Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические и политические основы конституционного строя




Местное самоуправление

Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3, 12).

Местное самоуправление — это система органов, создаваемая гражданами самостоятельно и помогающая им решать вопросы местного значения.

Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В отличие от государственной власти местное самоуправление не может применять принуждение. Органы местного самоуправления наделяются властными полномочиями: исполнительными и нормотворческими, но не судебными.

 

Еще недавно общество, построенное на основе частной собственности и идеологического многообразия, у нас называли капиталистическим. Но сегодня перечисленные признаки признаются элементами правового государства, демократического общества, так как современное развитое общество перестало быть односторонне капиталистическим. Оно вбирает в себя признаки разных обществ без тотального государственного регулирования.

Принципы рыночной экономики

В Конституции РФ данный термин не употребляется, но, несомненно, подразумевается. Нормы ст. 8, 9 в Конституции не свидетельствуют о полном устранении государства от управления экономическими процессами, так как в переходный период, который переживает Россия, экономика еще не способна к саморегуляции. Конституция РФ определяет гарантии рыночных отношений (ст. 8):

· единство экономического пространства;

· свободное перемещение товаров и услуг, а также финансовых средств;

· свобода экономической деятельности;

· поддержка конкуренции;

· признание и защита разных форм собственности.

Единство экономического пространства определяется установлением единых правовых основ рынка. Свободное же перемещение товаров, услуг и финансовых средств означает устранение таможенных и иных препятствий в субъектах РФ для свободной торговли и банковской деятельности. Широкое толкование данной нормы позволяет сформулировать согласие России и на международную экономическую интеграцию. Для этого уже много сделано. Товарооборот России с другими государствами с каждым годом растет, особенно с государствами Евросоюза. Поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности обеспечивается антимонопольным законодательством, приватизацией и акционированием предприятий, стимулированием инвестиционной активности. В конечном результате подобная политика должна привести к экономическому подъему и повышению качества продукции. Но полная свобода в экономической деятельности и неограниченная конкуренция может кончиться криминализацией экономики и политикой устранения конкурентов любыми способами. Поэтому механизм государственного регулирования выступает в данном случае стабилизирующим фактором.

Рыночные отношения невозможны без многообразия форм собственности, особенно присутствия частной собственности. В ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности в РФ, в том числе и на землю (ст. 9 Конституции РФ). Причем все формы собственности защищаются равным образом. В прежних конституциях употребляется термин "личная собственность". Но частная собственность — гораздо емкое понятие и включает в себя не только предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей (драгоценности, одежда, автомобиль и т. д.), но и предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Государство не вправе вмешиваться в деятельность частных предприятий (основания вмешательства урегулированы законами). Государственная собственность была значительно сокращена за счет развития муниципальной собственности, т. е. собственности городских и сельских поселений. Это позволяет учитывать интересы людей на местах. В тоталитарный и авторитарный периоды земля в полном объеме признавалась собственностью государства. Это касается и природных ресурсов. Новая Конституция пробуждает интерес граждан к владению и пользованию землей, вводит землю и природные ресурсы в гражданский оборот. Это признается в большинстве государств мира. Но в настоящее время в России возникают серьезные проблемы с землепользованием, которые зачастую принимают грубые неправовые формы и вызывают активное, порой жесткое сопротивление определенной части населения. Все эти проблемы предстоит решить законодателю в процессе принятия Земельного кодекса.

Идеологическое и политическое многообразие

Цивилизованное общество не только формирует идеологический и политический плюрализм, но и глубоко в них заинтересовано, так как только так можно преодолеть идеологическую и политическую стагнацию, застой, свойственные авторитарным режимам. Совсем недавно наше общество было монолитно заидеологизировано, сегодня у нас отсутствует всякая идеология. Это вызывает чувство растерянности у определенной части населения, привыкшей жить, не утруждая себя выбором. В ч. 2 ст. 13 Конституции РФ запрещено устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, предоставляя гражданам РФ самим выбирать, в какую политическую партию или общественную организацию им вступить, какие иметь убеждения и мнения. Активная в политическом и идеологическом смысле личность никогда не станет слепым орудием у власть придержащих и объектом для проведения сомнительных социальных экспериментов. Государство, допуская официальное существование оппозиционных политических партий, создает в обществе обстановку здоровой политической конкуренции, когда одни политические группы, облеченные властью и неспособные решить наиболее важные социальные проблемы, неизбежно заменяются другими, более прогрессивными. В России запрещены лишь те общественные объединения, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, а также подрыв государственной безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дать понятие конституционного строя.

2. Представить конституционную характеристику российского государства.

3. Рассказать об организации государственной власти и местного самоуправления.

4. Раскрыть экономические и политические основы конституционного строя РФ.

 

Литература

 

1. Авдеев А. Г. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. — М., 1991.

2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР // Ведомости РФ. — 1990. — № 2. — Ст. 22.

3. Дмитриев Ю. А., Токмаков К. Н. Россия: становление многопартийности. — М., 1992.

4. Козлов А. Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. — М., 1990.

5. Крылов Б. А. Что такое суверенитет? // Нар. депутат. — 1991. — № 3. — Ст. 11.

6. Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в РФ // Государство и право. — 1992. — № 8.

7. Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение // Сов. государство и право. — 1990. — № 2.

8. Цибульчик С. С. Право собственности в условиях перехода к рыночной экономике // Правоведение. — 1991. — № 3 – 4.

9. Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации” // Собр. законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 99. — Ст. 2757.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.