Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика и социально ответственное поведение бизнеса

 

Социальная политика как фактор социальной ответственности бизнеса. Социальная политика сегодня - это не только реализация правительствами разных стран концепции государства всеобщего благосостояния, но это также вовлечение бизнеса и гражданского общества и решение наиболее важных социальных проблем. Нужно заметить, что сама идеология корпоративной социальной ответственности возникла как ответ транснациональных компаний на давление институтов гражданского общества. Процесс исторической «битвы труда и капитала» с начала XIX в., рост социалистических настроений в мире и порожденные ими профсоюзные движения, вынудили многих предпринимателей создавать систему социальных гарантий и охраны труда, а уже в 1970-е гг., когда началось мировое движение в защиту экологии, получил развитие процесс увеличения корпоративных инвестиций в защиту окружающей среды. В настоящее время эта концепция получила широкое распространение как новая технология коммерческой и производственной деятельности компаний, нацеленных, в конечном счете, по-прежнему на максимизацию прибыли.

Объективной причиной появления социальной ответственности бизнеса стала глубинная трансформация отношений корпоративного сектора и общества: в постиндустриальной экономике обществу не просто захотелось получать «больше хороших товаров», но и потребовалось знать какая экологическая и социальная цена стоит за всем этим. Появление термина «социальная политика» и соответствующих концептуальных основ во второй половине ХХ в. привели в связи с этим к возникновению дополнительно фактора стимулирования КСО в предпринимательском сообществе. Появился мощный дополнительный фактор, стимулирующий социальную ответственность бизнеса. Социальная политика и корпоративная социальная ответственность - это два взаимосвязанных и взаимозависимых фактора, которые сегодня оказывают доминирующее влияние на формирование предпринимательской прибыли. Общество и государство, очевидно, не должны в принудительном порядке призывать предпринимателей и других граждан к социально ответственному поведению. При этом необходимы меры экономического характера, которые могут побудить предпринимателя и граждан к социальному диалогу, что будет способствовать их взаимной социальной ответственности перед обществом.

Солидарная социальная ответственность предпринимателей и наемных работников особенно актуальна в малом бизнесе, где экономическая состоятельность предпринимателя максимально детерминирована эффективностью трудовой деятельности персонала организации.

Появление на рубеже 1950-1960-х гг. теории человеческого капитала обозначило новый вектор в социально-экономическом развитии мирового общества. Этот вектор привел к тому, что и появился новый термин в экономической науке под названием: «Социальная политика». Есть разные определения социальной политики, но в экономической науке обычно понимают под ней комплекс мер общества по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека в обществе. Безусловно, бизнес, как составная часть общества, не может быть в стороне от социальной политики.

По мнению Т.И. Заславской: «...социальная политика призвана стимулировать всестороннее развитие человеческого потенциала общества, распространение эффективных способов и образцов экономического поведения, развитие социальных отраслей хозяйства, рост качества жизни населения и защищенности социально уязвимых слоев».

Анализ имеющихся данных показывает, что социальная политика является важнейшей составляющей цивилизованных обществ и государств. При этом сложились принципы социальной политики:

Принцип социальной справедливости.

Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического сознания, закрепленного в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Дж.Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: 1 ) принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам; 2) принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным.

Кроме того, справедливость необходимо рассматривать как традиционное историческое ощущение в обществе при распределении экономических благ. В ст.7 Конституции РФ определено, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Признание социального типа государства влечет за coбoй признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей. Таким образом, государство гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума.

Принцип индивидуальной социальной ответственности.

Этот принцип требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения.

Принцип социальной солидарности.

Современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от трудоспособных к нетрудоспособным, от одного поколения к другому.

Принцип социального партнерства.

Этот принцип включает в себя такие принципы:

- равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

- равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;

- обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

- принцип трипартизма, то есть в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.

Принцип социальной компенсации.

Он призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом.

Принцип социальных гарантий.

Этот принцип предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Принцип субсидиарности (поддержки).

Принцип предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних.

Бизнес, осуществляя социальную ответственность, должен принимать во внимание этот принцип социальной политики. Кроме того, все принципы социальной политики необходимо учитывать предпринимательскому сообществу. Наиболее приоритетными принципами при этом являются:

- принцип солидарности;

- принцип субсидиарности.

Кроме того, корпоративная социальная ответственная деятельность компаний должна учитывать и основные функции социальной политики в обществе:

Социальная безопасность, рассматривающая, прежде всего, все имеющиеся возможности для удовлетворения человеком своих потребностей, сочетать индивидуальные и общественные интересы; это достигается в том случае, если в обществе достигается баланс между спросом и предложением, что позволяет решать проблемы по обеспеченности жильем, проводить образовательную деятельность, выполнять программы социального развития;

Политическая устойчивость власти, которая достигается при учете компромисса мнений различных социальных групп в обществе, определения принципиальных подходов к структуре власти (президентская или парламентская), выборности властных органов;

Устойчивость экономических институтов. Сложность современной отечественной общественной жизни заключается в реструктуризации всех экономических институтов. Происходит переход от социалистических экономических институтов к рыночным. Устойчивость создаваемых рыночных институтов зависит также от умелой политики по проведению социальной ответственности бизнеса, т.к. таких институтов не было в бывшем СССР и их формирование проходит на фоне значительных эмоциональных напряжений в обществе современной России.

Экологическая устойчивость жизнедеятельности. В 1970-е гг. в мире развернулись различные общественные движения за улучшение экологической среды в странах. В этой связи, корпоративная социальная ответственность начала вносить свой весомый вклад в улучшение экологической устойчивости.

Итак, социальная политика - это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.). Безусловно, как мы уже выше отметили: появление концепции человеческого капитала и социальной политики - это результат (продукт ) длительной трансформации экономических отношений, изнурительной борьбы труда и капитала, поиск многочисленных компромиссов и подходов. Взаимоотношения между трудом и капиталом являются сложно разрешаемой проблемой в экономическом взаимодействии у людей всегда, но особенно они обострились с начала XVII в., т.е. с появления капитализма как общественной формации. Как результат таких отношений - возникновение социалистических идей на рубеже XVIII­ XIX вв., а затем и создание марксистской экономической теории в 1840-е гг., где К.Маркс сделал единственный вывод: только социальная революция и сосредоточение власти в руках работников, которые владеют рабочей силой - это лекарство от этой проблемы. В.И.Ленин, на основе выводов К.Маркса, разработал собственную теорию социалистической революции, которую применил в 1917 г. в России. Владельцы основных капиталов в мире после событий в России начали интенсивно искать выход из создавшегося противоречия, и значимым результатом поиска стало создание в 1919 г. Международной организации труда (МОТ). Современная Международная организация труда - это мировой центр социально-трудового законодательства и социального партнерства, базирующегося на основе участия в работе всех ее органов представителей трех сторон - правительств, работодателей и работников. В настоящее время МОТ разработано и принято 185 конвенций и 195 рекомендаций, составляющих нормативную базу международно-правового регулирования труда, наиболее полный комплекс международных стандартов в области труда. Все страны, входящие в МОТ, сами решают какие из документов ратифицировать и применять в своей практике социально-трудовых отношений.

Основная причина перманентной конфликтной ситуации между владельцами физических средств производства и владельцами труда (наемными работниками) заключается в отстранении последних от участия в создании стоимости производимых товаров и услуг. Да, потребительная стоимость и меновая стоимость товаров - это разные экономические· явления. Потребительная характеристика блага - это его свойства, нужные человеку для его нормальной жизни. Меновая стоимость - это ценность товара уже для продажи потребителю. И эта стоимость приносит доход производителю товара. Различные исследования показывают, что работник психологически также считает себя соавтором создания стоимости и желает быть участником ее распределения в обществе. Выход был найден в создании МОТ и проведении специальной социальной политики по отношению к работникам, которая и предусматривает неявное, трансцендентное приобщение их к созданию стоимости. На рубеже·1950-60-х гг. появилась экономическая теория человеческого капитала, которая онтологически связана с социальной политикой.

