Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники конституционного (государственного) права




Нормы и институты конституционного (государственного) права

Нормы государственного права следует отличать от моральных норм и предписаний индивидуального характера.

Подобно другим правовым нормам, нормы конституционного права обязательны к исполнению и охраняются принудительной силой государства. Эта охрана выражается в том, что право предусматривает возможность применения компетентными органами (прокуратурой, судом, органами внутренних дел и др.) мер государственного принуждения в случае несоблюдения правовых норм. Таким образом, под нормой конституционного права принято понимать отдельное правило поведения, в котором выражено властное предписание, как может или как должен поступить гражданин или организация в конкретных обстоятельствах. При этом нормы государственного права способны порождать конкретные правоотношения и могут носить характер декларации. Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Разумеется, эта норма не порождает конкретные правоотношения, не может быть предъявлена в суде тем или иным лицом для защиты своих требований. Она указывает, прежде всего, на приоритет общечеловеческих ценностей. Но большинство из государственно-правовых норм содержат конкретные правила поведения и не исключают на возможность принудительного обеспечения.

По характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:

1) императивными, когда они отражают правило поведения, не оставляющее субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывающее поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): “Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия”;

2) диспозитивные, когда субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом выбирать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): “Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ”.

В конституционно-правовых нормах можно выделить обычные элементы любой правовой нормы: гипотезу (условия применения нормы),диспозицию (правило поведения субъектов) и санкцию (меры воздействия и государственного принуждения при несоблюдении правовой нормы). Пример (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ): “Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения”. В данном случае диспозиция — это обвинение, выдвинутое Государственной Думой РФ Президенту РФ в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления. Гипотеза представлена в виде заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. И, наконец, мерой государственного принуждения за совершение Президентом РФ соответствующих противоправных действий (санкцией) является отрешение его от должности.

Но не всегда конституционно-правовая норма имеет универсальную структуру. Например, ст. 94 Конституции РФ: “Федеральное Собрание — парламент РФ — является представительным и законодательным органом Российской Федерации” не имеет ни гипотезы, ни санкции. В ч. 1 ст. 97 Конституции РФ: “Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах” отсутствует санкция.

Причем, в большинстве случаев в конституционно-правовых нормах отсутствуют именно санкции, которые находят свое воплощение в нормах других отраслей российского права. К примеру, санкцию правовой нормы, оформленной ч. 1 ст. 20 Конституции РФ: “Каждый имеет право на жизнь”, можно обнаружить в норме уголовного права (ч. 1 ст. 105 УК РФ: “Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет”).

Группа правовых норм, регулирующих родственные отношения, образует правовой институт. Правовыми институтами государственного права являются, например, парламент, избирательное право, личные права и свободы граждан, судебная власть, местное самоуправление, правительство РФ.

Понятие “правовой институт” весьма условно, т. к. границы между ними подвижны и одна и та же норма может рассматриваться как часть нескольких правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конституции РФ: “Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы” является принадлежностью как института исполнительной власти, так и институтов законодательной и президентской власти.

 

[КСЭ1] 3. Государственно-правовые отношения, их субъекты и объекты

 

В результате постоянного усложнения экономических, социальных и политических отношений государство расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Поэтому сфера государственно-правовых отношений также постоянно расширяется.

Государственно-правовые отношения — это реальные, фактические отношения субъектов в соответствии с нормами государственного права. Конституционно-правовые отношения не так очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения весьма важны, так как определяют взаимоотношения людей и органов власти, устанавливают баланс прав и обязанностей.

Субъекты государственно-правовых отношений — это участники данных правоотношений. Они весьма разнообразны. Главным из субъектов конституционных правоотношений является человек как в статусе гражданина, так и без оного. Люди выступают субъектами конституционных отношений не только индивидуально, но и через свои объединения: политические партии, общественные организации.

Субъектами государственно-правовых отношений выступают также народ, социальные и национальные общности, Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа в составе РФ. Государства и субъекты федерации являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии, суды всех уровней, органы местного самоуправления.

Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом. Каждый из перечисленных субъектов обладает определенной правосубъектностью, то есть определенным объемом прав и обязанностей.

К объектам государственно-правовых отношений относится то, на что направлены нормы конституционного права, что они регулируют.

К объектам государственно-правовых отношений принято относить территорию РФ и республик в составе России, федеральную и муниципальную собственность, действия субъектов государственно-правовых отношений, некоторые личные имущественные и неимущественные блага.

 

 

Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, т. е. источниках. Источники государственного права — это такие нормативно-правовые акты, которые регулируют государственно-правовые отношения. Они составляют своеобразную иерархию, в которой одни выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента или постановлению Правительства).

Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право.

Естественное право — это присущие человеку от природы неотъемлемые права, это общечеловеческие представления о свободе и справедливости. Идея естественного права появилась еще в Древней Греции. Древнегреческие философы-софисты Ликофрон, Антифон, Алкидам (VI – V вв. до н. э.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой, права. Значительный вклад в теорию естественного права внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на частную собственность. Это право, по мнению Аристотеля, коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе.

Дальнейшее развитие эти идеи получили в XVII – XVIII вв. в трудах выдающихся мыслителей Эпохи Просвещения. Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсон, А. Смит обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, свободу и собственность, сопротивление угнетению как естественных, неотчуждаемых и священных норм взаимоотношений между людьми и властью. Естественное право было положено в основу концепции правового государства. В нынешней Конституции РФ четко закреплены все основные естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, на свободу слова и т. д.).

Позитивное право — это писаное право, право, созданное государством. Среди его источников важнейшее место занимает Конституция РФ. Она устанавливает наиболее важные нормы и принципы правового регулирования. Наряду с Конституцией РФ, принятой в 1993 г., действуют конституции республик, входящих в состав РФ. Федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории РФ (ст. 4). Все остальные правовые акты не должны ей противоречить.

Следующим звеном в иерархии источников конституционного права являются законы (федеральные конституционные и федеральные). Конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства, указанным в самой Конституции (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, определение режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.).

Все остальные акты государственных органов являются подзаконными и должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

К подобным подзаконным актам относятся конституции республик, а также законы и уставы других субъектов РФ.

Каждая палата Федерального Собрания РФ принимает акты для организации своей деятельности. Они не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента РФ. Этим они отличаются от законов. Регламенты палат Федерального Собрания РФ регулируют круг вопросов, связанных с организацией их работы, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т. д.). Это нормативные акты с узкой сферой применения.

Указы и распоряжения Президента РФ, правовые акты президентов и глав администраций республик и других субъектов РФ тоже являются источниками конституционного права, но они относятся к числу подзаконных актов и могут быть отменены законом.

Данный перечень продолжают некоторые постановления Правительства РФ, имеющие нормативное значение, то есть содержащие общеобязательные нормы.

К числу источников государственно-правовых отношений принято относить также постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России Конституций и Уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции. Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции России международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Некоторые правовые акты СССР и РСФСР являются источниками государственного права на период, пока не будут приняты заменяющие их законы. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов число их постоянно убывает.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Более того, Конституция России, подобно конституциям США и ФРГ, устанавливает приоритет международного права по отношению к внутреннему, указывая, что если международные договоры РФ устанавливают иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Органы местного самоуправления также вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права, то они должны признаваться его источниками, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В государственном праве ряда стран источниками признаются правовой обычай, прецедент (англосаксонская система права) и юридические доктрины (взгляды видных ученых-юристов). Важно отметить, что в английских судах при вынесении некоторых судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не являются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда. В нашей стране решения судов не обладают общеобязательной силой, не служат прецедентом, обязательным для решения аналогичных дел другими судами. Правда, Верховный Суд РФ принимает к своему производству многие дела, имеющие отношение к конституционным правам и свободам, выносит по ним решение, дает разъяснения по судебной практике, но общеобязательная сила этих решений в стране еще не признана.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.