Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фабульное построение сюжета




 

Практика написания оригинального сценария фильма знает множество вариантов построения основы. Наиболее часто режиссеры упоминают «один единственный кадр», в котором содержится основное зерно фильма, или говорят о некоей мелодии,на основе которой выстраивается эмоциональная атмосфера картины… В этом ряду также находятся сны, воспоминания детства, случайные встречи, проблемы взрослой жизни – т.е. все то невероятное многообразие впечатлений, которое способно дать толчок творчеству.

Но есть метод, который не затрагивает ни личность, ни ее глубокие переживания, и, тем не менее, позволяет в минимально короткие сроки построить сюжет, не имеющий аналогов в кинематографе. Данный метод прост и напоминает скорее детскую игру, чем серьезную работу. Но именно в игре и заключен момент творчества, и чем больше участников, тем интереснее и оригинальнее выстраивается сюжет. Но прежде, чем описать процесс построения сценария, необходимо уточнить термины «фабула» и «сюжет».

На протяжении нескольких столетий эти два термина сосуществуют и ведут спор – что точнее передает сущность структуры произведения? Термин ФАБУЛА соответствует греческому слову «muqoV», определяется как «последовательность фактов, которые составляют повествовательный элемент произведения» (П.Пави). Латинское «fabula» (речь, рассказ) в испанском языке обозначается как «relato» (рассказывание, повествование), в английском опирается на «plot», обозначая причинность событий, что соотносится, скорее, с термином СЮЖЕТ, если следовать за теоретическими исканиями русских формалистов, для которых фабула - состав событий, а сюжетосмысленный состав событий: «…фабула – это то, что на деле произошло, сюжет - это способ ознакомления с этим читателя» (Б.Томашевский). Вероятно, для критиков большого значения не имеет, как называть структуру произведения – фабулой или сюжетом. Однако при моделировании драматургической основы возникает необходимость в разделении этих терминов, т.к. само их происхождение указывает на важность разделения – латинская «фабула» родилась на сотни веков раньше французского «сюжета» - термина, скорее, режиссуры, а не греческого «mithos». Фабула в качестве состава событий дает возможность построить модель оригинального, т.е. не опирающегося на литературный первоисточник, фильма в минимально короткие сроки и позволяет сосредоточиться на разработке сюжета, т.е. зяняться причинно-следственными связями.

Когда скептики говорят, что в мире всё обо всём уже написано, то они лукавят – несмотря на то, что художественная литература, в общем-то, сводится к одной единственной, в том числе и библейской, формуле «как мужчина встретил женщину и что из этого вышло», тем не менее, рассказывается об этом каждый раз – по-разному. По-настоящему важных событий в жизни человека не так уж и много – рождение, любовь, рождение детей, смерть… К этому можно добавить измену, предательство, потерю друга или, напротив, обретение друзей, расставание с родным домом и возвращение в родной дом… Вот, пожалуй, то важное, с чем встречается человек в своей жизни, что в состоянии кардинально повлиять на его судьбу. «Под событием в обычном понимании разумеется происшествие нежданное, нарушившее вдруг привычное для нас течение жизни, - пишет теоретик кинодраматургии В.Туркин. - Но событием мы также называем и всякий значительный момент в жизни человека, в движении последнего к определенной цели, в его борьбе с теми или иными препятствиями… Событием в драматическом произведении в широком смысле слова является каждый момент действия, имеющий значение для развития последнего, для движения его вперед, будет ли оно неожиданным и возникшим по случайному поводу или заранее подготовленным и ожидавшимся как осуществление намерений действующих лиц, как результат накопившихся противоречий, взаимного непонимания, взаимных претензий и т.д.»*

Поскольку событие – это происшествие, т.е. некое действие, определяемое глаголом, то метод фабульного моделирования сюжета требует несложной манипуляции – следует произвольно написать порядка десяти глаголов и столько же персонажей, и чем больше в списке будет случайностей, тем оригинальнее в результате может получиться модель фильма, и чем веселее идет набрасывание глаголов и персонажей, тем занимательней выйдет история. Здесь предлагается вариант, который был разыгран студентами 1 курса режиссерского отделения. Все варианты глаголов и персонажей должны даваться без корректировки - вначале глаголы как бы повторяют друг друга, и лишь после замечания, что фантазия должна быть веселой и свободной, начинается придумывание по-настоящему интересных глаголов, среди которых глагол «kill» занимает не последнее место, почти как у Квентина Тарантино, который долго повторял фразу, похожую на леденец – «Will kill Bill», пока в конечном счете не превратил ее в фильме в более короткий и конкретный по своему действию вариант – «Kill Bill».