 

 

Хотя пионером государственной социальной политики можно считать канцлера Германии О.Бисмарка, которую он осуществлял в 1870-1880-е гг., вел стабильную борьбу против социалистических идей в обществе и добился принятия «Исключительного закона против социалистов», направленный против различных рабочих организаций. Можно отметить, что за время действия этого закона с 1878 по 1990 гг. было распущено 350 рабочих организаций, арестовано 1500 и выслано из страны более 900 человек. Тем не менее, понимая, что необходимы перемены по отношению к работникам как участникам создания стоимости, проводя свою социальную политику, О.Бисмарк ввел пенсионный возраст и пенсии работникам, ужесточил требования к работодателям по улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников и др. Но научное обоснование этой политики появилось позднее, в начале ХХ в. Нужно отметить, что и О.Бисмарк не был первым, кто уже размышлял над этой проблемой.

В XVII в. английский философ, создатель доктрины либерализма Джон Локк, разработал эмпирическую теорию познания. Он отверг существование врожденных идей у человека и аргументировано обосновал свой тезис, который построен на том, что все человеческое знание проистекает из социального опыта жизни получаемого трудом. В соответствии с утверждениями Дж. Локка цель труда - это удовлетворение желаний человека. Нельзя сказать, что эти желания стабильно и навсегда определены, они постоянно меняются, но у этих желаний есть одно неизменное свойство - они всегда требуют удовлетворения. Сам труд для человека, по Дж.Локку, является не всегда приятным для него видом деятельности, но труд создает ему важнейшие ценности,ради которых он им и занимается. Безусловно, мы должны отметить, что свободно выбранный труд в либеральном обществе, точнее - сам процесс труда, как правило, приносит удовлетворение человеку. Конкретные профессиональные цели труда невозможно определить исходя из природных принципов: например, нельзя заранее определить должен ли человек работать водителем, токарем, продавцом в магазине или менеджером. Профессия каждым человеком выбирается (например, А.П.Чехов отмечал, что не человек выбирает профессию, а профессия выбирает человека) в зависимости от внутренних психологических желаний при получении индивидуальных ценностей. Нам важно понять другое: Дж.Локк установил, что существует естественная основа труда. Эта основа заключается в том, что человек, занимаясь трудом, подавляет свое ощущение эсхатологичности, т.е. страх смерти, своей конечности как социального существа. При этом ценности, образуемые трудом, защищают человека от нищеты и голода. В частности, богач продолжает накапливать свое богатство с тем, чтобы застраховаться на будущее от голодной смерти. Кроме того, человеческий капитал создает в обществе атмосферу инновационности за счет усиления естественных способностей человека к труду. Кстати, на базе теории эсхатологии в начале ХХ в. создана философия экзистенциализма, т.е. философия смысла бытия. Одним из основоположников этой философии является Н.Бердяев.

Экзистенциальный подход предполагает, что рассудок слеп, в соответствии со своей природой, по отношению к ценностям человека, он так сложился исторически, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и тем самым сама жизнь приводится в движение. Таким образом, ценности человека отделены от его рассудка. Экономика, экономические отношения, создают моральные ценности для людей в виде получения значимости и статуса каждого человека в обществе, а уже разум использует эти ценности для добрых или недобрых дел. Стабильная социальная политика в обществе и провоцирует людей, их разум, на преимущественное выполнение добрых дел. Вот здесь и соединяются два фактора: социальная политика и социальная ответственность бизнеса. При этом для человека важны его субъективные принципы справедливости, которые он определяет для себя. Дж.Локк отмечает: «Справедливость и соблюдение договоров есть принцип, с которым, кажется, соглашается большинство людей... считают, что он распространяется и на воровские притоны, и на сообщества величайших мошенников... и те, кто пал так низко, что потерял сам человеческий облик, соблюдают во взаимных отношениях верности правила справедливости».

Развитие социальной политики и корпоративной социальной ответственности в рыночных экономических отношениях заключается как раз в опоре на экзистенциальное мировоззрение. В общей методологии экзистенциализма можно выделить три основных его подхода, которые онтологически связанны между собой:

- во-первых, - это индивиды; экзистенциалисты считают, что так называемые общие теории человеческой природы упускают из виду самое основное - уникальность каждого человека и его жизненной ситуации;

- во-вторых, экзистенциализм интересует смысл или цель человеческой жизни и при этом «субъективный» или внутренний опыт здесь более важен, чем «объективная» истина;

- в третьих, человеческая свобода, способность каждого индивида выбирать ценности, взгляды, эксклюзивные пути решения жизненных проблем.

