Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурные компоненты педагогического процесса




План

План.

1. Общая культура педагога как личности: сущность, проявления, свойства.

2. Профессионально-педагогическая культура: сущность, составляющие.

3. Требования педагогической этики к нравственной культуре учителя. Педагогический такт.

4. Аксиологическая культура личности педагога.

5. Характеристика методологической культуры учителя.

6. Характеристика методической культуры учителя.

7. Характеристика технологической культуры учителя.

8. Характеристика культуры общения учителя.

9. Личностно-творческая составляющая педагогической культуры.

Материалы к лекции. Понятие "культура человека" ассоциируется в нашем сознании с совершенствованием человека, достижением им высот в определенной сфере жизни или профессиональной деятельности (культура - культивирование, вспахивание), а также с приобщением к системе высших ценностей (куль­тура - культ, поклонение, любовь).

Профессионально-педагогическая куль­тура представляет собой систему общечеловеческих идей, профессиональ­но-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности (Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.)

Культурологический подход к формированию личности педагога (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов) основывается на признании про­фессионально-педагогической культуры главным условием и результатом его профессионального становления, инструментом реализации индивиду­альных творческих сил в педагогической деятельности.

Профессиональ­но-педагогическая культура базируется на общей культуре личности: нравственно-этической, эстетической, духовной, интеллектуальной, эмо­циональной, культуре труда, общения и т.д.

Методологическая культуравключает в себя педагогичес­кую философию педагога, представленную в его педагогической кон­цепции как системе основополагающих педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его дея­тельности.

Важнейшим инструментом формирования методологической культуры преподавателя становится рефлексия (лат. reflecsio - отражение) - деятель­ность, направленная на осмысление своих мыслей, состояний, поступков. Основные виды рефлексии педагога: а) философская рефлексия, дающая возможность осмысления различных точек зрения, подходов, проблем, своих собственных идей; б) педагогическая рефлексия, обеспечивающая возможность осущест­вления педагогической деятельности как решения стоящих перед препода­вателем педагогических задач.

Коммуникативная культура педагога обеспечивает построение педагогического общения на основе гуманистических принципов. Значение коммуникативной культуры определяется тем, что общение пронизывает все сферы деятельности педагога и выполняет функции:обмена информацией,

организации межличностного и делового взаимодействия в процессе совместной деятельности, обеспечения благоприятного психологического климата, в котором происходит обучение; создания дополнительной мотивации учения учеников; обмена духовными ценностями, формирующими отношение учащихся к миру и самому себе и т.д.

В основе культуры педагогического общения преподавателя лежат его личностные качества: общительность, справедливость, искренность, открытость, терпимость, выдержка, самообладание, принятие личности любого другого человека, уважение и требовательность, тактичность и многое другое. Коммуникативная культура педагога складывается из гуманной направленности его личности, системы ценностных установок и позиций в сфере общения, коммуникативных способностей и умений. Она предполагает освоение им технологий и техник общения, позволяющих строить межличностное взаимодействие в определенной логике и последовательности его этапов, используя психологически и педагогически целесообразные вербальные и невербальные средства общения; умения предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в педагогическом процессе.

Индивидуальный стиль педагогического общения. В.А.Кан-Калик рассматривает как индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

По степени сотрудничества с учащимися в решении различных проблем выделяют следующие стили: авторитарный – подавление, жесткое управление, минимум самостоятельности учащихся; демократический - совместное решение проблем, равноправное партнерство, стимулирование самостоятельности студентов; либеральный - слабое управление общением, самоустранение педагога.

Разнообразные проявления данных стилей руководства можно представить на основе выделенных В.А.Кан-Каликом стилей педагогического общения:

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя систему ценностей, определяющих отношение преподавателя к своей деятельности, к ее целям и средствам, к качествам личности педагога, к самому себе как педагогу, к педагогической деятельности. Педагогические ценности служат ориентиром и стимулом его активности педагога, на основе их формируется ценностное сознание педагога; происходит становление гуманистически ориентированного педагогического мировоззрения, системы профессионально-ценностных ориентаций: на эмпатийное общение с детьми, на развитие творчества, на сотрудничество с детьми и коллегами.

