Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и самосознание




(продолжение)

 

 

Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. (А.В. Петровский).

Классификация видов мышления:

В психологии существуют различные подходы к классификации мышления. Выделяют следующие виды мышления:

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;

Теоретическое и практическое;

Логическое и интуитивное;

Продуктивное и репродуктивное.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем физического преобразования ситуации, познания свойств объектов непосредственным воздействием на них. Определяется восприятием ситуации и возможностью действовать в ней.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуации и возможных изменений в них. С помощью этого мышления воссоздаются характеристика предмета. Ведущая роль в этом виде мышления принадлежит воображению. Этот вид мышления играет важную роль в мыслительной деятельности дошкольника и детей младшего школьного возраста.

Словесно-логическое мышление является понятийным, т.е. предполагает использование понятий и логических конструкций.

Теоретическое мышление нацелено на объяснение явлений, процессов, оно образуется в процессе анализа, обобщения, установления общих закономерностей. Теоретическое мышление основывается на абстрагировании.

Практическое (эмпирическое) мышление нацелено на активное освоение и преобразование действительности, оно формируется путем непосредственного наблюдения предметов и явлений и последующего их сопоставления и сравнения.

Логическое мышление, в отличие от интуитивного, является деструктивным по структуре, т.е. предполагает обоснованный переход от одного определенного представления к другому, поэтапное построение целостного мысленного образа путем прояснения связей между составляющими его элементами.

Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явления, мгновенное и ясное «усмотрение» закона или принципа. Оно характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов и малой осознанностью.

Репродуктивное мышление предполагает воспроизведение и применение готовых знаний, алгоритмов и умений.

Продуктивное (творческое) мышление возникает на основе творческого воображения и направлено на получение нового продукта или знаний.

Свойства мышления:

Гибкость – способность отказываться от сложившихся стереотипов, искать и находить новые способы решения задач, скорость перестройки от прежнего способа на новый.

Низкие показатели гибкости свидетельствуют о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие показатели свидетельствуют о противоположных характеристиках.

Гибкость – индивидуальная особенность человека и на нее влияет возраст, профессиональная деятельность, сформированные установки.

Познавательная активность – готовность к деятельности или сама деятельность, инициативность в процессе познания. На познавательную активность влияет воспитание.

Познавательная активность меняется в течение жизни и зависит от природных задатков и от окружающей среды.

Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Быстрота мысли нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок.

 

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и своеобразной. Главная особенность человеческой речи – членораздельность и внутренняя расчленённость.

Классификация видов речи:

Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством её человек передаёт и воспринимает мысли. Внутренняя речь – речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимосвязаны.

Внешняя речь делится на два вида: устную и письменную.

Устная речь – речь, непосредственно обращённая к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь – самая древняя по происхождению. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально их слушают. Тот, кто говорит в данный момент, выступает лицом активным, а тот, кто слушает, – пассивным по отношению к говорящему.

Монологическая речь – это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчёт, сообщение, монолог актёра. Монолог – речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями. В этом случае она труднее диалога.

Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединённых большими расстояниями и временем. Психологический анализ письменной речи показывает, что она труднее устной речи как для тех, кто передаёт с её помощью мысли, так и для тех, кто эти мысли воспринимает.

Внутренняя речь – это речь «про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определённой системе понятий и суждений. Посредством внутренней речи формируется и существует мысль.

Внутренняя речь – средство эмоционально-волевой регуляции и условие самовоспитания.

Функции речи:

Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает своё отношение к определённому предмету, явлению и к самому себе.

Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определённому действию или формируем у слушателей определённую точку зрения на что-либо.

Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми.

Функция обозначения заключается в способности давать название предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлечённо с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком.

 

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Классификация видов воображения:

Активное воображение – позволяет человеку усилием воли, по собственному желанию вызывать у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – способствует спонтанному возникновению образов, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

- Образное представление действительности.

- Регулирование эмоциональных состояний.

- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

- Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения

1. Агглютинация – «склеивание» различных частей, качеств, несоединимых в обыденной жизни (русалки, кентавр, минотавр, сирены, циклопы).

2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей (великаны, карлики, гномы).

3. Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (орнамент – элементы растительного мира).

4. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (художественная литература, скульптура, живопись).

5. Заострение или подчеркивание каких-либо признаков (карикатуры, шаржи).

 

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами (Н.Ф. Добрынин).

В целом же сущность и функции внимания можно описать следующим образом: внимание обеспечивает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире посредством более полного и отчетливого отражения его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, а все остальное воспринимается слабо, неотчетливо.

Классификация видов внимания:

Внимание непроизвольное (эмоциональное) иначе иногда называется непреднамеренным. Определяется оно как само собой возникающее внимание, появляющееся у человека нередко не только без каких либо усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.д. Его возникновение может быть вызвано следующими факторами: относительная сила раздражителя, его контрастность по отношению к остальным раздражителям, новизна, неожиданность и значимость для человека.

Внимание произвольное (волевое) возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Представляет собой сознательное сосредоточение на определенной информации, имеет волевой характер, то есть требует волевых усилий. При произвольном внимании обычно довольно скоро у человека возникает утомление, в среднем через 20 минут.

Послепроизвольное внимание (термин отечественного психолога Н.Ф. Добрынина), началом которого является произвольное внимание, и на смену которому оно и приходит вследствие "вхождения" в деятельность после некоторого периода волевых усилий, и появления в связи с этим интереса к ней. Результатом является то, что человек в течение длительного времени может сохранять целенаправленность деятельности, снимается напряжение и человек, соответственно, не устает, хотя длительность послепроизвольного внимания может измеряться часами. Иначе послепроизвольное внимание иногда называется вторичным.

Свойства внимания:

Основных свойств, или качеств, внимания, пять.

1. Устойчивость внимания. Проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Причины индивидуальных различий в проявлении этого качества различны: это и индивидуальные физиологические особенности человека (в частности, свойства его нервной системы, общее состояние организма в данный момент времени), и наличие определенных психических состояний в данный момент в психике человека (например, возбужденность, заторможенность, др.). Наличие определенной мотивации, и наличие определенных внешних обстоятельств осуществления деятельности. Чаще же всего в жизни характеристика общей устойчивости внимания индивида определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых,

2. Концентрация степень выделения сознанием индивида данного объекта и отвлечения в этот момент его сознания от других.

3. Переключение внимания. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой индивид может переводить свое внимание с одного объекта на другой. Причем такой перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным. Связана, как и предыдущие характеристики, с физиологическими свойствами нервной системы: лабильность, возбудимость и торможение.

4. Распределение внимания. Данная характеристика состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных видов действий. Зависит во многом от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область распределения его обычно сужается.

5. Объем внимания. Характеристика, определяемая количеством информации, одновременно способной сохраниться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5–7 единиц информации. Объем внимания тесно связан с объемом кратковременной памяти.

 

 

ЛЕКЦИЯ 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.