Человеческий капитал способен развиваться исключительно на сложившемся экзистенциалистском мировоззрении, которое предполагает, что единственной формой жизни, достойной человека и его высокого предназначения, является только жизнь им свободно выбранная. Это возможно только в условиях либеральных экономических отношений. Социальная ответственность бизнеса должна также способствовать именной свободе человека, а не его закрепощению. Можно предположить, что только философия экзистенциализма позволила американцам Т.Шульцу, Г.Беккеру, К.Туроу в 1950-1970-е гг. обосновать теоретико-методологические основы человеческого капитала как качественной экономической категории, которая является ведущей в современных экономических отношениях. В первой половине ХХ в. экзистенциализм был существенно дополнен теорией персонализма в совокупности с психологической методологией неофрейдизма, что позволило обосновать глубокое понимание конкретно-исторического принципа индивидуализма. Персонализм - направление в философии, где человек рассматривается не как мыслящий, а как действующий, занимающий определенную позицию, как личность. В этике под персонализмом понимается утверждение преимущества индивидуальных ценностей перед другими нравственными ценностями. В начале ХХ в. экономической наукой, на основе маржинализма (экономической теории, которая в основу рыночных отношений приняла интересы потребителей товаров и услуг), была создана основа методологического индивидуализма, позволившая позднее подойти к теории человеческого капитала. Только человеческий капитал способен создавать те нужные человеку ценности жизни, которые по Дж.Локку образуются за счет естественной основы труда. Человеческий капитал служит своеобразным «мостиком» между трудом и ценностями человека, создаваемых трудом. А совокупность ценностей - это и есть богатство нации, т.е. цель экономики.

Качественные характеристики человеческого капитала - знания, мотивации, навыки, здоровье - являются своеобразным «социальным трансформатором», способным генерировать энергию труда в ценности для конкретного человека. Тем самым человеческий капитал выполняет функции социальной политики по приобщению человека (работника) к распределительной системе получаемых результатов труда. Эта функция и позволяет существенно ослаблять традиционное противоречие между трудом и капиталом. Нужно заметить, что это обстоятельство, очевидно, явилось основной причиной, которая не позволила бывшему СССР, в условиях социалистических отношений, создать высокий уровень человеческого капитала. Дело в том, что качественный человеческий капитал можно создать только в условиях личного свободного труда, а при социализме это затруднено коллективистской идеологией жизни.

Поэтому социальная политика государства или работодателя (владельца физических средств производства), по сути, заключается в придании гражданину (работнику) уверенности в том, что он не отстранен от полученных результатов труда и его социальный статус поддерживается различными институтами:

- стабильной либеральной политико-экономической системой;

- развитыми формами правовой и гражданской защиты;

- эффективной системой налогов, социальных отчислений;

- надежно действующей кредитно-банковской системой;

- рыночной системой образования и профессионального обучения, позволяющей получить свой статус и значимость каждому человеку в обществе;

- качественной в обществе спросом и предложением на необходимые товары и услуги, т.е. уверенностью в получении требуемых для него ценностей для жизни.

Особенность социальной политики в либеральном обществе заключается в том, что человек в процессе труда сам, индивидуально, создает себе основу своей личной социальной политики, которая заключается в эксклюзивном выборе социальных средств для создания своего человеческого капитала. При этом для него важна психологическая основа свободы и независимости в создании такой социальной политики. Осуществляя трудовую деятельность в экономически активном возрасте он может накапливать «излишки своего труда», но ему нужна стабильная политико-правовая ситуация в стране для их сохранения. Роль государства, во взаимодействии с бизнес-структурами, как раз и заключается в создании человеку ощущения такой социальной стабильности в предсказуемом будущем. Например, невозможность создания такой стабильности в бывшем СССР на рубеже 1980 - 1990-х гг., утрата накопленных «излишков труда» из-за развала банковской системы государства, привели к распаду страны в 1991 году.

