Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перекрестное или лонгитюдальное (продольное) исследование

Оценка причинности в наблюдательных исследованиях

Хотя наиболее убедительное доказательство при­чинной роли того или иного фактора при заболевании обычно получают из экспериментальных исследова­ний, информацию наблюдательных исследований также можно использовать, если она отвечает ряду критериев. Наиболее известные критерии для оценки причинной обусловленности были предложены Хиллом*

v Причина должна предшествовать результату.

v Взаимосвязь должна быть правдоподобной, т. е. ре­зультаты должны быть биологически разумными.

v Результаты ряда исследований должны быть совме­стимы.

v Связь между причиной и результатом должна быть достаточно сильной.

v Должно быть соотношение между дозой воздей­ствия и результатом, т. е. воздействия верхних зна­чений должны привести к более тяжелому заболе­ванию или к более быстрому началу заболевания.

v Удаление фактора должно уменьшить риск заболе­вания.

Перекрестные исследования выполняют в единственной временной точке (например обзоры состояния и переписи популяции). Такие исследова­ния особенно подходят для точечной оценки распространенности того или иного явления в популяции.

Число заболеваний в

единственной временной точке

Точечная оценка = -------------------------------------------------

распространенности Общее число, исследуемое

в той же самой временной точке

Поскольку неизвестно, когда произошли события, отмеченные до начала исследования, можно лишь сказать, что существует связь между интересующим нас фактором и заболеванием, но нельзя сказать, что именно этот фактор вызвал заболевание. Кроме того, невозможно оценить частоту заболевания, т. е. частоту новых случаев в определенный период. Перекрестные исследования выполняются только в одной временной точке, и нельзя рассматривать тренды спустя какое-то время. Однако эти иссле­дования можно провести быстро и дешево.

Лонгитюдальные исследования дают сведения о выборке пациентов во времени. Обычно они проспективны, т. е. рассматривают пациентов еще до какой-либо временной точки (см. раздел 15). Ретро­спективные исследования, при которых отбирают пациентов и факторы, влиявшие на них в прошлом, иногда также идентифицируются как лонгитюдаль-ные. Лонгитюдальные исследования занимают боль­ше времени, чем перекрестные, и, следовательно, требуют больших капиталовложений. Если они пола­гаются на память пациента или записи в медицинских документах, то могут быть смещены (см. в конце этого раздела).

 

Таблица 12.1. Планы исследования

 

Повторное перекрестное исследование можно вы­полнять в различные периоды (временные точки), чтобы оценить тренды через какое-то время. Однако эти исследования охватывают различные группы пациентов в каждой временной точке, поэтому труд­но определить, отражают ли очевидные изменения через какое-то время различия в группах пациентов.

Экспериментальные исследования обычно проспек-тивные, так как рассматривают влияние вмешательства на состояние в будущем. Изучение наблюдением может быть как проспективным, так и ретроспективным.

 

Контроль

При планировании исследования и интерпретации его результатов необходима сравнительная, или кон­трольная группа. Например, при оценке причинной роли отдельного фактора риск заболевания должен рассматриваться как у тех, кто подвергается, так и у тех, кто не подвергается действию рассматриваемого фактора (см. разделы 15 и 16, а также «Сравнения видов лечения» в разделе 14).

 

Смещение

Систематическое различие между результатами исследования и истинным положением дел называют смещением. Типы смещения:

v смещение наблюдателя — один наблюдатель недо­статочно или чрезмерно подробно последовательно сообщает об отдельной переменной;

v смещение, обусловленное сопутствующими фак­торами — ложная ассоциация вследствие отказа полностью установить факторы, связанные как с риском, так и с результатом;

v смещение отбора — индивидуумы, отобранные для исследования, не являются представителями той по­пуляции, к которой будут применяться результаты;

v информационное смещение (обусловленное изме­рением) — систематически неправильная запись результатов измерения;

v публикационное смещение — тенденция публико­вать только положительные и актуальные результаты.

Другими смещениями могут быть, например ошибка субъективности ответа, или ошибка памяти (см. раздел 16), эффект здорового участника (см. раздел 15), смещение оценки и распределения (см. раздел 14).

 

13. План исследования II

Дисперсия

Дисперсия (вариация) данных может быть вызвана известными факторами и ошибками измерений, встре­чаются также необъясненные случайные вариации.

Мы измеряем влияние вариации в наборе исходных дан­ных на оценку параметра популяции, используя стан­дартную ошибку (см. раздел 10). Когда измерение пе­ременной значительно варьирует, оценки этой перемен­ной будут неточными, с большими стандартными ошиб­ками. Нужно уменьшить влияние вариации, насколько это возможно, и таким образом повысить точность оценок. Для этого существуют различные способы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспериментальное исследование или изучение наблюдением | Особенные планы исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.