Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель ИСКП и теория многоступенчатого потока информации




Наиболее простой, удобной для первичного, зондирующего "знакомства" с особенностями конкретного коммуникационного процесса является модель ИСКП: И сточник - С ообщение - К анал - П олучатель. Только описав эти четыре компонента и разобравшись в их особенностях, проявляющихся в конкретной ситуации, имеет смысл увеличивать число исследуемых единиц - компонентов, то есть модель ИСКП можно брать как базовую. Подробно эта модель и ее компоненты рассмотрены в исследовании специалистов научно-исследовательского центра Стенфордского университета (США). (Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. - М., 1980. С.24-30).

1. Источник - создатель сообщения. Источником может быть руководитель организации, специалист или группа работников, а также внешние источники, в частности, массовые коммуникации.

2. Сообщение - это информация, которую передает источник получателю в различных формах (вербальной - слова, и невербальной - жесты, мимика или графические изображения). Сообщение может быть закодировано, то есть преобразовано в систему знаков, импульсов. В этом случае, для приема его получателем, оно должно быть декодировано, преобразовано в приемлемую получателем форму.

3. Канал - это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Обычно каналы делятся на средства массовой коммуникации, т.е. технические средства распространения информации (интернет, различные электронные системы, печать, радио, телевидение), и межличностные каналы (это непосредственный личностный обмен сообщениями между источником и получателем информации).

4. Получатель - это может быть как конкретный работник, так и группа специалистов, а также численно большие аудитории (весь коллектив), внешние аудитории.

Изучая эффект воздействия средств коммуникации, в частности массовой коммуникации, американский ученый Д.Клаппер заметил, что они часто воздействуют на человека не прямо, а через сложную многоступенчатую систему различных обстоятельств и причин, т.е. "факторов-посредников" и включает в их число:

- предрасположенность человека к восприятию той или иной информации (идей, знаний, норм, ценностей);

- принадлежность человека к какой-либо социальной группе и ее нравственным, политическим и прочими нормами;

- межличностный характер распространения содержания массовой коммуникации (тиражирование разными людьми сообщений, полученных из газет, радио, телевидения);

- влияние лидеров мнений, или, говоря по-иному, социально активных людей, на распространение и оценку информации.

Как отмечает Д.Клаппер, сама продукция массовой коммуникации (газетная статья, радиопередача, ТВ-программа) еще не является достаточной причиной эффекта, производимого на аудиторию, и выступает скорее как зависимая переменная в ряду "факторов-посредников" и вероятнее всего, укрепляют уже существующие у них установки, мнения, позиции, чем изменяют их.

Этапы коммуникационного процесса: зарождение идеи - кодирование и выбор канала - передача - декодирование.

Зарождение идеи. Обмен информации начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточно времени на обдумывание идеи.

Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен. При всем этом выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании.

Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели. Передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел ввиду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться. Однако по ряду причин, получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщению. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать объективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которые ждал от него отправитель.

В качестве примера рассмотрим коммуникацию, осуществляемую с помощью письменного текста - документа, статьи. В данном случае коммуникационный процесс можно представить как последовательность ряда действий, совершаемых участниками коммуникационного процесса: руководителем, сотрудником - распространителем документа и получателем информации.

Замысел материала   Сбор информации   Анализ информации   Написание текста  

 

Тиражиро-вание текста   Доставка получателю   Знакомство с текстом   Осмысление текста   Использование текста

 

Анализ результатов на различных этапах коммуникационного процесса дает возможность руководителю проследить движение передаваемого сообщения от его замысла до включения (или невключения) в систему установок получателя информации. Степень детализации каждого из этапов, а также определение их числа зависит от управленческих задач. Выявление слабых звеньев коммуникационной цепочки позволит руководителю оперативно внести коррективы в структурирование коммуникации.

Углубленное изучение межличностной коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов посылки и кодирования, получения и раскодирования сообщения, а также обратной связи между отправителем и получателем (рис.). Знание роли и содержания каждого из этапов и стадий позволяет более эффективно управлять процессом в целом.

Этап отправления включает следующие шаги:

Первый шаг - Отправитель проектирует и кодирует информацию, предназначенную для передачи другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процесса.

Второй шаг - формирования значенияили смысла того, почему и что он хочет передать отправитель другому участнику.

Третий шаг - кодирование идеи или трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который может быть передан. Для этого выбирают систему кодовых знаков - носителей информации. Носителями могут быть звук, свет, температура, запах, вкус, атмосферное давление и физические действия.

Четвертый шаг - носители организуются в определенную форму,которой могут быть речь, текст, рисунок, поступок и т.д. На этом этапе важным выступают умения руководителя говорить, писать, жестикулировать, позировать игровую важную роль, способности отправителя кодировать передаваемое значение.

