "Эти критики пытаются дискредитировать передовые явления нашей литературы и искусства, яростно обрушиваясь на патриотические, политически целеустремленные произведения под предлогом их якобы художественного несовершенства"... - поднял снова палец вверх Джон Картер: - А еще эти критики борются "против стремления изобразить полный, всепобеждающий характер советского человека."

- Это еще что! - тут - же парировал Ли: - Вот в январском выступлении товарища Андрея Жданова на совещании деятелей современной музыки от того - же сорок восьмого года на эту тему просто так и говорилось: - "Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает... потерять свое лицо, стать безродным космополитом."

- Интересно, кем - бы числились сейчас ты - китаец, и я - американец, и Сафронов - русский, да и другие члены нашей станции по формулировкам Жданова? Тоже "безродными космополитами", или как?

- Скорее уж, "безземельными космонавтами"! - невесело съязвил Ли Мань и тяжелое и скорбное молчание воцарилось между ними.

* * *

Просмотрели беглым взглядом заголовки пары - тройки желтых, тертых, обгоревших, стареньких газет. И снова перед Ли и Джоном потекли заголовки со знакомым уже словом - "КОСМОПОЛИТ".

- ПРАВДА от 16 февраля 1949 года... Н. Грибачев... ПРОТИВ КОСМОПОЛИТИЗМА И ФОРМАЛИЗМА В ПОЭЗИИ... и

- ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА от 18 февраля... БЕЗРОДНЫЕ КОСМОПОЛИТЫ В ГИТТИСЕ... и

- КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ от 20 февраля... Т. Хренников... БУРЖУАЗНЫЕ КОСМОПОЛИТЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКЕ... - а там вой и крик: - "У нас еще слабо осуществляется контроль над музыкой, звучащей в клубах, кино и других общественных местах..."

- И снова - ПРАВДА - 26 и 27 февраля... ДО КОНЦА РАЗОБЛАЧИТЬ КОСМОПОЛИТОВ - АНТИПАТРИОТОВ (на собрании московских драматургов и критиков)... и снова

- ПРАВДА от 3 марта 1949 года... И. Большаков... РАЗГРОМИТЬ БУРЖУАЗНЫЙ КОСМОПОЛИТИЗМ В КИНОИСКУССТВЕ... а там - "Капиталистический мир уже давно миновал свой зенит и судорожно катится вниз, в то время как страна социализма, полная мощи и творческих сил, круто идет по восходящей..." - прочитал Джон Картер вслух и глубоко задумался.

- "Круто шли" и всем ломали шеи! - подытожил только - что услышанное Ли.

* * *

- Бог с ней, с поэзией! И с политикою - тоже! Но вот изобразительное - то искусство? Как оно? Ведь даже и в средневековье, несмотря на инквизицию, чуму и религиозные войны - были Джотто ди Бондоне и Леонардо да Винчи, и Санти Рафаэль и Альбрехт Дюрер! Ведь не может - же и здесь у них совсем - уж ничего не быть? - засомневался Картер, который был большим любителем старинного изобразительного искусства.

- Сейчас, сейчас посмотрим... - отозвался охотно Ли Мань и приятели схватили пачку старых, пожелтевших и обугленных по краю, расползшихся журналов "Огонек" и принялись просматривать аляповатые, цветные и плохо пропечатанные вкладки с какими - то давно забытыми картинами.

Особенно много было в "Огоньках" картин, изображающих Ваала.

Вот на одной из них божество в торжественной позе стоит в какой - то золоченой, театральной ложе, приложив к сердцу руку. - Ф. Решетников Великая клятва. Речь И В Сталина на Всесоюзном съезде Советов после смерти В И Ленина 26 января 1924 г. 1949 г. - гласила подпись под картинкой.

А вот и тот - же самый бог стоит среди восторженной толпы народу. - П. Васильев Первомайская демонстрация в Тифлисе в 1901 г. В центре - И. В. Сталин 1949 г.

А вот Ваал с улыбкой на устах стоит у стола и читает какой - то листок. - П. Жуков Сталин читает письмо Ленина В И 1903 г. 1948 г.

Вот божество в военной форме стоит над картой у стола и держит правою рукой курительную трубку. - Ф. Решетников Генералиссимус Советского Союза И В Сталин. 1945 г.

Вот он в компании героев и богов рукою водит по какой - то карте на столе. Ваал суров и строг, сосредоточен, добр и мудр. И все боги и герои, нарисованные на картине, с необыкновеннейшей любовью и вниманием, вниманием и радостным восторгом взирают прямо на него. - Д. Набалдян Для счастья народа. Заседание политбюро ЦК ВКП(б). 1949 г. - гласила подпись под картинкой.

- Да тут одна иконография! И все начальственно и сладко! - поморщился Джон Картер. - А где - же просто люди? Где они?

- Сейчас, сейчас отыщем! - сказал Ли Мань и снова распахнул перед Джоном огоньковские вкладыши с картинками, на одной из которых в картинных, напыщенных позах восседали какие - то пестро одетые бабы и девки со снопами колосьев в могучих руках. А к ним с нескрываемым почтением и интересом заботливо склонились бородатые деды, что - то спрашивая молодух. - Ф. Решетников Мичуринцы 1949 г.

На другой встали в застывших, мертвенных, картинных позах какие - то девицы, парни, мужики и старики, празднично одетые и радостные. В руках некоторых были какие - то массивные приборы, напоминающие старинные электросчетчики. На верху над всей честной компанией из огромной рамки на стене в седые, пышные усищи довольно лыбился Ваал. - Г. Меликов Новаторы 1950 г. - гласила надпись под картинкой.

Вот молодая девушка в безобразно - уродливой темно - коричневой форме стоит, как на допросе перед строго на нее смотрящими юнцами и девицами, сидящими за большущим столом, покрытой бархатной, тяжелой скатертью. За спиною девушки улыбается в усы стоящий на тумбочке идол Ваала. Тут - же, подле идола, как понятые при каком - то обыске или другом подобном действии сидят двое - немолодой мужик и баба. - С. Григорьев Прием в комсомол 1952 г. - стояла поясняющая надпись под картиночкой.

- Прямо, как на допросе в полиции! - заметил майор ВВС США - "Комсомол"? А что это за организация была такая? Я что - то про нее не помню... - добавил он смущаясь. - Я вообще учил историю давно, еще в университете. И хорошо учил! И вот - забыл! - хлопнул он себя по широкому лбу. - А Вы не помните, ну хоть немного про этот самый "комсомол", товарищ Ли? - спросил он с улыбкой лейтенанта.

- Ну, вот этот самый "комсомол" - это что - то... - начал говорить Ли Мань - Что - то вроде наших хунвейбинов - тех молодчиков из разных дураков и проходимцев, что во времена "культурной революции" забивали камнями и палками всех несогласных с политикой Мао. А еще они плавили сталь в деревенских печах и воробьев ловили... Вот и в СССР, эти самые так называемые "комсомольцы" вначале состояли сплошь из недалеких юнцов - фанатиков, сражавшихся за Ленина и "новый мир", а потом после его победы в СССР оскорблявшие чувства верующих всех религий России и травившие их в прессе. А еще молодчики из комсомольцев раскулачивали крестьян в деревнях. То есть попросту грабили их и отправляли в трудовые лагеря и каторжную ссылку. А поскольку многие из этих недалеких юношей и девок все - же несмотря на все те мерзости, что им велели сотворить на этом свете искренне верили, что вот прямо - таки завтра на Земле в СССР наступит рай, то государство Сталина никогда не гнушалось заставлять подобного рода дураков и ослов работать на заводах и в колхозах почти - что задарма... Позднее, в те годы, когда пребывание в подобного рода организации в СССР стало строго обязательным для всех молодых парней и девушек, а не членство в ней являлось меткой нелояльности режиму, в рядах комсомола появляется масса обычных, нормальных людей, которым всякие там обещания рая “коммунизма” представлялись смешны просто в силу умственной, нормальной развитости этой молодежи. Но тем не менее все они были вынуждены быть формально членами ВКЛСМ, то есть притворяться и кривить душой, или говоря по – русски – просто “валять дурака”. Ведь коммунисты в СССР фактически всегда отказывали тем, кто был не комсомолец в праве на высшее образование… И так, членство в ВЛКСМ становится для абсолютно подавляющего большинства советской молодежи уже простой формальностью, просто защищающей людей от неудовольствия школьных учителей, преподавателей ВУЗов и техникумов, начальства на работе и вообще разного рода властей... Вот с этого момента фактически и умер комсомол - организация коммунистических фанатиков и доктринеров и его место заняла толпа из циников - чиновников и карьеристов от ВЛКСМ наверху и огромнейшей массы формально подневольных им послушных "пофигистов", которые только из страха перед репрессиями со стороны властей предержащих, которые последуют по добровольному выходу из рядов этой “замечательной” организации, и находились в ней до поры и до времени. И кстати, вся эта бредовая и оскорбительная, грязная "комедия лояльностей" продолжалась в России аж до самого конца девяносто первого года. До последнего мгновения Страны Советов. До последнего времени коммунистической системы – дня и часа распада СССР…

