КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и полномочия органов дознания
Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции. Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Так, основными задачами и направлениями деятельности милиции являются – v обеспечение личной безопасности граждан; v предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений; v раскрытие преступлений; v охрана общественного порядка. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.
Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, и их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и различными специальными законами: «О милиции», Таможенным кодексом и другими. В рамках отдельных ведомств дознание регламентируется соответствующими внутриведомственными нормативными актами. С процессуальной точки зрения общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принадлежности является: v выполнение одних и тех же задач при производстве дознания; v осуществление дознания по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом; v проведение дознания под надзором прокурора; v возможность использования в целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своих людских и материальных резервов.
Многие из числа органов дознания помимо дознания и административной деятельности вправе осуществлять и оперативно-розыскную деятельность. Однако УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на тех лиц, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» определяются задачи оперативно-розыскной деятельности: v выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений; v выявление и установление лиц, – подготавливающих, совершающих, совершивших преступление; v розыск лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших;
v добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу –
государственной, военной, экономической, экологической безопасности РФ. Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются: v быстрое и полное раскрытие преступлений; v изобличение виновных; v обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Органы дознания также осуществляют – - прием, - проверку, - разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.
В случае обнаружения признаков преступлений, перечисленных в ч.3 ст.150 УПК ПФ орган дознания должен провести дознание в 20-дневный срок. По окончании расследования составляется обвинительный акт, который вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело прокурор передает для производства предварительного следствия. Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия. По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание. Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст. 41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания. При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания.
Основным органом дознания является милиция. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В криминальную милицию входят оперативные службы, главными задачами которых являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этими задачами сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передают следователю либо возбуждают уголовное дело, с согласия прокурора, проводят неотложные следственные действия, а затем дело направляют по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения. К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым уполномоченным). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.
В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями. Сами не осуществляют дознание – - командиры воинских частей и подразделений, - начальники воинских учреждений, - начальники исправительных учреждений, - начальники следственных изоляторов. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу. В таком же порядке организуют дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом. Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура.
Контрольные вопросы по теме: 1. Определите понятие «предварительное расследование» и комплекс задач, который оно решает. 2. Какими принципами должны руководствоваться правоохранительные органы при проведении предварительного расследования? 3. Что такое предварительное следствие и кем оно осуществляется? 4. Охарактеризуйте правовой статус следователя. 5. Назовите органы дознания и их основные полномочия. 6. Определите понятие «оперативно-розыскная деятельность». Какие органы ее осуществляют? 7. Какие виды дознания существуют? 8. В чем сходство и различие основных видов предварительного расследования? 9. Какова компетенция криминальной милиции как органа дознания? 10. Какие полномочия в сфере дознания имеет милиция общественной безопасности?
ТЕМА 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации
§2.10.1. Министерство внутренних дел: Министерство внутренних дел (МВД) – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ. МВД РФ подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ и законодательными актами РФ, а также Правительству РФ. МВД РФ возглавляет централизованную систему, структуру которой формируют по двум направлениям: v органы внутренних дел; v внутренние войска МВД РФ. Органы внутренних дел централизованно объединяют: v министерства внутренних дел республик; v главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам[12]; v главные управления внутренних дел краев, областей, других субъектов РФ; v отделы внутренних дел районов, городов; v управления (линейные – управления, отделы и отделения) и отделы внутренних дел на транспорте (железнодорожном, воздушном, водном); v управления и отделы на особо важных и режимных объектах; v территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности; v учебные заведения МВД РФ. Внутренние войска МВД РФ централизованно объединяют: v военные округа Внутренних войск (ВВ); v соединения ВВ; v воинские части ВВ; v военно-учебные заведения ВВ и ряд других учреждений. В систему МВД РФ входят также окружные управления материально-технического и военного снабжения; образовательные учреждения; научно-исследовательские институты; другие подразделения, предприятия, учреждения, организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел РФ, действующее в соответствии с законами и Положением о МВД РФ, которое утверждено указом Президента РФ. Основными задачами, стоящими перед Министерством являются: v руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности; v совершенствование нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности; v обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защищенности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск; v развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск. В соответствии с этими задачами МВД РФ имеет следующие функции: v определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел; v разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел; v организует и проводит исследования по проблемам – охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения, v выявляет, предупреждает и раскрывает преступления; v обеспечивает внедрение достижений науки и техники в деятельность органов внутренних дел; v организует оказание методической и практической помощи нижестоящим подразделениям по всем вопросам, отнесенным к их компетенции; v организует контакты с правоохранительными органами зарубежных государств по вопросам деятельности органов внутренних дел. Каждое из структурных подразделений, наименование и задачи которых могут меняться, осуществляет работу по организации деятельности в аналогичных подразделениях нижестоящих органов внутренних дел, оказывает им методическую и практическую помощь. Кроме того, многие подразделения непосредственно осуществляют правоохранительную деятельность. Например, Следственный комитет при МВД РФ осуществляет расследования особо сложных уголовных дел. Главное управление уголовного розыска принимает оперативно-розыскные меры для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, имеющих большое общественное значение, и т.д. В состав Министерства внутренних дел РФ входят также Штаб, Национальное центральное бюро Интерпола, Центр общественных связей и различные вспомогательные подразделения. Возглавляет Министерство внутренних дел РФ министр, который непосредственно или через своих заместителей руководит структурными подразделениями Министерства. Министр, его заместители и Главнокомандующий внутренними войсками назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ. В МВД РФ образуется коллегия в составе Министра, заместителей министра, Главнокомандующего внутренними войсками, других руководящих работников органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Президентом РФ, а ее состав, кроме лиц, входящих в нее по должности – Правительством РФ. Коллегия МВД РФ рассматривает особо важные вопросы организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и приводятся в исполнение приказами министра. Министр назначает также начальников главных управлений внутренних дел и соответствующих управлений. Министры внутренних дел республик в составе РФ назначаются на должности в порядке, установленном конституциями этих республик. Основным структурным звеном системы МВД РФ являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов. Они выполняют наибольший объем работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений. Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляет действующее законодательство РФ. Вся организация и деятельность органов внутренних дел строится в соответствии с Конституцией РФ, Законом «О милиции», Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а также в соответствии с другими нормативными актами, в том числе Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с этим Положением наиболее общими задачами, решаемыми Министерством по линии органов внутренних дел, являются: разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений. Органы внутренних дел являются многофункциональными правоохранительными органами. Основными видами правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, являются: v контрольно-административная, связанная с – охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения, v уголовно-процессуальная, включающая – расследование преступлений, рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях в связи с их расследованием, подготовка материалов в протокольной форме; v оперативно-розыскная деятельность по – выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, – совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших. Большое место в деятельности органов внутренних дел занимает выдача – v паспортов; v разрешений на ношение и хранение огнестрельного, газового оружия; v лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельностью. Органы внутренних дел осуществляют обеспечение безопасности некоторых категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, охрану объектов собственности по договорам. В рамках осуществляемой реформы по разграничению правоохранительных функций органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переданы из ведения МВД РФ в распоряжение Министерства юстиции РФ.
§2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при МВД РФ
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |