Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неосознаваемые механизмы сознательных действий




Онтогенетическое развитие личности подчиняется ряду закономерностей.

Человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий.

Оральная стадия: рождение — 18 месяцев. Зона сосредо­точения либидо — рот. Основная задача — отделение от мате­ринского тела, отвыкание от груди.

Анальная стадия: 18 месяцев — 3 года. Зона сосредоточе­ния либидо — анус. Основная задача — приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения.

Фаллическая стадия: 3—6 лет. Зона сосредоточения либи­до — собственные половые органы (мастурбация). Основные задачи: идентификация со взрослыми своего пола, выступаю­щими в качестве образца для подражания; формирование «Супер-Эго»; преодоление желания обладать родителем про­тивоположного пола и устранить родителя одноименного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры).

Латентная стадия: 6— 12 лет. Зона сосредоточения либи­до отсутствует. Основная задача — расширение социальных контактов со сверстниками.

Генитальная стадия: после 12 лет. Зона сосредоточения либидо — половые органы. Основные задачи: половое созре­вание и установление интимных отношений на основе люб­ви, способность к гетеросексуальным отношениям, трудо­вой вклад в общество.

Переживания и опыт, полученные в раннем детстве и до­школьном возрасте, играют решающую роль в развитии взрослой личности и предопределяют различные черты ха­рактера.(8)

Уровень предсознательного — опыт, который при необхо­димости может быть актуализирован из памяти. Бессознательное, которое включает:

а) инстинктивные по­буждения;

б) вытесненные из сознания социально запре­щенные побуждения, стремления, переживания, которые сохраняют эмоциональную и мотивационную напряжен­ность.(8)

Неосознаваемые процессы, их классификация и общая характеристика.

 

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три класса:

1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

  • неосознаваемые автоматизмы;
  • явления неосознаваемой установки;
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

2) неосознаваемые побудители сознательных действий;

3) надсознательные процессы.

 

неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются сами собой, без участия сознания. Иногда говорят о механической работе, при которой голово остается свободной.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали сознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые – вторичных. Первые называют автоматическими действиями, вторые – автоматизированными действиями или навыками.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течении первого года жизни. Примеры: сосательное движение, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и др.

Навык. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект:

1) действие начинает осуществляться быстро и точно;

2) происходит высвобождение сознания, которое может быть направленно на освоение более сложного действия.

Навык благодаря этим эффектам лежит в основе развития наших знаний, умений и способностей.

Пример: игра на фортепиано. Сначала освоение техники игры, а затем на этой основе переход к задачам художественного исполнения.

Но контроль остается. Сознание – неоднородно (фокус, периферия, граница). Эта неоднородная картина сознания накладывается на иерархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы – наиболее сложные и наиболее поздние компоненты действия – оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой слой иерархической системы актов, составляющих данное действие.

Движение в одну сторону – это уход выученного компонента из фокуса сознания на его периферию и с периферии – за его границу, в область неосознаваемого. Движение в противоположную сторону означает возвращение каких-то компонентов навыка в сознание. Обычно оно происходит при возникновении трудностей или ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении, или в результате произвольного намерения. Свойство любого компонента навыка стать вновь осознанным очень важно, поскольку оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его дополнительного совершенствования или переделки.

 

В отличии от навыков автоматические действия не осознаются и не поддаются осознанию. Более того попытки их осознать обычно расстраивают действие.

 

Формирование навыка:

Бихевиоризм: проторение путей в мозговых центрах вырабатывается за счет механического повторения или зазубривания одного и того же действия.

Н.А.Бернштейн: принцип повторения без повторения, который означает, что при отработке навыка человек не затверживает одно и то же действие, а постоянно варьирует его в поисках оптимальной формулы движения. При этом сознанию принадлежит очень важная роль.

Пример: книга и отработка пианистической техники. Прогресс после вдумчивой отработки, нет прогресса при механической отработке. Спорт: идеомоторная отработка – тренировка движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося.

Выработка навыка – это процесс идущий как бв с двух сторон: со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Этим мы обязаны уже собственно физиологическим свойствам и механизмам нашего организма. Он обладает таким замечательным даром: перенимать на себя в ходе автоматизации значительную часть работы, организуемой сознанием.

Автоматизмы в восприятии: иностранная речь, окно Эймса: а) признак линейной перспективы; 2) окно – прямоугольное (опыт). (Гельмгольц: бессознательные умозаключения (неосознаваемый перцептивный процесс)).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.