Итак, в нашем авторском понимании социальная политика - это процесс создания в обществе ощущения стабильности и предсказуемости политико-экономических действий государства и бизнес-структур при распределении результатов экономической деятельности общества или конкретной корпорации (фирмы) в обозримой перспективе. Такая перспектива для отдельного человека - это время его жизни в предстоящие примерно 15 - 20 лет. Ему необходим стабильный социальный статус, т.е. социальное положение для накопления человеческого капитала, его развития и совершенствования. Человек - это существо с постоянным увеличением своих потребностей. И в этом смысле труд человека является творческим, потому что включает в себя бесконечную постановку новых, все более амбициозных задач. В этой связи творчество человеческого капитала направлено и на самого человека, т.к. он постоянно изобретает для себя новые и новые потребности. Более того, Дж. Локк и Г. Гегель высказали определенное «противоприродное настроение», существующее в социуме, именно в той степени, в которой они считают, что люди находят удовлетворение в умении руководить природными явлениями и использовать их для собственных целей. В этом контексте можно отметить, что и Дж. Локк и Г.Гегель оправдывают появление капитализма, вообще создание искусственного экономического мира, который обоснован наукой.

В современной России перспективы стабильной социальной политики определены законодательно стратегическими планами до 2020 года. Взаимодействие социальной политики и человеческого капитала содействует укреплению методологии модернизации, которую осуществляет Россия. Модернизация - это переход от коллективистских социалистических идей к индивидуалистическим, либерально - демократическим. Человеческий капитал - это основа, фундамент, «дома» современной рыночной экономики, а социальная политика его надстроечная часть и они связаны друг с другом прочной онтологической системой взаимоотношений. Такая система взаимоотношений между социальной политикой и человеческим капиталом усиливается в современный постиндустриальный период, когда ведущим сектором экономических отношений стала информация. Человеку для постоянного поддержания «естественной основы труда», т.е. подавления эсхатологии, в условиях всеобщей урбанизированности окружающего мира, появления различных видов и форм удобств жизнеобеспечения, увеличения всеобщей продолжительности жизни в мире, необходима постоянная информация о новых и новых гуманитарных ценностях, которую и обеспечивает эффективная социальная политика, подпитывая при этом человеческий капитал.

Человеческий капитал - это процесс использования различных социальных технологий для генезиса и развития способностей в какой­ либо профессиональной деятельности. Дело в том, что качественный человеческий капитал способствует накоплению высокого уровня профессионализма в обществе, а это обстоятельство, в свою очередь, создает условия для увеличения продолжительности активной экономической жизни всех членов общества. Все это совершенствует предпосылки для повышения пенсионного возраста в стране и общему увеличению продолжительности жизни человека. Эта проблема является весьма актуальной для современной России, где сохраняется тенденция по сокращению общей численности населения страны. Увеличение совокупного экономически активного возраста в стране априори приведет к повышению эффективности всех экономических отношений, которые складываются в обществе. А это и есть одна из основных целей социальной политики.

Качественный человеческий капитал создает благоприятные условия для активной социальной политики и тем самым стимулирует экономический рост. Таким образом, социальная политика в совокупности с человеческим капиталом может рассматриваться, с одной стороны, как условие, а с другой - как результат реализации экономической политики государства или конкретной фирмы.

В современной отечественной социальной политике осуществляется процесс перехода от патерналистической к либеральной модели. Это означает реструктуризацию предметно-практического аспекта социальной политики от монопольного государственного к корпоративно-субъективному. Сложность этого процесса заключается в том, что российское общество пока не готово в полной мере к такой реструктуризации. Необходима длительная психологическая подготовка отдельных социальных групп общества к индивидуализации экономической жизни, развитию институтов самореализации каждой личности. Без этой работы, в свою очередь, невозможно создание качественного человеческого капитала. Выявленная нами онтологическая взаимосвязь социальной политики и человеческого капитала позволяет понять, что только либерализм способствует проявлению естественной основы труда и полной мере, которая формирует профессиональное мастерство человека. Дж. С. Милль отмечал: «Самого человека... я не рассматриваю как богатство...но его приобретенные способности, которые существуют лишь как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают в эту категорию...мастерство, энергия и настойчивость рабочих страны в такой же мере считаются его богатством, как и их инструменты и машины.

Таким образом, эффективное взаимодействие социальной политики и человеческого капитала создает условия для экономического роста в стране, накоплению богатства общества и его процветанию, а социальная ответственность бизнеса - это дополнительный инструментарий экономического роста.

Посткриминальный бизнес на поле социальной политики. Необходимо отметить, что в России существует такое явление как социальная ответственность посткриминального бизнеса. Социальная политика посткриминального бизнеса в первую очередь определяется социальным происхождением ее лидеров, традиционными этическими, иногда сентиментальными Представлениями о необходимости поддержки слабых.

Специалисты рассматривают активность криминального и посткриминального бизнеса на поле социальной политики как попытку заменить функции государства, но делается она исключительно в собственных интересах. С одной стороны, криминал выполняет определенную социальную работу для общества, с другой, криминал подменяет собой функцию государства в своих интересах. Как только интерес пропадает, он все бросает, поэтому криминал может выполнять социальную функцию только временно.

Исследования показали, что криминальные структуры выделяют в качестве приоритетов во внешней социальной политике вклады в спортивные проекты, организацию спортивных мероприятий, контроль за детскими спортивными школами. Спортивный блок дополняется поддержкой церкви, различными имиджевыми проектами. И здесь, в первую очередь они включают в себя поддержку слабых: пенсионеров и даже бомжей. Объяснение такой направленности может в следующем:

- спорт - это воспроизведение себе подобных;

- помощь слабым укладывается в менталитет лиц с криминальным прошлым, поскольку для этих людей собирательный образ матери и отца, их повсеместной поддержки «сильными сыновьями» выполняет важную регулятивную функцию в структуре личности.

По мнению экспертов, разные оценки могут быть по поводу социальной ответственности криминального бизнеса на собственных предприятиях. На одних предприятиях внутренняя социальная политика такая же, как и на «белых предприятиях», а на других - внутренняя социальная политика предельно свернута, или, наоборот, носит предельно патерналистский характер «советского образца».

Отмечается в исследованиях также, что доминирующим мотивом в посткриминальном бизнесе, при осуществлении мероприятий социальной ответственности, является «желание легализоваться в обществе». Эти бизнесмены уже давно не бандиты, а респектабельные бизнесмены, но существует необходимость замазать прошлые грехи. Стремление к социализации сопровождается желанием забыть о своем происхождении и преступно нажитым первоначальным капиталом, продемонстрировать окружению, семье, детям свой легальный социальный статус.

Нужно заметить, что иногда социальная ответственность посткриминального (и криминального) осуществляется с одной целью ­ установить контроль над территорией и людьми, которые на ней проживают. При этом сфера социальной политики превращается для этого бизнеса в удобный инструмент собственной декларации в обществе и одновременного решения своих прагматических задач. Поэтому открытые и скрытые цели при реализации социальных проектов у посткриминала вполне могут не совпадать.

Отмечается в различных исследованиях, что важной составляющей в мотивации при осуществлении мероприятий социальной политики является также чувство социальной вины, которое побуждает этих людей к активной деятельности. Многие эксперты предполагают, что посткриминальный бизнес не доверяет обществу, но одновременно именно от этого общества он хочет получить социальную защиту своего бизнеса, восстановить социальные потери, связанные с криминальным происхождением. Кроме того, не отрицается у этих групп и наличие материальной мотивации, но это именно то, что сближает их с представителями некриминального бизнеса.

Посткриминальный бизнес постоянно находиться на распутье: он способен жить одновременно по законам цивилизованного рынка и по законам криминального. Наличие этих двух полярных систем ценностей усложняет прогноз будущего поведения, и такая неопределенность обуславливает высокий уровень недоверия к подобному бизнесу на поле социальной политики. Хотя, нужно отметить, что иногда он действует социально активно, проявляя, может быть, даже большую социальную активность, чем все остальные.

Исследователи задают себе вопрос: является ли участие посткриминального бизнеса в политике (социальной политике) приемлемым для российского общества? Как вообще следует относиться к тому, что посткриминальный бизнес занимается социальной ответственностью? Однозначного ответа никто не дает. Во всяком случае, поскольку такой бизнес существует в обществе, и если проведение мероприятий социальной ответственности осуществляется легально, то возможность для него занять легальную социальную нишу никто запретить не может.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Корпоративная социальная ответственность в системе развития социальной политики и человеческого капитала общества | Социальная ответственность предприятий малого бизнеса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.