КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. Основы менеджмента образования
План Лекция 6. Система образования в России. Общая характеристика управления образованием в России 1. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации. 2. Система образования в Российской Федерации. Типология образовательных учреждений. 3. Диверсификация образовательных учреждений. 4. Образовательная программа образовательного учреждения. Формы освоения образовательных программ. Материалы к лекции. Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы её функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов. Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании».В соответствии с этим Законом, государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна: 1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье. 2. Поддерживать единое культурное и образовательное 3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится). 5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий – в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается). 6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений. 7.Формироваться как целостная система непрерывного образования в России. Непрерывное образование рассматривается какпроцесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека. Принцип непрерывности образования предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни. В этой системе все государственные, негосударственные (частные), общественные базовые и дополнительные образовательные учреждения взаимосвязаны между собой. Можно определить общие контуры этих связей по вертикали: дошкольное образование, общее среднее и профессиональное образование, высшее образование, повышение профессиональной квалификации, переподготовка в связи с изменением профиля деятельности, повышение общеобразовательного уровня и культурного кругозора. Все компоненты этой системы взаимосвязаны и по горизонтали, например школьное, внешкольное, дошкольное и семейное воспитание. Связи имеются и в формах образования, проявляющихся через сочетание государственных, негосударственных и общественных форм.
Основой непрерывного образования наряду с дошкольным является базовое, осуществляемое различными типами общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей и профессиональных общеобразовательных учреждений. Именно они формируют основу ведущих знаний и познавательных умений. Это обстоятельство обеспечивает социальную роль общеобразовательных учреждений и приводит к необходимости изменений гуманитарной и гуманистической направленности как в содержании образования по всей системе, так и в формах и методах педагогической деятельности. Таким образом, ведущим подходом к развитию системы образования является ее преобразование как целостной непрерывной системы. Обновляющиеся сферы жизни требуют коренных преобразований как системы в целом, так и отдельных ее звеньев. Требуется не только изменить содержание деятельности и структуру системы, но и перестроить психологию преподавателей и руководителей в направлении принятия приоритета человека во всех звеньях отрасли. Важным для обновления образования является вопрос изменения структуры управления, предполагающий перераспределение многих прав, полномочий и ответственности между нижними эшелонами управления (образовательные учреждения) и высшими (органы управления и иерархии), и наоборот. Распределение этих отношений основано на принципе готовности того или иного уровня к выполнению своей миссии (прав, полномочий и ответственности). Совокупность педагогических систем образует в нашей стране единую целостную систему образования. Образование в России как система. Система образования формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церквях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания дисциплин в то время не было.
С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свои контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты. Они определяют содержание тех образовательных программ, которые реализуются в образовательных учреждениях. Государственные образовательные стандарты наряду с органами управления начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. С 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: - государственных образовательных стандартов образовательных программ; - сети образовательных учреждений; - органов управления образованием. Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении. Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России. Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для образования в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специальный курс под названием «Москвоведение».
Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы: - дошкольного образования; - начального общего образования (I -IV классы); - основного общего образования (V- IX классы); - среднего (полного) общего образования (Х- XI классы). Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы: - начального профессионального образования, - среднего профессионального образования; - высшего профессионального образования; - послевузовского профессионального образования. Для всех представленных выше основных образовательных Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т.д.) Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. обеспечивающее обучение и воспитание с целью развития личности обучающегося. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: государственными, муниципальными, негосударственными; ценными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). 1. Дошкольные. 2. Общеобразовательные (начального, основного и средне- 3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и 4. Дополнительного образования (детей, взрослых). 5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии. 6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Гимназии – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V- XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков. Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная I - VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе. Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно- Литература Основная литература 1. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов, обуч. по пед. спец. / В.А. Сластенин; В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. – 566 с. (Библиотека УлГПУ). 2. Орлова Т. В. Управление образовательными системами: учеб. пособие для вузов / Т.В. Орлова. - М.: Академия, 2006. - 362 с. (Библиотека УлГПУ). 3. Педагогика: Учебное пособие /Невежина М.М, Пушкарева Н.В., Шарохина Е.В.- М.: РИОР, 2007. – 89 с. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/28676) Дополнительная литература 1. Селиванов В.С. Управление школой в России. – Смоленск, 2001. 2. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Уч. пос. 3-е изд., доп. – М.: Пед.об-во России, 1999. 3. Шамова Т.И.. Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Уч. пос. для студ. высш. уч. зав./Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |