Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Культура речи


Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характери­стика, как правило, формируются на основании впечатления, кото­рое возникает от речевой манеры собеседника. Поэтому для работ­ника правоохранительных органов, одной из обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура речи при­обретает особое значение.

Обычно выделяют три компонента профессиональной речи:

1) нормативный — речевая правильность;

2) коммуникативный — возможность понимания речи собесед­ником;

3) этический — уместность, правомерность высказывания в данной ситуации.

К сожалению, должностное положение руководителя дает ему возможность не утруждать себя необходимостью наделять речь убе­ждающей или познавательной функцией. Дефицит времени и низ­кий уровень культуры побуждают такого руководителя обходиться и довольствоваться грубостью, иными крайними проявлениями ко­мандной речи. Уверенность в том, что независимо от содержания и формы высказывания подчиненные обязаны выслушать начальни­ка, позволяет ему не заботиться об эстетике выражения, создает у него представление о вседозволенности в речи. Впоследствии это входит в привычку, закрепляется не только в лексическом материа­ле, но и в способе логико-композиционного построения текста и, что самое главное, неизбежно оборачивается неуважением подчи­ненных, низким авторитетом, неэффективностью руководства.

Подобного рода начальники даже не подозревают, что речь яв­ляется для руководителя могучим средством управления личным составом, выступает одним из его основных профессиональных «инструментов», оказывает огромное влияние на его авторитет. Ум­ное, страстное слово, обращенное к человеку, будит мысль, разви­вает инициативу, формирует высокие чувства и помыслы.

Культура речи — это и культура мысли, и характеристика культур­ного уровня, и свидетельство нравственной цельности человека. Что­бы хорошо писать или говорить, надо прежде всего правильно ду­мать и поступать. Запутанность выражений говорит о запутанности мыслей, о нечеткости взглядов и убеждений. Бедность мышления, его противоречивость, ошибочность, иными словами, отсутствие культуры речи свидетельствуют о недостаточности общей культуры, знаний, начитанности и отрицательно сказываются как на автори­тете сотрудника органов, так и на эффективности его воспитатель­ной деятельности.

Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выра­зительно передавать свои мысли средствами языка. Оно заключается в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходя­щее для данного случая средство для выражения своей мысли. Куль­тура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются следующие.



1. Содержательность. Речь сотрудника органов должна быть
тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно
информативной. Немногословная, но содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку
истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно,
но не более того.

2. Логичность. В логичной речи все ее положения обоснованны,
непротиворечивы и последовательно вытекают одно из другого. Все
ее ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли.
Логика создает фундамент убеждения и доказательства.

3. Доказательность. Доводы должны быть достоверными и
обоснованными, т.е. должны доказывать собеседнику, что все, о
чем говорится, существует в реальной действительности и носит
объективный характер.

4. Убедительность. Цель и смысл всякой беседы заключаются не
только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщае­мых ему сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно
укоренилось в его сознании. Поэтому при разговоре необходимо
учитывать и психологическую характеристику собеседника, и систему его взглядов и ценностей, обращаться не только к его разуму,
но- и к сердцу, и к совести, иллюстрировать свои доводы яркими и
понятными для собеседника примерами. Следует помнить, что вся­
кое убеждение есть переубеждение, переформирование мировоззренческих или нравственных принципов, и поэтому оно не может
ограничиваться простыми логическими доводами. Для этого требуются и взаимное доверие, и эмоциональный, неравнодушный взгляд,
и человечное, доброе слово, и т.п.

Ясность. Нужно говорить четко, спокойно, сдержанно, в уме­ренном тоне. Слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная — вызывает раздражение. Каждое произноси­мое слово, слог, звук должны быть, безусловно, восприняты собе­седником. Тусклая и невыразительная речь способна погубить са­мые глубокие мысли и самые содержательные идеи.

6. Понятность. Следует употреблять только слова и термины,
понятные собеседнику. Кроме того, необходимо убеждаться, что в
употребляемые вами понятия собеседник вкладывает тот же смысл.
Если этого не делать, то вполне может статься, что львиная доля
информации, сообщаемой вами, останется неусвоенной собеседником.

7. Чистота речи. Чистота речи выражается отсутствием в ней чуждых литературному языку элементов, а также тех, что отвергаются
нормами нравственности. Чистоту речи разрушают:

• диалектизмы — слова, свойственные не общему языку народа
(литературному), а местным, территориальным говорам и диалектам;

• варваризмы — включаемые в речь без всякой надобности
иноязычные слова и словосочетания;

• жаргонизмы — слова и обороты, присущие прежде всего отдельным профессиональным или социальным группам (чувак, балдеть, мочить);

• вульгаризмы — бранные слова, унижающие достоинство и честь человека;

• слова-паразиты — заслоняющие смысл выступления (так ска­зать, вот, значит, как бы, ну, как говорится, понимаете (пони­маешь), типа и т.п.);

• междометия (ага, угу, ого), а также неуместные звуки: э-э-э, м-м-м, а-а-а и др.;

• канцеляризмы — слова и обороты, типичные для делового
стиля и неуместные в разговорно-бытовом стиле;

• штампы — избитые выражения, стершиеся от частого употребления (имеет место, нельзя не отметить, необходимо подчеркнуть и пр.);

• малоизвестные слова и словосочетания (если же без них нельзя обойтись, они тут же должны быть объяснены).

Все они затрудняют речь, засоряют ее, психологически негатив­но воздействуют на слушателей, снижают значимость информации (не говоря уже о том, что большинство из них несет единственную информацию — о речевой некультурности выступающего). Они гу­бительны для любого доклада, лекции или беседы, ибо отпугивают своей холодностью, сухостью и безразличием к слушателю.

Выразительность речи достигается при следующих условиях.

1) самостоятельность мышления говорящего — излагаемый материал должен быть осмыслен говорящим и получить собственную
окраску;

2) неравнодушие, интерес выступающего к излагаемому материалу: к тому, что он говорит, и к тем, для кого он говорит;

3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей, особенностей различных языковых стилей (знаменитый древнерим­ский оратор Цицерон советовал: оратор должен заботиться о трех вещах — что сказать, где сказать и как сказать).

Для овладения речевой культурой необходима систематическая тренировка речевых навыков. Следует чаще выступать, внимательно вслушиваться в выступления людей, обладающих ораторскими спо­собностями, учиться у них. Необходимо также сформировать пси­хологическую целевую установку на выразительность своей речи. Весьма полезно записывать свое выступление на магнитофон (а еще лучше на видеомагнитофон) и затем его анализировать.

Немаловажную роль в ораторском искусстве играют также и по­казатели фонетической культуры, а именно:

• правильность ударения и произношения;

• выразительность интонации;

• четкость дикции.

В русском языке ударение свободно и может падать на любой слог. Поэтому надо запоминать речь дикторов. В сомнительных случаях следует консультироваться с орфографическим или орфо­эпическим словарем.

Интонация является эмоциональным оформлением речи, повы­шает ее действенность. Известный русский педагог А.С. Макаренко сумел путем тренировки разработать до 20 оттенков произносимых команд и добился того, что никто не смел не выполнить отдавае­мую им команду. Огромную роль в речевом искусстве играют также паузы. Кстати, чем дольше актер умеет «держать паузу», тем выше его квалификация.

Четкость дикции заключается в умении ясно произносить все гласные и согласные, не жевать и не глотать их, особенно на кон­цах слов. Особенное внимание при этом следует уделять именам собственным и числительным. Важен и тембр звучания — он дол­жен быть приятным, не резким и не глухим.

Соблюдение всех перечисленных выше требований обеспечива­ет полноту усвоения информации, демонстрирует культуру оратора и вызывает уважение к нему, показывает его уважение к аудитории.

Громадное значение имеет и тон разговора. В известной степе­ни тон говорит о воспитанности или невоспитанности собеседника, ибо одно и то же слово или фраза могут оказать совершенно раз­личное действие в зависимости от того, как они произносятся. За­носчивый и самонадеянный тон, свидетельствующий о переоценке собственной персоны и пренебрежении к окружающим, не допус­тим в деятельности сотрудника правоохранительных органов. Даже указания, носящие категорический, приказной характер, должны высказываться деловито, спокойно, ровным тоном. Особенно это имеет значение при обострении разговора, когда на сцену начинают проникать неконтролируемые эмоции. В этих случаях полезно вспо­минать, что эмоции — это не аргумент, а также древнекитайскую поговорку: «Когда человек в гневе кричит, он — смешон, когда че­ловек в гневе молчит, он — страшен».

Правильный тон разговора — залог его успеха. Тон — это могу­чее средство эмоционального и волевого воздействия на собеседни­ка: он может оскорбить, уязвить, побудить собеседника замкнуться, но он же может создать атмосферу доверия, взаимной симпатии, вызвать у собеседника чувство уважения, желание открыться, понять и принять ваши доводы.

Речь сотрудника правоохранительных органов должна свидетель­ствовать о его уважительном отношении к окружающим. Особенное внимание следует уделять правильным формам обращения, поскольку ошибка, даже невольная, в приветствии или обращении расценива­ется как проявление неуважения. Форма обращения на «ты» может иметь место только при близких, дружеских или доверительных отношениях: она выражает взаимное уважение и недопустима ни в каких иных случаях (например, при обращении начальника к подчиненному или же при обращении к человеку, допустившему правонарушение), ибо тогда она носит пренебрежительный харак­тер и унижает человеческое достоинство. Анонимное обращение используется только в том случае, если человек неизвестен. Перед фамилией всегда следует употреблять слово «гражданин», но пред­почтительнее обращаться по имени и отчеству. Третье лицо, при­сутствующее при разговоре, неприлично называть местоимением типа «он», «она» или «этот», но всегда только по имени или по фа­милии. Воспитанный человек никогда не позволит себе говорить неуважительно, насмешливо или скверно об отсутствующих.

Сотрудник должен постоянно совершенствовать свою речь: чи­тать классическую художественную литературу, содержащую луч­шие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и пе­ренимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов ра­дио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яр­кость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи — одним из важ­нейших профессиональных качеств сотрудника правоохранитель­ных органов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вклад службы УЧР в планирование человеческих ресурсов | III. Прием населения

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.