Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для расчета ПДВ




 

производство цех источники выделения ЗВ число часов работы наименование источника выброса ЗВ число источников выброса, шт
наименование кол – во, шт в год
СП П СП П СП П СП П
                     

 

номер источника на карте-схеме высота источника выброса, м диаметр устья, м параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выброса
скорость, м/с объем на одну трубу, м температура, 0С
СП П СП П СП П СП П СП П СП П
                       

 

координаты на карте-схеме, м точечного источника, центра группы источников или одного конца линейного источника координаты на карте-схеме, м второго конца линейного источника наименование газоочистных установок и мероприятий по сокращению выбросов вещества, по которым производится газоочистка коэффициент обеспеченности газоочистки средняя эксплуатационная степень очистки, %
 
X1 Y1 X2 Y2 СП П СП П СП П
                   

 

наименование вещества выбросы загрязняющих веществ
СП П(ПДВ)
г/с мг/м3 т/год г/с мг/м3 т/год
             

 

Подраздел "2.9. Расчет платы за выбросы" может быть пред­ставлен в виде табл.3.

 

код вещества наименование вещества плата за выброс 1 т вещества, руб валовый выброс ЗВ, т/год общая плата за выброс ЗВ, руб/год
         

 

Графы 1 и 2 - то же, что в табл.1. Графа 3 принимается в соот­ветствии с [11], нормативы платы приведены в приложении 5. Валовый выброс ЗВ (графа 4) принимается по табл.1 на сущест­вующее положение или равным ПДВ. Графа 5 заполняется путем пе­ремножения соответствующих строчек граф 3 и 4. В конце таблицы находится сумма по графе 5 и умножается на районный коэффициент, определяемый на основании [11] по приложению б, и на коэффици­ент, учитывающий инфляцию по отношению к базовым ценам платы за выбросы из графы 3 (в 1998 г. этот коэффициент был равен 42).

Табл.3 носит оценочный характер, т.к. плата за выбросы осуще­ствляется за предшествующий год по экологическому паспорту для фактического валового выброса ЗВ, который, как правило, меньше ПДВ. Если у предприятия отсутствует инвентаризация и утверж­денный проект ПДВ или не получено разрешение на выброс ЗВ на текущий год, вводится дополнительный штрафной коэффициент 5.

В подразделе "3.1. Расчеты и анализ уровня загрязнения атмо­сферы на существующее положение и на перспективу" указывается компьютерная программа, по которой производится расчет рассеива­ния ЗВ в атмосфере, согласованная с ГГО им.Воейкова и имеющая лицензию Госкомэкологии РФ. Наибольшее распространение по­лучила программа "Эколог" фирмы "Интеграл" (г.Санкт-Петербург).

Метеорологические характеристики и коэффициенты, опреде­ляющие условия рассеивания, приводятся в виде табл.4. Значения величин проставлены для г.Пензы.

Таблица 4

Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере города

наименование характеристик величина
коэффициент А, зависящий от стратификации атмосферы  
коэффициент рельефа местности в городе  
средняя максимальная температура наружного воздуха наиболее жаркого месяца года, 0С 25,3
средняя температура наружного воздуха наиболее -12,1
среднегодовая роза ветров, %  
С  
СВ  
В  
ЮВ  
Ю  
ЮЗ  
З  
СЗ  
Скорость ветра, повторяемость превышения которой составляет 5%, м/с  

 

Все данные могут быть приняты по справке ЦГМ о фоновых кон­центрациях и климатических характеристиках.

Расчеты выполняются для невыгодного с позиций рассеивания теплого периода года по отдельным веществам и группам суммаций с учетом фоновых концентраций. Наличие на предприятии отопительной котельной или другого обору­дования, массовый выброс ЗВ от которых в холодный период больше, чем в теплый, обуславливает необходимость проведения расчетов рассеивания этих ЗВ и соответствующих групп суммаций для холодного периода.

Учет одновременности работы оборудования и соответствующих им ИЗА требует расчета всех вариантов (сочетаний) их возможной работы. Неправильно принимать во внимание только один вариант работы ИЗА с наибольшими массовыми выбросами, так как на условия рассеивания влияют геометрические размеры ИЗА, параметры газовоздушной среды в устье ИЗА, а также взаимное расположение ИЗА по отношению к СЗЗ и друг другу. При определении максимальных концентраций в жилой зоне и на границеСЗЗ (табл.5) учитываются все варианты расчета. Даже для одного и того же вещества максимальная концентрация в жилой зоне может быть принята по одному варианту, а на границе СЗЗ - по другому.
Следует помнить, что в соответствии со СНиП [ ] концент­рация ЗВ в местах воздухозабора приточных систем вентиляции и кондиционирования воздуха не должна превышать 30% от ПДК воздуха рабочей зоны.

Численные значения с, мг/м3, и с/ПДК в требуемых точках берутся непосредственно из компьютерного расчета рассеивания путем предварительного задания координат на карте-схеме - так называемые расчетные точки.

Перечень ИЗА, дающих наибольшие вклады по отдельным веществам и группам суммации, представляется в виде табл.5.

Таблица 5

Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы

 

наименование вещества Расчетная максимальная приземная концентрация, мг/м3 (или с / ПДК) ИЗА, дающие наибольший вклад в максимальную концентрацию принадлежность источника (цех, участок..)
в жилой зоне на границе СЗЗ № ИЗА на карте-схеме % вклада
           

 

В графе 1 указывается наименование вещества или группы суммации, по которым был произведен расчет рассеивания. Вещества, у которых максимальная приземная концентрация см / ПДК<0,05 и при этом компьютер выдает сообщение, что "расчет нецеле­сообразен", в данную таблицу не заносятся.

Графы 2 и 3 заполняются по компьютерному расчету. Рекомен­дуется [1] заполнять эти графы в мг/м3. Однако авторы данного пособия считают, что их удобнее заполнять в долях ПДК – с / ПДК (безразмерная концентрация), т.к. сразу же наглядно видно выпол­нение условий (1) и (2).

Уточнения [2] допускают объединять графы 2 и 3, указывая мак­симальную приземную концентрацию на границе или за пределами СЗЗ.

Графы 4 и 5 также заполняются по компьютерному расчету.

Графа 6 заполняется в соответствии с табл.2.

Табл.5 заполняется сначала на существующее положение, а затем на перспективу для рассчитываемых при этом веществ и групп суммаций. Пути достижения условий (1) или (2) для веществ и групп, у которых на существующее положение (или с учетом перспективы развития производства) они не выполняются, приве­дены в следующем подразделе и при работе с программой "Эколог".

В конце этого подраздела делается вывод о выполнении условий (1) и (2) по каждому веществу и группе. Возможна ситуация, когда фоновые концентрации Сф / ПДК>1, тогда для вновь строящихся предприятий выбросы данного вещества или группы в идеале должны отсутствовать, а для существующих - существенно ограни­чиваться. В Пензенском областном комитете Госкомэкологии РФ сложилась следующая практика: расчетная приземная концентрация с / ПДК не должна превышать 10...20% от сф / ПДК в зависимости от мощности предприятия.

Подраздел "3.2. План мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ" представляет­ся в виде табл.6.

Графы 1,2 и 7 заполняются только для тех ИЗА, по которым необходимо достижение условий (1) или (2).

таблица 6

ПЛАН мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу города на предприятии с целю достижения нормативов ПДВ

наименование цеха № ИЗА на карте-схеме Наименование мероприятия сроки выполнения мероприятий, год затраты на реализацию мероприятий наименование вещества величины выбросов
до мероприятия после мероприятия
начало окончание г/с т/год г/с т/год
                     

 

 

Наименования мероприятий (графа 3) зависят от многих фак­торов и могут быть самыми разнообразными. Приведем некоторые из них:

- уменьшение массовых выбросов вещества, г/с, путем уста­новки новых или наладки существующих пылегазоулавливающих установок (ПГУ);

- увеличение высоты Н, м, существующих ИЗА, если она не соответствует требованиям СНиП [13] или другим нормативным документам;

