Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микросоциологические концепции




Вторая большая группа теорий и парадигм – это микросоциологические теории, концепции, в центре которых находится человек, индивид. Изучение идет от частного к общему.

1. Символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) – это направление, считающее, что все формы общения людей в обществе основаны на определенных социальных символах. Основателем этого направления явился Джордж Герберт Мид (1863-1931), который написал работы «Сознание, самость и общество», «Философия поступка», «Философия настоящего». Источником его учения были бихевиоризм и прагматизм. Мид исходил при объяснении социального поведения не из индивидуальных влечений, интересов, а из общества. Общество же он понимал как совокупность межличностных взаимодействий (интеракций). Действие индивида (физическое или вербальное) воспринимается другими людьми, будучи опосредовано значением. Интеракция всегда опосредована символами. Они выполняют функцию социального регулирования поведения людей. Главные системы символов – это язык жестов и речь. Значимые символы обозначают не только предмет или событие, но и определенную реакцию на него. Так, символ «студент» означает не только принадлежность человека к определенной социальной группе, но и то, что данный индивид может вести себя определенным образом. Студент становится стимулом для адекватного поведения других людей. Значимые символы делают возможной символическую интеракцию. Без символов не будет ни человеческого общения, ни человеческого общества. Чтобы существовать, люди должны жить в мире осознанных значений. В отличие от животных, которые реагируют на первый или наиболее сильный символ, люди способны выбирать символы из целого набора и тем самым совершать осмысленно конкретные действия.

Механизм формирования личности заключается в ролевом взаимодействии, в котором все люди учатся исполнению роли, приобретая при этом социально полезные качества, умения, привычки. Ролевое поведение рассчитано на других индивидов, которых Дж. Мид называл «зрителями». Они выполняют функцию социального контроля. Если человек пытается примерить на себя роль другого, он воображаемо ставит себя на место другого человека. Например, в случае, когда индивид наблюдает за улыбающимся человеком, то он должен поставить себя на его место, чтобы понять его намерения. На основе этой интерпретации следует адекватный ответ – шутка, реплика. Эти действия тоже будут интерпретированы другим человеком. Поэтому человеческое общение может рассматриваться как непрерывный процесс интерпретации путем принятия каждым общающимся роли другого. Чем более развито общество, тем более универсальным становится процесс принятия на себя роли другого. Например, собственность является абстрактным понятием. Как определенный значимый символ она определяет и поведение собственника, и поведение других членов социальной группы. Этот символ вызывает ответ в виде социальных действий.

Сам термин «символический интеракционизм» ввел Герберт Блумер (1900 – 1986), принадлежавший к Чикагской социологической школе. Он занимался изучением с точки зрения данной парадигмы слабоструктурированных общественных образований – толпы, массы, социальных движений. Основные работы Г. Блумера: «Символический интеракционизм», «Символическая интеракция: парадигма и метод», «Индустриализация как агент социального изменения».

По мнению Г. Блумера, люди относятся к явлениям, ориентируясь не на содержание, а на значения, которые они или окружающие придают этим явлениям. Значения могут изменяться под влиянием миллионов людей. Отсюда следует вывод, что социальная реальность не объективна, а субъективна и нестабильна. Общество понимается им как взаимодействие между миллионами индивидов. Поэтому основой социальных изменений являются не объективные, а субъективные факторы.

2. Этнометодология – это направление, которое распространяет методы этнографии и антропологии на все социальные науки. Предметом социологии, по мнению этнометодологов, являются процедуры интерпретации и неосознаваемые механизмы отношений между людьми, методы организации практической повседневной деятельности людей.

Основателем этнометодологии стал Гарольд Гарфинкель (р. 1917). В 1967 г. он опубликовал работу «Исследования по этнометодологии». Новым в его концепции стала попытка соединить методологию феноменологической социологии с методами этнографии. Г. Гарфинкель считал, что на основе здравого смысла люди совершают социальные рутинные действия, которые не всегда ими осознаются. Общее же понимание людьми социальной жизни происходит отнюдь не извне, не через принятие общих культурных норм и ценностей, как считали М. Вебер и Т. Парсонс. Это понимание может конструироваться самими индивидами, обладающими «практической рациональностью», изнутри, через их спонтанную активность. Социальная структура воздействует на индивида через «фоновые ожидания», т.е. социально одобряемые установки на те или иные действия, которые могут и не осознаваться. С одной стороны, индивиды придают фоновым ожиданиям личностный смысл, перерабатывают их; с другой – ожидания также обладают активностью. Тем самым индивид выступает в своей повседневной деятельности субъектом и творцом социальной реальности.

Г. Гарфинкель проводил множество оригинальных экспериментов, направленных на сознательное разрушение нормального хода социальных взаимодействий. Они получили название «гарфинкелинги». В ходе одного из них студентов просили, придя домой, в течение небольшого промежутка времени вести себя как квартиранты: сдержанно, официально, говорить только тогда, когда к ним обращались родственники. Особенно Гарфинкеля интересовало, какие методы родственники использовали, чтобы с позиций практической рациональности отреагировать на изменение фоновых ожиданий. Выяснилось, что члены семьи требовали от студентов объяснений, но после этого сами додумывали причины такого странного поведения своих детей. Родственники наделяли поведение новым смыслом (переутомление, ссора с возлюбленным). Социолог считал, что человек способен с помощью практической рациональности наделить смыслом и любую бессмыслицу. С помощью подобных экспериментов можно определить, как люди изнутри, в своей повседневной жизни, постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир. Г. Гарфинкель также доказал, что этот мир локален и хрупок и его нельзя объяснить только через жесткие законы.

3. Феноменологическая социология. Ее основоположник – Альфред Шюц (Шютц) (1899-1959). В книге «Феноменология социального мира» (1932) были сформулированы основные положения новой теории. Среди других его работ можно выделить «Возвращающийся домой», «Формирование понятия и теории в социальных науках», «Структуры жизненного мира» (в соавторстве с Т. Лукманом).

Мир, по мнению А. Шюца – это не объективная реальность, существуют множество реальностей – науки, религии, снов, искусства и т.д. Применительно к социологии можно считать, что социальная реальность не объективна, а является феноменом сознания множества индивидов. Главной реальностью является «мир повседневности», мир переживаний человека. Как пишет А. Шюц, «под термином «социальная реальность» я понимаю всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции. Это мир культурных объектов и социальных институтов, в которых все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения»[11]. У каждой социальной группы свои переживания, свой опыт.

В переживании этого мира участвуют и другие. Адекватная коммуникация и понимание возникают в случае появления общего для всех интерсубъективного мира. Интерсубъективность – это обычный социальный мир, который обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к узкой группе. Это неосязаемое и динамичное явление, которое нельзя познать обычными научными методами, а можно познать только пониманием. Понимание – это интерпретация событий другим человеком. Она не бывает адекватной, а только приблизительной.

4. Теории социального обмена – направление, считавшее, что социальное поведение – это обмен деятельностью людей в зависимости от получаемого вознаграждения. Основой этой теории стал бихевиоризм. Одним из основоположников теории социального обмена был Джордж Хоманс (1910-1989). Он написал работы «Человеческая группа», «Социальное поведение: его элементарные формы», «Социальное поведение как обмен», «Современная теория в социологии».

Основой социальной жизни является социальный обмен. Широкую известность приобрели постулаты Хоманса, в которых выражена его теория:

1. Постулат успеха. Чем более вознаграждается действие индивида, чем более вероятно, что он повторит его снова.

2. Постулат стимула. Люди откликаются на стимулы, которые способствовали успешным действиям.

3. Постулат ценности. Чем более ценным было вознаграждение (результат действия), тем вероятнее его повторение.

4. Постулат депривации – пресыщения. Чем чаще индивид получал вознаграждение, тем менее ценным становится для него последующее подобное вознаграждение.

5. Постулат агрессии – одобрения. Отсутствие вознаграждения ведет к гневу, агрессии, достигнутое же в результате такого поведения становится более ценным. Если человек получает большее вознаграждение или не получает ожидаемого наказания, то он будет счастлив. Результаты же такого поведения также будет более ценным.

Как видно, все постулаты связаны с психологическим объяснением выгоды от социального взаимодействия.

