Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигофрении




Олигофрении[95] – группа различных по этиологии (причинам возникновения) и патогенезу (особенностям развития болезни) непроградиентных (не усиливающихся с течением времени) болезненных состояний психики, общим признаком которых является наличие врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте (до трех лет) общей психической неполноценности с преимущественной недостаточностью интеллектуальных функций.

У таких лиц первоначально нарушены восприятие, мышление, память, речь, эмоции, волевая сфера.

В отличие от других психических заболеваний указанные расстройства представляют собой изначальное недоразвитие.

Нарушения проявляются в слабости активного, целенаправленного внимания, страдает высший уровень памяти – логическое и опосредованное запоминание, в то время как механическая память может быть не только сохранена, но даже гипертрофированно (в силу компенсаторных механизмов) развита.

Речь формируется с запозданием, часто фонетически искажена с нарушениями грамматического строя и бедностью словарного запаса. В волевой сфере отмечается слабость побуждений и инициативы, недостаточная самостоятельность. Поступки отличаются импульсивностью, необдуманностью, нецеленаправленностью. Внушаемость велика, часто проявляется негативизм в отношении воспитателей ВК.

Нередко отмечаются признаки общего физического недоразвития, диспластичность, диспропорциональность туловища и конечностей, строения черепа, лицевого скелета.

Указанные признаки часто служат основанием для насмешек, издевательств со стороны сверстников, поэтому большая часть воспитанников ВК с признаками олигофрении является потенциальными жертвами, входит в категорию «отверженных» или используется более интеллектуально развитыми осужденными с отрицательной направленностью и психопатическими личностями для дезорганизации режима ВК, нарушений распорядка, конфликтов с администрацией и воспитателями, сомнительных развлечений (в том числе сексуального характера), физического подавления других подростков.

Потенциальная опасность суицидального поведения среди воспитанников ВК, страдающих олигофренией, высока. Часто это зависит от непрекращающихся издевательств, отсутствия моральной поддержки со стороны, импульсивности и недостаточной критичности в отношении совершаемых поступков, повышенной внушаемости и подражательности. Нередко такие подростки могут поддаваться «подначиванию».

Мотивом побегов из мест лишения свободы может быть импульсивность («заскучал по дому», «все надоело», «захотел погулять», «просто так»), «за компанию» (поддался на чужие уговоры), стремление избежать наказания, обиды (в том числе, несерьезные и необоснованные), чувство страха перед сверстниками (не отданный долг), существенная разница между условиями жизни до осуждения и в ВК.

При работе психолога с лицами, страдающими олигофренией, могут возникнуть задачи, связанные с:

· выявлением и анализом нарушений познавательных процессов;

· отграничением истинной умственной отсталости от задержки психического развития не связанных с психическим заболеванием (социально-педагогическая запущенность);

· отграничения слабоумия от симуляции и аггравации;

· изучение индивидуально-психологических особенностей личности (степени незрелости, повышенной внушаемости, нарушений эмоционально-волевой сферы и т.д.).

Основными методами работы психолога с осужденными, страдающими олигофренией, являются беседа, наблюдение и применение стандартных психодиагностических методик.

Беседа по форме может быть структурированной (по специальному опроснику) и не структурированной (по поставленной цели). Содержание беседы может быть разной направленности (биографической, познавательной, личностной и др.).

Наблюдение осуществляется непосредственно в ходе беседы с воспитанником (реагирование на беседу, на словесные стимулы, на личность психолога, отношение к беседе, эмоциональные проявления, манеру поведения, попытки уклонения от ответов на задаваемые вопросы и т.д.).

При исследовании мышления можно использовать методики по классификации предметов, выделению существенных признаков, сравнению и определению понятий, установлению логических отношений, решению арифметических задач, пониманию переносного смысла пословиц, метафор, воспроизведения рассказов и т.д.

При исследовании памяти возможно использование методик по заучиванию слов с оценкой не только способности воспроизведения, но и динамику процессов запоминания (замедленность, ригидность, истощаемость, самоконтроль, влияние интерферирующих воздействий).

Критериями снижения интеллектуальной деятельности при олигофрении является не только и не столько особенности отдельных интеллектуальных операций (низкий уровень обобщения и абстрагирования), но и критичность и целенаправленность мышления, способность к коррекции, переносу, обучаемости и адекватности самооценки.

При симуляции умственной недостаточности в отличие от истинных нарушений на первый план всегда выходит целенаправленность деятельности с осознанными мотивами и целью, т.е имеет место не умственная недостаточность, а волевые действия по ее моделированию.

При интеллектуальной недостаточности травматического генеза обращают на себя внимание нарушения операционно-процессуальной сферы (замедление, ригидность, истощаемость, снижение уровня обобщения) и системы ориентировочных действий («связанность» со зрительными опорами, сужение классов объектов при планировании решения задачи, трудности перевода их в умственный план).

Речевое мышление, несмотря на операционную «обедненность», долго сохраняет коммуникабельность, обращенность к другому человеку и произвольность.

Дифференциальные различия между олигофренией и социально-педагогической запущенностью представлены в табл. 25.

 

Таблица 25.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 32033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.