Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Священный Коран




Первые шииты

Безусловно, что шиизм начал свое распространение с Хиджаза (нынешняя территория Саудовской Аравии) среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!). В результате обращения к историческим книгам становятся ясными имена известных шиитских лиц среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!) и рода Бани Хашим (т. е. потомков Хашим, прадеда пророка), таких как: Абдулла ибн Аббас, Фадл ибн Аббас, Убайдулла ибн Аббас, Касам ибн Аббас, Абдуррахман ибн Аббас, Таммам ибн Аббас, Акиль ибн Аби Талиб, Абу Суфьян ибн Хирс ибн Абдуль Муталлиб, Навфаль ибн Хирс, Абдулла ибн Джа‘фар ибн Аби Талиб, ‘Авн ибн Джа‘фар, Мухаммад ибн Джа‘фар, Раби‘а ибн Хирс ибн Абдуль-Муталлиб, Ат-Туфайл ибн Хирс, Мугайра ибн Навфаль ибн Харис, Абдулла ибн Хирс ибн Навфаль, Абдулла ибн Аби Суфьян ибн Хирс, Аббас ибн Раби‘а Хирс, Аббас ибн ‘Убта ибн Аби Лахаб, Абдуль Муталлиб ибн Раби‘а ибн Хирс, Джа‘фар ибн Аби Суфьян ибн Хирс. Среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!), не относящихся к роду Хашим, выделены следующие личности: Салман, Микдад, Абузарр, ‘Аммар Йасир, Хузайфа ибн Йаман, Хузайфа ибн Сабит, Абу Айуб Ансари, Абу Хашим Малик ибн Тийхан, Убай ибн Ка‘б, Кайс ибн Са‘д ибн ‘Убадат, Удай ибн Хатам, ‘Убада ибн Самит, Билаль Хабаши, Абу Рафии‘, Хашим ибн Утба, ‘Усман ибн Ханиф, Сахль ибн Ханиф, Хаким ибн Джабаллах ‘Абди, Халид ибн ‘Ас, Ибн Аль-Хасиб аль-Аслами, Джа‘дах ибн Хкбайра, Хаджр ибн ‘Адиу аль-Кинди, Амр ибн Хамк Хузаи, Джабир ибн Абдулла Ансари, Мухаммад ибн Абу Бакр (сын первого халифа), Абан ибн Са‘ид ибн ‘Ас, Зейд ибн Саухан Зейди[17].


ГЛАВА 2

ИСТОЧНИКИ ШИИЗМА

 

Прежде, чем начнем изучать убеждения и деяния шиитов, необходимо ознакомиться с известными шиитскими источниками. В данной главе расскажем об источниках шиизма или иными словами, рассмотрим литературу, на которую с точки зрения шиитов, должен основываться каждый, кто хочет изучить Ислам. Для того, чтобы понять любые темы, касающиеся вопросов убеждений, нравственности, фикха, необходимо обратиться к одному или более из следующих источников: Корану, Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!), разуму или единому мнению.

 

Безусловно, что Коран является важнейшим источником в познании Ислама для всех мусульман, в том числе и шиитов. Коран также служит единству мусульман. Мусульмане, несмотря на имеющие различия в деталях, в комментарии и в культуре, всегда убеждены в том, что это Писание – Божественный руководитель жизни. Ислам везде и всегда, будь это в прошлом, будь в настоящем, без каких-либо изменений обладает только одним Кораном. В качестве примера шиитских убеждений, можно привести следующее: «Мы убеждены, что Коран ниспослан Всевышним и передан Его пророком (да благословит Аллах его и род его!). Коран толкователь всего и вечное чудо. Человек не может написать что-либо подобное Корану, или внести изменения в Него. Доказательством этому является красноречие, ясность, мудрость и совершенство, присущие Корану. Коран, который мы имеем сегодня, и есть тот, который был ниспослан пророку (да благословит Аллах его и род его!). Каждый, кто сомневается в этом, является или грешником, или скептиком, или заблуждающимся. В любом из приведенных случаев считается сбившимся с истинного пути, так как Коран – слово Всевышнего и «Не приходит к ней ложь ни спереди, ни сзади…» (сура 41, аят 42)».

Мы убеждены, что должны проявлять уважение к Корану в своих речах и делах. Значит, не должны допускать пренебрежения к нему или разрешать притрагиваться оскверненному человеку. Коран говорит: «Прикасаются к нему только очищенные» (сура 56, аят 79)[18].

Шииты отвергают любое искажение Корана. И убеждены, что Коран, которым мы располагаем сегодня, есть тот самый Коран, который был ниспослан пророку (да благословит Аллах его и род его!). Коран - это совершенная Книга. Ранние экземпляры письма, относящиеся к временам имамов, которые мы имеем в своем распоряжении, схожи с новыми изданиями Корана.

