Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиции в инновационном процессе

План

Сроки годности лекарственных веществ

Стабильность лекарства обуславливает сроки его годности. Они указаны в НД и опубликованы в специальном официальном сборнике Фармакопейного комитета. Большинство неорганических лекарственных веществ хранится более 10 лет. Исключение составляют натрия нитрит (3 года), натрия йодид (1 год). Синтетические лекарственные вещества хранятся от 3 до 5 лет. Витамины хранят 1-3 года, антибиотики – от 1 до 5 лет.

Стабильность субстанций значительно выше, чем лекарственных форм.

Наименее стабильны лекарственные формы, приготовленные в условиях аптеки. Срок их годности от одних суток (водный раствор пенициллина) до 30 дней (например, растворы для инъекций под обкатку).

1. Значениезапаха в жизни человека.

2. Строение органа обоняния и механизм восприятия запаха.

3. Теории восприятия запаха.

4. Классификация запахов.

5. Особенности восприятия запахов.

6. Условия определения запахов и влияние факторов на обонятельные ощущения.

 

1. Значение запаха в жизни человека. Запах воспринимается органом обоняния. Это первый дистанционный рецептор живых организмов. Обоняние с древних времен обеспечивало существам их две главнейшие функции – питание и размножение.

Обоняние – чрезвычайно тонкое чувство. Шкала чувствительности органов обоняния настолько велика, что даже самые совершенные приборы пока не могут конкурировать с человеком. Человек без труда различает и запоминает до 1000запахов, а опытный специалист способен различить 10000-17000 запахов.

Наука о запахах называется осмией (от лат. слова osme – запах), а вещества, обусловливающие запах, осмофорами или осмофорическими веществами.

Способы измерения остроты обоняния называются ольфактометрией.

Под понятием запах понимают вообще любые ощущения, воспринимаемые органом обоняния. Наряду с понятием запаха используют термины «аромат» для обозначения приятного запаха и «букет» для характеристики сложного аромата, развивающегося в результате ферментативных и химических процессов.



До настоящего времени отсутствуют приемы для точного определения запаха такие, как для определения цветов, звука или вкуса.

Поэтому при определение ощущений обоняния обычно применяют описательную терминологию.

Импульсы запаха влияют на функции людского организма, особенно на его сосудистую систему. Приятные запахи:

1. вызывают расширение сосудов;

2. повышают продуктивность труда;

3. снижают температуру, снижают давление, замедляют пульс, в результате чего наступает приятное, блаженное состояние организма (запах розы, сирени и т.д.);

4. успокаивающе действуют на нервную систему.

Неприятные запахи:

1. вызывают сужение окончаний кровеносных сосудов, ускорение пульса;

2. повышают кровяное давление и температуру;

3. производят неприятное и даже отталкивающее впечатление.

Обнаружено возбуждающее влияние определенных запахов на способность к интенсивной физической или умственной работе, а также успокаивающее влияние отдельных запахов на нервную и другие системы человека. В Японии некоторые фирмы применяют эти свойства эфирных масел для управления работоспособностью; сотрудников и повышения эффективности деятельности своих фирм. В течение рабочего дня воздух в служебных помещениях одорируется через систему кондиционеров определенным запахом, стимулирующим нервную систему (в первой половине) или успокаивающим работников (в конце рабочего дня).

Запах и орган обоняния имеет большое значение в жизни насекомых, рыб, животных, человека.

С помощью органа обоняния человек:

- охраняет себя от приема недоброкачественной пищи;

- различает массу разнообразных веществ, определяет качество продуктов;

- запах сигнализирует об опасности (запах гари, запах гнили).

Большое значение имеют запахи при усвоении пищи, вкусная и ароматная пища лучше усваивается.

2. Строение органа обоняния и механизм восприятия запаха. Рецепторами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в носовой полости. Обонятельные клетки представляют собой овальное тело веретеноподобной формы с двумя отростками:

- верхний – периферийный отросток;

- нижний – центральный.

Обонятельный эпителий располагается на площади 300-500 мм2, имеет желтый цвет благодаря присутствию зернышек красящего вещества в особых, чувствительных клетках, расположенных в слизистой оболочке верхней части перегородки, свода носа и других его частях. Обонятельный эпителий, расположенный в верхней части носовой полости, находится в прямой связи с ротовой полостью. Поэтому молекулы летучих ароматобразующих веществ легко попадают через носоглотку в носовую полость при дегустировании продукта (рис. 1).

