Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краснодар – 2013





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

ЛЕКЦИЯ

И ИСКУССТВ

Кафедра физического воспитания

 

 

Утверждена на заседании кафедры

протокол №___от «__»____2013 г.

Зав.кафедрой____доцент Чуйко Ю.И.

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

 

2 часа

 

 

Лекцию разработал:

доцент Выскубов В.Г.

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

 

План

 

1. Психофизиологическая характеристика деятельности и учебного труда студентов.

2. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие.

3. Основные причины изменения состояния студентов, возникновение заболеваемости в период учебы и ее профилактика.

4. Средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности ученого процесса.

 

Литература:

1.Физическое воспитание /В.А. Головин, В.А. Мосляков/ М., 1983

2.Ильинич В.И.. Физическая культура. М., 2000.

3.Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л.. Физическая культура. М., 2000

4.Масляков В.А., Матянцова В.С. Массовая физическая культура в вузе. М., 1991

 

 

1. Психофизиологическая характеристика деятельности и учебного труда студентов

Интенсивное развитие науки и техники проводит общество все более и более к интеллектуальной деятельности. Человеку приходится трудно справляться с потоком информации даже в узкой области своей профессиональной деятельности. В значительной степени это относится и к выпускникам вузов. Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-эстетические, эстетические, научные. Общекультурные, политические и другие вопросы.



В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма, возрастает развитие психофизических и двигательных возможностей его. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.

Важнейшим фактором обеспечения качественной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

1. противоречия между большим объектом учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение;

2. между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

3. между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов. Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний и их практическим применением, существуют и скрытые трудности, которые весьма существенно сказываются на его учебе – это психоэмоциональное состояние.

К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности, дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. Причины такого явления следующие:

1. Различия организации и методов обучения школы и вуза, требующие значительного повышения самостоятельности в обладании учебным материалом;

2. Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений в коллективе;

3. Изменение сложившегося старого жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского»;

4. Появление новых забот, особенно у проживающих в общежитии или на квартире (желание подработать).

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.п.

На психофизическом состоянии студентов отражаются также объективные и субъективные факторы.

Объективные факторы:

- пол, возраст;

- состояние здоровья;

- общая учебная нагрузка;

- отдых, в том числе активный;

- характер окружающей среды.

Субъективные факторы:

- знания;

- профессиональные способности;

- физические и психические возможности;

- работоспособность, утомляемость;

- способность адаптироваться в условиях вуза;

- степень подготовленности.

Перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный уровень, который постоянно нарастает, является серьезным испытанием организма. Стремление студентов увидеть, запомнить, осмыслить, познать не проходит бесследно для организма. Преодоление новизны условий учебного труда требует значительной затраты сил и энергии организма. Происходит изменение функционального состояния различных органов и систем организма, снижение работоспособности.

Работоспособность студента определяется как способность его к выполнению конкретной умственной деятельности с высокой эффективностью. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизиологические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.

На работоспособность влияют физиологические и физические особенности организма. Физиологические – это состояние ССС, дыхательной, мышечной, эндокринной и др. систем. Физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и др. качеств.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, от особенности нервной системы, темперамента. На нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и др.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности наблюдается изменение отдельных сторон работоспособности студентов. Изменения отдельных сторон работоспособности зависят от умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.)

2. Динамика работоспособности студентов в учебном году

и факторы, ее определяющие

Динамика работоспособности учебной деятельности характеризуется тремя периодами: врабатыванием, устойчивостью (стабилизация) и снижением ее в результате утомления.

Рассмотрим трудовую деятельность в течение дня, недели, учебного года.

Учебный день студенты, как правило, начинают с высокой продуктивности труда. Однако они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. После этого наступает период стабильности (повышенной работоспособности). Повышенная работоспособность поддерживается примерно около 4-6 часов. Затем появляются признаки утомления, снижается работоспособность. А так как учебный день студента кроме аудиторных занятий включает самоподготовку, то дальнейшее продолжение учебной работы приводит к уменьшению ее продуктивности.

Динамика умственной работоспособности в учебном недельном цикле характеризуется следующим образом: период врабатывания в начале недели (понедельник, вторник), период устойчивой работоспособности (среда, четверг) и снижение ее в последующие дни недели. В некоторых случаях отмечается ее подъем.

Работоспособность в различные дни недели может также изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения. Такими факторами могут быть: выполнение конкретной работы, участие в коллоквиуме, семинарских занятиях, подготовке и сдаче зачета и т.д.

А вот период врабатывания в учебном году наблюдается в течение 3-3,5 недель и сопровождается постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-3 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. К концу семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение работоспособности усиливается. За время зимних каникул она восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием физической культуры и спорта, наблюдается повышенная работоспособность.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания продолжительность, которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1-2 недель. Дальнейшее изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле месяце наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В период экзаменационной сессии снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления, по сравнению с зимними каникулами, отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.

