КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Спрос и закон спроса
Тема 5. Спрос, предложение, их взаимодействие 1. Спрос и закон спроса 2. Предложение и закон предложения 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие 4. Эластичность спроса и предложения
Рыночный механизм – это взаимодействие продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объемов производства. Поэтому его основные составляющие – спрос и предложение, которые являются важнейшими категориями микроэкономического анализа. Собственно микроэкономический подход к определению рынка – это есть соотношение спроса и предложения. Спрос (demand) – это платежеспособная потребность, т.е. потребность, обеспеченная платежными средствами, которые согласен принять продавец (потенциальный объем покупки благ). Это количество товаров и услуг, которое потребители готовы и могут купить по определенной цене за определенный период времени. Таким образом, спрос – это основной фактор в рыночной экономике, определяющий, что и как производить. В исследовании спроса выделяют: - спрос отдельного субъекта на конкретный товар – индивидуальный спрос; - спрос всех субъектов на данный товар – рыночный спрос; - спрос всех субъектов на все объекты купли-продажи – совокупный спрос общества (используется в макроэкономическом анализе). В экономической науке принято характеризовать спрос, прежде всего, в зависимости от динамики цены. Между спросом и ценой существует устойчивая обратная связь (при прочих равных условиях). Эта зависимость называется законом спроса. Он объясняется следующими обстоятельствами: 1) действием закона убывающей предельной полезности – это означает снижение экономической целесообразности дополнительных покупок данного товара. Только снижение цены на него может несколько стимулировать дополнительные покупки товара;
2) эффектом дохода и эффектом замещения, т.е. здравым смыслом покупателей (рациональностью их поведения). Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (и наоборот), эффект замещения – товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его для потребителя становится относительно выгоднее (и наоборот). В соответствии со вторым законом Госсена (2.6) повышение цены блага при неизменности остальных цен и бюджета потребителя снижает объем его спроса на это благо: рост цены ведет к уменьшению ; чтобы восстановить равенство , нужно увеличить MUi, что в соответствии с первым законом Госсена достигается за счет сокращения потребления блага. Из этих рассуждений и следует формулировка закона спроса. Так как спрос – это количество продукта, которое потребители могут купить по некоторой цене из ряда возможных цен в течение определенного периода, его изменение можно представить в виде убывающей кривой. Такая кривая спроса строится из допущения, что цена выступает важнейшим детерминантом величины спроса. Поэтому все множество цен Р, определяющее величину спроса при разных ценах, – это цены спроса. Если рыночный спрос – это сумма величин индивидуального спроса всех потребителей определенного товара при определенном уровне цен, его величина может быть получена тремя способами: графическим (или горизонтальное суммирование), табличным и аналитическим. Применение графического способа представлено на рис.5.1.
Рис.5.1. Линии индивидуального и рыночного спроса двух потребителей
Из рис.5.1 а) видно, что при цене в 5 ден. ед. спрос первого потребителя составит 10 ед. товара, а второго потребителя – 0 ед. товара. При цене стремящейся к 0 ден. ед., эти величины составят, соответственно, 30 и 50 ед. товара. Суммарный спрос этих потребителей изображен на рис. 5.1, в. Кривая рыночного спроса обычно имеет меньший наклон, чем линии индивидуального спроса. Таким образом, при снижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей мере, чем объем спроса отдельного потребителя. Причина в том, что при значительном снижении цены начинают предъявлять спрос на товар и ранее неплатежеспособные категории потребителей. При табличном способе происходит аналогичное суммирование величин спроса разных потребителей при одних и тех же ценах на товар, в результате чего получается суммарный спрос всех потребителей на товар при данной цене. При аналитическом методе функции индивидуального спроса обычно выражают в виде линейных уравнений. Например, и , где и – функции величины спроса 1-го и 2-го потребителей, Р – цена. Функция рыночного спроса примет вид: . В случае применения этого метода нужно всегда иметь в виду, что для каждого потребителя существует своя область допустимых значений цены. Как известно, объем спроса всегда больше или равен нулю. Из этого следует, что существование рыночного спроса возможно только при . Причем, когда , на рынке присутствуют оба потребителя, а в интервале – только один 1-й потребитель. Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены товара при неизменности его дохода и цен других товаров и различна у разных потребителей в зависимости от потребительских предпочтений. Помимо изменения цены на рынке действуют и неценовые факторы изменения спроса: 1) изменения потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и т.п.; 2) динамика численности и структуры потребителей – носителей индивидуального спроса; 3) изменение доходов потребителей, в том числе объемов социальной помощи; 4) изменение цен на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие) – рост цен на товары-заменители вызовет увеличение спроса на данный товар, рост цен на товары-дополнители вызовет снижение спроса на данный товар;
5) изменение потребительских ожиданий (по поводу изменения наличия товаров, цен и денежных доходов). Влияние этих факторов иллюстрируется смещением всей кривой спроса: вверх – в случае повышающего давления неценового фактора на спрос, вниз – в случае понижающего давления неценового фактора. Следовательно, если спрос изменился под воздействием неценовых факторов, то при любой цене это уже другой по величине спрос и он будет иметь другое графическое отображение. Таким образом, под влиянием неценовых факторов происходит изменение самого характера спроса (это иллюстрируется перемещением всей кривой спроса), а влияние ценового фактора обусловливает изменение величины (объема) спроса (это иллюстрируется движением точки по кривой спроса) (рис.5.2). Р
Р1
Р2 D2 D1
Q1 Q2Q3 Q4 Q Рис.5.2. Изменение величины и характера спроса
В примере, приведенном на рис.5.2, показано, что снижение цены с Р1 до Р2 увеличивает величину (объем) спроса с Q1 до Q2. Влияние неценовых факторов увеличивает сам спрос (с D1 до D2) с Q1 до Q3 при цене Р1, а при цене Р2 – с Q2 до Q4. Аналогичные выводы можно сделать и при обратной динамике рыночной цены и спроса. Закон спроса не действует: 1) в условиях ажиотажного спроса, вызванного ожиданием повышения цен; 2) для некоторых редких и дорогих товаров (золото, драгоценности и т.д.), выступающих средством вложения денег; 3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (снижение цены на дешевый товар-заменитель не приведет к увеличению спроса на него). Закон спроса придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, что позволяет прогнозировать их реакцию на рыночные изменения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |