Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения и построения налоговой системы

Принципы как исходные, основополагающие положения любого процесса и системы позволяют характеризовать налого­вую систему с различных сторон, анализировать ее по различ­ным показателями и критериями в интересах оптимизации, эф­фективности и экономической целесообразности построения но­вой системы.

Принципы, лежащие в основе налогообложения, можно разделить на две группы:

- принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;

- принципы, определяющие построение налоговой систе­мы в целом.

Среди множества принципов, положенных в основу налогооб­ложения, можно выделить наиболее характерные, существенные:

- однократность налогообложения объектов налоговыми платежами;

- всеобщность охвата налогообложением или обязатель­ность уплаты налога;

- безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориально­го образования;

- добровольность уплаты и исчисления налога;

- возвратность налога субъекту налога;

- территориальность налогообложения;

- справедливость налогообложения;

- социальная справедливость налогообложения;

- пропорциональность взимания налога;

- прогрессивность взимания налога;

- дифференцированность взимания налога;

- регрессивность взимания налога;

- самообложение налогом;

- резидентство или территориальность проживания субъ­екта налога;

- минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов и др.

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться нало­гом (сбором) только одного вида и только один раз за установ­ленный законом налоговый период. В практике налогового за­конодательства, в том числе России, данный принцип не соблю­дается. В частности, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, являясь косвенными видами налогов, дублируют друг друга, и оба налога взимаются с одного и того же объекта налогообложения.

Принцип всеобщности охвата налогами или обязательности участия каждого гражданина государства, являющегося субъ­ектом налога, в поддержании государства частью своего дохода означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно пере­давать государству часть своих доходов в соответствии с законо­дательными нормами.-

Принцип безвозмездности отчисления (изъятия) части до­хода субъектом налога в бюджет соответствующего территори­ального образования означает, что налогоплательщик передает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и никакие льго­ты ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип добровольности уплаты налога не является по своей сути добровольным, а носит не только обязательный, но и принудительный характер.

Добровольность можно рассматривать только под углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по налогам в соответствии с налоговым законодательством. И, следовательно, данный принцип не может быть положен в качестве принци­па в систему налогообложения, хотя он и указывается в Налого­вом кодексе РФ.

Принцип возвратности или обеспеченности государством определенной части населения определенным набором «неде­лимых благ» (в виде пенсий, пособий, стипендий и т. д.) за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет территори­альных образований, означает, что налоги должны быть ис­пользованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому раз­витию государства.

Принцип территориальности налогообложения субъектов налога как юридических и физических лиц означает, что налогом облагаются только те доходы (объекты налогообложения) налого­плательщиков, которые связаны с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются. Одна­ко данный принцип не соблюдается ни одним из государств.

Принцип справедливости налогообложения субъектов на­лога означает, что каждый налогоплательщик должен платить с дохода только законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминационного харак­тера по отношению к субъекту налога. Принцип справедливос­ти требует недопустимости установления дифференцированности ставок для отдельных субъектов налога, предоставления льгот отдельным налогоплательщикам или группам в зависимо­сти от форм собственности, гражданства или местопроисхождения капитала или предоставления аналогичных льгот отдель­ным территориальным образованиям.

Принцип социальной справедливости налогообложения по отношению к субъектам налога означает, что граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем граждане с малыми доходами, в том числе с учетом налого­вых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наиболее малообеспеченной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, то есть соразмерность взимаемых платежей ре­альным доходам с учетом семейного прожиточного минимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд госу­дарства.

Принцип пропорциональности взимания налогов с субъек­та налога означает, что с каждого налогоплательщика взимает­ся единый процент налога с предмета обложения (дохода), то есть взимание налога производится в равных долях от дохода. Например, годовой доход субъектов налога составляет: перво­го - 30 тыс. руб., второго - 250 тыс., третьего - 2 млн., но со всех налогоплательщиков взимается по 13% подоходного налога. Данный принцип находится в противоречии с принципом соци­альной справедливости.

Принцип прогрессивности взимания налогов с субъектов налога означает, что с ростом доходов налогоплательщиков рас­тет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная - деление объекта обложения на части, из ко­торых каждая последующая часть облагается повышенной став­кой. Принцип прогрессивности находится в противоречии с принципом пропорциональности, но не противоречит принци­пу социальной справедливости.

Принцип дифференцированности взимания налогов с субъ­ектов налога предусматривает установление дифференцирован­ных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала, носит дискриминационный характер и находится в противоре­чии с принципом пропорциональности взимания налогов.

Принцип регрессивности взимания налогов с субъектов нало­га означает, что процент изъятия налога сокращается по мере уве­личения дохода. Принцип находится в противоречии с принци­пом справедливости взимания налогов и другими принципами.

Принцип самообложения заключается в том, что субъект налога самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных законодатель­ством, заполняет декларацию (баланс) и представляет ее в нало­говый орган, самостоятельно уплачивает оценочную сумму нало­га, а налоговый орган контролирует правильность уплаты.

Принцип соразмерности взимания налога с дохода субъек­та налога означает, что налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточно­го (семейного) минимума. Принцип находится в согласии с принципом социальной справедливости.

Принцип резиденства или территориальности проживания субъекта налога предусматривает деление всех налогоплатель­щиков на резидентов и нерезидентов (резидент - физическое ли­цо, проживающее более 6 месяцев на территории государства), то есть в системе налогообложения действует принцип прожива­ния или нахождения субъекта налога на территории данного го­сударства. Резиденты подлежат налогообложению по всем ис­точникам доходов, полученных в своей стране и за рубежом, а нерезиденты - платят налоги с источников дохода, получен­ных на территории только данной страны.

Принцип необходимого минимума поступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориаль­ного образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соот­ветствующих территориальных образований должна удовлетво­рять требованию выполнения данным территориальным образо­ванием своих задач (функций), то есть, обеспечивать все необхо­димые расходы, связанные с обеспечением общества и выполне­нием планов развития экономики. Критерием принципа может выступать сумма собираемости налогов, поступающая в бюджет и идущая на покрытие расходов:

(1.6)     (1.7)     (1.8)

где Дб – общая сумма бюджета соответствующего террито­риального образования, необходимая для выполнения им своих задач (функций);

Дд – сумма средств, поступающая в бюджет соответствую­щего территориального образования за счет налоговых поступ­лений;

ДНР – расчетная сумма средств, поступающая в бюджет со­ответствующего территориального образования за счет налого­вых поступлений с субъектов налога;

Дс – реальная сумма налогов, поступающая в бюджет соот­ветствующего территориального образования с учетом собирае­мости налогов с субъектов налога;

Кc — коэффициент, учитывающий собираемость налогов на­логовыми органами;

ДСmin - минимально необходимая сумма собираемости на­логов со всех видов налогов и субъектов налога, необходимая для поступления в бюджет соответствующего территориального образования и обеспечивающая выполнение им своих задач (функций).

Данный принцип является основным для установления оп­ределенного количества видов налогов и их налоговых ставок в государстве, определения объектов налогообложения и субъ­ектов налога.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговая система и ее структура | Принципы построения налоговой системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.