Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система рационализма Р.Декарта




Ф. Бэкон - основатель эмпиризма

Френсис Бэкон (1561-1626) - родоначальник материалистического направления в английской философии. Лорд-канцлер при короле Якове I, по своим политическим пристрастиям - сторонник «нового дворянства», связанного с развитием буржуазных отношений, развитием производства, торговли, мореплавания. Главное философское произведение «Новый органон» (1625) противостоит «Органону» Аристотеля - символу старой схоластической умозрительной науки. Главной задачей науки Ф.Бэкон провозглашает увеличение власти человека над природой в целях совершенствования человеческой жизни. «Знание – сила» - вот в чем заключается пафос науки.

Для успешного осуществления наукой своих функций необходима, по мнению Ф.Бэкона, реформа научного метода: обращение к эмпирическому опыту и достижение истины посредством индукции, в основе которой лежит эксперимент и очищение разума от заблуждений («признаков» или «идолов»).

В соответствии с этой концепцией наука должна осуществлять практические цели по изучению законов природы, свойств явлений и вещей через опыт, эксперимент. Существуют два вида опытов: плодоносные и светоносные. Первые приносят непосредственную пользу, т.е. носят прикладной характер, вторые связаны с теоретическими исследованиями. Совершенно необоснованными считаются суждения и понятия схоластики, опирающиеся на силлогистическую логику Аристотеля. Ф.Бэкон предлагает совершенно иной путь формирования общих понятий - индукцию, т.е. движение мысли от частного к общему: на основе отдельных опытных данных в результате систематизации достигается истина в форме общего вывода.

Заблуждения разума проистекают из особенностей человеческого познания, языка, мышления и подразделяются: на «идолы» рода - заблуждения, проистекающие из несовершенства органов чувств вообще, «идолы» рынка - из неправильного употребления слов и понятий, «идолов» театра - из некритического следования авторитетам.

Истинный метод исследования, заключающийся в умственной переработке материала опытного, представленного экспериментом, Ф.Бэкон образно сравнивал с деятельностью пчелы, перерабатывающей нектар в мед.

В «Новой Атлантиде» рассматривается утопический прообраз «технократического общества» - концепции, получившей широкое распространение в XX веке.

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог, представитель классического рационализма. Выдвинул ряд основополагающих идей в области аналитической геометрии, сформулировал понятие переменной величины и функции, алгебраические обозначения, рассматривал причины движения небесных тел, впервые ввел понятие о рефлексе (психология) – это далеко не полный перечень научных интересов ученого.

Ставил задачу создания научного метода познания, противостоящего схоластике. В своей работе «Рассуждение о методе...» выступил с требованием пересмотра всей прежней традиции научного исследования. Но в отличие от Ф.Бэкона, который обращался к опыту, эксперименту, Р.Декарт аппелировал к разуму, самосознанию.

В основе философии Картезия лежит дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции, которые сотворены богом и поддерживаются его могуществом. Механистическая черта его мировоззрения проявляется в утверждении рассмотрения мира как совокупности различных механизмов - «растение - такой же механизм, как и часы».

Главным средством достижения достоверных знаний считал интуицию и дедукцию. Под интуицией понималась способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств, по типу математических аксиом. Эти положения и являются «опорными» пунктами процесса познания, опираясь на которые разум методом дедукции, т.е. от общего к частному, приходит к постижению истины. Возможность познания, таким образом, заключена в существовании «врожденных идей», т.е. задатков интеллекта к формированию в определенных условиях аксиоматических положений. Декарт разрабатывает правила, которые обеспечивают достижение истины,

«правила метода»:

- за истинными считать такие положения, которые не вызывают ни малейших сомнений;

- расчленять сложную проблему на части, частные проблемы;

- методически переходить от доказанного к недоказанному;

- не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования.

Картезий исходил из стремления построить единую систему научных знаний в противоположность существующему собранию случайных истин. В основе такой системы должно находится наиболее достоверное и очевидное положение. Методологической установкой для определения этого положения выступает радикальное сомнение в истинности всего существующего мира. Но сомнение - это акт мышления, который является достоверным и сам по себе не подлежит сомнению. Поэтому Декарт утверждает, что безусловное основоположение всего знания и мира заключено в непосредственной достоверности сознания – «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). «Естественный свет» разума выявляет достоверное существование высшего разума - бога: из «бог мыслим (мною)» вытекает «бог есть». Бог и является высшим гарантом достоверности знания и мира, безграничных возможностей человеческого разума.

1.4. Т.Гоббс: Единство эмпирических и рациональных методов познания

Томас Гоббс (1588-1679) — крупнейший английский и европейский материалист XVII века. Синтез бэконовского эмпиризма и картезианского рационализма стал главнейшей задачей его философских исследований. Являясь продолжателем и систематизатором учения Бэкона, Гоббс в отличие от него глубоко понимает первостепенное значение математического знания, лежащее в основе рационалистических построений; если на первых ступенях познания главенство принадлежит чувственному познанию, то последующие обобщения требуют рационально-математических приемов и методов обработки материала. Стремление сблизить противоположные выводы своих предшественников видно в истолковании центрального понятия - опыта. Т.Гоббс -последовательный номиналист. Существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена вещей. Поэтому имеется два рода опыта: первый - знание о вещах через восприятие, другой - об именах вещей. Если в первом случае восприятие носит эмпирический характер, то источником второго является разум, который способен именовать вещи и правильно, т.е. рационально применять имена - понятия. Вместо проблемы интуиции выдвигал, таким образом, проблему дефиниции (определение имен). Опираясь на идеи номинализма, одного из теоретических источников механистического материализма нового времени, отрицал врождённые идеи Декарта, понятие субстанции, как духовной, так и материальной.

В обществоведческой доктрине развивает идеи Гуго Гроция (1583-1645) - нидерландского правоведа и философа. В своем труде «Левиафан» Т.Гоббс рассматривает развитие человеческого общества от естественного сознания, где «человек человеку волк», до гражданского состояния, которое учреждается путем общественного договора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.