 

3. Основные причины изменения состояния студентов,

возникновение заболеваемости в период учебы и ее

профилактика

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. Все это приводит к значительным психоэмоциональным и энергетическим затратам. В то же время высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справляться с требованиями экзаменационной сессии. Результаты исследований свидетельствуют о том, что от состояния здоровья во многом зависит успех или неуспех учебной и трудовой деятельности. Значительные интеллектуальные и нервно-эмоциональные напряжения , имеющиеся социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы могут привести к различным функциональным и психическим срывам с последующим возникновением различных заболеваний студентов. В то же время нельзя исключить появление заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного характера.

В период обучения в вузе у студентов наблюдается костно-суставная патология органов зрения, умственно-эмоциональное перенапряжение, нарушение нормального сна и др. Рассмотрим некоторые из них.

В положении сидя, особенно с наклоном головы и туловища вперед возникает костно-суставная патология, в частности шейного и поясничного отдела позвоночника. Вследствие вынужденной позы происходит значительное мышечное напряжение в указанных областях тела.

Для снижения утомления данных мышц необходимо уменьшить величину наклона головы и корпуса (туловища).

Высокая нагрузка во время учебы в вузе усугубляет утомление органов зрения. Поэтому профилактика зрительного утомления и перенапряжения достаточно актуальна. Методы профилактики весьма разнообразны. Это рациональное применение системы учебного освещения с правильным подбором источников света. Значительное место занимает регламент режимов труда и отдыха. Особенно важна специальная гимнастика для глаз.

 

4. Средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности ученого процесса

В настоящее время существует множество рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение умственной работоспособности. Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, можно рекомендовать следующее:

- обеспечение приемов и методов самостоятельной работы без перегрузки и переутомления;

- систематическое изучение учебных предметов в семестре, в период зачетов и экзаменов без «штурма».

- правильную систему организации труда, питания, сна и отдыха;

- создание условий для возникновения положительных эмоций (характер труда, проведение отпуска, каникул и их своевременность);

- правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое воспитание;

- отказ от вредных привычек: употребление алкоголя, наркотиков, курения;

- постоянное поддерживание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.

Исследования показывают, что ежедневное использование средств физической культуры и спорта создают устойчивые предпосылки к физическому совершенствованию, что способствует эффективности в учебном процессе. Физические упражнения должны стать основой активного отдыха в сфере умственного труда студентов. Основными видами активного отдыха являются кратковременные физические упражнения. Это «малые фермы» физической культуры в режиме учебного труда. К ним относятся физкультпауза и микропауза. Физкультпауза – это организованное выполнение физических упражнений, обеспечивающее предупреждение наступающего утомления, поддержание работоспособности без перенапряжения. Физкультурную паузу следует проводить после 4-х часов учебных занятий в течение 5-10 мин., когда появляются первые признаки утомления. Полезны и микро паузы, обеспечивающие бодрость и работоспособность продолжительность от 1 до 3 мин.

Не менее эффективны ежедневные занятия физической культурой в свободное от учебы время. Одним из таких занятий является утренняя гимнастика в течение 20-30 минут. Она ускоряет приведение организма в рабочее состояние, усиливает приток крови и лимфы, активизирует обмен веществ. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую систему, нервную и дыхательную, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Утренняя гигиеническая гимнастика, дополненная водными процедурами – эффективное средство повышения физической тренированности. Применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний, в отдельных случаях полностью исключает их появление. Водные процедуры – наиболее удобный вид закаливания, так как человек каждое утро встречается с водой при умывании. Учитывается недостаточное время препровождения на воздухе, желательно добираться от дома к воздуху и обратно пешком.

Для оптимизации работоспособности целесообразны учебно-тренировочные занятия ФК и спортом, это могут быть игровые виды, различные единоборства и т.д. Если учебные занятия в вузе проходят в первую смену, то тренировочные занятия целесообразно выполнять до 19-20 часов, а при занятиях во вторую смену до 13 часов.

Выходной или свободный день от учебы должен быть в большей мере насыщен оздоровительно-физкультурными и спортивными мероприятиями. Особенно полезны загородные прогулки, однодневные туристские походы и др. коллективные мероприятия, организуемые на свежем воздухе. Студентам дважды в учебном году предоставлены каникулы (зимние и летние). Использование физической культуры в каникулярный период восстанавливают нарушенные нервные процессы головного мозга и увеличивают умственную работоспособность. Спортивные мероприятия в спортивных оздоровительных лагерях, строительных студенческих отрядах.

Для оптимального внедрения средств физической культуры в жизни студентов, важное место занимает логическая методика их использования.

В практике достаточно случаев когда, решая задачи физической подготовки, забывают о том, что физическое воспитание функционирует в целостной системе других учебных дисциплин. В результате возникают такие ситуации, при которых физическая культура угнетающе действует на учебно-тренировочную активность студентов.

Таким образом, создание благоприятных условий труда, правильное питание, закаливание, организация рационального отдыха, доброжелательное взаимоотношение в коллективе, способствуют укреплению здоровья, в том числе психического.

 

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.