Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транснациональные корпорации в мировой экономике




Тема №9. Транснационализация в современных мирохозяйственных отношениях

Отравление (нарушается водно-солевое равновесие)

Отпуск по рецепту

нарушение функции сердца и скелетной мускулатуры, жажда, тошнота, слабость, сонливость, зрительные галлюцинации, головная боль, головокружение

Помощь:Нужно восстановить водно–солевое равновесие в организме

 

 

 

 

1. Транснациональные корпорации в мировой экономике

2. География и сферы деятельности транснациональных компаний

Транснационализация производства и капитала на основе раз­вития производительных сил, перерастающих национально-государ­ственные границы, является важнейшим элементом развития миро­вой Экономики. Основная движущая сила транснационализации —
транснациональные корпорации (ТНК). I

В 1974 г. при Экономическом и социальном Совете ООН была создана Комиссия по ТНК, которая позже была преобразована в подразделение Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКАД). С 1990 г. ЮНКТАД для характеристики вовлеченности каждой ТНК в экономику зарубежных стран ввела такое понятие, как индекс транснационализации компаний. Он исчисляется на базе трех пока­зателей: доли зарубежных активов, зарубежных продаж и занятости работников в ббщем стоимостном объеме деятельности компании. Этот индекс уже вырос до 60%, причем основное увеличение при­ходится на показатель зарубежных активов.

Высокой транснациональностью обладают ТНК из малых инду­стриальных стран, так как по отношению к своим менее емким внутренним рынкам их иностранные активы занимают относитель­но большую долю в общем объеме активов. Транснациональные корпорации, базирующиеся в крупных индустриальных странах, как правило, менее транснациональны, хотя и превосходят ТНК из малых развитых государств по абсолютному объему иностранных ак­тивов. Еще менее транснациональны ТНК из развивающихся стран, имеющие не столь богатый опыт внешней экспансии, однако раз­рыв между ТНК из развитых и развивающихся стран сокращается. К наиболее транснациональным отраслям относятся средства мас­совой информации, производство продовольствия и напитков, строительство, химическая и фармацевтическая промышленность, производство электроники и электрооборудования.

ТНК формируют за рубежом экономическое пространство, ко­торое в экономической литературе называют второй, или «внешней», экономикой. Наличие таких внешних экономик — важное средство повышения эффективности бизнеса и укрепления позиций своей страны в международной системе. Для характеристики мас­штабов «внешней экономики» отдельных стран ЮНКТАД также использует индекс транснационализации. Этот совокупный показа­тель состоит из трех компонентов: а) общих размеров активов ТНК и тех, которые находятся в их зарубежных филиалах; б) общих про­даж ТНК и тех продаж, осуществляемых их филиалами за рубежом; в) общей численности занятых во всем комплексе ТНК и тех, кто работает на принадлежащих корпорации зарубежных предприятиях.

Официально в докладах ЮНКТАД используется следующее оп­ределение транснациональной корпорации: транснациональная кор­порация — это акционерная или частная компания, включающая в себя материнскую компанию и ее зарубежные филиалы. Материнская ком­пания — предприятие, контролирующее активы или другие единицы за пределами страны базирования, как правило, посредством владе­ния долей в акционерном капитале, превышающей 10% обычных акций или их эквивалента в частной компании.

Исторически ТНК начинали свою деятельность в конце XIX в. как колониально-сырьевые, и основой их преимущества был доступ к природным ресурсам или преференциальным рынкам сбыта. Пре­обладающая форма объединений — картели, синдикаты, реже т- тре­сты. В послевоенный период произошло перемещение центра тяже­сти функционирования ТНК в отрасли обрабатывающей промыш­ленности путем укрупнения и транснационализации производства в виде концернов и конгломератов.

Корпорации подразделяются на:

горизонтально интегрированные с предприятиями, выпус­кающими ббльшую часть продукции. Примером может слу­жить производство автомобилей;

вертикально интегрированные, объединяющие при одном соб­ственнике и под единым контролем важнейшие переделы в производстве конечного продукта. В нефтяной промышленно­сти, например, добыча нефти-сырца в одной стране, перераг ботка — в другой, а продажа нефтепродуктов — в третьих;

диверсифицированные многонациональные корпорации, включающие национальные предприятия с вертикальной или горизонтальной интеграцией.

Корпорации можно подразделять и в зависимости от принад­лежности головной компании. Если головная компания принадле­жит капиталу одной страны, то это ТНК, если капиталу двух и бо­лее стран — это многонациональная корпорация (МНК).

Национальная принадлежность ТНК с экономической точки зрения — уже во многом условная категория, поскольку основной объем производства и сбыта постепенно перемещается за рубеж, и значительная часть прибыли образуется вне границ страны проис­хождения. При этом финансовые и инвестиционные ресурсы раз­мещаются в странах с наилучшими правовыми, налоговыми и по­литическими условиями.

ТНК развитых стран непрерывно увеличивают масштабы меж­дународного производства. По своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалам внешняя экономика США считается бесспорным лидером и существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствования других стран Западной Европы и Японии.

По данным ЮНКТАД, число ТНК увеличилось до 70 тыс., а число их зарубежных филиалов составило 690 тыс. Валовой объем производства иностранных филиалов — 3911 млрд долл.; объем их продаж составляет 18 667 млрд долл.; экспорт — 3690 млрд долл.; совокупные активы зарубежных филиалов — 36 008 млрд долл., численность занятых — 57 394 тыс1.

Развитие международного производства ТНК сопровождается заметными изменениями в методах их организационной деятельно­сти. Если в 1980-е годы ТНК отдавали предпочтение созданию но­вых зарубежных филиалов, то во второй половине 1990-х обозначи­лась тенденция повышения роли трансграничных слияний и поглоще­ний иностранных компаний.

К числу основных причин трансграничных слияний и поглоще­ний относятся: глобализация мировых рынков, дерегулирование и возрастание международной конкуренции, необходимость повыше­ния прибылей. Трансграничные слияния и поглощения стимулиру­ются повышением эффективности за счет синергизма (эффекта от объединения ресурсов, по своей силе превосходящего простую сумму результатов действия отдельных компонентов), диверсифи­кации рисков и т.д.

Нередко в зарубежной деятельности ТНК прибегают также к созданию стратегических альянсов с компаниями зарубежных стран. В большинстве случаев стратегические альянсы между ТНК долгосрочны и охватывают различные стадии производственного цикла: от научных разработок до совместного производства и сбы­та. Главные выгоды от слияния в промышленности связаны с эко­номией средств на дорогостоящих работах по созданию новых ви­дов продукции, а также на капиталовложениях в новые технологии. Дополнительную экономию дает сокращение административных расходов на содержание управленческого аппарата.

Весьма важен также фактор «присутствия на рынке», который заставляет компании заключать союзы по всему миру. Например, повсеместное присутствие таких общеизвестных марок, как Соса-Со1а, дает их владельцам огромные рекламные преимущества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.