Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика. В далеком прошлом, более пяти тысяч лет назад, в период расцвета культуры и науки в древнем Китае, Индии

В далеком прошлом, более пяти тысяч лет назад, в период расцвета культуры и науки в древнем Китае, Индии, позднее в Египте и ряде других государств возникли идеи профилактической (предупредительной) медицины и с тех пор их систематически разрабатывают врачи и специалисты смежных профессий.

Изучение условий жизни человека, начальных симптомов болезни и причин, их породивших, позволяет в ряде случаев предупредить возникновение и развитие заболеваний.

Сведения о психической заболеваемости среди населения разных стран мира весьма пестры и не всегда исчерпывающи, но и они говорят нам, что психическая заболеваемость более чем в 10 раз превышает заболеваемость злокачественными новообразованиями (рак и др.) Многие психические расстройства, появляющиеся в детском возрасте, изменяют правильное формирование личности ребенка, затрудняют его воспитание, обучение и ведут к инвалидности.

Современная медицина располагает большим арсеналом средств и методов лечения нервно-психических заболеваний. Однако достигнутые успехи еще далеко не совершенны, и главной задачей была и остается профилактика этих болезней. Профилактические мероприятия направлены на уменьшение числа психически больных среди населения, сокращение продолжительности уже возникшей болезни, предупреждение тяжелых последствий ее.

В жизни ребенка и подростка обычно различают три возрастных криза или кризисных периода. Первый возрастной криз приходится на возраст от 1 г до 4 лет, второй — на возраст 6—8 лет и третий — на возраст полового созревания от 13 до 16 лет.

В связи с этим можно говорить о «первичной профилактике», то есть о мероприятиях, позволяющих уменьшить число больных в обществе; «вторичной профилактике», то есть о мероприятиях, которые приводят к облегчению и укорочению продолжительности течения психических болезней и наконец, о «третичной профилактике», то есть о таких действиях медицинских работников и родственников больного, которые исключают или по крайней мере значительно снижают возможность возникновения у психически больного психической неполноценности, «дефекта» его психики.

 

 

В задачи настоящей работы не входит подробное и систематическое описание клиники разных нервно-психических болезней у детей. Родители и другие лица, обслуживающие ребенка, должны в первую очередь знать, как воспитывать и растить психически полноценного ребенка и что следует предпринять в случае возникновения у него болезни. Конкретная медицинская помощь уже заболевшему ребенку является предметом деятельности врача-специалиста: педиатра, детского психиатра или детского невропатолога. Но знать главное об этих болезнях необходимо и родителям.

Нет никакого сомнения в том, что предупреждение неблагоприятного развития нервно-психических расстройств в случае их возникновения (вторичная профилактика) и грубых изменений личности ребенка, дефекта личности, возникающих в результате перенесенной им нервно-психической болезни (третичная профилактика), в большой мере определяются перечисленными ранее мерами первичной профилактики. Вместе с тем вторичная и третичная профилактика имеют и свои особенности.

Первая их особенность в том, что если мероприятия первичной профилактики осуществляются главным образом самими родителями и членами семьи лишь при консультации, в случае необходимости, со специалистами, то успех вторичной и третичной профилактики становится наиболее полным только при тщательном выполнении рекомендаций врача.

Вторая особенность в том, что если для осуществления мер первичной профилактики родителям необходимы наиболее общие знания о гигиене детей и подростков, то продуманная система вторичной и третичной профилактики требует от них знания особенностей нервно-психических расстройств у детей. В этом случае родители оказываются действенными помощниками врача-специалиста, умея правильно оценить те условия жизни ребенка, в которых развитие болезни происходило бы наиболее благоприятно.

Наконец, третья особенность в том, что вторичная и третичная профилактика проводятся наряду с систематическим, предложенным врачом, медикаментозным лечением. В этой связи разумные меры профилактики оказываются наиболее эффективным, и тогда, когда они используются в унисон с лекарственными методами терапии.

. Организм ребенка (подростка) примерно до 20 лет продолжает бурно созревать и развиваться. На разных этапах детства и отрочества можно встретить одни черты психики уже сформированными, другие лишь продолжающими созревать, а третьи еще в зачаточном состоянии. Естественно поэтому, что любая нервно-психическая болезнь в большей или меньшей степени нарушает ход естественного созревания психических функций ребенка. Эти нарушения могут приводить к тому, что отдельные качества психики развиваются быстрее, чем в норме; другие останавливаются в развитии и существенно отстают от нормы; третьи задерживаются в развитии. В результате возникают условия для дисгармоничного развития психики ребенка. Эта особенность является тем более типичной, чем моложе ребенок, у которого развились нервно-психические расстройства.

