Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль ИС в обеспечении конкурентоспособности современного предприятия. Роль ИС в принятии управленческих решений и управлении производством

Схема бизнес-процессов предприятия.

Тема 2: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

 

Современную жизнь уже сложно представить без компьютеров. Автоматизации подвергаются даже самые незначительные операции. В масштабах предприятий внедряются сложнейшие информационные системы. Но многие предприятия существуют не один десяток лет, и для того, чтобы их автоматизировать, необходимо «разложить по полочкам» все бизнес-процессы. Этим занимаются современные бизнес-аналитики.

Анализ бизнес-процессов представляет собой обследование деятельности предприятия-заказчика с целью формализовать его основные производственные и вспомогательные процессы, а иногда и выявить их, поскольку, зачастую, процессы на предприятии вообще отдельно не определены. Конечным результатом бизнес-анализа является выстроенная цепочка выполняемых функций разными подразделениями компании, или модель деятельности предприятия. Причем, в цепочку включаются не только функции, но и результаты выполнения каждой из них, информационные потоки. Выстраивание бизнес-процессов предприятия желательно проводить до как можно более глубокого уровня, в идеале – до отдельного работника. Цель анализа бизнес-процессов – получить четкую картину деятельности предприятия, с целью дальнейшей оптимизации процессов, процедур, структуры и т.д. Бизнес-анализ деятельности предприятия является начальным этапом процесса автоматизации.

После обследования предприятия становится очевидным – какие функции дублируются, какие цепочки зациклены, где, наоборот, не хватает связей. Таких моментов, приводящих к неэффективности, может быть выявлено очень много, в самых разных областях – и непосредственно в производственных процессах, и в документообороте, и в финансовом учете, и в управлении персоналом.

Описание, анализ и оптимизация бизнес-процессов позволяет эффективно решить следующие актуальные задачи, стоящие перед современным предприятием:

1.Формализация, описание и стандартизация основных, обеспечивающих и управленческих бизнес-процессов, построение и переход к процессной системе управления предприятием.



2. Обеспечение прозрачности, контролируемости и управляемости бизнеса, наведение порядка, обеспечение реализации намеченной стратегии и поддержание эффективного роста.

3. Эффективное внедрение системы сбалансированных показателей и построение системы управления предприятием на основе ключевых показателей эффективности, разработанных и внедренных до уровня структурных подразделений и должностей.

4. Оптимизация бизнес-процессов на основе улучшения ключевых показателей, определяющих эффективность и конкурентоспособность современного бизнеса, а именно:

- Снижение издержек

- Уменьшение времени процессов

-Повышение качества процессов и системы управления, а также уменьшение операционных рисков.

5. Построение эффективной организационной структуры, оптимизация нормы управляемости и количества уровней управления, повышение мобильности и реактивности структуры на изменения внешней среды, рынка и запросов потребителей, эффективное делегирование полномочий и ответственности, реструктуризация.

6. Эффективное проектирование и развитие новых бизнес-направлений и бизнес-процессов для активно развивающихся компаний.

7. Быстрое и эффективное тиражирование бизнеса для активно развивающихся компаний, имеющих в своей структуре схожие процессы (филиальная сеть, представительства, торговые точки и т.д.).

8. Эффективная автоматизация деятельности за счет быстрого и качественного внедрения информационной системы.

9. Правильный и эффективный подбор персонала и структуризация его деятельности на основе разработки базовых регламентов и должных обязанностей.

10. Построение эффективной системы регламентации на основе разработки процессных и структурных регламентирующих документов. Высвобождение времени руководителей для решения задач развития и инноваций. Повышение ответственности и эффективности работы персонала.

11. Построение эффективной системы финансового управления, бюджетирования, финансового планирования, управленческого учета и отчетности, управления издержками на основе применения технологий пооперационного расчета себестоимости, процессного бюджетирования и пооперационного управления издержками.