- Да, все это так чудовищно. И вместе с тем так любопытно. И так непохоже на нашу такую нормальную жизнь молодых в США! У нас - заметил Джон - Есть, конечно, скауты. Но они совсем не какие - то фанатики, служащие для проведения в жизнь и быт страны политических придумок и доктрин. И как все - таки они, вот эти самые большевики и коммунисты так меняли психологию людей, что какую - то, пусть и незначительную часть вот этой публики превращали в жестких и жестоких доктринеров и фанатиков "одной идеи"?

- О, для этого у русских коммунистов детей психологически калечили еще с самого раннего детства. - ответил ему старший лейтенант. - Еще в детском саду и в ранней школе учителя и воспитатели долбили в голову ребенку стихи и сказки о добрых вождях - о Ленине и Сталине, и о злодеях - "вредителях", "фашистах" и "врагах народа" и "кулаках", c которыми непременно надо бороться и с которыми, якобы, боролись до последней капли крови разные герои. Характерным примером такого вот "героя" в СССР при Сталине служил мальчик - коммунистический фанатик, донесший к карательные органы на собственного папу за то что этот самый папа в чем - то был виновен перед государством Сталина. А звали юного иуду - Морозов Павлик... В СССР при Сталине существовал настоящий "культ личности" этого доносчика. Сталинская пропаганда и из “иуды” умела сотворить “христа”… А произошло это уже после того, как родные зарубили топором юного мерзавца - Павлика Морозова… Подонок умер. И понеслось – Злодейское убийство! – заорали платные вруны. – Мученик за веру! Святая кровь младенца пролитая злодеями! – витийствовали эти проходимцы. Подумайте, как это эффектно было ими выдумано! Кровавая жертва на алтарь будущего! Кровь, освящающая дело коммунизма! И истерия! Истерия вокруг Павлика… В конце концов, несчастный негодяй - доносчик становится и в самом деле в сознании безумных фанатиков “грядущего, светлого завтра” чем - то вроде самого Христа, пролившего кровь на Голгофе за спасение рода человеческого... Я, конечно, понимаю, что Вам, как христианину, "такое" и слушать противно. Но, простите, такова - уж была их фанатическая и политическая вера...

- Ничего... Продолжайте, Ли. - поморщился Джон Картер. - В конце концов, для понимания погибшей варварской цивилизации мы обязаны узнать их веру досконально. Ведь в конце концов, и грубое язычество несет в себе какой - то отсвет веры в Истинного Бога.

