Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правотворческая деятельность местных Советов депутатов




Система нормативных правовых актов органов местного управления и самоуправления – это совокупность нормативных правовых актов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство механизма правового регулирования вопросов местного значения.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) правовые акты, принятые на местном референдуме;

2) нормативные и иные правовые акты местных Советов депутатов;

3) нормативные и иные правовые акты исполкомов и местных администраций;

4) правовые акты главы председателя Совета, председателя исполкома, главы местной администрации, иных органов и должностных лиц органов местного управления и самоуправления.

Реализация органами местного самоуправления власти, решение вопросов местного значения, реализация их полномочий осуществляется не только на основе законов и иных нормативных актов, но и путем принятия органами местного самоуправления собственных решений. Эти решения имеют форму правовых актов. В общей теории права отмечается, что правовой акт содержит нормы права. Правовой формой выражения полномочий местных Советов депутатов и их органов являются принимаемые ими правовые акты.

Пределом правотворчества местных Советов депутатов, их органов, органов местного управления является их компетенция.

Правовые акты местных Советов депутатов можно классифицировать по разным основаниям.

По нормативной природе различаются:

– нормативные правовые акты длительного действия, адресованные широкому кругу лиц;

– индивидуальные правовые акты, адресованные конкретному лицу или органу.

Нормативные акты означают правотворческую деятельность государства, его органов и должностных лиц, в том числе и органов местного управления и самоуправления. Нормативные акты устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы.

Нормативно-правовой акт местного Совета депутатов – это официальный документ, который содержит общеобязательные правила поведения, адресованные широкому кругу лиц. Он долго действует во времени, до его отмены, и распространяет свою силу на территорию соответствующей административно-территориальной единицы.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов мест­ного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории (ч. 18 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

По порядку принятия различают:

– акты, принятые на местном референдуме;

– акты, принятые коллегиально местными Советами;

– правовые акты, принятые на основе единоначалия.

Индивидуальные (ненормативные) правовые акты отличаются от нормативных правовых актов тем, что они принимаются в целях реализации на практике нормативных правовых актов, их исполнения и применения. Индивидуальный правовой акт – акт применения права к конкретному юридическому или физическому лицу.

Основными формами правовой деятельности органов мест­ного управления и самоуправления является правотворчество и правоприменение. Правотворческая деятельность местных Советов депутатов, исполкомов и местных администрацией незначительна.

Основной формой правовой деятельности является правоприменение, так как только на месте проживания граждан осуществляется реализация их прав и свобод, закрепленных в законодательстве. Именно органы местного управления и самоуправления, в основном при обращении граждан в местные органы власти, через издание правовых актов наделяют их социальными благами, предоставляют возможность удовлетворения иных потребностей.

Правотворческая деятельность органов местного управления и самоуправления направлена на регулирование различных общественных отношений, возникающих в местах проживания граждан, на их упорядочение. Эта деятельность также направлена на конкретизацию законодательства и применение его.

Местные Советы депутатов реализуют свое право на правотворчество на сессиях. В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» по вопросам, рассмотренным на сессиях, Советы принимают решения. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.

Свою правотворческую компетенцию они реализуют в форме:

– принятия нормативных правовых актов, в форме правоприменительной деятельности;

– контроля за законностью принимаемых органами Совета, исполкома правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений.

Информация о принятых решениях, о подготовке вопросов на рассмотрение сессии Совета может доводиться до депутатов и избирателей через средства массовой информации.

Принятое Советом решение визируется его разработчиками, соответствующим заместителем председателя Мингор­исполкома, финансовым управлением, юридическим отделом Мингорисполкома, председателем профильной постоянной комиссии Совета и при необходимости другими должностными лицами и подписывается председателем Совета. Решения Совета, являющиеся нормативными правовыми актами, направляются в Министерство юстиции Республики Беларусь для проведения обязательной юридической экспертизы на соответствие законодательству Республики Беларусь.

Согласование проекта решения и решения Совета, направление решения в Министерство юстиции Республики Беларусь и на опубликование в газету «Минский курьер» осуществляет разработчик.

Виды актов, принимаемых местными Советами депутатов и их органами.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 410-З «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска» столица имеет свой устав. Устав города Минска определяет направления и порядок взаимодействия Минского городского Совета депутатов, исполнительных и распорядительных органов, органов территориального общественного самоуправления по вопросам осуществления местного управления и самоуправления в столице, особенности формирования и полномочий органов территориального общественного самоуправления в столице, градостроительного устройства, иные вопросы, касающиеся осуществления городом Минском функций столицы Республики Беларусь.

Устав города Минска утвержден решением Минского городского Совета депутатов 26 июня 2001 г. № 193.

Местные Советы депутатов принимают регламенты – нормативные правовые акты, которые содержат правила, определяющие процедуру их деятельности. Регламенты утверждаются решениями Советов.

Согласно ст. 13 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» по вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе и поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов. В случаях досрочного прекращения полномочий Совета, решение принимается не менее чем двумя третями голосов от числа избранных депутатов.

Решения Совета должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объ­единениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Президиум Совета принимает правовые акты в форме решений. Решения принимаются большинством голосов от его состава. Заседание президиума Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от его состава.

Председатель Совета в пределах своей компетенции издает распоряжения.

Решения постоянных комиссий оформляются протоколами их заседаний. Постоянные комиссии Совета принимают решения рекомендательного характера по рассмотренным вопросам.

Согласно п. 1 ст. 60 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» «решения Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятые в пределах их компетенции, решения местного референдума, в отношении которых Советами, назначившими местные референдумы, принято решение о придании им обязательной силы, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными и распорядительными органами, а также всеми иными расположенными на соответствующей территории организациями и гражданами. За невыполнение этих решений организации, их должностные лица и иные граждане несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами».

Решения Советов принимаются на сессиях тайным или открытым голосованием, в том числе поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов и должны соответствовать законодательству Республики Беларусь.

Правотворчество постоянных комиссий местных Советов депутатов. С целью предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов формируются постоянные комиссии.

Постоянные комиссии избираются на сессии из числа депутатов Совета. Порядок избрания и деятельности постоянных комиссий определяется регламентом Совета.

Постоянные комиссии по поручению Совета, президиума Совета, председателя Совета или по собственной инициативе предварительно рассматривают проекты программ социально-экономического и культурного развития территории, местного бюджета, других вопросов, входящих в компетенцию Совета, и вносят на рассмотрение сессии проекты решений Совета по этим и другим вопросам.

Основной формой работы постоянных комиссий являются заседания.

По результатам рассмотрения вопросов постоянные комиссии готовят рекомендации.

Рекомендации постоянных комиссий подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями, органами территориального общественного самоуправления. О результатах рассмотрения рекомендаций и принятых мерах сообщается комиссии в месячный срок (п. 5 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.