Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2. Личность педагога. Слагаемые педагогического мастерства




План.

Лекция № 1. Педагогическая профессия и профессиональная деятельность педагога

Учебно-методические материалы к лекционным занятиям.

1. Общая характеристика педагогической профессии.

2. Сущность и специфика педагогической деятельности, ее структурные компоненты.

3. Основные виды профессиональной деятельности, их краткая характеристика.

4. Смысл жизни и призвание педагога. Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя.

5. Профессионально-педагогическая направленность и призвание педагога. \

6. Виды педагогической деятельности.

7. Педагогическая деятельность как система.

 

Материалы к лекции. Сущность и специфика педагогической деятельности.Педагогическая деятельность – самая вечная и непреходящая сфера человеческой деятельности. Она возникла вместе с потребностями общест­ва в трансляции новым поколениям культуры и заключенного в ней соци­ального опыта, выраженного в накопленной предыдущими поколениями сис­теме знаний, способов деятельности, ценностей и норм.

Педагог имеет дело с высшей ценностью – личностью ребенка, который является субъектом своей собственной дея­тельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению: без обращения к ее внутренним силам, потенциям, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным. Справедливо утверждение В.А.Сластенина и А.И.Мищенко о том, что истинным объектом педагогической деятельности является не сам ученик, вырванный из педагогического процесса, а именно "педагогический про­цесс, представляющий собой систему взаимосвязанных учебно-воспитатель­ных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов". Педагогичес­кая деятельность имеет свою специфику, свои технологии, без знания и владения которыми специалист не состоится как педагог. Особенностью данной деятельности является ее сложный, неоднознач­ный характер. Педагог имеет дело с развивающейся личностью, каждая из которых обладает своей собственной индивидуальностью; с неординарными, постоянно меняющимися условиями педагогической деятельности, с много­образием педагогических задач, которые он призван решать.

Гуманистическая природа и творческий характер педагогической деятельности. Творческий характер педагогической деятельности предъявляет требования к постоян­ному личностному и профессиональному росту педагога, взращиванию своей творческой индивидуальности, к развитию своей общей и профессионально-педагогической культуры. Творческая направленность личности педагога особенно необходима в современной образовательной ситуации, когда возрастает его роль в выборе концептуальных основ обучения, построении своей собственной деятельности как индивидуальной педагогической системы. Педагогическая деятельность как система. Системный подход в педагогике является одним из способов построе­ния педагогической деятельности как целостного процесса. Сложнейшей многоуровневой системой являет­ся сам человек. Естественно, что и процесс его образования, сложный, многоаспектный и многофакторный, должен строиться как система.

К педагоги­ческим системам относятся: а) система образования в государстве, б) педагогический процесс конкретного образовательного заведения, включающий в себя "систему воспитания" и "систему обучения" как его составные части; в) педагогический процесс, организованный конкретным педагогом в конкретном школьном классе; г) конкретное учебное занятие (например, урок), которое является в то же время элементом более общей системы и как ее подсистемой. В центре любой педагогической системы находятся личности учащего­ся и педагога. От мастерства педагога, его общей и профессионально-педагогической культуры, уровня развития профессио­нальных способностей зависит педагогический процесс, эффективность функционирования педагогической системы.

Педагогическая деятельность как система включает компоненты: целепола­гание, содержательный компонент, процессуально-деятельностный, педагогические условия, личностный компонент, результативно-рефлексивный компонент. Виды педагогической деятельности: прогностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, рефлексивная.

Литература.

Основная литература

1. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. Уч. пос. для студ. высш. уч. зав../Н.Н.Никитина, Кислинская Н.В. – 2 –е изд., испр.. – М.:.Академия, 2006. – 224 с.

2. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: практикум: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Орлов, Александр Андреевич; А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 254 с.

Дополнительная литература

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1983.

2. Корчак Я. Как любить ребенка/В кн. Педагогическое наследие: Пер. с польск./Сост. К.П.Чулкова. – М.: Педагогика, 1990.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма// Соч. – Т.1. – 1983.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.