- И так, я продолжу мой рассказ. - продолжал Ли Мань. - Для воспитания юношей и девушек в "вере коммунизма" и был создан комсомол. А до вступления в его ряды совсем еще детей идеологически воспитывали в составе "октябрят" и "пионеров". Это вот такие - же, но только детские организации, призванные воспитать в Стране Советов фанатиков коммунизма и бездумных духовных рабов для Ваала... Вот хотя - бы взгляните на такую характерную картиночку. - тыкнул пальцем лейтенант в иллюстрацию на вкладке "Огонька", на которой была нарисована симпатичная, юная девушка в безобразном, коричневом платье, удавкой белого воротничка сдавливающего красивую, длинную шею. На груди у девицы висел алый галстук, а в руке - была какая - то бумага, по которой она что - то с выражением читала. За спиной девицы располагалась картинка с знакомым, усатым портретом и карта бывшего СССР.

- В. Мариупольская Пионервожатая 1949 г. - прочитал под картинкой майор ВВС США.

Пробежали беглым взглядом черно – белые фото строящихся зданий, чертежей и макетов каких – то чудовищно помпезных, расползшихся огромными крылами и прущими под небеса высоченными шпилями фантастических зданий. – АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОЙ МОСКВЫ – кричала гордо вкладка “Огонька”. Тяжелая огромность портиков и бесконечный лес колонн. Многооконные утюги с напыщенными статуями, стоящими в картинных позах по богатым, мраморным карнизам. Шпили со звездами. Звезды, заплетенные в чугунные решетки. Звезды и серпы, и молоты - россыпями на плафонах богатейших потолков. Серпы и молоты в мозаиках подземных метростанций. И огромнейшие статуи Ваала y подземных алтарей на тех - же станциях…

- И “это” – архитектура Двадцатого века? – недоуменно выдавил Ли Мань – Мне казалось, что стекло, бетон и мощные конструкции были уже тогда признаны, как эталоны современной красоты. А тут одни “торты” и “финтифлюшки”…

- Какое общество – такие и понятия о красоте… - глубокомысленно заметил Джон. – Нелепо от общества тотальной лжи и лести, насилия и ханжества требовать правдивого искусства даже в сфере зодчества. Здания – они ведь точно люди. И там, где принято скрывать свои мысли, чувства и желания, это делают и мертвые дома… Кстати, большинство из этих вот великолепнейших дворцов занимали ведомства, гостиницы и санатории, куда вход для простых советских граждан был просто недоступен. А в помпезные дома с огромными квартирами из большущих комнат и с трехметровой потолочной высотой селили в эти годы, в основном, больших начальников и офицеров МГБ, а еще профессоров и академиков, писателей – проверенных льстецов и надежнейших лгунов - артистов … то есть все эти красоты и блага современной цивилизации в области жизни и быта были не доступны большинству людей даже и в Москве… Между прочим, во многих из этих квартир существовала – КОМНАТА ДЛЯ ПРИСЛУГИ! Или для “домработницы”, как было обозначено на чертежах проектов!.. И еще, ни о каком массовом строительстве дешевого жилья в те годы речь не шла…Кстати, по статистическим данным тех лет, площадь общего жилого помещения на одного жителя столицы СССР не превышала и пяти квадратных метров. Многие из москвичей просто … спали на полу!.. Бараки, общежития, квартиры – “комуналки”, избы – вот характерное жилье простых людей тех послевоенных, тяжких для народа лет…

* * *

Дошелестели старым "Огоньком", признав попутно неплохой одну неброскую картину, изображающую молодую, усталую женщину, только вот присевшую на край окна и стянувшую с лица металлическую, сварочную маску.

- П. Котов Портрет электросварщицы Е К Михеевой 1949 г. Ну, это еще хоть как - то похоже на изображение нормальной жизни. Нет пафоса и моря лжи и лакировки. - задумчиво промолвил Джон. - Хотя посылать девушек на такую мужскую работу - уже и само - то по себе - вполне осознанное варварство.

В груде старых "Огоньков" неожиданно наткнулись на толстый номер древней газеты КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ... Газета Управления пропаганды и агитации Центрального Комитета ВКП(б) № 4 вторник 25 августа 1946 г. Цена 20 коп. со знакомым уже - О журналах "Звезда" и "Ленинград". Из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. - со всеми их известными всем мерзостями и ругательствами Жданова. Торопливо и небрежно пробежали соседний с этой гадостью убогий заголовок - Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б), и на том закончили осмотр большого стенда - ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ НАЧАЛА - СЕРЕДИНЫ 1950 - Х ГОДОВ.

