Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение осуществляется в определенных организационных формах




Лекция № 10

Формы организации учебной деятельности. Характеристика форм процесса организации обучения.

План:

1. Организационные формы обучения

2. Особенности классно-урочной системы

3. Вспомогательные формы

 

1. Организационные формы обучения

 

Обучение - это специально организованный целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на формирование ЗУН, научного мировоззрения, на развитие умственных сил и закрепления навы­ков самообразования.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др.

По количеству учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебышкольные и внешкольные.

К школьным относятся занятия в школе (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п., а к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д.

По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), сокращенные уроки (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (Средневековье. Эти виды обучения возникли на ранней стадии развития чело­вечества и сосуществовали как две стороны учебного процесса. Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индиви­дуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель име­ет непосредственный контакт с учеником и всегда может ис­править ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности. Групповое обучение предполагает работу учителя с группой учащихся. Преимущество прежде всего во времени, т.е. в про­изводительности обучения, один учитель за одно и то же время обучает не одного, а группу учащихся.), также форме взаимного обучения (белланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовало в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100— 150 чел.), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

 

2. Особенности классно-урочной системы

 

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за ру­бежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке и развивающаяся уже более трех столетий. Классно-урочную форму отличают следующие особенности:

ü постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

ü работа в каждом классе в соответствии с годовым планом (пла­нирование обучения);

ü учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимо­связанных, следующих одна за другой частей (уроков);

ü каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

ü постоянное чередование уроков (расписание);

ü руководящая роль учителя (педагогическое управление);

ü различные виды и формы познавательной деятельности уча­щихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди ко­торых — опора (ориентация) на "среднего" ученика и почти полное отсутствие возможности осуществления индивидуаль­ной учебно-воспитательной работы.

 

3. Вспомогательные формы

 

В современной школе используются и другие формы, называе­мые по-разному — вспомогательными, внеклассными, вне­урочными, домашними, самостоятельными и т.д. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников. К ним относятся:

ü консультации,

ü дополнительные занятия,

ü инструктажи,

ü кружковые занятия,

ü клубная работа,

ü внеклассное чтение,

ü домашняя самостоятельная работа учеников и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.