Пятый шаг - формируется послание,содержащее данные с определенным значением. Смысл или значение послания представляют собой принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства.

Шестой шаг - послание посредством передатчикапоступает в передающий канал,доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т.п.).

Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения.

Канал выводит послание на приемник или получатель, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Если в ходе движения по каналу в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается не состоявшимся. В случае если получатель (кому было адресовано послание) фиксирует получение послания, то его действия - раскодирование его в понятое и приемлемое значение. Раскодирование включает восприятие(что получил) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Получить - еще не означает понять, а понять - это еще не значит принять. Эффективная коммуникация устраняет причины для непринятия послания.

Следующим важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем и наоборот: отправитель - получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь может рассматриваться как реакция получателя на сообщение, посланное источником, и свидетельствует об эффективности акта коммуникации. Положительная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут, в то время как отрицательная обратная связь говорит об обратном. С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее практическое значение, чем положительная.

Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяет обеим сторонам подавлять шумы, искажающие смысл информации и затрудняющие точную передачу информации в процессах кодирования и декодирования. Эффективная обратная связь во многом определяет результативность коммуникации, помогает своевременно корректировать недоработки в организации процесса коммуникации.

На результативность коммуникации также сказываются понимание и учет коммуникатором специфики этапов коммуникационного процесса и преград, возникающих в данном процессе. Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум - это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Источниками шума могут быть средства коммуникационного процесса и искажения в линиях связи; организационные составляющие (многоуровневость, масштаб управляемости, централизация, дифференциация) и наличие более сильного параллельного сигнала, а также звуковые и языковые ошибки в произношении, добавления к посланию на различных уровнях и т.д. Шум присутствует всегда и на всех этапах процесса коммуникации. Поэтому эффективный руководитель всегда попытается максимально преодолеть имеющийся шум или снизить его уровень и передать смысл своего послания как можно точнее.


 

 
 


 
 

 

   
  Отправитель   Кто я такой?
   
  Формулирование значения Что хотел послать?
   
Носитель послания Через что решил послать?
ЭТАП ПОСЫЛКИ   КОДИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ
  Форма послания Кто организовал значение?
   
  Послание Что послал?
   
Передатчик Кто передал послание?
     
Канал    
Шум     Через что и каким образом произошла передача?
Канал    
     
Приемник Кто получил послание?
     
  Восприятие послания Что получил?
ЭТАП ПОЛУЧЕНИЯ   РАСКОДИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ
  Интерпретация послания Как понял?
     
  Оценка послания Как оценил?
     
  Принятие значения Принял ли?
     
Получатель Кто должен ответить на послание?
         

ОБРАТНАЯ

СВЯЗЬ

 

Рис. Модель коммуникационного процесса

Эффект коммуникации - это изменения в поведении получателя, которые происходят в результате приема сообщения. Эффект коммуникации зависит от ряда контролируемых и неконтролируемых факторов. К контролируемым факторам можно отнести основные компоненты коммуникационного процесса. Можно подобрать авторитетного коммуникатора, популярный среди данной аудитории канал, разработать выразительное, мотивирующее поведение коммуниканта сообщение, снизить уровень мешающих восприятию помех, обеспечить эффективную обратную связь. Однако невозможно изменить окружение коммуниканта, его социальную память, в одночасье переориентировать его установки, систему взглядов, симпатии и антипатии.

Существует три основных типа результатов коммуникации:

а) изменения в знаниях получателя;

б) изменения установок получателя, то есть изменение относительно устойчивых представлений индивида;

в) изменение поведения получателя сообщения.

Эффективность коммуникаций в серьезной степени обусловлена природой источника сообщения, особенностями формы и содержания самих сообщений и той обстановкой, в которой люди их получают. Следует подчеркнуть, что наиболее возможным оказывается усиление тех взглядов, которые существовали раньше. Это объясняется прежде всего психологической основой человека. Ведь защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида, которая приемлема; человек запоминает совпадающую с его предрасположениями информацию и забывает противоречащую симпатиям, склонностям. Поэтому там, где привычки и взгляды людей сформированы и приняты за основу, где они составляют систему принципов, - настойчивое утверждение новых норм или ценностей может встретить серьезное сопротивление (особенно, если новая информация противоречит уже имеющейся, воспринятой ранее).

Следующим по степени вероятности вариантом является малое изменение ранее существующих взглядов. Оно возможно при неустойчивости точек зрения и позиций, а также в областях, не заполненных знаниями (чем меньше люди осведомлены, чем меньше они знают, тем они больше подвержены влиянию средств массовой коммуникации. На изменение индивидуальных и групповых взглядов (расшатывание, ослабление силы предрасположенности и привычных взглядов) оказывают ближайшее окружение человека (семьи, коллектив друзей и т.д.) или авторитеты в группе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.