И перешли к витриночке - КИНОИСКУССТВО, под самым заголовком у которой висел огромнейший киноплакат: - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ... Автор сценария и постановки РЕЖИССЕР СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН... В главной роли заслуженный артист РСФСР НИКОЛАЙ ЧЕРКАСОВ... - гласила слева наверху размашистая надпись. И в центре была надпись - ИВАН ГРОЗНЫЙ... За надписью были нарисованы три мужские головы - мужественного мальчика, решительного юноши и злого старичка со страшной, острой бороденкой и недобрым взглядом полубезумных глаз. Производство Алма - Атинской киностудии - шла надпись понизу плакатика. А сбоку от нее синел чуть видно, но весьма отчетливо чернильный, синий оттиск штампика - СНЯТО С ДЕМОНСТРАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЦЕНЗУРНОЙ КОМИССИИ.

Под киноафишею на столике были стопками лежали какие - то журналы. А над ними было что аккуратно напечатано в рамочке на беленьком листке.

- Организаторы выставки приносят извинения, но никакие видеоматериалы на настоящий исторический момент пока не найдены. Считается, что пленки с фильмами тех лет в настоящий момент уже утеряны, и абсолютно безвозвратно. Потому, мы ограничились пока в ходе нашей демонстрации различных артефактов ограничиться одной киноафишей, а также дошедшими до наших дней образцами рекламной продукции. Еще раз просим извинения у зрителей. Организаторы выставки.

Под рамочкой стопками был разложен уцелевший рекламный журнал

- СОВЕТСКИЙ ЭКРАН - прочитал на обложке Ли Мань и потянулся к стопочке за номером. Присоединившийся к нему майор Джон Картер стал листать и разглядывать разваливающиеся, пожелтевшие и кое - где по краю обгоревшие номера журнала.

- 1947... "Адмирал Нахимов" (режиссер В. Пудовкин)... "Подвиг разведчика" (режиссер Б. Барнет) В главной роли - Павел Кадочников. - листал он номер и печально качал головой -..."Золушка" (режиссер Н. Кашеварова) В главных ролях - Эраст Гарин и Янина Жейко - прочитал он подписи под огромной, черно - белой фотографией, на которой была какая - то светлая и неземная, удивительная девушка в огромном, белом платье и рядом с ней стоял смешной, нелепый человек с необычайно грустными глазами.

- А все - таки у них не все так было безнадежно. Вот, смотри... - стал тыкать пальцем в этот пожелтевший лист Джон Картер. - Или хоть вот... - ткнул он в соседнее с ним фото, на котором была какая - то смешная странная, немолодая женщина. - Художественный фильм "Весна" (режиссер Г. Александров)... В главной роли - Фаина Раневская.

Пролистали молча СОВЕТСКИЙ ЭКРАН - 1948 - "Третий удар" (режиссер И. Савченко)... "Молодая гвардия" (режиссер C. Герасимов)…"Повесть о настоящем человеке" (режиссер А. Столпер)... "Русский вопрос" (режиссер М. Ромм)... "Поезд идет на Восток" (режиссер Ю. Райзман)..."Сказание о земле сибирской" (режиссер И. Пырьев). От СОВЕТСКОГО ЭКРАНА за 1949 в живых остался только толстый номерок кинофильма "Сталинградская битва" режиссера В. Петрова со множеством красивых фотографий, почему - то напомнивших друзьям помпезные картиночки со вкладок "Огонька". И сразу бросились в ЭКРАН 1950. А там красивостями и улыбками героев искрится "Падение Берлина" (режиссер М. Чаурели)... и "Кубанские казаки" (режиссер И. Пырьев). И злобно щурится оскалом пузачей с сигарами и стаканами виски "Секретная миссия" Михаила Ромма и "Заговор обреченных" Михаила Калатозова.