Иллюстрацией сказанному может служить следующее. Известно, что малоумие всегда является следствием наследственного, внутриутробного либо болезненного процесса в первые месяцы жизни ребенка. Если ребенок уже сформировался психически, то малоумие у него возникнуть уже не может.

В старшем возрасте умственное развитие ребенка может быть также нарушено. Может развиться слабоумие. Но вероятность его уже меньшая, а возникает оно лишь в результате глубокого болезненного повреждения мозговой деятельности. Слабоумие имеет другие клинические качества, чем малоумие, и несколько отличные особенности развития.

В возрасте первого криза даже обычное инфекционное или соматическое страдание (например, токсическая диспепсия, воспаление легких) может привести к временной утрате ребенком всех приобретенных навыков: он перестает ходить, говорить, становится неопрятным. Как правило, эти состояния, названные в свое время С. С. Корсаковым состоянием «преходящего слабоумия», со временем полностью ликвидируются, и у ребенка восстанавливаются все былые навыки и умения. В возрасте второго и тем более третьего криза те же болезни уже никогда не вызывают подобных состояний «преходящего слабоумия».

В связи со всем сказанным необходимо подчеркнуть, что в ряду мероприятий вторичной и третичной профилактики у детей и подростков, особенно у первых, огромное значение принадлежит так называемому лечебному воспитанию и лечебной педагогике. Вовремя подмеченный врачом и родителями дефект развития больного ребенка может и должен быть исправлен. Исправлен, конечно, не только лекарствами, но в первую очередь методами лечебно-воспитательной и лечебно-педагогической коррекции.

Если в ходе развития нервно-психической болезни у ребенка будет систематически проводиться разумная и обоснованная лечебно-воспитательная коррекция возникающих расстройств, то создается реальная возможность предупредить развитие у ребенка дефекта психики.

Пользуясь достижениями этих разделов профилактики и терапии, психиатры разных стран мира весьма успешно достигают коррекции умственной отсталости у детей-олигофренов. В результате систематической, длительной (в течение нескольких лет) непрерывной работы с такими детьми, психиатры добиваются того, что глубоко умственно отсталые дети (имбецилы) приобретают речь, навыки обслуживания себя, навыки труда и перестают быть обузой для родственников и государства. Они получают реальные возможности самостоятельной жизни.

В ряду таких коррегирующих мероприятий большое место принадлежит лечебной физкультуре. Известно, что психическая деятельность формируется на основе и в тесной связи с развитием и совершенствованием сложных, дифференцированных двигательных актов. Это было убедительно обосновано еще в прошлом веке замечательным русским ученым, отцом отечественной физиологии И. М. Сеченовым. Если нервно-психическая болезнь начинается рано, то она всегда в той или мной мере нарушает стройное развитие двигательных функций ребенка. Сохраняясь позднее, эти нарушения моторики (движений) тормозят дальнейшее развитие психики ребенка. Именно поэтому коррекция психических дефектов у ребенка начинается с активного стимулирования и развития целенаправленных двигательных реакций.

Эта работа ведется не только в ходе специальных занятий ребенка в кабинетах лечебной физкультуры. Продуманная система организации деятельности ребенка, его трудовых процессов, включающих и игры, по сути дела также является одним из путей совершенствования его моторики.

Описанные наиболее существенные мероприятия, направленные на предупреждение развития дефекта у ребенка в результате нервно-психических расстройств, должны быть естественно дополнены и рядом более общих мероприятий.

Ранее уже говорилось о том, что при нервно-психических расстройствах по тем или иным причинам нарушается полноценность деятельности нервных клеток головного мозга индивидуума. Укрепление их функции происходит как за счет воспитания дифференцированных двигательных актов, многочисленных иных коррегирующих мероприятий, так за счет улучшения обменных процессов в самих клетках. Такое улучшение обмена веществ в организме больного повышает защитные силы организма и позволяет ему с большим эффектом восстанавливать нарушенные функции.