- увеличение расхода Ь, м3/с, и скорости выхода газовоздуш­ной смеси И^о, м/с, из устья ИЗА до проектной величины (для существующих систем вентиляции и пневмотранспорта);

- преобразование линейных, плоских и неорганизованных ИЗА в точечные организованные;

- гидрообеспыливание для открытых складов и узлов пересыпки (песок, щебень, гравий и др.);

- корректировка размеров СЗЗ в соответствии с результатами расчетов рассеивания;

- перенос ИЗА в глубь территории предприятия;

- уменьшение одновременности работы оборудования при его неполной загрузке, распределение разовых технологических опера­ций по определенному графику;

- определение массовых выбросов, г /с, инструментальными за­мерами в случае, если в инвентаризации они были получены рас­четными методами, т.к. последние часто завышены, например, при деревообработке [14] или для бетоносмесительных отделений (БСО) заводов ЖБИ [15].

При исчерпании всех возможных мероприятий необходима сме­на технологического процесса или ликвидация ИЗА. Сроки выполнения мероприятий (графы 4 и 5) должны быть реальными и равномерно разбитыми на пять последующих лет. Наименования и сроки выполнения мероприятий отдельно согла­суются с отделом охраны атмосферного воздуха при утверждении проекта ПДВ отделом нормирования выбросов областного комитета. По уточнениям [2] сроки мероприятий могут указываться без распределения по кварталам.

Затраты на реализацию мероприятий (графа 6) при отсутствии проекта на реконструкцию носят оценочный характер. Величины выбросов до мероприятий (графы 8 и 9) принимаю-на существующее положение по инвентаризации и табл.2; после мероприятий массовые выбросы, г/с (графа 10), - из компьютер­ного расчета рассеивания на перспективу, а валовые выбросы (графа 11) - по расчетным формулам [10].

Разработанный план мероприятий утверждается отдельно руко­водителем предприятия и держится на контроле отделом охраны ат­мосферного воздуха комитета. Разрешение на выброс 3В в ат­мосферу на каждый последующий год выдается при условии вы­полнения мероприятий за предыдущий год.

Подраздел "3.3. Предложения по нормативам ПДВ" выполня­ется в виде табл.7 с использованием табл.6. Уточнениями [2] эта таблица отменена, однако комитет требует ее заполнять. Хотя это и прибавляет работы разработчикам проекта ПДВ, но облегчает проверку экспертам комитета по охране окружающей среды и упрощает заполнение таблицы (приложение 9) для получения предприятием разрешения на выброс 3В в атмосферу.

 

таблица 7

предложения по нормативам ПДВ

наименование цеха № ИЗА выброс ЗВ по годам
существующее положение – 1998 г 1999 г 2000 г 2001 г 2002 г ПДВ – 2003 г
г/с т/год г/с т/год г/с т/год г/с т/год г/с т/год г/с т/год
Наименование вещества
Организованные источники
                           
нерганизованные источники
                           
итого

 

Вещества, выбросы по которым не изменяются по годам, для упрощения и наглядности целесообразно вынести в отдельную табл. 7а.

 

таблица 7а

нормативы выбросов по веществам, для которых ПДВ достигнут при существующем положении (1998 г) и остается постоянным до 2003 г.

 

 

№ ИЗА наименование цеха Нормативы выбросов ЗВ на 1998-2003 гг
г/с т/год
       

 

 

Так же, как и в табл.7, для каждого вещества сначала при­водятся организованные источники, затем - неорганизованные, а в конце - их сумма.

Сумма массовых выбросов, г/с, принимается с учетом одно­временности работы ИЗА и может быть меньше их общей арифме­тической суммы.

Сумма выбросов каждого вещества по годам заносится в табл.1.

Если для текущего года по какому-либо веществу не достигнут ПДВ, то по нему устанавливается временно-согласованный выброс (ВСВ).

Подраздел "3.4. Определение размеров санитарно-защитной зоны" осуществляют на основе [2,5,16,17,18] (см. раздел 5).

 

В разделе 5. "Контроль за соблюдением нормативов ПДВ" при­водится порядок осуществления ведомственного контроля за вы­бросами ИЗА лабораторией этого предприятия или другой при­влекаемой для этой цели.