12. Повышение рыночной стоимости предприятия, его инвестиционной привлекательности, капитализации, имиджа, обеспечение выхода на новые рынки.

13. Внедрение систем постоянного совершенствования, а также системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО (ISO) серии 9000и т.д.

Существует множество технологий описания бизнес-процессов предприятия. Рассмотрим одну из них.

Классическая технология описания бизнес-деятельности предприятия состоит из следующих этапов:

Этап 1. "Описание организационной структуры".

В рамках этапа "Описание организационной структуры" разрабатывается несколько моделей организационной структуры, основными из которых являются модели организационной структуры, построенные по принципу подчиненности и принципу входимости. При описании организационной структуры "инвентаризируются" подразделения и должности, существующие в компании, а также показывается их иерархическая взаимосвязанность (рисунок 2.1).

 

 

Рисунок 2.1 Модель организационной структуры, построенная по принципу подчиненности

 

Этап 2. "Описание финансовой структуры".

В рамках данного этапа строится модель финансовой структуры, при разработке которой идентифицируются типы центров финансовой ответственности (ЦФО), существующих в компании, описывается их перечень, а также описывается состав структурных подразделений компании, входящих в тот или иной центр финансовой ответственности (рисунок 2.2).

 

 

Рисунок 2.2 Модель финансовой структуры

 

Этап 3. "Описание информационной системы".

В рамках данного этапа строится модель информационной системы, при разработке которой показываются типы информационных систем применяемых в компании, описывается их модульная структура, а также перечисляется программное обеспечение, используемое в компании при выполнении бизнес-процессов (рисунок 2.3).

 

 

Рисунок 2.3 Модель информационной системы

 

Этап 4. "Описание функций подразделений".

На данном этапе описываются функции, выполняемые структурными подразделениями компании. По результатам описания функций строится функциональная модель компании, структурированная по организационной структуре (рисунок 2.4).

 

 

Рисунок 2.4 Функциональная модель, структурированная по организационной структуре

 

Этап 5. "Описание продуктов и услуг".

На данном этапе описываются продукты и услуги, которые производит компания и реализует на внешнем рынке. При построении модели продуктов и услуг на верхнем уровне выделяются продуктовые группы, которые детализируются на продукты и услуги, имеющие различную технологию производства и реализации (рисунок 2.5).

 

 

Рисунок 2.5 Модель продуктов и услуг

 

Этап 6. "Выделение и построение дерева бизнес-процессов".

На данном этапе на основе описанных продуктов и услуг компании, а также описанных функций подразделений выделяются бизнес-процессы, которые классифицируются на:

- Основные;

- Обеспечивающие

- Управления.

После проведения классификации бизнес-процессов строится модель бизнес-процессов компании (рисунок 2.6).

 

 

Рисунок 2.6 Модель бизнес-процессов

 

Этап 7. "Оценка и выбор бизнес-процессов для последующего описания, анализа и оптимизации".

На данном этапе на основе разработанного перечня бизнес-процессов компании выделяются приоритетные бизнес-процессы для дальнейшего описания, анализа и оптимизации. Выбор приоритетных бизнес-процессов производится на основе следующих критериев:

- Важность бизнес-процесса

- Проблемность бизнес-процесса

- Затраты, требуемые для оптимизации бизнес-процесса.

Для каждого из выделенных бизнес-процессов рассчитываются количественные показатели в соответствии с приведенными критериями, после чего производится их ранжирование.

Для ранжирования бизнес-процессов на основе критериев важности и проблемности применяется матрица "Важность-проблемность" (рисунок 2.7)

 

 

Рисунок 2.7 Матрица "Важность-проблемность" для ранжирования бизнес-процессов

 

Этап 8. "Описание информационных потоков, выбранных бизнес-процессов".

