Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс мышления как манипулирование символами

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ РЕШЕНИЯ. ПОСТРОЕНИЕ БАЗ ЭКСПЕРТНЫХ ЗНАНИЙ

Лекция 9

 

Еще не созданы технологии, позволяющие реализовывать в "полном объеме копии человеческого мышления. Но уже дела­ются успешные шаги в этом направлении. В данной лекции представим основные идеи новой компьютерной системы, по­зволяющей строить точные копии экспертных знаний в задачах классификации.

В когнитивной психологии распространено представление о человеческом разуме как о системе переработки информации, выполняющей операции с символами [1]. Символом называют смысловой образ, которым может быть отдельное понятие, ри­сунок, звуковой сигнал. В рамках такого представления знание рассматривается как множество реально существующих симво­лов. Как люди, так и компьютеры способны выполнять кон­кретные операции над символами: запоминать символы и от­ношения между ними; конструировать, изменять и удалять символы; сравнивать символы или их комбинации, находить различия; принимать решения в зависимости от результатов таких сравнений. Предполагается, что система, способная вы­полнять эти операции, является мыслящей. Если принять та­кую точку зрения, то нет принципиальной разницы между мыслящим человеком и компьютером.

Построены модели, представляющие процессы мышления как операции над символами. Модель воплощается в виде ком­пьютерной программы, после чего поведение компьютера срав­нивается с поведением человека. При близком совпадении де­лается вывод об идентичности способов переработки информа­ции [2].

Манипулирование символами — это как бы программы «думающей» системы, которая может быть устроена различ­ным образом. Мышление человека можно адекватно предста­вить операциями с символами; оно никак не сводится к функ­ционированию десятков тысяч нейронов. Время активации нейрона и время выполнения мыслительных операций су­щественно различаются.

Г. Саймон предлагает следующую аналогию: модели, опи­сывающие физические системы на каком-либо одном уровне общности, мало зависят от моделей, описывающих ту же сис­тему на другом уровне [1]. Так, поведение физических систем на молекулярном уровне может быть адекватно описано неза­висимо от того, что молекулы состоят из атомов, а атомы — из элементарных частиц. Следовательно, модели, представляющие процесс мышления как преобразования символов, могут рас­сматриваться одновременно с моделями нейронов.

Для изучения поведения эксперта в рамках информацион­ной парадигмы важно то, что символы могут храниться в долго­временной памяти как объективно существующие элементы. Их можно специальным образом выявлять и хранить в памяти ком­пьютера. На основе выявления экспертных знаний (совокупно­сти символов) строятся так называемые экспертные системы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Производство пенициллина и стрептомицина | Время и условия становления эксперта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.