КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 2.9. органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений
§2.9.1. Система органов предварительного следствия В соответствии с современным законодательствомпредварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Деятельность органов предварительного расследования направлена также на – - выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, - обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, - выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. Предварительное расследование – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными. Они перепроверяются в ходе судебного следствия, составной части судебного разбирательства. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, но осуществляет свое собственное исследование доказательств: v заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей; v изучает заключения экспертов; v осматривает вещественные доказательства и т.д. Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия. Задачами предварительного расследования являются: v быстрое и полное раскрытие преступления, под которым понимают уста- новление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица;
v изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления; v обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования; v выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления; v принятие мер по обеспечению материального ущерба – - розыск и изъятие похищенного, - наложение ареста на имущество и вклады и т.д. Осуществление предварительного расследования должно основываться на следующих принципах: v осуществление производства по делу в точном соответствии с законом; v всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела; v равенство граждан перед законом и судом; v обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; v презумпция невиновности; v гласность; v неприкосновенность личности и жилища, охрана личной жизни и тайны переписки; v публичность, то есть государственное начало в борьбе с преступностью. Предварительное расследование осуществляется уполномоченные на то законом органами. В зависимости от преступления предварительное расследование осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания. Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие. Предварительное следствие – это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами – следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности. Предварительное следствие осуществляется: следователями прокуратуры, следователями органов Федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правом на производство отдельных следственных действий или расследования в полном объеме наделен прокурор, начальник следственного отдела и следователь (в соответствии с УПК РФ). Никакие другие органы и должностные лица не вправе производить предварительное следствие. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу «презумпции невиновности» государство признает его виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу. В то же время предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление и в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении (ст. 252 УПК РФ). Второй формой предварительного расследования является дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами. Дознание представляет собой производство органом дознания предварительного расследования по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК РФ) Дознание осуществляется в 2-х формах: - по делам, по которым предварительное следствие необязательно, в порядке, установленном гл.32 УПК РФ - по делам, по которым предварительное следствие обязательно, в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ. Дознание осуществляется с соблюдением следующих процессуальных особенностей: v срок производства дознания не более 20 суток, в случае необходимости он может быть продлен прокурором еще до 10 суток; v при необходимости органы дознания могут возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; v по окончании дознания составляется обвинительный акт – процессуальный документ, в котором формулируется обвинение и приводятся доказательства, подтверждающие обвинение и доказательства, на которые ссылается сторона защиты. К органам, осуществляющим дознание[10], относятся: v государственные органы исполнительной власти, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность[11]: - органы внутренних дел; - органы Федеральной службы безопасности; - федеральные органы государственной охраны; - органы пограничной службы РФ; - таможенные органы РФ; - Служба внешней разведки РФ; - Министерство юстиции РФ v Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного Суда РФ; v командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; v начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; v капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; v руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; v главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Дознание и предварительное следствие имеют сходство и различия. Общим для обеих форм расследования является: v решаемые задачи; v принципы осуществления задач; v процессуальная форма, (закон установил единый порядок производства следственных действий для всех органов дознания и предварительного следствия); v равная юридическая значимость результатов (установленные ими в результате процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение). Различия состоят в следующем: v состав органов; v методы работы (например, следователь в отличие от органа дознания не осуществляет оперативно-розыскных мероприятий, а лишь дает распоряжение об их проведении органу дознания или специальным оперативным подразделениям); v сроки расследования (на следствие отведено 2 месяца, на дознание – 20 суток); v процессуальный режим (например, когда производство предварительного следствия не обязательно и материалы дознания уже являются основанием для рассмотрения дела в суде); v степень процессуальной самостоятельности следователей и лиц, производящих дознание (органы дознания, в отличие от следствия, наделены правом производить действия оперативно-розыскного характера). Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Виды оперативно-розыскных мероприятий: v опрос граждан; v наведение справок; v сбор образцов для сравнительного исследования; v проверочная закупка; v исследование предметов и документов; v наблюдение; v отождествление личности; v обследование помещений зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; v контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; v прослушивание телефонных переговоров; v снятие информации с технических каналов связи; v оперативное внедрение; v контролируемая поставка; v оперативный эксперимент. Основными процессуальными актами, составляемыми при производстве предварительного расследования, являются постановления и протоколы. Постановление – это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производстве предварительного следствия или дознания. Оно может касаться отдельных процессуальных действий (постановление на обыск, выемку и другие процессуальные действия) или всего дела в целом (постановление о прекращении уголовного дела). Постановления по уголовным делам следователя, органа дознания или прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Протокол – это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно - процессуального закона. О производстве каждого следственного действия должен быть составлен протокол (протокол обыска, допроса, следственного эксперимента и т.д.). В соответствии с УПК РФ составляются также протоколы, удостоверяющие факты ознакомления с материалами дела, факт объявления об окончании предварительного расследования и другие. Таким образом, если протокол – это процессуальный документ описательно-удостоверяющего свойства, то постановление – это документ, в котором выражено решение следователя, обязательное для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |