Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ответственность предприятий малого бизнеса

 

Получение прибыли любой ценой в современной России утрачивает безусловную значимость. Начинает происходить процесс построения новой философии ведения бизнеса, где «фирма - ответственный член общества», а бизнес - это не только экономический институт, но скорее - социальный.

В отечественном обществе интенсивно развивается малый и средний бизнес.

Повышается значение моральной компоненты бизнеса, растет внимание к социальным проблемам как внутри, так и вне корпорации. Нужно отметить, что эти процессы становятся факторами делового успеха.

Миссией корпорации должно быть не только получение прибыли, но и создание социальных ценностей, точнее - получение прибыли на основе социальных ценностей. Отмечается, что смена господствующей парадигмы ведения бизнеса обусловлена следующими обстоятельствами:

1) повышение значимости нематермальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала; конкурентоспособность многих компаний определяется факторами, находящихся на стороне качества, а не цены. Наиболее существенными из них является способность к инновациям и восприятию новейших технологических достижений, в основе которых лежит человеческий интеллектуальный, социальный капитан, т.е. качество рабочей силы и мотивация работников. Именно это обстоятельство формирует экономические подходы по социализации бизнеса;

2) открытый характер мировой экономики, определяющий необходимость усиления роли бизнеса в решении социальных задач. При этом глобализация информации повышает осведомленность инвесторов и финансовых институтов о деятельности компании и особенностях ведения бизнеса, включая взаимоотношения с сотрудниками, местными сообществами, властными структурами. Как результат: предпочтение отдается более устойчивому бизнесу с точки зрения как финансовых, так социальных и экологических показателей. Итак, информационная глобализация сделала существование безответственного бизнеса невозможным без ущерба для него самого;

3) принадлежность большей части национальной экономики (более 80 %) частному сектору и акционерному капиталу. При этом логично выглядит ситуация, когда бизнес разделяет с государством всю полноту ответственности за социально-экономическое состояние общества и удовлетворение жизненно важных потребностей населения. Тем более, если бизнес не возьмет на себя часть ответственности за решение нарастающих проблем в социально-трудовой сфере, он сам станет первой их жертвой.

Так случилось, что идеи социально ответственного предпринимательства в России оказались востребованными в основном крупными отечественными компаниями добывающего сектора: «Лукойл», «Газпром», «Норильский никель», «Татнефть» и др. Вместе с тем, малый и средний бизнес пока не включился в этот процесс. Об этом свидетельствует сфера социально-трудовых отношений, которая является индикатором социальной ответственности бизнеса перед обществом.

К сожалению, более 80 % всех выявленных нарушений трудового законодательства в сегодняшней России находится в сфере малого и среднего бизнеса. В этой же сфере наметилась устойчивая тенденция к гибели работников в результате несчастных случаев. Низкий уровень деловой культуры в малом и среднем бизнесе является причиной развития неформальных отношений в этой сфере. Исследования показывают, что до 30 % владельцев малых предприятий используют труд работников без заключения соответствующего контракта. Почти 70 % малых предприятий выплачивают «зарплату в конвертах». И в целом теневой сектор, который распространен в стране, девальвирует само понятие «социальная ответственность бизнеса».

Отмечается в различных исследованиях, что теневая заработная плата - это весьма опасное социальное явление. Оно лишает работников полноценного социального страхования, различных компенсационных выплат, связанных с увольнением, режимом работы, условиям труда, охраной и безопасностью труда, оплатой больничных листов отпуска. Такие неучтенные выплаты заработной платы в малых пред приятиях ставят работника в полную зависимость от работодателя, т.к. их размер не регламентируется никакими официальными документами.

Нужно отметить, что такое пренебрежительное отношение к работникам на малых предприятиях зачастую дорого обходится самому бизнесу. Такое невнимание к работнику, его неформальная эксплуатация, снижает уровень удовлетворенности работников своим трудом, оплатой, условиями, социальным положением, что непосредственно влияет на производительность труда и, соответственно, на прибыль бизнеса.

