Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к собственной добродетели




Видения демонических сил.

Все идущие по верному пути, очень долго, до тех пор, пока не приобретут действительной победы над страстями, не имеют никаких видений демонических сил. Господь не может попустить являться этим силам человеку, который не победил еще в себе страстей. Помните святоотеческую мысль: не было бы бесов, не было бы святых? Испытания бесами – это для святых. И ради того, что человек идет правильным путем, Господь не попускает этого испытания преждевременно.

 

Тот, кто очень быстро приходит к видениям, - уже явный признак: он пошел не по тому пути. Наши непознанные страсти – это те точки, через которые без Бога возможны соприкосновения с темными силами, по попущению Его, но без воли Его. Пока есть хотя бы одна такая точка, ахиллесова пята, соприкосновение возможно. У лжеподвижников оно и происходит, и очень быстро – через прелесть, т.е. лесть себе в высшей степени. Либо через приверженность земным интересам – желание славы, желания руководить и прочее.

 

Когда человек идет верным путем, никаких бесовских видений не бывает. Они появляются только тогда, когда человек достигает победы над своими страстями. Тогда уже Бог дает возможность этому человеку, для его духовного возрастания, как могучему атлету, возможность вступать уже и в видимую борьбу с носителями страстей, с демонами.

Через какое время это дается? Смотрите на наших святых и на ту жизнь, которую они вели. Бесы видимо нападают на святых, а не на новоначальных. Кроме того, одного только количества времени недостаточно, нужно еще соответствие критерию преп. Петра Дамаскина и прочим.

Очень показательна реакция лжеписателей на демонские прилоги: «они (бесы – У.А.) хотят победить то добро, которое во мне, подвижнике, есть» или «за что, Господи, не понимаю, я же хороший». Явно эти слова не говорятся, но основная идея в них: «бесы борются с той святыней, которая во мне, смиренном рабе божием, находится». То есть лжеподвижники и лжеписатели видят себя уже хорошими. Не бездну своих грехов в результате своей духовной жизни увидели они, а то, что они хорошие. Святыня в них. Прямо противоположенное тому, что открывает правильный духовный опыт человека.

 

Все, шедшие по пути прелести, очень скоро подвергались демонским нападениям. Почему? По очень простой причине: «своя своих познаша».

 

«Боже, очисти меня грешнаго, яко николиже благое сотворих пред Тобою[25]». Оказывается, святые, которые особенно тонко видели состояние своей души, в результате этого вúдения оплакивали свои добродетели как грехи. Это же потрясающей силы факт! Оплакивали почему? Потому что видели не только их несовершенство, а их оскверненность. Человек, совершая казалось бы добрый поступок, подсознательно, потаенно даже от себя, придает значение своему доброму делу. Я дал, я помог, у меня уже чувство возникает: я то-то сделал доброе, я не фунт изюма.

Эта сопряженность каждого внешне доброго поступка с мыслью, чувством, осознанием того, что вот, я совершил доброе дело, хорошее дело, я хороший человек, - память об этой сопряженности дает возможность правильно оценить сделанное казалось бы очевидно добро. И это не смиреннеченье, упаси Бог. Святые, приближаясь к Свету, получали возможность лучше видеть свой хитон небрачный, свою падшесть и бесконечную далекость от Бога.

Творя добро, например подавая милостыню, мы оказываемся в соблазне мнения об этой доброте. Тщеславия в своем роде. О внешних мирских вещах (человекоугодие, расчет и подобное) и говорить не приходится – столь приятно делать безопасное и выгодное добро.

Если следить за собой внимательно, мы увидим, что без Бога мы неспособны сделать добро настоящее, то есть добро правильное, полноценное: просто добро и больше ничего. Всегда примешивается то ли ожидание похвалы, то ли гордость за сделанное, то ли осуждение ближних, не подавших, как мы, милостыньку. Что такое «следить за собой внимательно»? Это ежеминутное всемерное понуждение себя к исполнению заповедей Христовых: не гордись, не тщеславься, не возносись, не осуждай и так далее. Обратите внимание, речь идет о новозаветных заповедях! О заповедях, направленных на внутреннего человека, а не о правилах внешнего поведения.

 

Почему мы не плачем о своих добрых делах? Да потому что далеки от Бога. Но хотя бы не надо в таком случае святых из себя строить. «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, принимающие на себя вид древних старцев, но не имеющие их духовных дарований»[26].

 

Мирянину. Вот я могу о себе судить:

· У меня кое-какие только грехи есть, а вовсе не множество.

· У меня нет какого-то особого чувства покаяния, по ночам не плачу. Прихожу на исповедь… ну надо что-то сказать, куда денешься… молчать же не будешь… Но ничего особенного, не убивал, не воровал, не блудил… Я в общем-то неплохой человек.

· И уж конечно я совсем не оплакиваю свои добродетели как грехи. Это уж извините пожалуйста!! Напротив, я даже готов поделиться, не прямо сказать, но все-таки намекнуть, какие у меня есть добродетели.

Но при этом я заявляю:

· О своей любви к Богу;

· И что я миссионер и катехизатор.

Какая прелесть! С моей духовностью мне все понятно.

 

Повторим то же самое по-другому. О чем идет речь? Весь мир лежит в жесточайшей прелести[27]. Кто такое «весь мир»? Это мы с вами. Отличия между людьми только в одном: одни начинают хоть немного это видеть, а другие не видят и видеть не хотят[28].

 

И чтобы не потерять ориентиры движения, не принять нашу духовную развращенность за норму и суметь разобраться в современной церковной литературе, в высшей степени необходимо объективировать себя с точки зрения названных критериев. Это даст нам возможность и силу, основанную на хотя и скудном, но собственном опыте, неосудительно объективировать других. Иначе мы лжелитературу прелестного характера примем за нормальную, т.к. будем её сравнивать со своим ненадлежащим духовным состоянием, которое считаем нормальным! И понесем эту литературу в нашей миссии людям. И это будет настоящая беда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.