Технологическая культура преподавателя отражает деятельностную природу педагогического труда и включает в себя различные методы и приемы решения задач, которые ставит перед ним педагогическая деятельность: аналитических, прогностических, исследовательских, рефлексивных и т.д. Технологическая культура преподавателя является средством перевода всех других компонентов профессионально-педагогической культуры непосредственно в деятельность. Личностно-творческий компонент придает индивидуальную окраску и своеобразие профессионально-педагогической культуре педагога. В основе его лежит потребность педагога в творческой самореализации, в проявлении своей индивидуальности. Творческая индивидуальность личности складывается из ее самобытного профессионального мировоззрения, видения перспектив и путей своего творческого роста, способности создавать нечто новое, яркое, оригинальное.

Таким образом, разделение профессионально-педагогической культуры на отдельные составляющие весьма условно, необходимо рассматривать ее как целостное явление, системное взаимодействие ряда компонентов, при этом определить те из них, которые обеспечивают ее целостность. Таким стержневым, системообразующим компонентом профессионально-педагогической культуры является культура профессионально-личностного самоопределения педагога, которая включает в себя: наличие устойчивых профессиональных интересов и намерений; становление позитивных жизненной и профессиональной концепций; готовность к самопознанию, личностному и профессиональному самосовершенствованию; восприятие себя как человека, обладающего пока еще не полностью раскрытым и реализованным потенциалом и берущего на себя ответственность постоянно делать выбор, касающийся целей жизни и профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение – это не определенный этап профессионального становления, а никогда не прекращающийся процесс духовных исканий, достижения поставленных целей и обретения новых.

Реализация программы самосовершенствования требует от педагога овладения методами и приемами саморазвития, навыками работы с литературой, рациональной организации своей профессиональной деятельности и свободного времени. Работа над собой – это постоянный труд, требующий от того, кто им занимается, выдержки, терпения, силы воли, оптимизма. Напутствием педагогу в трудном пути профессионального и личностного становления могут стать Заповеди Творческой Личности, предложенные Полем Вайнцвайгом:

1. Будь хозяином своей судьбы.

2. Достигни успеха в том, что можешь.

3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4. Строй свои отношения с людьми на доверии.

5. Развивай свои творческие способности.

6. Культивируй в себе смелость.

7. Заботься о своем здоровье.

8. Не теряй веру в себя.

9. Старайся мыслить позитивно

10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Литература

Основная литература

1. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. Уч. пос. для студ. высш. уч. зав../Н.Н.Никитина, Кислинская Н.В. – 2 –е изд., испр.. – М.:.Академия, 2006. – 224 с.

2. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: практикум: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Орлов, Александр Андреевич; А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 254 с.

Дополнительная литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.

2. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа?

3. Корчак Я. Как любить ребенка/В кн. Педагогическое наследие: Пер. с польск./Сост. К.П.Чулкова. – М.: Педагогика, 1990.

4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма// Соч. – Т.1. – 1983.

5. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю//Избр. Произв.: В 5т. – Киев, 1979 – Т.2.

 

Лекция 4. Педагогика как наука. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс.

1. Объект, предмет, задачи и структура педагогической науки. Категории педагогики. Связь педагогики с другими науками и с практикой.

2. Образование как общественное явление, основные тенденции его развития.

3. Образование как педагогический процесс.

4. Единство функций образования как педагогического процесса.

5. Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.

 

Материалы к лекции. Педагогика как наука (популярное определение; по Соловейчику С.Л.; научное определение).

Объект педагогики – совокупность педагогических явлений, обуславливающих развитие и становление личности

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Функции педагогики:

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

 

УРОВНИ

Описательный (объяснительный)   Проективный
   
Диагностический Преобразовательный  
   
Прогностический Рефлексивный и корректировочный

 

Задачи педагогики:

- Научно обосновать развитие систем образования, содержания обучения и воспитания.

- Исследовать сущность, структуру, функции образовательного процесса.

- Выявить закономерности и формирование принципов обучения и воспитания человека.

- Исследовать особенности и содержание деятельности педагога, а также пути формирования и развития его профессионального мастерства.

- Разрабатывать методологические проблемы педагогики, методики ее исследования, обобщение и внедрение опыта обучения и воспитания.

Парадигма – модель постановки проблем и их решения, принятая в научном сообществе определенной науки; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций. Отсюда педагогическая парадигма – это.... (продолжите самостоятельно).

Авторитарная образовательная парадигма – цели, условия, средства образования ставятся, используются в зависимости от интересов государства или общества.

Гуманистическая парадигма – цели образования определяются «от человека» и для человека, а условия, средства используются только во благо человека.

Теория – целостная система знаний, опирающихся на определенную методологическую базу (философские, психологические и др. идеи).

Концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, на основе которого выстраивается целостная теоретическая картина педагогического процесса или педагогических явлений.

Педагогическая концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности.

Педагогика рассматривается по меньшей мере:

- как междисциплинарная область знаний;

- как прикладная наука;

- как самостоятельная научная дисциплина

Педагогика как искусство– это реализация педагогической теории в практической педагогической деятельности на высоком уровне мастерства. Педагогика как культура рассматривается как система, способная создавать, сохранять и воспроизводить культурную информацию и ценности.

Структура педагогической науки:

общая педагогика:

o дидактика, теория воспитания;

o этнопедагогика;

o история педагогики

o сравнительная педагогика

o теория управления педагогическими системами

o методология педагогики

o педагогическая технология

o частные методики

возрастная педагогика:

o перинатальная педагогика

o дошкольная педагогика;

o педагогика школы;

o педагогика высшей школы

o андрагогика

педагогика разных сфер образования:

o педагогика профессионального образования;

o педагогика дополнительного образования;

o военная педагогика;

o медицинская педагогика

o музейная педагогика

педагогика определенного контингента воспитуемых:

o специальная педагогика: сурдопедагогика, тифлопедагогика и т.д.

o пенитенциарная педагогика;

социальная педагогика – выполняет объединяющую роль по отношению к самым разным педагогическим дисциплинам

Основные категории педагогики. Категория – наиболее общее и фундаментальное понятие науки.

Воспитание в социальном смысле – это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. передача социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание осуществляется всем социальным устройством общества (общественными институтами, организациями, церковью, СМИ и культуры, семьей, школой).

Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитание в конкретном педагогическом смысле – это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе.

Воспитание в самом узком смысле – это специально организованная внеурочная деятельность, направленная на решение воспитательных задач.

В любом случае воспитание определяется через отношение растущегочеловека к миру, к окружающим людям, к самому себе.

Образование – процесс и результат целостного становления личности (интеллектуального, физического, духовного), осуществляемый посредством приобщения её к культуре;

Обучение – это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.

Формирование – 1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов – воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности; 2) способ и результат внутренней организации личности как системы личностных свойств.

Педагогическое взаимодействие - это процесс, в ходе которого возникает контакт между педагогом и воспитанником, ведущий к взаимным изменениям в их поведении, деятельности, отношениях.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Процесс – закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития.

Образовательный процесс – 1) смена состояний системы образования; 2) смена состояний развития и становления личности, осуществляемая посредством приобщения ее к культуре

Педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется образование личности.

Связь педагогики с другими науками. Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знания об общих законах развития природы, общества, теорию познания, что помогает педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления. Физиология обогащает педагогику знаниями о развитии высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы человека, функционировании жизнеобеспечивающей системы. Психология, открывая законы развития личности, помогает педагогике целенаправленно руководить этим процессом. Социология дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях. Этика и эстетика дают знания о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и эстетического воспитания. Экономика обогащает педагогику знаниями об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Кибернетика дает педагогике знания об управлении сложными динамическими системами, информатика – знания о сборе и обработке информации.

Связь педагогики с практикой. Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, прогнозирует и проектирует целесообразные теории и технологии ее преобразования Педагогическая практика служит объектом научного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов.

Образование как общественное явление. Глобальные изменения, происходящие в условиях научно-технического прогресса, экономических и политических сдвигов, привели к необратимым изменениям в образовании, к осознанию его особой социальной роли и повышению престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности.

Изменяется роль и место образования в обществе, его социальный смысл, характер, цели и задачи, содержание и технологии, отношения участников образовательного процесса, переосмысливается само понятие «образование». Перед современным человеком стоит множество проблем, решить которые он не в состоянии простым накоплением знаний, умений, норм поведения.

Образование рассматривается как процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного, осуществляемого посредством приобщения ее к культуре.

Образование как педагогическое явление. Образовательный процесс представляет собой целостный педагогический процесс, в котором воспитание и обучение взаимосвязаны, и является одним из средств образования человека, а другим, не менее важным, выступает самообразование.

Образование как общественное явление – это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. Образование – относительно самостоятельная сфера социальной жизни (система образования), имеющая свою структуру и функции.

Тенденции развития образования. Тенденции – формы проявления закономерностей – существенных, устойчивых и необходимых связей, в совокупности обеспечивающих достоверность предвидения.

Непрерывность образования связана с постоянным совершенствованием человека и обновлением его знаний, умений решать жизненные и профессиональные задачи как посредством повышения его квалификации, так и формированием готовности к самообразованию.

Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности. Гуманитаризация образования – «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного развития личности. Данный процесс может и должен осуществляться не только при изучении гуманитарных предметов, но и посредством гуманитарной направленности естественнонаучных дисциплин.

Демократизация образования – расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего учащихся, посредством предоставления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: таких, как индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение и т.д.; повышения их роли в решении организационных проблем в учреждении образования, развития самоуправления. Диверсификация образования – отказ от единообразия, универсализации образования в пользу разнообразия, плюрализма, поликультурности, проявляющихся в многообразии и вариативности образовательных моделей и форм, видов образовательных учреждений.

Образование как педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение личности.

Традиционный педагогический процесс осуществляется посредством воздействия педагога на ученика как объекта формирования и развития.

Гуманистический педагогический процесс основан на целенаправленном субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников.

Функции образования:

Информатизация личности – формирование системы научных, общекультурных и социальных знаний как основ развития и становления личности.

Развивающая функция – изменение личности в целом: ее физиологии, психических процессов, мотивационно-потребностной сферы; развертывание ее внутренних потенций и способностей.

Социализация личности – вовлечение ее в систему социальных отношений, социальную практику в целом.

Культурно-гуманистическая функция – заключается в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, в становлении индивида как человека культуры.

Компетентностная функция – формирование готовности личности к решению проблем, которые находятся в сфере ее компетенции.

Логика и этапы педагогического процесса определяются логикой педагогической деятельности и соответствующей ей структурой педагогического процесса:

1) диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обуча­ющей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодейс­твия);

2) целеполагание – постановка целей (обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач;

3) выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;

4) организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспи­тывающего);

5) обратная связь, оценка результатов педагогического взаимодействия и их коррекция;

6) итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогичес­кого взаимодействия;

7) постановка новых целей и задач.

В гуманистическом педагогическом процессе, основанном на субъект-субъектном взаимодействии, все этапы осуществляются совместно воспитателем и воспитанниками.

Целостный педагогический процесс осуществляется как движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства воспитания и обучения.

 

личностный (совокупный субъект педагогического процесса)
  личность учащегося   личность преподавателя
целевой (цели обучения и воспитания)
содержательный (содержание обучения и воспитания)
операционально-деятельностный (формы, методы, технологии обучения и воспитания)
педагогические условия (организационные, материальные, психологические)
результативно-рефлексивный (результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы)

Литература

Основная литература

1. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский – М.: Издат.центр «Академия»,2003.

2. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – М.: Школа-Пресс, 1998.

 

Дополнительная литература

1. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2004.

2. Краевский, В. В. Методология научного исследования / В. В. Краевский. – СПб., 2001.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.