Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус Президента

Система государственных органов Российской Федерации.

Понятие государственных органов Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме определенных случаев, установленных законом.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства

Выделяются две категории иностранных граждан: постоянно проживающие и временно прибывающие в Российскую Федерацию. В их статусе имеются определенные различия.

Иностранные граждане Российской Федерации равны перед законом, независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут заниматься трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Они имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на собственность, на образование и т. д.

Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях - (референдумах).

Они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускается передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке установленным законом, но возможно ограничение в данном вопросе.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Тем из них, которые нарушают законодательство, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.

Все это распространяется и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из закона. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законом Российской Федерации.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с нормами международного права. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом Российской Федерации.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации определяет понятие беженца и вынужденного переселенца, устанавливает порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности, обратившихся с таким ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в таком качестве и другие вопросы.

Беженцем признается лицо, прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации, не имеющее гражданства Российской Федерации. Беженец – это лицо,которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства по причине совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповеданию, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Понятие вынужденного переселенца относится к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены покинуть или имеют намерения покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец.

Вынужденным переселенцем может быть также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также граждане бывшего СССР, проживавшие на территории республики, входившей в состав СССР, прибывшие на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания в любом из субъектов Российской Федерации. Ходатайство подается незамедлительно по прибытии и рассматривается в течение 5 дней. После регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения, где ему предоставляются необходимые для поддержания жизни условия – питание по установленным нормам, медицинская помощь, единовременное пособие и др.

Ходатайствующие лица обязаны по получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган федеральной миграционной службы или в суд в течение месяца.

Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселенцем, выдается удостоверение.

Решение о признании беженцем принимается соответствующим органом миграционной службы субъекта Российской Федерации в течение 3 месяцев.

При отказе лицу вручается письменное уведомление с указанием его причин. Отрицательное решение может быть обжаловано.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина Российской Федерации.

Они вправе в течение 3 месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних. Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства.

 

 

Вопросы:

1. Что понимается под принципами правового статуса личности?

2. На какие группы классифицируются основные права и свободы человека и гражданина?

3. Какие права человека и гражданина принадлежат от рождения, а какие – возникают с момента достижения совершеннолетия?

4. Каково содержание различных групп прав и свобод?

5. Почему в действующей Конституции ведущее место занимают личные права и свободы?

6. В чем суть политических прав и свобод?

7. Дайте характеристику социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина

8. Является ли нарушением свободы слова запрет агитации, возбуждающей национальную ненависть и вражду?

9. Почему для общества так важно соблюдение прав и свобод человека и гражданина?

10. В каком случае права могут подвергаться ограничениям?

11. Какие права не подлежат ограничению в принципе?

12. Назовите основные обязанности граждан Российской Федерации.

13. Каково правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации?

14. Каково правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации?

 

 

Темы творческих проектов:

«Государство и личность»,

«Права человека и права гражданина»,

«Защита прав и свобод человека и гражданина в РФ»,

«Мои права и обязанности»,

«Я - гражданин России».

 

Тема 2.3.

Государственные органы Российской Федерации.

Лекция 1

Система органов государственной власти Российской Федерации.

 

План.

1. Понятие государственных органов Российской Федерации.

2. Система государственных органов Российской Федерации.

 

 

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредствам государственных органов. Органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами и обеспечивать исполнение этих актов.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке.

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государственном порядке.

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

Т.о., государственный орган является гражданином или коллективом граждан, наделенных государственно-властными полномочиями, уполномоченными государством на осуществление его задач и функций и действующими в установленном государством порядке.

Конституция Российской Федерации предусматривает наличие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания; государственные собрания; законодательные собрания; государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания; областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Основные особенности этих органов состоят в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные. Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации.

Органы исполнительной власти – это, прежде всего, высший орган федеральнойисполнительной власти, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации – Президенты и Главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, который носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, Указов Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности.

Следует различать также органы исполнительной власти - коллегиальные и единоначальные: коллегиальные - это Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации. Единоначальными исполнительными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти - Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Арбитражный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

По Конституции Российской Федерации судебным органам конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный суд Российской Федерации.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляющим судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Верховный Суд Российской Федерации.

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющим судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Особую группу государственных органов осуществляют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

 

 

Вопросы:

1. Раскройте содержание принципа разделения властей.

2. Сформулируйте понятие государственного органа.

3. Что такое компетенция государственного органа?

4. Какие государственные органы относятся к законодательной, исполнительной

и судебной ветвям власти?


Лекция 2.

Президент Российской Федерации глава государства

План.

1. Правовой статус Президента Российской Федерации.

2. Порядок выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности.

3. Компетенция Президента Российской Федерации.

 

 

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности.

В России вопрос об учреждении поста Президента был впервые поднят съездом народных депутатов РСФСР, который высказался против введения поста Президента. И по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого этот пост был учрежден.

Конституция определяет, что Президент РФ является главой государства. Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, хоть и не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Но это не дает никаких оснований трактовать президентскую власть, как стоящую над другими властями, зависящими от нее.

В Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ достаточно коротким шестилетним сроком, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признанием не соответствующим Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда.

Конституция также конкретизирует функции Президента. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества, незыблемости конституционного строя, независимости и целостности государства, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобода человека и гражданина. Это значит, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции РФ и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

Президент РФ принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

В реализации всех этих функций Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента РФ, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные обязанности граждан | Порядок выборов Президента РФ и отрешение его от должности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.