Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип прочности

Означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т. е. прочность - это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа. Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти учащихся, для чего применяется многократное повторение. На самом деле необходимо развитие как логической, так и механической памяти на основе развития элементов рассудочной деятельности учащихся. Исследования показывают, что во многих случаях непроизвольное запоминание может быть боле прочным, чем произвольное. Чем важнее и интереснее для учащихся учебный материал, тем прочнее он запоминается и дольше сохраняется в памяти. Существует и такое понятие как порог восприятия учебного материала: ученики начинают запоминать материал только тогда, когда начинают осознавать важность и необходимость его усвоения. Успешно реализовать принцип прочности на уроках экономики позволяют следующие дидактические правила:

1) в обучении мышление преобладает над памятью, поэтому не перегружайте память учащихся в ущерб их мышлению;

2) препятствуйте сохранению в памяти неверной информации;

3) освобождайте память учащихся от вспомогательного материала - приучайте пользоваться справочниками;

4) материал для запоминания заключайте в короткие ряды;

5) контролируйте факторы, отвлекающие учеников;

6) боритесь с ленью, бездельем, уклонениями от занятий, загружайте каждого ученика в силу его возможностей;

7) приступайте к изучению нового материала только после вызова интереса и положительного отношения к нему;

8) развивайте память учащихся, учите пользоваться мнемоническими приемами запоминания;

9) соблюдайте логику обучения: она повышает прочность;

10) новое связывайте со старым;

11) не давайте легких и однообразных заданий: они утомляют;

12) применяйте современные средства и методы контроля знаний с показом сдвигов в развитии учащихся.

6) Принцип научности

Он предполагает, что для обучения должны предлагаться только знания, установленные наукой, а используемые методы обучения должны быть по своему характеру приближены к методам соответствующей науки. Научность обучения обеспечивается соответствием учебных планов и учебных программ уровню развития науки и общества, а также педагогической науки. Принцип научности следует также понимать в диалектическом смысле - как формирование в обучении такого типа мышления, который характерен для научной поисковой деятельности, т.е. формирования теоретического мышления. Такое обучение следует начинать еще в начальной школе и закладывать у детей основы теоретического мышления. Этот принцип в отличие от многих других долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Коменским. В дальнейшем, с повышением роли знаний в практической деятельности человечества, в общественном производстве, наряду с обыденными житейским толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности в систему образования.

При реализации этого принципа необходимо показывать учащимся то, что окружающий мир познаваем, человеческие знания о нем, проверенные практикой дают объективную верную картину мира. Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

1) обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, передового педагогического опыта;

2) формируйте у учащихся диалектический подход к изучаемым явлениям и предметам;

3) даже в младших классах передаваемые вами элементарные знания не должны противоречить научным представлениям;

4) учите детей использовать общеупотребительные научные термины;

5) информируйте учащихся о новейших достижениях науки и техники;

6) знакомьте учеников с биографиями великих ученых и их вкладов в науку;

7) поощряйте исследовательскую работу школьников;

8) обучайте учащихся работе с литературой и справочным материалом

Принцип научности воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что учащихся обучают элементам научного поиска, методам науки. Т.е. учебные планы и программы должны соответствовать последним требованиям как педагогической науки, так и, в первую очередь, экономической теории. На сегодняшний день экономика - это одна из самых динамичных наук, особенно в нашей стране, где за последние несколько наблюдается ускоренный темп роста экономики, в том числе и в области денежно-кредитных отношений. Поэтому учебные программы необходимо своевременно изменять в соответствии с требованиями времени, а фонд учебной литературы постоянно обновлять.

В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективную верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний, от межпредметных связей

7) Принцип связи теории с практикой

Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей.

Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся, прежде всего, понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности и чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний учащихся.Связь обучения с практикой обеспечивается организацией трудового, политехнического и производственного обучения школьников, а также показом преобразований в экономике, политике, науке, культуре в нашей стране и во всем мире. Реализация этого принципа должна идти путем формирования у учащихся понимания того, что практика выступает как источник познания и абстрактного мышления и в то же время как критерий истинности получаемых результатов. Творческое соблюдение следующих дидактических правил позволит на практике реализовать этот принцип.

1) практикой доказывайте учащимся необходимость научных знаний;

2) показывайте, что наука развивается под влиянием потребностей практики;

3) рассказывайте учащимся о научных открытиях и новых технологиях;

4) приучайте применять знания на практике;

5) связывайте обучение с перспективой получения профессии;

6) связывайте обучение с перспективами развития своего села, города, области, страны;

7) внедряйте научную организацию труда в учебный процесс;

8) активно включайте учащихся в общественно полезный и производительный труд и правильно его организуйте;

9) используйте экскурсии на современные производственные предприятия;

10) помните, что в процессе практической деятельности усваивается 80% знаний

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип систематичности и последовательности | Особенности методики преподавания экономических дисциплин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.