       
 
   
1 – ноздри; 2 – носовые раковины (нижняя, центральная, верхняя); 3 – обонятельный эпителий области обоняния; 4 – твердое нёбо; 5 – носовая часть горла, ведущая в ротовую полость и легкие  
 

 


Рис. 1. Схема воздушных потоков при обонянии

 

Количество рецепторов обоняния велико, около 40 млн., на площади 1 мм2 расположено более 100 тыс. обонятельных клеток.

В слизистой оболочке носа расположены также специальные железы Боумена, которые постоянно выделяют серозную жидкость, смачивающую слизистую оболочку и окончания рецепторов обоняния.

Действие этих желез можно сравнить с действием слюнных желез. Экстракт желез Боумена действует в качестве очищающего фактора, удаляя возможный избыток ароматических веществ, которые могли бы поразить орган обоняния из-за чрезмерного раздражения, а также предотвращает восприятие сильных вновь появляющихся импульсов запаха.

Разновидность обоняния возникает при возбуждении тройничного нерва, имеющего множество окончаний в носовой полости. Нервы глотки и языка, блуждающий нерв гортани и другие нервы плохо возбуждаются при воздействии ароматобразующих веществ.

3. Теории восприятия запаха. Известно, что запахи, попадая вместе с воздухом в носовую полость, растворяются в жидкости нюхательного эпителия, в результате чего в обонятельной клетке возникает импульс возбуждения – биоток, который передается в обонятельный центр коры головного мозга.

Установлено, что для возникновения импульса в рецепторе обоняния необходимо воздействие около 8-ми молекул пахнущего вещества. Для возникновения ощущения запаха необходимо возбуждение не менее 40 обонятельных клеток.

За последние 100 лет выявлено около 30 различных теорий запаха, однако до сих пор нет научно доказанной теории. На сегодняшний день приняты следующие основные теории восприятия запахов:

1. Химическая теория: возникновение импульса в рецепторах обоняния происходит в результате химического возбуждения нервных клеток при соприкосновении с молекулами пахнущих веществ, находящихся во вдыхаемом воздухе.

2. Вибрационная теория (теория колебаний): возникновение импульса в рецепторах обоняния происходит в результате вибрационного (колебательного) возбуждения нервных клеток, вызванного присутствием во вдыхаемом воздухе частиц веществ, обладающих запахом.

3. Волновая теория: возникновение импульса в рецепторах обоняния происходит в результате волнового возбуждения нервных клеток вследствие излучения, выделяемого пахнущими частицами и возбуждающими орган обоняния аналогично тому, как световые лучи возбуждают орган зрения.

4. Мембранная теория объясняет возникновение запаха проницаемостью клеточной мембраны молекулами летучего вещества, но не обосновывает широкого диапазона воспринимаемых обонятельных ощущений;

5. Согласно стереохимической гипотезе распознавание запаха зависит от соответствия размера и формы молекул ароматобразующего вещества (так называемой геометрии частиц) определенным отверстиям (порам) в обонятельной области носа.

П. Мартин (Англия) получил Нобелевскую премию за гипотезу о механизме чувства обоняния. Она основана на взаимодействии ферментов, активированных молекулами пахучего вещества, с соответствующими коферментами.

Однако ни одна из этих теорий не в состоянии объяснить всех наблюдаемых свойств обоняния.

4. Классификация запахов. Наряду с неразрешенными трудностями в теоретическом истолковании механизма восприятия запахов органом обоняния остается нерешенной проблема классификации запахов.

Классификация запахов значительно сложнее классификации ощущений, воспринимаемых при помощи других органов чувств.

Классификация тем лучше, чем меньше необходимое для определения различий количество основных запахов.

Существует несколько классификаций запахов, отличающиеся между собой по количеству основных запахов, которые в сочетании создают существующие оттенки, но ни одна из них не является совершенной:

1. Классификация К. Линнея (1756 г.) – подразделяет запахи на 9 групп:

1. эфирный;

2. ароматный;

3. благовонный;

4. мускусный;

5. луковый;

6. пригорелый;

7. наркотический;

8. отвратительный;

9. отталкивающий.