Социально ответственное поведение - это не только забота о собственных сотрудниках, но и определенные обязательства в отношении потребителей, что, естественно, подразумевает, прежде всего, производство качественной продукции по разумной цене. Но как показывают исследования, многие малые предприятия, желающие иметь контакты и' зарубежными партнерами, являются неконкурентоспособными для этого. И эта неконкурентоспособность проявляется уже в собственной стране. Более того, участились случаи сознательного введения в заблуждение потребителя, имеет место бесконтрольное и массовое использование продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы. Однако, некачественная продукция является весьма опасной для жизни и здоровья людей.

Достаточно низким является уровень социальной ответственности малого бизнеса в сфере экологической безопасности. По имеющимся данным только 15 % отечественных предприятий малого и среднего бизнеса включили в свои уставные документы экологические мероприятия (например, в Германии 85 % предприятий малого и среднего бизнеса в своей деятельности учитывают экологические аспекты).

При этом нужно отметить, что в развитых странах экологические инициативы являются приоритетными в деятельности малого и среднего бизнеса. Вложения в экологию - это источник конкурентных преимуществ. Например, в странах Евросоюза производство экологически чистой продукции повышает степень лояльности потребителей. Для таких предприятий предусмотрена специальная система налоговых льгот.

Отмечается, что невысокий уровень социальных обязательств отечественного малого бизнеса объясняется, безусловно, низким уровнем морально-нравственных обязательств руководителей малых предприятий. Но эти предприятия действуют в обществе, а поэтому причина кроется глубже. Исследователи отмечают, что такое поведение обусловлено по меньшей мере двумя основными причинами:

- первая - низкий уровень прибыльности малого бизнеса, а это весьма важно, т.к. для социально ответственного поведения предприятие, в первую очередь, должно быть прибыльным; по имеющимся данным, средний уровень рентабельности малого бизнеса в России составляет 2,2 %;

- вторая - социальная безответственность многих малых предприятий - это и результат социальной безответственности государства. Дело в том, что только в России существует такой феномен как «работающие бедные». Даже в странах третьего мира работающий человек не является бедным. Государством в России установлена законодательно величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), который ниже прожиточного уровня для трудоспособного населения. МРОТ ­ это граница физического выживания, нищеты. Получается так, что государство само установило официально границу бедности, т.к. МРОТ не включает ни оплату образования детей, ни платные медицинские услуги «бесплатного здравоохранения», ни жизненно важные расходы людей на устройство жилья и т.д. Вместе с тем, именно эти показатели, фиксирующие уровень бедности в стране, ориентируют предпринимательство при определении величины оплаты труда своих работников. Тем самым работодатели нарушают права граждан на достойное вознаграждение за труд, а государство невольно провоцирует бизнес к такой линии поведения. Необходимо отметить, что еще в 1999 г. Международная Организация Труда (МОТ) приняла концепцию под названием «ДОСТОЙНЫЙ труд».

Как мы уже выше отметили, у отечественного малого бизнеса первоочередная задача - это выживание, что, как правило, осуществляется за счет сворачивания всех социальных проектов.

Вопросы

1. Особенности теории человеческого капитала.

2. Информация, знания и профессионализм - основа человеческого капитала как экономической категории.

3. Человеческий капитал корпорации: понятие, объяснение, подходы.

4.Социальная политика как фактор социальной ответственности бизнеса.

5. Принципы социальной политики в обществе.

6. Социальная политика как компромисс между трудом и капиталом.

7. Роль Международной Организации Труда в осуществлении социальной политики.

8. Значение теории либерализма в развитии естественных основ труда.

9. Социальная политика и корпоративная социальная ответственность как фактор развития экзистенциального мировоззрения в обществе.

10.Социальная политика и корпоративная социальная ответственность как процесс создания определенной стабильности в обществе.

11.Посткриминальный бизнес на поле социальной политики и корпоративной социальной ответственности в современной России.

12. Социальная ответственность малого бизнеса в современной России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная политика и социально ответственное поведение бизнеса | Хіммотологія олив, спеціальних рідин і пластичних мастил
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.