Номеров СОВЕТСКОГО ЭКРАНА 1951 - го на столе и вовсе не было. За последний - номерок за 1952 снова ластился картинными красивостями "Незабываемого 1919-го" режиссера Михаила Чаурели.

- И это все? - разочарованно промолвил лейтенант.

- Похоже... - пробурчал Джон Картер. - В те годы в СССР и так кинокартин снимали маловато. А тут еще то, что произошло на планете потом. Ну, "это", то что мы пока не знаем... Война там атомная, или что - то в этом самом роде...

- Печально... - покачал скорбно головой Ли Мань. - И еще. Я тут заметил что чем ближе подходило время к "этому", тем все меньше, меньше, меньше гуманизма что - ли оставалось в этих самых фильмов. Исчезли "золушки" и смешные, добрые старухи вот из этого, из их кино. А вот "врагов с сигарами и виски" и "битв" и "сражений", "военных тайн" и "подвигов разведчиков" - все больше, больше, больше...

- Похоже, что они готовили народ к войне. Психологически... - сказал Джон задумчиво. - Вот потому все так и получилось.

* * *

Недолго постояли у небольшого стендика - ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ, ИХ ЭКВИВАЛЕНТЫ И ДРУГИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, на котором под стеклом были выложены разноцветные бумажки. Синие - нарисованным шахтером, держащим на плечах механический, отбойный молоток и надписями - Пять рублей, и зеленые - с двумя молодцеватыми солдатами с винтовками - номиналом в Три рубля.

Сбоку от шахтеров и солдат колосился хлебом, обвивался лентой с Пролетариями всех стран - соединяйтесь! и с скрещенными молотом с серпом, висящими над самой Африкой - советским гербом.

- Государственный казначейский билет СССР... 611319 гУ - гласила на одной такой купюре надпись, расположенная поверху зелененькой бумажки. И дальше - огроменно - Три рубля. А под этой надписью уже и мелко, и слегка заметно так, что прямо можно и глаза сломать, бежали строчечки: - Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза ССР и обязательны к приему на всей территории СССР во все платежи для всех учреждений и по номинальной стоимости. - хвасталась та надпись. - 611319 гУ... 1949 - доползала, наконец, она до краишка.

Тут - же за стеклом были и еще какие - то красивые, белесые бумажки. Тоже с гербом и красиво нарисованными ниже высотными зданиями и комбайнами на обильно колосящихся полях, плотиной гидростанции и многотрубным, дымящим заводом.

- № 131235... № 11... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЕМ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР. Выпуск 1952 года - гласила надпись на красивой, плотной, беленькой бумажке. - Облигация на сумму - ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ... № 11... № 131235

- Это что? Такие деньги или акции? - спросил у Джона Ли.

- Что ты, парень? Какие акции в СССР при Сталине? - довольно хмыкнул Джон, для которого теперь пришел вот его "звездный час" блеснуть знаниями и интеллектом перед китайцем Ли, который вот так хорошо рассказал про "комсомол", но кое - что и он, оказывается, совсем не знает. - Это ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЕМ и облигации - читай вот сам! - ткнул в стекло стендика Джон Картер. - Вот такие никому не нужные бумажки выдавали после окончания Великой войны трудящимся в Стране Советов вместо заработной платы, иногда до половины месячного заработка. Но продать свободно банку их тогда в Союзе было невозможно, а в качестве платежных средств эти самые бумажки никто нигде не брал. Государство, выпуская их и насильственно суя их населению вместо денег обещало "все вернуть" по номиналу той порой, когда "восстановят разрушенное Великою Отечественной войной народное хозяйство СССР", покупая их обратно через банк... Так в СССР и "возвращали людям долг" от "периода культа" и до последних для Советского Союза уже последних, "горбачевских" дней. Так товарищ Стали не давал трудящимся жиреть при "культе", обрекая очень многих на позорнейшую бедность даже и при чисто номинальной, нормальной зарплате. А после... - продолжал майор рассказывать - Уже в конце восьмидесятых, товарищ Горбачев возвращал за них уже порядком обесцененные деньги за какие - то проценты от их старой, номинальной стоимости. Вот такой финансовый обман народа.

- Да, невесело... - заметил Ли Мань, и два друга перешли к стендам под заголовком - ЮМОР И САТИРА, на столах подле которого цветною грудою лежали журналы "Крокодил", над ними в застекленных рамочках висели разные веселые рисуночки - карикатуры.

* * *

На одном таком рисуночке был изображен какой - то безобразно - толстый человек в военной форме, черепом и скрещенными косточками на высоченной фуражке и с петлею вместо аксельбанта. Перед человеком горками лежал разные монеты. Ниже нарисованного на картинке располагалась надпись: - Ю. Ганф. "Иуда Тито. Коллекция монет. В ней помимо 30 сребренников имеется большое количество долларов."

- А вот и наш знакомый - югославский лидер Тито! - усмехнулся Джон и даже подмигнул нарисованному толстопузому вояке на рисунке, словно старому знакомому.

На второй картиночке какие - то сухие, старческие руки в кольцах и перстнях держали над открытою посылочной коробкой картонный поддон, на который были сложены разные банки с разнообразным съестным, в то время, как на дне коробки сидели разные субъекты весьма уголовного вида, вооруженные при этом до зубов. У некоторых этих типов были нарукавные повязки с нацистской свастикой. На боку посылочного ящика была надпись - Made in USA и нарисован герб Соединенных Штатов.

- Ю. Ганф "Американская посылка с двойным дном" - орала как - бы под картиночкой большая надпись. А маленькая надпись на верху шептала вкрадчиво и доверительно: - Американские оккупационные власти под видом оказания продовольственной помощи Восточному Берлину не прекращают попытки спровоцировать в провокационных целях фашистских наймитов и уголовные элементы.

На третьем рисуночке были изображены три безобразно толстых господина в коричневых рубахах и штанах, и в беретах и пилотках с надписями USA. Вся троица носила черные очки и нагло курила сигары. При этом нарисованные на картинке господа обряжали большую черную бомбу с огромной надпись US. При том один из нарисованных господ натягивал на бомбу голову белой голубки. Второй - приделывал ей ножки. А третий господин втыкал в стабилизатор бомбы перья хвоста.

- ХОТЬ МАСКИРУЮТ И ХИТРО, НЕ СПРЯЧУТ ПОДЛОЕ НУТРО! - орала что есть мочи надпись над картинкой.

* * *

- Послушайте, и это юмор? Да Вас еще не тошнит от всего вот этого! - спросил участливо у Картера Ли Мань. - У нас, конечно, тоже было всякое... Но что - б такое!.. Простите, но это уже и действительно - полная мерзость! Особенно про Ваш народ, про Вашу нацию!.. А ведь русские и янки вместе воевали с немцами...

- Ничего, мой друг. - заметил хмуро Джон. - Я ведь говорил и говорю всегда - "красные" - есть "красные", и их свинству никогда не стоит удивляться. К тому - же и в Великую войну мы прекрасно знали, с кем имеем дело в лице Иосифа Джугашвили и его холуев, вот хотя - бы и всех этих "ганфов". Давайте лучше полистаем старые журналы? Ведь "Крокодил" - то он - не только политический журнал. Ведь в нем и просто юмор должен быть?! Наверняка, мы над чем - то еще посмеемся? - сказал майор и взял со стола пожелтевший номер старого журнальчика за пятьдесят третий год.

На цветной обложке "Крокодила" красовался огромный рисунок. Внизу были нарисованы трое смертельно перепуганных, трясущихся от страха, жалких личностей в черных, военных мундирах с шевронами US, а у них за спиной красовались картинки. На одной картиночке солдат в шинели и папахе, рабочий в пиджаке и кепке и матрос в тельняшке с бескозыркой вооруженные винтовкой и гранатой стоят под красным знаменем - ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ! На втором - рабочий в робе и крестьянка со снопом стоят под знаменем - ЗА МИР! Под картинкой: - Б. Ефимов "Жалоба поджигателей: - Увы, господа, ни их прошлое, ни их настоящее не внушают надежд на наше будущее..."




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.267 сек.