На данном этапе идентифицируются информационные потоки, участвующие в описываемых бизнес-процессах, представляющие из себя информацию размещенную на бумажных носителях, устную информацию и информацию в электронном виде. Данные информационные потоки классифицируются, после чего строится модель информационных потоков для каждого бизнес-процесса (рисунок 2.8).

 

 

Рисунок 2.8 Модель информационных потоков

 

Этап 9. "Описание материальных потоков, выбранных бизнес-процессов".

На данном этапе аналогично предыдущему идентифицируются материальные потоки, участвующие в описываемых бизнес-процессах. Данные материальные потоки классифицируются, после чего строится модель материальных потоков для каждого из бизнес-процесса (рисунок 2.9).

 

 

Рисунок 2.9 Модель материальных потоков

 

Этап 10. "Описание выбранных бизнес-процессов".

На данном этапе строятся модели выбранных бизнес-процессов. Для построения моделей бизнес-процессов используются результаты предыдущих этапов.

Структура модели бизнес-процесса, разработанного на основе результатов этапов 1-9 приведена на рисунке 2.10.

 

 

Рисунок 2.10.. Модель бизнес-процесса

 

Этап 11. "Сбор и "линкование" форм документов со схемами описанных бизнес-процессов и информационных потоков".

На данном этапе собираются формы, используемых в компании документов и "линкуются" к соответствующим элементам моделей информационных потоков (рисунок 2.11) и моделям бизнес-процессов (рисунок 2.12).

 

 

Рисунок 2.11 Модель информационных потоков с "прилинкованными" формами документов

 

 

Рисунок 2.12 Модель бизнес-процесса с "прилинкованными" формами документов

 

 

 

В условиях современного производства происходит практически непрерывное смещение конкурентного напряжения в область предоставления и получения информации. Данный процесс фактически выступает одной из главных движущих сил формирования информационного общества. С ним связано и увеличение доли информационных услуг в производстве общественного продукта. Этому способствуют и современные достижения в области информационно-коммуникационного обеспечения.

Как результат, информационные технологии, методы и инструменты получения, обработки и анализа информации приобретают все больший вес в экономической сфере.

Существование отдельных компаний стало непосредственно зависеть от умения получать и обрабатывать информацию извне и внутри и изменяться с учетом этого, проводя соответствующие инновации.

Особенностью современной конкуренции как экономической категории, является ее сложная системная организация. Современное конкурентное пространство принято рассматривать в виде сложной системы, где глобальная конкурентная среда представляет собой многоуровневую структуру, разделенную на множество экономических кластеров и подкластеров, представляющих собой отдельные конкурентные системы различных уровней.

Вся система конкурентных отношений и ее элементы, могут быть разложены до отдельного субъекта конкуренции. В зависимости от уровня исследования обычно выделяют три типа субъектов:

- на микро уровне – товар;

- на мезо уровне – предпринимательская структура, отдельная отрасль;

- на макро уровне – национальная экономика.

Процесс формирования конкурентоспособности и одновременно ее реализация как рыночной категории происходит фактически на мезоуровне – уровне отдельных экономических субъектов.

Среди современных тенденций и особенностей формирования конкурентоспособности можно выделить следующие:

-усиление конкурентной борьбы происходит нарастающими темпами;

- интенсификация экономических отношений и ускорение процессов обмена экономической информацией сокращает время для реагирования и принятия конкурентных решений для субъектов конкурентной среды;

- в результате развертывания интеграционных процессов в мире снижаются пространственные, ресурсные, технологические и временные барьеры входа на рынки;

- конкурентные преимущества (в т.ч. ресурсные преимущества) обесцениваются гораздо быстрее, операционные преимущества сохраняют значительный вес, а стратегические преимущества несут наиболее мощный конкурентный потенциал ;

- в экономике акцент конкурентной борьбы постепенно смещается со стремления субъектов занять определенное положение на рынке в сторону повышения гибкости и развития процесса самообновления, повышения уровня экономической безопасности;

- предварительная выработка и осуществление работоспособной конкурентной стратегии в современных условиях становится все более сложной, но крайне важной задачей;

- инновации, являясь частью стратегических конкурентных преимуществ, приобретают все больший вес;

- возрастает роль информации как ресурса для создания новых конкурентных преимуществ и повышения уровня конкурентоспособности;

- использование современных средств, методов и технологий работы с информацией, особенно на уровне стратегии является определяющим по в процессе повышения конкурентоспособности субъектов конкурентной борьбы как на уровне отдельной страны, так и в глобальном экономическом пространстве;

- в условиях обострения политического экономического противоборства между странами, в мире возникают и утверждаются субъекты инициирующие глобализацию и глобализуемые; при этом важность конкурентоспособности отдельных крупных национальных компаний приобретает значение, определяющего конкурентоспособность национального уровня.

Вне зависимости от типа субъекта конкуренции, его конкурентоспособность, как относительная величина, может быть рассмотрена с двух сторон:

- как «внутренняя» конкурентоспособность (конкурентоспособность, обусловленная внутренними факторами), которая характеризует конкурентоспособность самого этого субъекта: то, насколько он конкурентоспособен по отношению к средней или абстрактной свойственной ему величине;

- как «внешняя» конкурентоспособность (конкурентоспособность, обусловленная внешними факторами) – характеристика того, насколько остальные субъекты рассматриваемого конкурентного поля более или менее конкурентоспособны по отношению к рассматриваемому субъекту.

Из этих двух составляющих – внешней и внутренней – складывается объективное представление о конкурентоспособности субъекта в конкурентной среде.

Изменение этих факторов (внутреннего и внешнего) также влияет на уровень конкурентоспособности субъекта и обуславливает уровень конкуренции в системе.

Существуют внутренние предпосылки повышения конкурентоспособности и внешние. Первые продиктованы естественным самосовершенствованием субъекта, вторые – давлением конкурентной среды. Информационные технологии помогают как выявлять неэффективные области для совершенствования, так и предвидеть давление конкурентной среды.

Современные экономисты, занимающиеся проблемами конкурентоспособности, обычно выделяют три класса конкурентных преимуществ: ресурсные, операционные и программно-стратегические.

- ресурсные – обладание ресурсами особого качества или количества (природными или приобретенными);

- операционные – характеристика степени или эффективности использования имеющихся ресурсов;

- программно-стратегические – наличие определенной стратегии развития субъекта-носителя конкурентных преимуществ и качество этой стратегии.

Виды преимуществ усложняются от ресурсных к стратегическим и последние (стратегические) становятся все более важными.

Рассматривая современные тенденции конкуренции, связанные с изменением роли различных видов конкурентных преимуществ, необходимо учитывать колоссальную сложность и непредсказуемость современной экономики.

Для создания программно-стратегических преимуществ заранее, процесс разработки, создания и поддержания работоспособной стратегии возможен лишь на основе постоянного изменения, адаптации и корректировки стратегии с учетом постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры. В этой связи роль операционной гибкости, эффективности и операционных преимуществ компании возрастает. А информационные технологии выступают эффективным инструментом для решения этих проблем.

Эволюция систем управления производственным процессом развивалась от самых простых методов к более сложным: от оптимизации использования складских площадей и более эффективного использования ресурсов до сложных комплексных систем автоматизации процесса управления с активной и непрерывной обратной связью охватывающих все сферы деятельности предприятия и учитывающие динамику рынка, предложений поставщиков и партнеров и предпочтения клиентов.

Информационные системы выступают эффективным инструментом работы с поставщиками и потребителями. Сегодня учет потребительских предпочтений и конъюнктуры рынка приобретает особый вес. Способность отдельно взятой компании эффективно получать, анализировать и воспринимать информацию от поставщиков и потребителей и гибко изменяться, подстраиваясь под динамику рынков, может успешно осуществляться с применением CRM и SCM системам. Непрерывный процесс получения оперативной и комплексной информации позволяет выстраивать стратегию взаимоотношений с контрагентами, минимизировать эффект валяния двух конкурентных сил: силы поставщика и силы потребителя.