Проблемы возможности использования этих постулатов в социальных группах и институтах смог разрешить Питер Блау (р. 1918). Основными его работами являются «Динамика бюрократии», «Обмен и власть в социальной жизни», «Американская структура занятости», «Бюрократия в современном обществе».

В работе «Пересекающиеся социальные круги» он выдвинул теоремы социального обмена на уровне межгрупповых отношений.

1. Чем больше группа, тем меньше вероятность внегрупповых отношений. Личность в большой группе быстрее может найти себе подходящих индивидов для общения и взаимоотношений, чем в малой.

2. Разнородность способствует отношениям между членами различных групп. Поэтому социальный обмен выгоден представителям различных культур.

3. Социальная мобильность способствует развитию межгрупповых отношений. В обществе с высокой мобильностью, например в западном, усиливаются межгрупповые отношения.

4. Социальная разнородность (гетерогенность) положительно влияет на социальную мобильность. Например, при усилении разделения труда люди чаще станут менять работу.

5. Социальная мобильность способствует увеличению интеграции людей, имеющих одинаковые черты. Так, если евреи или поляки будут переезжать на новое место жительства, то они выберут район, где уже живут представители их диаспоры.

6. Те или иные социальные различия по статусу, роли, собственности и т.д., делающие людей неравными, ослабляют внутригрупповые связи, способствуя тем самым социальной мобильности.

7. Большой размер сообщества усиливает явную конфликтность. Для конфликта нужна, прежде всего, возможность контакта. Чем больше плотность населения, тем больше шансов для контактов – дружественных или враждебных. Конфликт в обществе имеет две причины. Во-первых, доминирование партикуляристкого (специфического) отношения к другой группе (они-группа); во-вторых, неравномерное распределение ресурсов (доходов, собственности, власти, образования) среди населения. Способность к конфликтам зависит от состояния сознания сторон, вовлеченных в конфликт.

Продолжили разработку теории обмена Д.Адамс, Дж. Уолтер, которые выдвинули теорию справедливого обмена. Главное во взаимоотношениях людей – это «справедливое отношение»: пропорциональность вкладов и результатов социального взаимодействия. Человек всегда в процессе социального взаимодействия стремится к наибольшей выгоде, поскольку он эгоист по природе. Если объединение людей увеличивает их выгоды, то индивиды объединяются в группу. Но группа ограничивает притязания индивида, добиваясь справедливых отношений. Если человек обнаружил, что участвовал в несправедливых отношениях, то возникает психологический дискомфорт. Чем сильнее чувство несправедливости, тем сильнее стремление восстановить справедливость. Поэтому стремление к справедливости – это проявление внутренней природы человека и социальных отношений и основная причина индивидуальных и коллективных действий людей.

Таким образом, мы изучили развитие западной социологии в ХХ в. Особенностью ее является парадигмальность и социологический плюрализм.

 

Список литературы

 

Адорно Т.В. и др. Исследование авторитарной личности: пер. с англ. / Т.В. Адорно; под ред. В.П. Култыгина. М., 2001.

Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. Разд. «Феноменологическая социология», «Структурно-функциональный анализ».

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии / А.Б. Гофман. М.: Мартис, 1995.

Григорьев Л.Г. Социология повседневности А. Шютца / Л.Г. Григорьев // Социс. 1988. № 2.

Култыгин В.П. Концепция социального обмена в современной социологии / В.П. Култыгин // Там же. 1997. № 5.

Култыгин Г. Классическая социология / Г. Култыгин. СПб., 1997.

Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М., 1994.

Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социс. 1992. № 2–4.

Мертон Р. Явные и латентные функции / Р. Мертон // Американская социологическая мысль: тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Парсонс Т. О социальных системах / Т. Парсонс. М.: Академ. проект, 2002.

Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. 2-е изд. М.: Академ. проект, 2002.

Парсонс Т. Система социального действия / Т. Парсонс. М.: Аспект- пресс, 1997.

Современная американская социология. М.: МГУ, 1994. Разд. «Альфред Шюц и социология повседневности».

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: московские лекции и интервью / Ю. Хабермас. М., 1995.

Хоманс Дж. Возвращение к человеку / Дж. Хоманс // Американская социологическая мысль: тексты. М.: МГУ, 1994.

Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шютц. М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2003.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.