Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный прогресс




Развитие просвещения

Итоги.

Среди образованных людей заметно усилился разночинный слой. Значительно расширилась система образования,но она еще не соответствовала потребностям времени.

В результате ускорения темпов развития отечественная наука вышла на уровень мирового признания.

Во второй половине XIX в. господствующее положение в искусстве заняли реалистические произведения,отражавшие «типические черты жизненных явлений» и носившие зачастую критический характер.

Демократизациявсех областей отечественной культуры оказала влияние на тематику, методы и принципы художественного творчества, на социальный состав представителей творческой интеллигенции. Выросли не только культурные запросы народа, но и возможности их удовлетворения. Сформировалась широкая духовная оппозиция существующему режиму.

Сократился разрыв в уровне культурной жизни центра и провинции; расширилась сфера духовной жизни всех социальных слоев российского общества.

 

 

Тема 8.Российская культура в начале XX в.

1.1. Грамотность и начальное образование. В конце XIX – начале XX в. число грамотных выросло в 1,5 раза (с 21 % в 1897 г. до 31 % в 1917 г.), а в абсолютных цифрах - в два раза (с 26,5 млн до 53 млн чел.). Без учета детей дошкольного возраста ок. 40 % российских подданных умели читать.

В Думу поступил проект о введении в 10-летний срок всеобщего начального обучения. Бюджет начальной школы в 1907–1914 гг. вырос в шесть раз, ежегодно создавалось 5–6 тыс. новых школ. Для обеспечения всеобщего начального обучения развивалось педагогическое образование(1914 - 47 учительских институтов и св. 170 учительских семинарий (училищ)). Но закон не был принят из-за споров о составе училищных советов.

1.2. Средняя и высшая школа. Выпускники реальных училищ снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ. Развивалась система профессиональных– горных, речных, железнодорожных, фабричных (1913 г. – свыше 4 тыс.) и коммерческих училищ(1913 г. – свыше 250).

В высшей школе (105 вузов, 127 тыс. студ.) после 1905 г. была восстановлена автономия. Создавались технические вузы, был открыт университет в Саратове. На средства благотворителей возникали «народные» вузы (университет А.Л. Шанявского и др.). Развивалось высшее женское образование.

1.3. Внешкольное просвещение. Развивалось книжное дело. В 10 раз увеличилось число периодических изданий (св. 1100 ежедневных газет на 24 языках в 1917 г.).

 

2.1. Е стественные и технические науки. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н.Е. Жуковский; математик С.А. Чаплыгин; физик П.Н. Лебедев; химик Н.Д. Зелинский; геохимик и биохимик В.И. Вернадский; физиолог, нобелевский лауреат (1904) И.П. Павлов; иммунолог, нобелевский лауреат (1908) И.И. Мечников; «отец» космонавтики К.Э. Циолковский; ботаник К.А. Тимирязев и др.

Техника. Началось самолето- и автомобилестроение. Не имели мировых аналогов самолет «Илья Муромец» И.И. Сикорского, ранцевый парашют, пистолет-пулемет, лыжно-гусеничный автомобиль и др.

2.2. Гуманитарные науки. Философия. В работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова получил развитие материализм, сочетавший позитивизм и революционные идеи. Одновременно расцветало религиозно-философское направление. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский развитие идей В.С. Соловьева «новом религиозном сознании» сочетали с либеральными положениями о самоценности личности и духовной свободе человека. В исторической науке (В.И. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, А.С. Лаппо-Данилевский, Н.А. Рожков, М.Н. Покровский) совершенствовались методы исследования. Получили значительное развитие экономическая наука (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский), социология (М.М. Ковалевский, П. Сорокин), филология (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.