Коран ясно говорит, что Всевышний оберегает его от всевозможных изменений: «Поистине, Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем!» (Сура 15, аят 9)[19].

Выдающийся ученый сейид Мухаммад Хусейн Табатабаи в своем комментарии к Корану «Аль-Мизан» про этот аят говорит: «Коран – вечно живое напоминание. Он никогда не угаснет и не будет забыт. Коран защищен от всех недостатков и изъянов. Он защищен от всякого рода изменений, которые бы повлияли на его роль и особенность, как «напоминания со стороны Всевышнего и вестника Его мудрости и истинности». По этой причине, предыдущий аят является доказательством, что Писание Всевышнего, всегда была и будет защищена от всякого рода изменений.

 

Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!)

После Священного Корана, вторым важным источником в познании Ислама и шиитских убеждений, является Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!), которая включает в себя речи, деяния и подтверждения пророка (да благословит Аллах его и род его!). В действительности она была предусмотрена для пророка (да благословит Аллах его и род его!) в самом Коране, согласно аятам, разъясняющим его обязанности, (сура 16, аят 44) и учении и мудрости Корана (сура 62, аят 2).

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) является примером совершенства для мусульман (сура 33, аят 21). «И говорит он не по пристрастию» (сура 53, аят 3). Мусульмане обязаны «брать то, что даровал посланник, а что он запретил, от того удерживаться» (сура 59, аят 7).

Шииты, подобно другим мусульманам, осведомленные вышеуказанными и другими аятами, показывающими положение пророка (да благословит Аллах его и род его!) и, понимая его миссию, как личности, избранной самим Всевышним для доведения Его указов, проявляют большую преданность и привязанность его светлости пророку (да благословит Аллах его и род его!), повинуясь и подчиняясь ему.

 

Семейство пророка (мир ему!)

Среди мусульман нет разногласий в истинности и достоинстве следования учению семейства пророка (мир ему!) для познания Ислама. Согласно суннитским взглядам все сподвижники Пророка считаются справедливыми и их изречения и деяния являются доказательствами[20]. Это отчетливо проявляется, если обратиться к хадисам пророка (да благословит Аллах его и род его!) про его семейство (мир им!), и сравнить их с речами суннитских ученых о положении имама Али (мир ему!) и других членов семейства пророка (мир им!) в области знаний. В качестве примера можно привести то, что имам Малик говорил: «Я никого мудрее, благочестивее, добронравнее, чем Джа‘фар ибн Мухаммад не видел и не слышал»[21].

Шейх Муфид (год смерти 148 л.х.) в книге «Аль-Иршад» привел четыре тысячи имен лиц различных исламских течений, которые передают хадисы от Джа‘фар Садыка (мир ему!), питают доверие к нему и согласны с убеждениями имама.

Таким образом, в вопросах верности обращения к семейству пророка (да благословит Аллах его и род его!) нет никаких сомнений. Это и является доказательством того, что многие из суннитских ученых, в том числе покойный шейх Шалтут, искренне уделяли внимание на то, что мусульмане, относящиеся к любому из пяти исламских течений: Джа‘фари, Ханафи, Ханбали, Малики, Шафи‘и в вопросах фикха обращались к ним. Доказательством этого также служит осведомленность имама Джа‘фар Садыка (мир ему!) и других имамов из семейства пророка (мир ему!) в Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!) больше, чем других. Безусловно, что не меньше. Абу Ханифа, руководитель мусульман течения Ханафи два года обучался у Джа‘фар Садыка (мир ему!). Также многие другие суннитские ученые непосредственно сами или через посредника обучались у имамов семейства пророка (мир ему!). Следовательно, люди сведущие и ищущие истину, считают, что наряду с известными достоверными исламскими источниками также необходимо обращаться к учениям и истории семейства пророка (мир ему!).

Таким образом, после выяснения верности обращения к семейству пророка (мир ему!), мы должны обратиться к следующему вопросу: это обращение необходимо или нет? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к некоторым хадисам от пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), которые переданы известными суннитскими учеными и признанны, как шиитами, так и суннитами. Прежде, чем приведем хадисы, обратим внимание на значительное обстоятельство, т.е. то, что учение семейства пророка (мир ему!) всегда основывается на Коране и Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!). Никогда нельзя предполагать, что семейство пророка (мир ему!) говорит что-либо согласно тому, что ему нравится или хочется сказать. Многочисленные хадисы от самого семейства пророка (мир им!), которые имеются в шиитских книгах по хадисам, таких как «Усул Кафи», говорят о том, что все, что они сказали, напрямую или посредством своих предков, получили от самого Пророка.

Одним из известных хадисов о необходимости обращении к семейству пророка (мир ему!) и переданный и шиитами и суннитами является хадис «Сакалайн». Этот хадис пророк (да благословит Аллах его и род его!) произносил при различных обстоятельствах, например, в день ‘Арафа, во время своего прощального хаджа, 18 зиль-хидджа в местности Гадир Хум. Некоторые из этих преданий имеют незначительные разногласия, которые не затрагивают основного смысла. Например, согласно некоторым преданиям, пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «О, люди! Я оставляю среди вас две драгоценные вещи: Книгу Аллаха и свое семейство (мир ему!). Вы никогда не впадете в заблуждение до тех пор, пока будете следовать им».

В другом хадисе пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Я оставляю среди вас две драгоценные вещи. Если будете следовать им после меня, то не собьетесь с пути. Эти две вещи: Книга Аллаха, которая является связующей цепью между небом и землей, и мое семейство. Они никогда не разделимы друг от друга до Судного дня, где встретятся со мной у родника Каусар».

Вышеупомянутые хадисы можно встретить в следующих важных суннитских источниках: «Сахих Муслим» (т.8, стр. 25 хадис 2408), «Муснад Ахмад» (т.3, стр.388 хадис 17020), «Санан Дарми» (т.2, стр. 4329), «Сахих Тирмизи» (т.5, стр. 6432 хадис 3788), а также в «Усд аль-Габа» (т.2, стр.13) автор Ибн Асир; «Аль-Сунан аль-Кубра» (т.2, стр.198), автор Бийхаки; «Канз аль-‘Уммаль» (т.1, стр. 44).

Подробнее рассмотрим содержание хадиса. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) оставил две драгоценные вещи: Коран и свое семейство (мир ему!). До тех пор, пока мусульмане будут следовать им, не собьются с пути. Из этого хадиса становится ясно, что Коран и семейство пророка (мир ему!) будут гармонировать один с другим и никогда не противоречат друг другу. В противном случае, пророк (да благословит Аллах его и род его!) не дал бы указание мусульманам следовать им обоим. Кроме этого, в случае их несовместимости и негармоничности, люди были бы сбиты с толку, не зная, как выполнять те или иные действия. Эта мысль косвенно прослеживается с самого начала хадиса. В завершении хадиса пророк (да благословит Аллах его и род его!) прямо говорит, что «…Они не разделимы друг от друга, пока не встретятся со мной у родника Каусар».

Таким образом, из данного хадиса можно сделать следующие выводы:

- со времен пророка (да благословит Аллах его и род его!) до Судного дня Книга Всевышнего и семейство пророка (мир ему!) не разделимы друг от друга;

- никто не может сказать, что Божьей Книги достаточно и не нуждаемся в семействе пророка (мир ему!) или обратное, так как пророк (да благословит Аллах его и род его!) ясно сказал, что он оставляет «две драгоценные вещи среди уммы своей, и они должны следовать им обеим, чтобы не сбиться с пути»;

- семейство пророка (мир ему!) никогда не ошибается и не свернет с пути. Всегда будет там, где истина;

- семейство пророка (мир ему!), а также сам Коран будут оставаться до Судного дня. Значит, семейство пророка (да благословит Аллах его и род его!), даже, на малое время не исчезнет. Это будет продолжаться до тех пор, пока хотя бы один из членов семейства пророка (мир ему!) будет существовать на Земле.

Другой хадис – это хадис «Сафина» (корабль). Мусульмане, независимо от того шииты они или сунниты передают, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал «Знайте, что семейство мое среди вас, подобно Ноеву ковчегу (мир ему!). Каждый, кто сядет на него [последует ему], найдет спасение, а тот, кто воздержится, утонет [собьется с пути]».

Хадис «Сафина» можно встретить в известных суннитских книгах таких как: «Мустадрак» Хакима Нишабури (т.3 стр.149, 151), «Арба‘ин Хадис» Набахани и «Ас-Саваик аль-Мухрика» Ибн Хаджара.

Таким образом, согласно хадисам «Сакалайн» и «Сафина», обращение к семейству пророка (мир ему!) является необходимым.

Примечание. Как было сказано ранее, хадис «Сакалайн» был передан и шиитами и суннитами. Существует и другое предание, которое встречается только в суннитских источниках. Согласно ему пророк (да благословит Аллах его и род его!) вместо словосочетания «семейство пророка» использует слово Сунна и Священная Книга. Даже, если допустим, что такой хадис верен, то тогда не возникнут трудности. Согласно известным шиитским и суннитским хадисам, пророк (да благословит Аллах его и род его!) считал необходимым обращение к двум вещам: Корану и его Сунне. Очевидно, что обращение к учениям семейства пророка (мир ему!) и есть обращение к его Сунне. Смысл вышесказанного в том, что единственным путем познания Сунны пророка (да благословит Аллах его и род его!) является обращение к его семейству (мир ему!), которое имело близкие с ним отношения и лучше, чем кто-либо другой осведомлен о делах и речах пророка (да благословит Аллах его и род его!).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.