В полнометражном фильме обычно насчитывается 8-10 крупных эпизодов, поэтому необходимо написать столбец минимум из десяти глаголов, каждый из которых будет предусматривать написание сцены или целого эпизода. В соответствии с количеством глаголов следует написать такое же количество персонажей. Основное условие записи – произвольность, как в той школьной игре, когда на закрытой половинке листка пишешь одно, а сосед по парте на своей половинке пишет совсем другое – и в результате получается «кино». Этот принцип применяется и ложится в основу фабульного построения сюжета, с той лишь разницей, что в дальнейшем он требует серьезного анализа и сопряжения глаголов-событий с персонажами. При первоначальной записи нельзя редактировать предложения, необходимо записывать всё, что произнесено вслух, т.к. лишнее будет убрано в ходе моделирования сюжета. Чем произвольнее будут глаголы-действия, чем неожиданнее их последовательность, тем оригинальнее может быть конечная модель, т.к. выявление причинности и станет в дальнейшем сюжетом, который раскроет всю полноту взаимоотношений персонажей.

Итак, 1-е действие – запись глаголов:

1. убегать

2. посмеяться

3. задвигать

4. рисковать

5. сомневаться

6. фальшивить

7. агитировать

8. передавать

9. проявлять

10. носить

 

2-е действие – запись персонажей:

1. коза

2. Буратино

3. младенец

4. призрак

5. Леонардо да Винчи

6. кузнечик

7. трактор

8. официантка

9. я

10. бомж.

 

3-е действие – сопоставление двух столбцов:

1. убегать 1. коза

2. посмеяться 2. Буратино

3. задвигать 3. младенец

4. рисковать 4. призрак

5. сомневаться 5. Леонардо да Винчи

6. фальшивить 6. кузнечик

7. агитировать 7. трактор

8. передавать 8. официантка

9. проявлять 9. я

10. носить 10. бомж

 

4-е действие – каждый персонаж последовательно соединяется со всеми глаголами:

«Коза убегает, коза смеется, коза задвигает, коза рискует, коза сомневается, коза фальшивит, коза агитирует, коза передает, коза проявляет, коза носит». Уже из этого перечисления видно, какой активный персонаж коза, какой у нее характер. Однако для полнометражного фильма данных недостаточно, т.к. глаголы рисуют действия скоротечные, которые разворачиваются в отдельную сцену, но не в большой эпизод, состоящий из нескольких сцен. Поэтому список глаголов следует «утяжелить» – например: «Коза выходит замуж», «Коза умирает», «Коза предает друга», «Козу предает друг» - т.е. включить такие глаголы-события, которые бы потенциально содержали множество мелких событий. Но даже из того, что было предложено вначале, можно начать формировать сюжет, обнажая причинно-следственные связи посредством простых вопросов: «Коза убегает (от кого? куда?), коза посмеялась (над чем? над кем?), коза задвинула (кого? что? куда?), коза рискует (чем?), коза сомневается (в чем?), коза фальшивит (где?), коза агитирует (кого?), коза передает (что? кому?), коза проявляет (что?), коза носит (что? кого?).

В сюжет о Козе можно вписать всех персонажей из списка, и тогда с каждым из них у Козы будут развиваться какие-либо отношения, например, с Призраком Коза в чем-то сомневается, над Буратино она посмеялась, С Кузнечиком пела и фальшивила, Трактор агитировала, официантке что-то носила, бомж задвинула и т.д.