Один из актуальных вопросов современной работы с персоналом – это сохранение лояльности и управление ростом и развитием работников компании.

В этой связи наличие информационных систем HRM-класса на предприятиях дает возможность, при различном количестве работников, эффективно управляя кадровыми ресурсами. Возможность автоматической индивидуальной оценки работоспособности и премирования, доступа к единой базе резюме с возможностью их автоматической приоритезации, системе автоматического отслеживания кадровых передвижений и организационной структуры, встроенной системы электронного кадрового документооборота и поиска внутренних кандидатов, а так же других средств позволяет HR-департаменту (с помощью HRM-информационных систем) индивидуально работать с каждым сотрудником, учитывая его особенности, опыт и способности, одинаково эффективно как н апредприятии со 100 работниками, так и в огромном холдинге с 10000.

Современные информационные системы содержат в себе передовые управленческие подходы и методики, позволяющие повысить эффективность комбинирования факторов, повысить интенсивность производственного цикла и ресурсоэффективность.

В результате применения ИС на предприятии происходит отказ от устаревших традиционных человеческих реактивных методов управления, в пользу системы постоянного выбора и формирования наиболее оптимальных бизнес-процессов, наиболее эффективного использования ресурсов и повышения производительности факторов.

В настоящее время ситуация на рынке управления предприятием кардинально меняется по мере того, как информационные управленческие системы переходят из разряда новинок в повседневный инструмент ведения конкурентоспособного бизнеса.

Рассматривая проблему развития информационных технологий, необходимо обозначить разницу между простым внедрением информационных технологий в экономику и проведением инноваций связанных с совершенствованием процессов хранения, обмена, передачи и обработки экономической и производственной информацией с помощью средств ИС. Первое, очень общее понятие, не обязательно подразумевает повышение эффективности и экономической безопасности предприятий: инвестиции в ИТ – могут выражаться в таких процессах как обновление технологической базы, наладка информационной инфраструктуры, затраты на аудит и консалтинг в сфере ИТ, работу инженерно-технического персонала и т.п. Напротив, процесс по постройке интегрированной информационной инфраструктуры в хозяйствующих субъектах, входящий в понятие инноваций в сфере ИТ, позволяет повысить эффективность работы, ускорить процесс принятия решений и сделать экономический субъект более конкурентоспособным.

В данный момент эксперты выделяют три основных фактора, сдерживающих активное развитие информационно-управленческих инноваций на предприятиях: отсутствие спроса в силу низкого уровня доходов (высокие доходы имеют только лидеры отрасли, интерес повышения конкурентоспособности которых гораздо ниже), отсутствие адекватной инфраструктуры для большинства населения (общий уровень проникновения компьютерных технологий и уровень информатизации общества в нашей стране до сих пор весьма низок), региональные дисбалансы. Менее очевидны причины, связанные со структурой экономики и рабочей силы, с историческими и культурными особенностями нашей страны.

В современной экономической практике техническая реализация информационных систем существует в виде разнообразных информационных систем и информационных комплексов, которые группируются по областям создания конкурентных преимуществ.

Способность фирмы успешно конкурировать на рынке определяется двумя ключевыми факторами. Во-первых, это способность компании своевременно получать информацию о действии конкурентных сил и об их динамике. Во-вторых, это возможность и умение фирмы мобилизовать и управлять ресурсами, необходимыми для реализации конкурентной стратегии.

Из этого следует, что инновации в современные технологии по обработке, хранению и накоплению информации в любых видах в настоящее время являются наиболее действенными инструментами развития конкуренции и повышения конкурентоспособности предприятий.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегия развития ИТ в соответствии с рыночной политикой предприятия | Понятие экономической эффективности ИС

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.036 сек.