Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16.Борьба научной и псевдонаучной картин мира в XXI веке

Активизация религиозного мировоззрения в результате активной проповеднической деятельности всех фессий и конфессий на просторах России вызывает значительную обеспокоенность ученых, преподавателей вузов, учителей. Реакцией на православный тоталитаризм было публичное выступление вокальной группы «Пусси-райт»(2012) в главном храме Московского патриархата. Кроме светского наказания в виде лишения свободы в колонии общего режима молодые женщины из этой группы «будут вечно гореть в аду» и «прощения им не будет на том свете». Как легко вернуть все атрибуты средневековой мракобесной идеологии в современную Россию, не смотря на бывшую советскую систему всеобщего просвещения и её высокие стандарты народного образования, сегодняшнюю компьютеризацию, кибернетизацию, автоматизацию и т.п. Телевизионные передачи об экстрасенсах, паранаучных явлениях, изгнаниях нечистой силы, чудотворящих юродивых, гробовых- воскресителях заполнили весь эфир, где нет места ученому С. Капице с его популяризацией научных достижений в «Очевидном – невероятным».

Как образуется и чем обосновывается религиозный канон? Авторитетом первых пророков-машиахов и догматами Торы-Библии-Корана, национализированных преданий. Ясно, что с течением веков, мировоззрение первых святых все более архаизируется. Необходима реформа и формы, и содержания религии, а это явно запрещено тем же каноном. Поэтому приходится забывать, замалчивать, перетолковывать старое, тайно протаскивать новое. Такая ревизия всегда встречается в штыки ортодоксами. Поэтому судьба новых пророков всегда трагична, а обновление религии идет через побитие камнями, распятия, костры, отрезания языка, отлучения, изгнания. Если все же новая религия принимается народом (Vox populi, Vox dei), то государству волей-неволей приходится с ним соглашаться. Это первый путь религиозной реформации, так появилось христианство и ислам. Второй путь, это реформация сверху, когда по политическим или экономическим причинам правящая элита насаждает “огнём и мечём” иноземную религию, так принимал христианство Владимир Красное солнышко на Руси.

Обновление научных теорий, наоборот, необходимый и упорядоченный процесс, хотя и на него влияют людские пристрастия. Но в науке есть объективные критерии принятия новаций, по ним и идёт тщательный отбор. В этом коренное отличие науки от религии.

Религиозные картины мира так или иначе пытаются дать обоснование цели и смысла мира (мироздания). В самой древней версии иудаизма, утверждается, что Яхве имел цель – постороить себе дом-усадьбу в благодатном климате Местопотамии с садом-раем и назначенным садовником Адамом для диалогов с последним по поводу благодатности творения – «и увидел бог, что это хорошо весьма» (Быт.1:12).

Поэтому, все, что в этом мире способствует этому замыслу бога, обладает смыслом, всё, что противоречит ему – бессмысленно. Следовательно, вся деятельность человечества, начиная с грехопадения Адама, противостоя божьему замыслк, бессмысленна, ибо направлена на создание комфортной ноосферы, предохраняющей людей от непосредственного соприкосновения с «дикой» природой. При этом забываем, что «диким» (т.е. проклятым) сделал мир сам бог, чтобы наказать адамов род за желание познать различие между добром и злом. Чем цивилизованней мы устраиваемся в этом мире, тем дальше мы от осушения искупительной чаши. Только после того, как мы мучениями и страданиями искупим свой первородный грех (или, в христианстве, грех непринятия и распятия сына божьего), бог вернёт мир в его первоначальное райское блаженное состояние.

Понятно, что человеческая самонадеянная самодеятельность по исправлению «падшего мира, лежащего во зле» только демонстрирует гордыню и нетерпеливость раба божьего и отдаляет первое (у христиан второе) пришествие бога на землю. А пока страдай и мучься, мучься и страдай – вот предназначение природы и смысл человеческого существования соответственно замыслу и цели божьего творения, что бы там не придумывали еретики по поводу свободы выбора.

А если ещё спросить у бога в чём цель и смысл Его существования, ведь не ради своих рабов Он существует.

Такое телеологическое антропоцентрическое мировоззрение вряд ли устроит даже современного «воцерковленного» или просто «религиозного» человека, с его культом потребления и комфорта, у которого бог давно на посылках.

Тем более, для ученого-материалиста бессмысленна сама постановка проблемы «в чём цель и смысл мира?». Атеистическое мировоззрение отвергает всё, что имеет сверхъестественную телеологическую причину с привкусом «конечной цели» и «искупительной жертвы». Материалист убеждён, что мир никем антропоморфным на задумывался и не творился, а всегда есть и вечно будет, с человеком или без, но человечество, благодаря своему разуму и труду, способно к созданию более комфортной экологической ниши, чем та, что по счастливой для него случайности возникла на земле и сформировала такого живучего Homo Sapiens. Так что цель и смысл мира не существует, а цель и смысл ноосферы – служить выживанию человечества, а не отдельных личностей и элит. И задаёт эту цель искусственной природе сам человек, считая, что смысл жизни человека в самой его жизни, она самоценна и самоцельна.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 15. Современные социогуманитарные картины мира | Лекция 17. Современная научная картина мира как парадигма высшего образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.