В данном варианте присутствует только один неясный персонаж - «я». Разумеется, в аудитории этот персонаж вызывает смех и интерес, потому что он виден, его все знают, но будет ли он интересен для экрана? Не превратит ли он веселый или забавный сюжет в скучную историю, затягивая ее в бытописательство?.. В связи с этим следует делать уточнения, например, персонаж «Официантка»: Сколько ей лет? Где работает – в кафе, в баре, в ресторане? Как выглядит?.. Здесь нелишне вспомнить Л.Гурченко в «Вокзале на двоих» - яркую индивидуальность личности в условиях типичности фона, костюма и грима.

Персонаж «Леонардо да Винчи» не обязательно должен изображаться в полный рост и претендовать на реальность актерского воплощения – это может быть простой портрет художника, к которому другие персонажи будут обращаться, носить его с собой, украшать им жилище, вести монолог, и даже вступать в диалог – в фильме ведь всё возможно.

Хороший сюжетчик – драматург или режиссер из любого случайного персонажа могут сделать протагониста, важно разработать систему причинно-следственных связей с другими персонажами, а иногда и с фоном, вернее, с местом действия. Данный метод можно в полной мере назвать не фабульным моделированием, а сюжетным. Строится модель по такому же принципу, как и фабульное построение, только вместо глаголов необходимо вписывать места действия, или, говоря языком режитссерского сценария, объекты съемок. Пример такого построения - на 2 курсе операторского отделения:

Места действия: Персонажи:

 

1. Море, пляж 1. Чукча на собачьей упряжке

2. Горы, скалы 2. Рваный башмак

3. Пустыня 3. Ветреная чёлка

4. Комната студента 4. Мулатка

5. Небо 5. Журавль

6. Улица 6. Кофе

7. Подвал 7. След на песке

8. Аудитория 8. Крокодил

9. Желудок крокодила 9. Преподаватель

10. Пачка Marlboro 10. Женщины в черных платках

 

При записи мест действия важно обратить внимание на

особенность экрана:

«Кино – абстрактное искусство, - писал Ю.Тынянов. – Пространство кино и само по себе абстрактно – двухмерно. Актер отвернулся от зрителя – но вот вам и его лицо: он шепчет, он улыбается… Тело актера в кино – абстрактно. Вот он уменьшился в точку – вот его руки, перебирающие карты, выросли на все полотно… Тело легко, растяжимо, сжимаемо. Абстрактен весь реквизит кино: закройте перед факиром дверь, он уйдет в стену».

Именно поэтому, включая в список мест действия пачку Marlboro, мы действительно можем соединить ее крупное изображение с Крокодилом или с Женщинами в черных платках, и всякий раз мы получаем новый смысл. Но ту же пачку можно изготовить в бутафорском цехе киностудии, увеличив ее до размеров жилого дома, и тогда Женщины в черных платках смогут разыграть в этой пачке действие, не связанное напрямую с курением сигарет – зритель найдет свой собственный смысл. То же и с желудком крокодила – в конце концов, это может быть гигантский муляж в зоологическом музее, в котором заблудился Чукча вместе со своей собачьей упряжкой. Фон в экранных искусствах играет огромную роль – персонажи получают дополнительные характеристики в зависимости от места действия, объект съемки вынуждает актеров играть по-другому, учитывая реалии пространства, даже если эти реалии – виртуальны.

На основе одной фабулы можно построить множество сюжетов. Простой пример приводил в сценарной мастерской киностудии «Казахфильм» в конце 60-х гг. прекрасный кинодраматург и теоретик, замечательный педагог Лев Игнатьевич Варшавский, подготовивший не одно поколение казахстанских кинематографистов: «Умер король. Умерла королева» – вот фабула. Но если - «На поле брани умер король, от тоски и любви умерла королева» – это сюжет. «Умер, сметенный народным гневом король, в темнице умерла королева» – это новый сюжет, с иными персонажами». Отсюда следует, что бывают фабулы с ослабленным сюжетом, где больше внимания уделяется действию, чем исследованию глубинных причин этого действия. Однако существуют и сюжеты с ослабленной фабулой, когда автор не ставит во главу угла занимательность и стремительное наслаивание событий, а внимательно всматривается в своих персонажей, в их жизнь. Взрослея, умнея, совершенствуясь, мы тянемся именно к такой литературе, именно таким фильмам отдаем предпочтение. Фабула и сюжет не соперничают, они дополняют друг друга.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.