2. Классификация, созданная Крокером и Гендерсоном (1927 г.), подразделяет все известные запахи на четыре группы:

1. цветочный;

2. кислотный;

3. запах гари;

4. каприловый (козий).

Все остальные запахи являются смесью этих основных запахов. Интенсивность каждого запаха в этой системе авторы оценивали по шкале от 1 до 8. Применяя категорию интенсивности от 1 до 8, каждый запах можно выразить четырехчисловым числом, отдельные цифры которого характеризуют интенсивность каждого из основных запахов, в названной последовательности.

Цветочным запахом обладают в основном цветы, но он свойствен также другим веществам. Наиболее выраженный цветочный запах свойствен некоторым кетонам, обладающим запахом фиалки, а также запахом мускуса. Для них интенсивность цветочного запаха обозначена числом 8.

Наиболее близок к чистому цветочному запаху запах ванилина, состав которого обозначен 6021. Это число показывает, что ванилин содержит, кроме основного цветочного (6), еще запах гари (2) и каприловый (1), обладающие очень низкой интенсивностью.

Кислотный запах не совпадает с химическим понятием кислоты, так как кислотный элемент запаха обнаружен в одинаковой степени в муравьиной и уксусной кислотах, а также в запахе сернистого газа, камфоры, ацетона.

Наиболее характерно он выражается в уксусной кислоте, в которой значительно преобладает кислотный элемент – 3803.

Запах гари наиболее ярко выражается такими веществами, как жареный кофе и фурфурол.

Каприловый запах (козий) встречается в сивушных маслах, прогорклых жирах, керосине, бензине. Этот запах свойствен также в значительной степени запахам разлагающихся трупов и выделениям животных.

Существенным недостатком данной классификации является то, что авторы не смогли найти в природе вещество, которое обладало бы только одним основным запахом, т.е. было бы эталонным запахом, что позволили бы дать ему точную формулировку. Вместо этого они установили запаховые числа для 25 веществ и предложили их в качестве стандартов.

3. Классификация Девиса все запахи подразделяет на 10 основных запахов:

1. мускусный;

2. амбровый;

3. кедровый;

4. цветочный;

5. камфорный;

6. перцовый;

7. миндальный;

8. эфирный;

9. фруктовый;

10. спиртовый.

4. Классификация Амура (Эймура) (1962 г.) получила наибольшее распространение. Выделяет семь основных, или первичных, запахов:

1. камфорный (гексахлорэтан);

2. мускусный (мускус, ксилол);

3. цветочный (a-амилпиридин);

4. мятный (ментол);

5. эфирный (этиловый эфир);

6. острый (муравьиная кислота);

7. гнилостный (сероводород).

В соответствии с математическими расчетами, количество первичных запахов должно быть не менее 25-30. Только при этом условии можно получить достоверную информацию о запахах через нос человека. Ученые считают, что человек может распознавать и запоминать до 10 тыс. запахов.

5. Особенности восприятия запахов. При оценке качества пищевых продуктов запах имеет большое значение. Хороший, приятный запах продукта привлекает внимание, располагает и подсознательно влияет на более позитивную оценку при определении его качества.

Продукты с приятным запахом считаются более ценными и наоборот.

Вместе с тем запах – ощущение комплексное, возникающее под влиянием воздействия не только на рецепторы обоняния, но и на другие рецепторы, расположенные в области носа (болевые, температурные и тактильные).

Так, ментол и камфара вызывают ощущение холода, метиловый и этиловый спирт – ощущение тепла, а толуол, ксилол, аммиак, никотин – тактильные ощущения.

Разграничить ощущения, воспринимаемые рецепторами обоняния, от ощущений, вызванных раздражением других рецепторов (болевых, температурных, тактильных), очень сложно, поэтому под запахом понимают комплекс ощущений, воспринимаемых органом обоняния.

Восприимчивость запахов у разных людей различна. Одни очень восприимчивы (особенно люди слепые, глухие), другие плохо различают запахи, есть люди, у которых обоняние совсем отсутствует.

Известно, что женщины обладают более высокой впечатлительностью обоняния, чем мужчины. Впечатлительность обоняния больше у взрослых, чем у детей, что может быть результатом жизненного опыта.

Даже у одного и того же человека чувствительность обоняния различна время от времени и зависит от состояния организма, условий жизни.

Также как и для органов вкуса для органов обоняния свойственны такие явления как адаптация и сенсибилизация.

Адаптация к запахам у людей выражена отчетливее, чем к вкусам. В частности, человек обычно не ощущает запаха своей одежды, своего жилья, собственного тела.

Вукс Г.А. приводит сведения о развитии адаптации органа обоняния к запахам. Так, время, необходимое для адаптации к запаху некоторых веществ, будет следующим (мин): раствор йода – 4, чеснок – 45 и более, камфара – 2 и более, фенол – 9 и более, кумарин – 1-2, эфирные масла – 2-9,2, одеколон – 7-12.

Индивидуальная восприимчивость запахов. Аносмия – отсутствие обонятельной чувствительности ко всем пахучим веществам, или к одному веществу, или к группе веществ. Это явление обнаружено относительно масляной кислоты, триметиламина, синильной кислоты, спирта, скатола и ряда других веществ.

Аносмия чаще встречается у мужчин (около 20%), реже – у женщин (около 5%). Полагают, что она передается по наследству потомкам одного пола. При аносмии сохраняется нормальное обоняние по отношению ко многим обычным запахам. В большинстве случаев человек не осознает, что у него частичное отсутствие обоняния. Чрезвычайно большое значение это явление имеет при выборе специалистов по сенсорному анализу.

Потеря обоняния может быть обусловлена травмами после болезни, дорожно-транспортными происшествиями или действием лекарств. К снижению функции обоняния часто приводят болезни носоглотки: хронический насморк и хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух – гайморит, фронтит, сфеноидит, риновирусные инфекции. Обоняние может снижаться из-за аденоидов, полипов в носу, искривления носовой: перегородки.

Существуют разные способы для восстановления обоняния – от физиотерапевтических до хирургических.

Гипосмия – пониженная обонятельная чувствительность ко всем пахучим веществам, или к одному веществу, или к группе веществ.

Гиперосмия – необычайно высокая обонятельная чувствительность ко всем пахучим веществам, или к одному веществу, или к группе веществ. Такое явление встречается значительно реже.

Паросмия (самопроизвольное обоняние) – извращенная способность ощущать запах, не свойственный данному веществу или группе веществ.

Влияние возраста. С возрастом чувствительность к запахам снижается в логарифмической последовательности. В зависимости от природных данных, образа жизни, питания, привычек, характера труда, тренированности сенсорных органов с возрастом у человека может повышаться чувствительность обоняния, вкуса, осязания, значительно реже – слуха и зрения.

Память и представление запаха – это способность человека распознавать те запахи, с которыми ранее приходилось встречаться, т.е. запоминать и распознавать известный запах. Обычно человек способен различать от нескольких сотен до нескольких тысяч разных запахов. Квалифицированные дегустаторы должны обладать умением распознавать не менее 10 тыс. запахов. Специалисты развивают упражнениями свои способности и могут различать до 17 тыс. разновидностей запаха. Способность к запоминанию запахов у людей очень различна.

Определение запахов усложняется тем, что часто на практике доводится иметь дело не с одним чистым основным запахом, а с одновременным влиянием двух, трех и более запахов разной интенсивности.

В результате этих процессов могут наблюдаться следующие явления:

1. маскирование запахов – подавления одного запаха другим. Если одновременно на орган обоняния действую; два-три запаха, может случиться, что ни один из них не проявит своих настоящих свойств, а воспринимаемое ощущение запаха будет неопределенным или вообще не будет восприниматься.

2. компенсация запахов характеризуется усилением, ослаблением или исчезновением ощущения, вызванного основным запахом, и связана с присутствием малых количеств вещества другого запаха. Различают положительную и отрицательную компенсацию. В первом случае основной запах усиливается под воздействием другого запаха, во втором ослабляется основное ощущение.

При смешивании запахов двух химически нереагирующих между собой субстанций может появиться взаимное ослабление этих запахов, т. е. их взаимная компенсация. Обнаружено большое количество пахучих субстанций, запахи которых взаимно компенсируются. Не допускается в пищевых продуктах проводить подавление порочащих запахов и привкусов, которые характеризуют отрицательные признаки качества (например, при использовании несвежего сырья, жиров с признаками окисления, компонентов с порочащими запахами и т.д.).

6. Условия определения запахов и влияние факторов на обонятельные ощущения.Впечатлительность обоняния зависит от ряда факторов и может изменяться под влиянием внешних условий. Для исключения ошибок и получения наиболее объективной оценки запаха необходимо соблюдать определенные условия:

1. Оптимальные условия при определении запахов:

- температура помещения – около 20°С (установлено, что уже разность температур, составляющая 3°С, влияет на результаты измерений);

- относительная влажность воздуха – 75-80% (высокая относительная влажность воздуха способствует лучшему восприятию запахов, в очень сухом помещении пороги обоняния значительно возрастают);

- нормальное дневное освещение, так как оно повышает чувствительность рецепторов обоняния с помощью общего влияния на центральную нервную систему.

2. В органолептической лаборатории, в которой производят оценку запахов, должна быть хорошая вентиляция и не должно содержаться посторонних запахов.

Обычно в помещении без запаха (дезодорированном) пороги снижаются на 25%, т.е. впечатлительность обоняния возрастает на 1/4.

3. Необходимым условием увеличения впечатлительности обоняния является его ежедневная тренировка.

4. Перед оценкой необходимо избегать курения, потребления продуктов с острыми приправами, лука и т.п. Это вызывает путаницу получаемых результатов оценок. Например, при оценке запаха продуктов, которым присущ запах какао, оценщик, если до этого он выкурил сигарету, получает ощущение запаха и вкуса данного изделия, равное половине его действительной интенсивности.

5. Необходимо избегать употребления духов, душистого мыла и косметики, так как это затрудняет и даже парализует работу оценщиков, находящихся в органолептической лаборатории. Вместо этого рекомендуется тщательно соблюдать личную гигиену, потреблять как можно больше воды и обычного мыла.

6. Не рекомендуется вначале пробовать и оценивать больше, чем три запаха.

7. Необходимо обратить особое внимание на первое ощущение, так как оно обычно играет решающую роль в распознавании запахов.

8. Для каждого продукта должна быть установлена и тщательно соблюдаться оптимальная температура оценки, так как скорость диффузии пахнущих веществ зависит от температуры. Для жиров, масел и жиросодержащих продуктов предлагается проведение оценки запаха при температуре 38°С, а также при 55°С. Подогрев мороженых мясных продуктов до температуры 82°С и определение их запаха после охлаждения до 55°С позволяет оценить их пищевую пригодность.

На обонятельные ощущения дегустаторов влияют также другие факторы: например, форма пищевого продукта, состояние голода и сытости, ассоциации, личные мотивы и авторитеты.

 

 

1. Источники инвестиций

 

Инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того, чтобы получить дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения. При этом эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем, тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем.

Тем не менее, проблема выбора объекта финансовых вложений для предпринимателя не ограничивается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где предприниматель имеет возможность получать сверхмонопольную прибыль. Высокий потенциал эффективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств.

В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, а также сбережения населения.

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий направления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные отличия.

В промышленно развитых странах размеры бюджетных ассигнований на научно-техническое развитие достаточно велики, объекты инвестирования определяются на конкурсной основе с учетом национальной стратегии развития и оборонной доктрины. Например, в Японии на уровне конституционального закона введено ограничение, согласно которому не менее 3% валового национального дохода из бюджета должно направляться на развитие фундаментальных научных исследований

Бюджетный кризис, характерный для экономики развивающихся стран, а также для государств, осуществляющих макроэкономические преобразования, ограничивает возможности государственного участия в развитии инновационных процессов.

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей.

В то же время достаточно активными являются международные частные инвестиции на развивающихся рынках. Американские инвестиционные фонды, немецкие банки и другие иностранные частные инвесторы стремятся обеспечить высокую доходность собственных инвестиций с помощью международной диверсификации деятельности. Риск инвестиций в развивающиеся рынки достаточно высок, но он, как правило, обеспечивается большей доходностью вложений. При этом наиболее привлекательными для внешних инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют значительных предварительных инвестиций, а достаточное для конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено без использования последних достижений научно-технического прогресса.

Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, в настоящее время получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятельность. В первую очередь это относится к отрасли связи, где за счет малой длительности производственного цикла предприятия практически не испытывали влияния инфляции и создали достаточный резерв для осуществления научно-технических проектов. Организации с длительным технологическим циклом производства в условиях инфляции не смогли сохранить собственные оборотные средства, что привело к их тяжелому финансовому положению. Поэтому в настоящее время практически все организации промышленности лишены реальной возможности финансирования инновационной деятельности за счет собственных средств. Как показывает мировая практика, 80 – 90% инноваций в мире финансируются промышленными компаниями преимущественно за счет собственных финансовых средств.

Финансовый капитал формируется за счет аккумулирования средств юридических лиц и граждан в финансово-кредитных учреждениях.

На этапе разработки и реализации инноваций рынок капитала выступает как один из главных факторов общественного признания инноваций. Без достаточного финансового обеспечения жизненный цикл инновации ограничивается стадией «идея». Любое новшество должно быть инвестиционно привлекательным и конкурентоспособным на рынке капитала. Поэтому наряду с показателями инновационности проектов не менее важными в рыночных условиях становятся финансово-экономические показатели:

– объем инвестиций;

– ожидаемая доходность (рентабельность);

– срок окупаемости;

– чистый доход;

и др.

Экономические показатели становятся основными, если речь идет о привлечении стратегического инвестора (финансово-кредитного учреждения, которое готово организовать финансирование разработки и реализации инновации за счет собственных и привлеченных средств). Как правило, на рынке инноваций информационный минимум о нововведениях включает сведения не только об их целях, но и размерах инвестиций, ожидаемой доходности и сроке окупаемости вложений

 

2.Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности

 

Условно факторы инвестиционной привлекательности инновационных проектов и программ можно разделить на две группы: финансово-экономические и внеэкономические. В большинстве случаев инвестора привлекают высокие финансовые показатели, однако существуют ситуации, при которых инноватор вынужден реализовать новшество несмотря на его прямую экономическую непривлекательность. Например, если речь идет об экологических мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели; тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятельность в этой области.

К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности инновации может быть отнесена отраслевая принадлежность как идеи для последующей практической реализации, так и предприятия-инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы-инноватора недостаточного опыта работы в той отрасли, где необходимо реализовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации.

Отраслевая инвестиционная привлекательность определяется стратегией фирмы-инноватора. Поэтому на рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности новшества проводится маркетинговый отраслевой анализ, разрабатываются различные рейтинги отраслевой инвестиционной привлекательности. Так, исследуя потенциал привлечения иностранных инвестиций, Федеральная комиссия по ценным бумагам при Правительстве России в 1996 году установила наиболее инвестиционно привлекательные отрасли российской экономики: нефтегазодобыча, электроэнергетика, связь, металлургия.

Существенным внеэкономическим фактором, определяющим привлекательность инновации для инвестора является имидж и репутация инноватора.

С экономической точки зрения инвестиционная привлекательность определяется как внутренними характеристиками инновации (доходность инвестиций, сроком реализации проекта и др.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Классификация источников инвестиций для инновационной деятельности.

Инвестирование инновационной деятельности может осуществляться как за счет собственных, так и привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время основным источником инвестиций являются собственная прибыль и амортизационные отчисления. Кроме того, инвестиционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи.

Наиболее популярным на Западе способом увеличения собственных средств компании является эмиссия акций. Однако в отличие от других источников собственных средств этот ресурс является платным, поскольку акционеры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недостаточный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирования инновационной деятельности окажутся неразмещенными. В России корпоративные отношения находятся в стадии формирования, поэтому эмиссии ценных бумаг под инновационную деятельность проводятся достаточно редко.

За исключением беспроцентных ссуд привлеченный капитал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, то есть представляет собой кредиты в различной форме. Наряду с традиционной формой кредитования в инновационной деятельности широкое распространение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг.

Лизинг – долгосрочная аренда машин и оборудования на срок до 20 лет. Арендодатель за свой счет приобретает необходимое оборудование и сдает его в аренду арендатору. При этом права собственности на оборудование остаются у арендодателя. По окончании лизингового договора арендатор может вернуть арендодателю арендуемое имущество или выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. В течение всего срока эксплуатации арендатор перечисляет плату за пользование арендованного имущества, включающую амортизацию и доход арендодателя.

Форфейтинг – финансовая операция, превращающая коммерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распределены во времени. Таким образом, инвестор получает отсрочку в платежах и гарантии банка по обеспечению платежей. Форфейтинговые операции для инноватора являются гарантией надежности финансового партнера.

Наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг. Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала. Кроме финансовых средств по договору франшизы инноватору могут быть переданы нематериальные активы (технологии, know-how), торговый знак и репутация фирмы и т. п. Франчайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.

Движущие мотивы финансирования инновационной деятельности существенно зависят от того, реализуется ли инновация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлечения финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капитала.

Цена капитала (Cost of Capital) – отношение общей суммы платежей за использование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов.

WAСС=,

где WACC (Wighted Average Cost of Capital) – взвешенная цена капитала;

ki – цена i‑го источника;

di – доля i‑го источника в капитале компании.

 

Цена собственного капитала для самофинансирования инновации является нижним пределом рентабельности: решение о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели компании, привести к неплатежеспособности и банкротству инноватора. Для внешнего инвестора цена собственного капитала инноватора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надежности объекта инвестиций.

Цена привлеченного капитала зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация инноватора. На деловую репутацию фирмы влияют не только финансовые показатели ее деятельности, но и авторитет высшего менеджмента, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и др.

Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного капитала, определяются макроэкономической ситуацией (уровнем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпами роста ВНП и др.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке.

Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инновационного проекта – норму прибыли на инновацию. Таким образом, инноватор, принимая решение о начале реализации проекта, должен учитывать следующие факторы:

– цену собственного капитала;

– цену привлеченного капитала;

– структуру капитала (соотношение собственных и привлеченных средств).

Интеграция этих факторов в показателе цены капитала является базой для определения инвестиционного привлекательности инновационного проекта.

 

3. Норма прибыли при финансировании инновационных проектов

 

Как инвестор, так и инноватор при приятии решения о реализации нововведения сталкиваются с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.

Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения (см. рис. 2.). Организация, реализующая нововведение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем не обходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлечения капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

Рис. 2. Факторы, определяющие норму прибыли инновационного проекта.

Руководство компании-инноватора сталкивается как минимум с одной альтернативой инвестиций – вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность к погашению государственных ценных бумаг.

Механизм влияния конкуренции на определения внутренней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Это связано с различными масштабами производства: сохраняя конкурентоспособность продукции и удерживая под контролем значительную часть рынка крупная компания может умышленно сбивать цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности (см. табл.1), ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства.

Таблица 1.

Доходность мировых компаний по некоторым отраслям экономики
(по материалам СМИ)

ОТРАСЛЬ США Япония Европа
Число компаний Доходность, % Число компаний Доходность, % Число компаний Доходность, %
Компьютерные услуги и программное обеспечение 21,2 4,9 23,1
Средства связи 19,1 9,0 15,5
Электроника 17,7 5,4 16,5
Многоотраслевое химическое производство 17,7 3,3 13,7
Издательское дело, включая газеты 13,9 8,4 27,9
Электротехническая промышленность 12,7 4,0 11,2
Машины и оборудование 12,2 4,3 12,4
Автомобилестроение 10,5 7,6 6,7
Коммерческие банки 8,8 2,6 19,6
Финансовые учреждения 7,5 4,8 4,8

 

Внешний инвестор, определяя норму прибыли инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств (рис. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, отвращение к риску). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принявшие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска закладывают как надбавку к норме прибыли (табл. 2.).

Таблица 2.

Требования к норме прибыли для различных групп инвестиций

№ п/п Группы инвестиций Требуемая норма прибыли
Замещающие инвестиции – категория I (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию) Цена капитала
Замещающие инвестиции – категория II (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требуют других решений) Цена капитала + 3%
Замещающие инвестиции – категория III (новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги; а также заводы, размещаемые на новой площадке) Цена капитала + 6%
Новые инвестиции – категория I (новые мощности или связанное оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты) Цена капитала + 5%
Новые инвестиции – категория III (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием) Цена капитала + 8%
Новые инвестиции – категория II (новые мощности или машины или поглощение других или приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом) Цена капитала + 15%
Инвестиции в научно-исследовательские работы – категория I (прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели) Цена капитала +10%
Инвестиции в научно-исследовательские работы – категория II (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее неизвестен) Цена капитала +20%

 

Внешний инвестор, определяя норму прибыли инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, отвращение к риску). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принявшие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска закладывают как надбавку к норме прибыли

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессы, происходящие при хранении лекарств | 

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.076 сек.