КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Онтогенетическое развитие личности подчиняется ряду закономерностей. Человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий. Оральная стадия: рождение — 18 месяцев. Зона сосредоточения либидо — рот. Основная задача — отделение от материнского тела, отвыкание от груди. Анальная стадия: 18 месяцев — 3 года. Зона сосредоточения либидо — анус. Основная задача — приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения. Фаллическая стадия: 3—6 лет. Зона сосредоточения либидо — собственные половые органы (мастурбация). Основные задачи: идентификация со взрослыми своего пола, выступающими в качестве образца для подражания; формирование «Супер-Эго»; преодоление желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя одноименного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры). Латентная стадия: 6— 12 лет. Зона сосредоточения либидо отсутствует. Основная задача — расширение социальных контактов со сверстниками. Генитальная стадия: после 12 лет. Зона сосредоточения либидо — половые органы. Основные задачи: половое созревание и установление интимных отношений на основе любви, способность к гетеросексуальным отношениям, трудовой вклад в общество. Переживания и опыт, полученные в раннем детстве и дошкольном возрасте, играют решающую роль в развитии взрослой личности и предопределяют различные черты характера.(8) Уровень предсознательного — опыт, который при необходимости может быть актуализирован из памяти. Бессознательное, которое включает: а) инстинктивные побуждения; б) вытесненные из сознания социально запрещенные побуждения, стремления, переживания, которые сохраняют эмоциональную и мотивационную напряженность.(8)
Неосознаваемые процессы, их классификация и общая характеристика.
Все неосознаваемые процессы можно разбить на три класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;
2) неосознаваемые побудители сознательных действий; 3) надсознательные процессы.
неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются сами собой, без участия сознания. Иногда говорят о механической работе, при которой голово остается свободной. Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали сознаваться. Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые – вторичных. Первые называют автоматическими действиями, вторые – автоматизированными действиями или навыками. В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течении первого года жизни. Примеры: сосательное движение, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и др. Навык. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: 1) действие начинает осуществляться быстро и точно; 2) происходит высвобождение сознания, которое может быть направленно на освоение более сложного действия. Навык благодаря этим эффектам лежит в основе развития наших знаний, умений и способностей. Пример: игра на фортепиано. Сначала освоение техники игры, а затем на этой основе переход к задачам художественного исполнения. Но контроль остается. Сознание – неоднородно (фокус, периферия, граница). Эта неоднородная картина сознания накладывается на иерархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы – наиболее сложные и наиболее поздние компоненты действия – оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.
Отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой слой иерархической системы актов, составляющих данное действие. Движение в одну сторону – это уход выученного компонента из фокуса сознания на его периферию и с периферии – за его границу, в область неосознаваемого. Движение в противоположную сторону означает возвращение каких-то компонентов навыка в сознание. Обычно оно происходит при возникновении трудностей или ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении, или в результате произвольного намерения. Свойство любого компонента навыка стать вновь осознанным очень важно, поскольку оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его дополнительного совершенствования или переделки.
В отличии от навыков автоматические действия не осознаются и не поддаются осознанию. Более того попытки их осознать обычно расстраивают действие.
Формирование навыка: Бихевиоризм: проторение путей в мозговых центрах вырабатывается за счет механического повторения или зазубривания одного и того же действия. Н.А.Бернштейн: принцип повторения без повторения, который означает, что при отработке навыка человек не затверживает одно и то же действие, а постоянно варьирует его в поисках оптимальной формулы движения. При этом сознанию принадлежит очень важная роль. Пример: книга и отработка пианистической техники. Прогресс после вдумчивой отработки, нет прогресса при механической отработке. Спорт: идеомоторная отработка – тренировка движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Выработка навыка – это процесс идущий как бв с двух сторон: со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Этим мы обязаны уже собственно физиологическим свойствам и механизмам нашего организма. Он обладает таким замечательным даром: перенимать на себя в ходе автоматизации значительную часть работы, организуемой сознанием.
Автоматизмы в восприятии: иностранная речь, окно Эймса: а) признак линейной перспективы; 2) окно – прямоугольное (опыт). (Гельмгольц: бессознательные умозаключения (неосознаваемый перцептивный процесс)).
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |