Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус личности

Итак,гражданское общество –это социальная организация, членов которой объединяют общие корпоративные интересы (экономические, политические, духовные), отличные от интересов общегосударственного характера и реализуемые без участия государства за счет собственных ресурсов.

Гражданское общество: понятие, признаки, структура

 

Выступая неотъемлемой частью государства (в социальном смысле), гражданское общество характеризуется не совпадающими с государственными (но и не противоречащими им) интересами, а также наличием механизмов, позволяющих обеспечить реализацию этих интересов исключительно за счет внутренних ресурсов самого гражданского общества.

В свою очередь индивид будет членом гражданского общества только в том случае, если он является обладателем «атрибута гражданской самостоятельности — быть обязанным своим существованием и содержанием не произво­лу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам. Политическая свобода как таковая вытекает из личной свободы, обе они предполагают взаимосвязь прав и обязанностей всех членов общества. В сущности, сам факт утверждения граждан­ского начала тесно связан с утверждением и упрочением личной свободы. Гражданин, будучи субъектом политической свободы, яв­ляющейся, в свою очередь, высшим выражением личной свободы, должен осознавать не только свои индивидуальные, частные интере­сы и цели, но также общие интересы и цели, объединяющие всех членов общества.

Формирование гражданского общества так или иначе всегда увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков.

Одним из ведущих признаков гражданского общества является наличие развитых рыночных отношений, в которых личность не отделена от собственности, а напротив, имеет возможность выбрать любую форму собственности, вправе распоряжаться результатами своего труда и своими способностями к труду.

Важными признаками гражданского общества являются признание естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека, их эффективная защита, отсутствие идеологического монополизма в обществе, терпимость к различным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм идеологий, взглядов.

К числу других признаков гражданского общества следует также отнести его открытость и самоуправление собственными делами. Открытость означает свободный доступ людей ко всем источникам информации (кроме государственной и коммерческой тайны), широкую гласность проводимых мероприятий затрагивающих жизнь общества, свободу слова, печати, критики, свободу в контактах с международными и зарубежными организациями.

Самоуправляемость подразумевает, что индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои, порой противоположные, интересы, обеспечивают гармоничное, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политический властной системы.

Гражданское общество имеет свою структуру, которую можно представить в виде совокупности пяти основных систем: социальной (в узком смысле), экономической, политической, духовно-культурной и информационной.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Сюда входят такие институты как семья, клубы, общественные объединения, социальные группы, нации и расы.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.

Политическая система, которую составляют целостные саморегулирующиеся элементы – политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями и обществом в целом по поводу духовных благ и соответствующих материальных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.

Рассматривая тему гражданского общества нельзя не остановиться на вопросе о его соотношении с государством. Здесь необходимо сказать следующее:

во-первых, государство является формой, в которую облекаются общезначимые интересы групп, индивидов, общества;

во-вторых, для осуществления частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты: семью, церковь, негосударственные средства массовой информации, учреждения культуры, научные, профессиональные и спортивные объединения, ассоциации и союзы. Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы и составляют сферу гражданского общества;

 

в-третьих, когда частные, повседневные потребности отдельных индивидов становятся актуальными для конкретных социальных групп и их реализация затрагивает интересы и положение других социальных общностей, тогда эти потребности обретают политическую значимость. Иначе говоря, они не могут быть осуществлены без вмешательства государства. Следовательно, гражданское общество и государство тесно взаимосвязаны.

С одной стороны, понятия "государство" и "гражданское общество" отражают различные сферы жизни общества, противостоящие друг другу.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Государство, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур, примыкающих к ним политических партий.

С другой стороны, гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные, свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.

Таким образом, идеальной является такая систе­ма взаимодействия гражданского общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает гражданскому обществу незыблемость определенных прав и свобод (в первую оче­редь, права на частную собственность), последнее же проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании государ­ственных институтов и контроле за их деятельностью. Суть склады­вающихся отношений состоит в том, что государство выстраивает пред­полагаемую правовую модель гражданского общества, которая за­тем наполняется конкретным содержанием, причем само граждан­ское общество представляет собой комплексное явление, регламентированное не только нормами субъективного права, но и моральными, религиозными, корпоративными установками, содер­жание которых определяется историческим опытом, национальными традициями, уровнем развития демократии и культуры.

В реальной жизни разделение на гражданское общество и государство достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и. несвободы индивидов, уровень политического развития.

Вывод: идеальной является такая систе­ма взаимодействия гражданского общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает гражданскому обществу незыблемость определенных прав и свобод (в первую оче­редь, права на частную собственность), последнее же проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании государ­ственных институтов и контроле за их деятельностью.


 

Итак, правовое государство – это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В любой правовой системе личность занимает центральное место и выступает в ней во многих качествах – гражданина, субъекта права, правоотношений, носителя прав и обязанностей, свобод и ответственности, правового сознания, праводееспособности, правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она – объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления и категории, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы.

Ценность же правовой системы в значительной мере определяется тем, какая роль в ней отводится личности, как охраняются и обеспечиваются ее интересы, жизнь, честь, достоинство, безопасность, какими правами она наделена и каковы гарантии этих прав.

Личность взаимодействует с государством в основном через право, законы, другие нормативные акты, которые непосредственно определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответственность.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида, его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественная деятельность, социальные притязания и их удовлетворения.

Правовой статус личности представляет собой одну из фунда­ментальных и вместе с тем одну из сложнейших категорий теорети­ческого правоведения.

В юридической науке правовой статус личности чаще всего оп­ределяется как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактиче­ский социальный статус, т. е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это по­ложение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и право­вой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правовой — нет, поскольку там не было права.

Анализ различных подходов к пониманию структу­ры правового статуса личности позволяет выделить основные эле­менты, содержащиеся в определениях практически всех авторов, — это, прежде всего, права, свободы, законные интересы и обязанности. Поэтому в самом общем виде правовой статус личности может быть определен как система признанных и гарантируемых государ­ством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права.

В зависимости от особенностей и специфики сочетания струк­турных элементов в теоретическом правоведении выделяются виды правового статуса:

а) общий, или конституционный, статус;

б) специальный (или родовой) статус определенных категорий лиц;

в) индивидуальный статус.

Общий правовой статусэто совокупность прав, обязанно­стей законных интересов, которыми обладает каждый человек как полноправный член общества.

Содержание общего правового статуса определяется, прежде всего, основным законом (конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Общий правовой статус явля­ется единым и одинаковым для всех людей.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения отдельных категорий лиц (например, студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т. д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах: гражданин своего государства (общий статус); принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом; представляет собой отдельную неповторимую личность, т. е. имеет индивидуаль­ный статус.

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Одним из общепризнанных критериев классификации прав и свобод человека и гражданина является критерий политико-правовой связи индивида с государством. В соответствии с данным критерием права и свободы традиционно подразделяются на личные и гражданские (экономические, политические, социальные, куль­турно-духовные, экологические и т. д.).

Личные права (в юридической литературе их именуют также правами человека) представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих инди­видуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с иными субъектами социальных отношений. К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную непри­косновенность, личную и семейную тайну, свободу передвижения и т. д. Эти права определяются витальными (т. е. жизненными) по­требностями человека как биосоциального существа. Соблюдение личных прав человека признается международным сообществом в качестве общепризнанного принципа и нормы международного пра­ва. Он рассматривается как обязательный для всех государств, не зависит от их социально-экономического строя. Личные права в идеале должны предоставляться каждому субъекту (индивиду) и га­рантироваться конституцией и иным национальным законодательст­вом. Соответственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Гражданские права складываются из субъективных прав пози­тивного характера. Содержание этих прав определяется государст­вом (отсюда и название – гражданские) и закрепляется в дейст­вующем законодательстве. Государственное признание личных прав человека, законодательное закрепление их в нормативных правовых актах придает им новое свойство. «Будучи закрепленными в консти­туции и иных государственно-правовых актах, они приобретают ка­чество прав гражданина, не утрачивая, однако, самостоятельности существования. Права гражданина — это форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его за­щиту».

Гражданские права вытекают из политико-правовой связи инди­вида с государством и определяются юридическим статусом граж­дан, под которым в теории права понимают «основанную на законе и взятую в единстве совокупность субъективных прав, законных ин­тересов и юридических обязанностей граждан». Таким образом, категория «права гражданина» органически связана с категорией «гражданство», а различие между личными правами человека и пра­вами гражданина состоит в том, что любой гражданин — это чело­век, но не каждый человек является гражданином, т. е. эти понятия различаются по своему объему.

Следует отметить, что широким кругом гражданских прав в го­сударстве наряду с гражданами могут пользоваться иностранцы и лица без гражданства (право на правосудие, право на образование, право на труд и т. п.). Вместе с тем граждане обладают «граждан­ской прерогативой», предполагающей наличие у них комплекса прав исключительного характера (право избирать и быть избранными в представительные структуры государственной власти, право зани­мать определенные должности в государственном аппарате и зани­маться определенными видами деятельности и т. д.). Как уже отме­чалось, гражданские права складываются из политических, экономических, социальных и т. п. Рассмотрим гражданские права подробнее.

Политические права определяют возможность участия граж­дан в управлении делами государства и общества. К ним относятся: право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право на объеди­нение, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, и т. д.

