Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пранаяма




АСАНА

НИЯМА

ЯМА

С Т У П Е Н И Й О Г И

Первое дошедшее до нас описание ЙОГИ - классический труд Йога Сутра, написанный мудрецом Патанджали примерно во вто­ром веке до н э Патанджали обобщил опыт многих предшест­вующих поколений, по крупицам собиравших и выверявших эти знания йога Сутра состоит из 185 афоризмов под общим назва­нием «Драгоценные четки», в которых раскрывается смысл йоги, описываются средства для достижения цели и препятствия, стоя­щие на пути йогина.

Средства Йоги Патанджали представил в виде восьми ступе­ней для поиска души поэтому йогу Патанджали называют так­же восьмиступенной или восьмичастной Йогой. Вот эти ступени:

1 Яма - соблюдение всеобщих моральных заповедей,

2 Нияма - внешнее и внутреннее очищение через самодис­циплину,

3 Асана - поза - достижение физического здоровья посред­ством

физических упражнений;

4 Пранаяма - контроль над дыханием или умение путем ды­хательных упражнений управлять потоками Праны (общеунивер­сальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами,

5 Пратьяхара - управление чувствами,

6 Дхарана - сосредоточение и концентрация,

7 Дхиана - размышление и созерцание, или медитация,

8 Самадхи - слияние с духом Вселенной.

Рассмотрим каждую из ступеней

 

Под Ямой понимают соблюдение индивидуумом всеобщих мо­ральных заповедей Эти моральные заповеди, или этические прин­ципы, носят универсальный характер, следовать им необходимо любому человеку независимо от пола, возраста, национальности несмотря на то, что они были сформулированы более двух тысяч их значение в наше время и в нашем обществе чрезвы­чайно велико.

В Яму входят следующие принципы:

1. Ахимса - не причинение вреда,

2 Сатья - правдивость;

3' Астея - отсутствие стремления к обладанию чужим;

4. Апариграха - непринятие даров, или свобода от ненужных вещей;

5. Брахмачарья - контроль над половым влечением

Социальную значимость этих правил трудно переоценить. Их нарушение ведет к насилию, лжи, воровству, жадности, беспут­ству, сеет горе и страдание, в то время как соблюдение принци­пов Ямы приводит ученика к гармонии. О любом человеке, cледующем заповедям Ямы, окружающие скажут - это хороший человек. Йогин, утвердившийся в Яме, открывает для себя новую радость - радость доброжелательности, которая сильнее и по­стояннее удовольствий, злорадства и обладания. Йогин тем самым поднимается на новую ступень в своем духовном развитии

Можно долгие годы делать йоговские упражнения, многое знать и уметь, но если правила Ямы не стали неотъемлимой частью человека, то все выполняемое превращается в, лучшем случае в гимнастику и никак не может считаться йогой В Индии неуклонное следование Яме является обязательной СОlТ8ВНОЙ частью ученичества.

Это индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие занимающегося. В йога Сутра выделены пять Ниям:

1. Шауча - чистота;

2. Сантоша - удовлетворенность;

3. Тапас - рвение и строгость;

4. Свадхиайя - самообразование или познание своей души;

5. Ишвара Пранидхана - преданность высшим идеалам.

 

Асана - третья ступень йоги. «Асана» переводится как «поза», «положение», «поток». На этой ступени йогин наряду с соблюде­нием принципов Ямы и Ниямы занимается специальными физиче­скими упражнениями.

Асаны - это не просто гимнастика. Все позы требуют опре­деленного психического настроя и концентрации внимания на раз­личных частях тела. Асаны не только укрепляют и очищают тело, но и развивают мыслительные особенности. С практикой в асанах к йогину приходит также умение сосредоточиваться, необходимое на последующих ступенях йоги.

Система асан вырабатывалась на протяжении тысячелетий.

Удачные находки закреплялись и передавались следующим поко­лениям, неудачные отбрасывались. И сейчас мы имеем обширный набор упражнений, обеспечивающих комплексное или избиратель­ное воздействие на каждый мускул, орган, нерв или железу орга­низма.

Для занятий асанами не нужны громоздкие и дорогостоящие снаряды, специально оборудованные залы или площадки. Выпол­нять позы можно у себя в комнате, единственный желательный инвентарь - коврик для занятий.

Практикой в асанах приобретаются отличное здоровье, краси­вое телосложение, гибкость, сила и быстрота, большая жизнеспо­собность, душевное спокойствие и уверенность в себе.

Большинство поз представляют собой статические упражнения.

Каждое положение может выдерживаться от нескольких секунд до десятков минут. За небольшим исключением, тело в асанах максимально расслаблено. Это обеспечивает отличный отдых. По­этому после занятий Хатха-йогой ощущается прилив сил и бод­рость, а не выматывающая усталость.

Итак, основное назначение асан - сделать тело и ум здоровы­ми, управляемыми и безотказными. Но не следует думать, что в этом и заключается смысл занятий йогой. Ведь сами асаны­лишь средство. Тело для йогина - это инструмент для основной деятельности, инструмент, о котором надо заботиться и система­тически приводить в порядок, но не более того. Если человек встает на путь культа тела, то он погиб для йоги.

Как показывает практика, большинство занимающихся в наши дни начинает сразу с третьей ступени, с Асан, минуя Яму и Нияму. Действительно, наиболее быстро практический результат дают именно асаны и пранаямы, но такие занятия нельзя назвать Йогой. Хатха-Иога включает в себя первые четыре ступени вось­мичастноЙ йоги Патанджали - ЯМIУ, Нияму, Асану и Пранаяму. Только гармоничное развитие физических способностей и душев­ных качеств обеспечит единство, которое считают йогой.

Иоги придают большое значение смыслу названий асан. Это названия растений (поза дерева, поза лотоса), насекомых (поза саранчи), пресмыкающихся (поза змеи), амфибий (поза лягушки, поза крокодила), птиц (поза петуха), животных (поза льва). Не­которые позы носят имена мудрецов (поза Бхарадваджа) и геро­ев (поза Вирабхадра). Пребывая в каждой из поз, йогин осозна­ет свою общность со всеми существами. В этом еще одно назна­чение асан - в постижении внутреннего единства всего мира.

 

По понятиям йогов, Прана в широком смысле слова - энерге­тическая основа всего существующего. Все остальные виды энер­гии - механическая, тепловая, электромагнитная, ядерная, а так­же энергия живых существ - суть проявление Праны. В более узком смысле Прана - энергия дыхания, жизненная сила.

Аяма означает расширение, ограничение или продолжитель­ность. Таким образом, Пранаяма - регулирование дыхания или управление Праной, четвертая ступень йоги.

При выполнении пранаям необходимо полное сосредоточение.

Любое дыхательное упражнение - это не просто вдохи-выдохи в определенном ритме. Пранаямы предполагают мысленное пред­ставление потоков Праны. Эти представления могут быть зри­тельными, осязательными, иногда слуховыми, вкусовыми или обонятельными. Научившись ощущать потоки Праны, йогин на­чинает управлять ими. Такое самовнушение чрезвычайно эффек­тивно, но приручение Праны - очень долгий процесс, тут необхо­димы постепенность и осторожность.

Мудрец XVII века Кариба Эккен писал: «Если Вы будете воспитывать спокойствие духа, сперва научитесь управлять дыха­нием. Когда дыхание под контролем, сердце будет пребывать в спокойствии. Но когда дыхание судорожно, сердце будет в беспо­койстве. Поэтому сперва урегулируйте свое дыхание, это смягчит Ваш характер и успокоит дух». (Цит. по [18], с. 43).

Научившись управлять дыханием, йогин получает возмож­ность контролировать чувства, что позволяет ему перейти к сле­дующей ступени - Пратьяхаре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.