Среди многочисленных средств, улучшающих обмен веществ, имеются такие, применение которых может быть только по назначению врача. Нервно-психически больной ребенок должен иметь строгий режим приема пищи. Пища по своему составу должна быть легкоусвояемой и высококалорийной. Рацион питания должен включать все необходимые составные части и наиболее оправданное гигиенистами сочетание белков, жиров и углеводов. Одним из главных требований к пище больного ребенка является абсолютная необходимость обогащения ее витаминами. При целом ряде нервно-психических болезней и, в частности, при лечении их современными лекарственными средствами организм расходует большое количество витамина С. Своевременное восполнение его с пищей предупреждает нарушения обмена веществ, связанные с дефицитом его этим витамином особенно богаты овощи и фрукты. Систематическое включение их в рацион питания ребенка предупреждает возникновение недостаточности витамина в организме.

Непосредственное участие в сложных процессах обмена веществ нервных клеток принимают витамины группы В. Недостаток их может продлить состояние слабости нервных клеток. Систематическое восполнение витаминов этой группы лучше всего производить путем ежедневной дачи ребенку драже витамина «Комплекс В», который выпускается промышленностью. Прием витамина должен быть длительным, в течение нескольких месяцев и даже более года.

При бурно протекающих нервных процессах в клетках головного мозга, в частности, при взрывах возбуждения — эпилептических припадках, накапливается много продуктов неполного обмена белков. Эти продукты отравляюще действуют на нервные клетки и тормозят восстановление их функции. Одним из нейтрализаторов таких токсических продуктов является глютаминовая кислота. Это одна из аминокислот, которая широко представлена в ряду других аминокислот белков мозга. Длительный систематический прием ребенком глютаминовой кислоты способствует нейтрализации вредных продуктов неполного распада белков и тем самым приводит к улучшению функции клеток мозга.

Весьма существенным профилактическим эффектом отличается и другая аминокислота — метионин. Систематическое введение ее в организм ребенка в разумных количествах (с пищей либо в виде специальных порошков) снижает повышенную возбудимость мозга, уменьшает вероятность возникновения эпилептических припадков. Для больного же эпилепсией это одна из главных задач. Ибо при прочих равных условиях, чем реже припадки у больного, тем благоприятнее течет болезнь, тем меньшей является вероятность формирования у него эпилептического слабоумия.

Трудно переоценить в ряду прочих профилактических мероприятий оздоровление среды, окружающей больного ребенка. Спокойная, лишенная чрезмерных раздражителей, располагающая к отдыху среда сама лечит. Эти качества среды особенно полно представлены в комплексе природных влияний. Пребывание ребенка в условиях природы привычной ему географической широты наиболее целесообразно. Исключение городских раздражителей и смена их природными звуками, шумами, более соответствующими исторически сложившимся уровням деятельности нервной системы, представляет собой одно из существенных профилактических мероприятий.

Раннее распознавание начавшейся болезни, и наиболее раннее обращение к врачу —залог лучшего эффекта ее лечения.

Любые мероприятия вторичной и третичной профилактики оказываются действенными лишь тогда, «когда они строго соответствуют всему комплексу лечения, назначенного врачом. Независимо от того, какую болезнь лечит врач и какие лекарства принимает ребенок, можно сформулировать ряд общих принципов лечения, строгое выполнение которых является главным критерием вторичной и третичной профилактики. Принципы эти следующие.

Лечение должно быть систематическим и непрерывным. Нет таких нервно-психических болезней, которые можно было бы вылечить, принимая лекарство в течение нескольких дней. Только длительный прием лекарств оказывается эффективным. В ходе лечения родители должны строго придерживаться не только указаний врача о дозе лекарств, но и о времени и последовательности приема их ребенком. На протяжении курса лечения под контролем врача доза лекарства должна изменяться, с тем чтобы подобрать ту индивидуальную, оптимальную дозу его, которая дает наилучший целебный эффект у данного больного, в данном возрасте и в данном его состоянии. Родители не имеют права самостоятельно назначить или отменить назначенные врачом лекарства, даже если слухи об эффективности того или иного «нового» средства и представляются им нередко очень заманчивыми. Довольно часто принцип лечения основывается не столько на том, чем лечить, сколько на том, как лечить.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профилактика. Неврозы — обратимые функциональные заболевания нервной системы, обусловленные перенапряжением раздражительного и тормозного процессов либо их подвижности | Основные причины нервно-психических расстройств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.