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии осуществляется непосредственно на ИЗА и на контрольных точках (постах) на границе СЗЗ (или в селитебной зоне района города) установленных предприятием по согласованию с Центром госсанэпиднадзора и комитетом по охране природы.

№ ИЗА на карте-схеме предприятия производство, цех, участок контролируемое вещество периодичность контроля, раз/год периодичность контроля в периоды НМУ, раз/сут нормативы выбросов
ВСВ ПДВ
г/с мг/м3 г/с мг/м3
                 

 

Периодичность контроля (графа 4), как отмечалось, должна быть не реже 4 раз в год, а в периоды НМУ (графа 5) - 1 раз в сутки.

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на выбранных контрольных точках (постах) рекомендуется для крупных предприятий первой категории по классификации [16] с большим количеством неорга­низованных ИЗА. По рекомендациям [1] данные сводятся в табл.8 приложения, а обобщенные данные - в табл.9. Все данные для при­ложения 8 принимаются из компьютерного расчета. Фактически в комитете по охране природы сложилась практика обозначать на карте-схеме 1-2 контрольные точки на границе СЗЗ и жилой зоны, что вполне достаточно.

В конце данного раздела следует отметить принципиальное различие производственного и государственного контроля. Для последнего перечень ИЗА и выбрасываемых ими 3В включает [20]:

- основные 3В (СО, NOx, SO2, пыль);

- вещества первой категории опасности, а при их отсутствии -вещества второй категории;

- вещества, для которых по данным наблюдений на контро­лируемой территории зарегистрирована концентрация более 5 ПДК.

В приложение проекта ПДВ включается справка центра по гидрометеорологии о фоновых концентрациях 3В и метеороло­гических характеристиках местности. Ее образец приведен в приложении 10.

В справку о расходе материалов и выпускаемой продукции включается только то сырье, которое прямым или косвенным образом участвует в расчетах выбросов.

Справка о характеристиках материалов содержит дополнитель­ные сведения о материалах, необходимые для расчетов, например влажность, крупность и т.п. Данная справка может быть объединена с предыдущей.

В справке о перспективе развития предприятия указывается предполагаемая реконструкция или расширение предприятия на ближайшие 5 лет. В этом случае выполняется расчет рассеивания на перспективу в соответствии с проектом на реконструкцию пред­приятия. В противном случае в справке указывается, что рекон­струкция и увеличение мощности предприятия на ближайшие 5 лет не предусматриваются.

Разработанный проект ПДВ согласовывается в городском или областном центре санэпиднадзора. Здесь проверяют, в первую очередь, правильность выбора ПДК для загрязняющих веществ и размеров СЗЗ в соответствии с [4,5,16,18].

После согласования в центре санэпиднадзора проекта ПДВ передается на рассмотрение и утверждение в областной (городской) комитет. Эксперты отдела нормирования выбросов тщательно проверяют выполнение всех разделов, сверяют исходные данные с инвентаризацией. Особое внимание уделяется компьютерным расче­там рассеивания выбросов, учету фонового загрязнения и группам веществ, обладающих эффектом суммации. План мероприятий по снижению выбросов 3В в атмосферу (табл.6 проекта ПДВ) отдельно согласовывается с отделом инспекции атмосферного воздуха на предмет реальности и сроков выполнения заложенных мероприятий. План-график контроля на предприятии за соблюде­нием нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (табл.9 проекта ПДВ) сдается в двух экземплярах в лабо­раторию комитета с целью проверки его выполнения и составления графика государственного контроля за выбросами в атмосферу в соответствии с [20,21].

По результатам экспертизы выдается заключение комитета по проекту ПДВ. Он может быть утвержден или отправлен на дора­ботку в соответствии с приведенными экспертами замечаниями.

В случае утверждения проекта ПДВ предприятие обязано получить Разрешение на выброс 3В в атмосферу на 1 год (может быть и больше) по форме, приведенной в приложении 9. Разрешение на каждый последующий год (из 5 лет) выдается в случае выполнения плана мероприятий по снижению выбросов за преды­дущий год.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.