Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная оценка объекта экспертизы




В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г. № 174-ФЗ при подготовке заключения общественной экологической экспертизы Экспертной комиссией были рассмотрены материалы, отражающие общественное мнение.

Вопрос о нормальном подпорном уровне Чебоксарского водохранилища неоднократно рассматривался экспертизами разного уровня. В 1989 г. государственная экспертная комиссия Госплана СССР, Управление государственной экспертизы Госстроя СССР и Главгосэкспертиза Госкомприроды СССР провели экспертизу материалов по обоснованию целесообразности перехода от отметки водохранилища Чебоксарской ГЭС - 63 м к проектному подпорному уровню – 68 м. В постановлении Госэкспертизы (№ 7/76/79 от 26.04.89) отмечалось, что «ГЭС экономически неэффективна как при отметке НПУ водохранилища 63 м, так и при НПУ 68 м; необходимо принять отметку НПУ водохранилища для постоянной работы Чебоксарской ГЭС 63 м».

Правительство РФ распоряжением № 468-р от 12.03.1992 г. установило в качестве нормального подпорного уровня Чебоксарского водохранилища отметку 63 метра.

В 1995 году государственной экспертной комиссией Минприроды России рассматривались проектные обоснования подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 65 м. Эти материалы также получили отрицательные заключения государственной экологической экспертизы в 1995 г., Экспертного Совета при Правительстве России в 1996 г.

24 ноября 2005 года министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф и Президент Чувашской Республики Николай Федоров провели совместное совещание, на котором договорились дать старт проекту завершения строительства Чебоксарского гидроузла. Присутствовавшие на совещании представители Нижегородской области (вице-губернатор В.В.Клочай) и Марий Эл (первый зам. Главы Правительства Н.И.Куклин), как показали последующие события, были обмануты. Указав в пп. 2 и 3 протокола на необходимость согласования с правительствами всех трех субъектов Федерации самой возможности подъема уровня водохранилища выше отметки 63 м (п. 2) как условия разработки технического задания, а также на необходимость участия в рассмотрении ТЭО и представления в Правительство России «согласованного решения» (п. 3), в последующем Минэкономразвития России и Правительство Чувашии стали действовать «напролом», не считаясь с позицией органов государственной власти Нижегородской области и Республики Марий Эл. Это выразилось в том, что технические задания и на разработку «Обоснований инвестиций», и на разработку проекта, и распоряжение Правительства РФ от 21.04.2010 № 600-р (поручение о подготовке изменений в проектную документацию «Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге», предусматривающих возможность повышения уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров») утверждены без их согласия (согласованы только с Республикой Чувашия), чем нарушена Конституция России (ст. 72). Проект также не представлен на согласование заинтересованным органам местного самоуправления (не выполнено требование ТЗ на проект (п.16).

По теме подъема уровня Чебоксарского водохранилища принят ряд решений региональных органов власти: Решение Горьковского областного Совета народных депутатов от 5 апреля 1990 года, Решение Нижегородского областного Совета народных депутатов от 22 ноября 1990 года, Решение Нижегородского областного Совета народных депутатов от 23 сентября 1992 года, Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 21 июня 1995 года № 85, Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 21 сентября 2006 года № 211-IV, Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 26 января 2012 года № 377-V. Во всех этих решениях подъем уровня выше отметки 63 м считается недопустимым в связи с катастрофическими экологическими последствиями, большим народнохозяйственным ущербом, угрозой экологической безопасности региона.

Правительство Нижегородской области и органы местного самоуправления Нижегородской области, а также органы государственной власти Республики Марий Эл занимают принципиальную позицию в вопросе подъема уровня выше отметки 63 м – категорически против. В письмах Губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева, направленных 6 июня 2012 г. в адрес Президента России и Председателя Правительства России, содержится просьба об установлении подпорного уровня Чебоксарского водохранилища на отметке 63 м, и об отмене всех распоряжений и поручений, связанных с повышением уровня водохранилища.

Проведение проектных работ вызвало на территории Республики Марий Эл и Нижегородской области различные формы общественных протестов против данного проекта: гражданами и инициативными группами было собрано и направлено Президенту Российской Федерации свыше 400 тыс. подписей под письмами протеста, прошли многочисленные пикеты и митинги. Тема нашла широкое отражение в средствах массовой информации.

На проходившем в Нижнем Новгороде 18 мая 2012 г. международном научно-промышленном форуме «Великие реки» проблема была обсуждена на круглом столе «Экологические и социально-экономические последствия подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров». В Общественной палате РФ 26 сентября 2012 г. состоялись общественные слушания «Экологические аспекты проекта повышения уровня Чебоксарского водохранилища» (приняли участие более 100 представителей из шести субъектов РФ). Дана отрицательная оценка проекту, как экологически опасному и экономически неэффективному, и рекомендовано Правительству РФ принять решение о недопустимости повышения уровня Чебоксарского водохранилища, а также остановить работу над проектной документацией и отказаться от реализации данного проекта ввиду его экологической, социальной и экономической несостоятельности, как влекущего за собой необратимые, катастрофические последствия для Нижегородской области и Республики Марий Эл. 4 - 5 апреля 2013 г. на базе Института прикладной физики РАН состоялась научная конференция «Проблемы Чебоксарского водохранилища», организованная Нижегородским научным центром РАН и Нижегородским государственным университетом имени Н.И. Лобачевского. В докладах и в решении конференции было подчеркнуто, что выводы о предпочтительности эксплуатации Чебоксарского водохранилища на отметке НПУ 68 м не имеют достаточного обоснования. По сравнению с объектами-аналогами (Верхне-Свирское водохранилище, Горьковское и другие верхневолжские водохранилища) уровень и глубина научных исследований, проведённых в отношении Чебоксарского водохранилища, признаны недостаточными.

Инициатором хозяйственной деятельности были проведены общественные слушания по предварительным материалам ОВОС в 32 населенных пунктах в Чувашской Республике, Республике Марий Эл и Нижегородской области. В слушаниях приняли участие 4614 человек, при этом участники слушаний в Республике Марий Эл и Нижегородской области единогласно выступили против реализации проекта, на слушаниях в Чувашской Республике проект также не получил одобрения большинства участников слушаний. Известен, по крайне мере, один случай фальсификации материалов слушаний: на общественных слушаниях в Балахнинском муниципальном районе Нижегородской области, состоявшихся 13 июля 2012 года, в связи с тем, что «вынесенные на общественные слушания материалы выполнены без соблюдения требований к составу предварительных материалов оценки ОВОС..., в материалах не отражены... сведения по объектам Балахнинского района..., материалы с мотивированным обоснованием принятых решений в отношении рассматриваемой территории (а именно: Балахнинский район) отсутствуют как в полном объеме, так и в кратком изложении» было принято решение «Доработать инициаторам общественных слушаний предварительные материалы ОВОС применительно к территории Балахнинского района, с вынесением их на повторное общественное обсуждение.». Однако, вопреки этому решению, протокол слушаний был включен в материалы проекта в качестве подтверждения проведенных слушаний, а конкретная информация именно по Балахнинскому району на повторное общественное обсуждение так и не была представлена.

Таким образом, предлагаемая реализация проекта подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м вызывает общественное неприятие и высокую социальную напряженность в Республике Марий Эл и Нижегородской области и не пользуется поддержкой жителей Чувашской Республики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.