Поскольку гражданин — это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается, например, содержанием ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, где закрепляется, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Экономические права включают возможности, с реализацией которых связывается удовлетворение субъективных интересов ин­дивидуальных и коллективных субъектов в сфере производства и потребления материальных благ. К числу экономических прав отно­сятся: право частной собственности, право на свободное использо­вание своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на труд (данное право рассматривается как принципиальная воз­можность выбора между общественно полезным трудом и социаль­но нейтральным «тунеядством», а также как право на выбор любой профессии по желанию индивида и вытекающее из этого право на свободу выбора работодателя после получения профессионального образования), право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку и т. д.

Социальные права включают возможности, с реализацией ко­торых связывается «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). К числу социальных прав относятся: право на государственную защи­ту материнства и детства; право на социальное обеспечение по воз­расту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т. п.; право на бесплатную охрану здоровья и медицинскую помощь; пра­во на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или му­ниципальных образовательных учреждениях и т. д.

Национально-культурные и духовные права включают возможности, с реализацией которых связывается сохранение нацио­нальной идентичности этнических групп, проживающих в пределах государственной территории, обеспечение равного доступа граждан к духовно-культурному наследию, накопленному в ходе историче­ского развития, свободное осуществление мероприятий культового характера (свобода вероисповедания). К числу данных прав относят­ся: право на равенство независимо от расы, национальности, языка; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; право на доступ к культурным ценностям; право на сво­боду совести и свободу вероисповедания и т. д.

Экологические права включают возможности, с реализацией которых связывается обеспечение нормальных (с физиологической точки зрения) условий жизни людей. К числу экологических прав относятся: право на благоприятную окружающую среду, достовер­ную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи­ненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Вывод: рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах: гражданин своего государства (общий статус); принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом; представляет собой отдельную неповторимую личность, т. е. имеет индивидуаль­ный статус.


Заключение

Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, созда­ющего правовые и государственные учреждения в процессе раз­вития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершен­ствования индивидуальных и социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.

Учение о правовом государстве возникло и живет в обще­ственно-историческом измерении, оно имеет свои корни, пред­посылки. Каждая новая идея в своем развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.

Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегума­нистической идеи, — процесс сложный и противоречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непрерывен, бесконечен и в опреде­ленной степени необратим.

Возникновение и эволюция идеи правового государства — процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов раз­вития гражданского общества они отражают соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революци­ях. В развитых странах все большее число людей осознают спа­сительную миссию права, его неразрывную связь с самим чело­веком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство — анти­под государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтер­натива любой диктатуре.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Особенности правового статуса военнослужащих.

2. Служебно-боевая деятельность внутренних войск МВД России и права человека.

Литература

 

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. – М., 1997. С. 69-78.

2. Теория государства и права. Учебник для вузов / под общ. ред. О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2007. С. 448-457.

3. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2006. С. 97-113.

4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2004. С. 134-153.

5. Юридическая техника: учебник / Т.В. Кашанина. – М.: Эксмо, 2007. – С. 439-444.

6. Стремоухов А.А. Правовой статус военнослужащего внутренних войск МВД России (теоретическая модель и особенности реализации в условиях чрезвычайных ситуаций): Учебное пособие./ Под ред. Р.А. Ромашова. – СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2002

7. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 2006. С. 157-165.

 


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В ходе лекции до курсантов доводится информация о развитии идеи правовой государственности, приводятся взгляды ученых-философов на правовое государство как идеальную модель общественного устройства.

Далее курсантов следует подвести к мысли, что построение правового государства есть главная задача современных демократических государств.

Раскрывая сущность правового государства, следует дать его определение, раскрыть основные признаки и дать характеристику принципов, лежащих в основе функционирования государственной власти.

При рассмотрении второго вопроса курсантам раскрывается понятие гражданского общества, признаки, отграничивающие его от государства. Раскрывая структуру гражданского общества необходимо дать характеристику экономических, социальных, политических, культурных и информационных элементов. В завершение следует рассмотреть проблемы соотношения государства и гражданского общества, определив точки их соприкосновения и разграничения. Кроме того, необходимо осветить проблемы взаимоотношений гражданского общества и государственной власти в современной России.

Третий вопрос посвящен рассмотрению понятия правового статуса личности. Начать следует с понятия социального статуса. Для этого необходимо раскрыть соотношение понятий «человек», «личность», «гражданин», остановиться на содержании таких категорий, как права и свободы человека, личности, гражданина. Далее следует раскрыть понятие правового статуса как одного из видов социального статуса. Раскрывая структуру правового статуса, следует дать общую характеристику составляющих его элементов, рассмотреть соотношение прав и обязанностей. Отдельно надо остановиться на разновидностях правового статуса.

 

Д.В. Новокшонов

«» ________ 2012 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовое государство: понятие и признаки | Олігополія: визначення, ознаки та причини виникнення
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.