Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы населения и проблемы их распределения




 

Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента, размеры которых зависят от конкурентных условий.

Однако предельная производительность факторов производства — не единственный критерий распределения в экономике, поскольку оставляет «за бортом» тех индивидов, которые не владеют ни одним из них и не могут получать факторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики.

Личный (персональный) доход может быть значительно больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько источников (доходы от ведения личного подсобного хозяйства, от участия в криминальной деятельности, наследство, выигрыш в лотерею и др.).

Итак, доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.

Денежные доходы населения представляют собой сумму денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена шире, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых.

Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.

Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы, цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

РД = (НД –НП) (7.1)

где РД — реальные доходы; НД — номинальные доходы; НП — налоги и обязательные платежи; I — индекс потребительских цен.

Иногда реальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методике предполагает, что качество товаров и соотношение цен внутри той или иной их группы не изменяется, отсутствуют дефицит товаров и государственное регулирование цен. Если эти условия соблюдены, покупательная способность денежной единицы определяется физическим объемом товаров, которые можно купить на сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточно точно характеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемый период.

В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы делятся на получаемые:

– до участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного возраста);

– от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;

– временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.);

– после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).

С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение и т.п.

В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств, данные деклараций физических лиц об их доходах, подаваемых в налоговые органы, показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в Системе национальных счетов (СНС). В Республике Беларусь при изучении доходов опираются на Баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств.

Процесс реформирования белорусской экономики характеризуется существенными колебаниями реальных доходов населения в разные годы. В первой половине 90-х гг. XX в. они неуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62 % от уровня 1990 г. В 1996 г. падение доходов было приостановлено, и начался их рост, что особенно ярко проявлялось начиная с 2000 г. Рост реального ВВП, затухание инфляционных процессов, форсирование темпов роста заработной платы с целью достижения ее уровня 100 дол. США обусловили повышение реальных денежных доходов населения, которые, согласно Балансу доходов и расходов, устойчиво превышают уровень 1990 г.

7.4. Проблема неравенства в распределении доходов

 

Все субъекты рыночной экономики являются собственниками факторов производства. И если все доходы общества рассматривать с точки зрения платы за использование факторов производства, то такое распределение называется функциональным.

Здесь совокупный доход общества распределяется в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Важнейшим фактором производства является рабочая сила. Работник-владелец этого фактора получает вознаграждение за труд. Его доход представляет собой часть совокупного дохода населения. Владельцы земли и капитала тоже получает свою долю в совокупном доходе. Рента, процент и предпринимательский доход в условиях рыночной экономики – справедливые и законные виды доходов.

Таким образом, каждому фактору производства (ресурсу) соответствует определенная категория доходов.

Поскольку часть населения – дети, престарелые, безработные, инвалиды – не могут распоряжаться факторами производства и остаются без средств существования, государство берет на себя обязанность обеспечить их при помощи социальных трансфертов.

Доходы населения изменяются под воздействием различных факторов: политических, демографических, профессиональных (профессия, специальность, образование, квалификация, опыт, талант, способности и т.п.), социально – статусных (занятый или безработный, учащийся, владелец собственности, предприниматель и т. д.), экономических (род и вид деятельности, варианты занятости, отрасль экономики, форм собственности, условий труда), географических.

Необходимо учитывать, что факторы, влияющие на доходы, имеют различные уровни:

– факторы, зависящие от самого работника (образование, опыт, квалификация и т. д.);

– факторы, связанные с предприятием, где занят работник (отрасль, формы собственности, тип предприятия, положение на рынке факторов производства);

– факторы, связанные с экономикой в целом – экономический потенциал, состояние социально-бытовой сферы, социального партнерства и т.д.

Зависимость доходов от влияния отдельных факторов характерно для всех стран.

В развитых странах среди факторов неравенства доходов чаще всего называют: различия в способностях, образование и обучение, профессиональные вкусы и риск, владение собственностью, господство на рынке, удачи, связи, несчастья и дискриминация. Кроме перечисленных, на доходы влияют факторы, связанные с изменением цен и налогов. Воздействие всех этих факторов вместе обусловливает существенную дифференциацию доходов, на душу населения (семью).

Резкая дифференциация в доходах населения ведет к социальной нестабильности общества. Поэтому государство должно принимать меры по сглаживанию различий в доходах. Для этого необходимо определить глубину этих различий и оптимальное соотношение в доходах разных социальных групп.

Проблемами распределения доходов занимался еще в начале XX века В. Парето, который установил, что неравенство в доходах присуще всем государствам примерно в одинаковых пропорциях.

Для определения степени неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца (рис. 7.1). Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей. Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающую степень неравенства в распределении доходов. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая ОЕ, когда 20% семей располагают 20%совокупного дохода, 40% семей – 40% и т.д. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы. Таким образом, разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.

Если кто-либо получает весь доход, то кривая Лоренца будет располагаться вдоль горизонтальной оси, а затем поднимется вертикально.

 

 

Рис. 7.1. Кривая Лоренца

Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40% и 60% населения и т.д. не получают никакого дохода, за исключением последней в ряду (линия OF) семьи, которая присваивает 100% дохода. Ломанная линия OFE – это линия абсолютного неравенства.

Следует отметить, что личный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее.

Отклонения кривой Лоренца от биссектрисы можно измерить через отношение площади фигуры между кривой Лоренца и биссектрисой к площади всего треугольника, образованного биссектрисой и кривой Лоренца. В результате получим показатель, характеризующий степень неравенства, который в экономической литературе получил название коэффициента концентрации доходов или коэффициента Джини.

Этот коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем дальше кривая Лоренца отстоит от биссектрисы и тем сильнее неравенство доходов населения. Количественно степень неравенства в распределении доходов с помощью коэффициента Джини (G) определяется, как площадь отношение площади заключенной между кривой Лоренца и биссектрисой L к площади всего треугольника OFE.

G = (7.2)

Для оценки дифференциации доходов широко используются такие показатели, как децильный (квинтильный) коэффициенты. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных, а квинтильный соответственно – 20%. Дальнейшее увеличение квинтильного коэффициента ведет к социальной напряженности в обществе.

Какова оптимальная степень неравенства?

Это самый важный вопрос в определении стратегии, касающийся неравенства доходов. Общепринятого ответа на этот вопрос нет. В экономической литературе приводятся аргументы «за» и «против» усиления неравенства. А основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство доходов необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основной аргумент в пользу неравенства доходов состоит в том, что необходимо сохранить мотивацию, стимул для производства продукта и дохода.

Неравенство доходов критиковалось и осуждалось во все времена. В начале ХХ века во всех странах получила развитие политика перераспределения доходов, направленное на более справедливое распределение национального дохода.

А что такое справедливое распределение доходов, социальная справедливость?

У ученых нет единого подхода к определению этих понятий. Ибо оно формируется под воздействием политических, социальных, исторических, этических и других факторов. Справедливой обычно называют такую систему распределения жизненных благ, которая соответствует потребностям и интересам большей части общества.

В настоящее время сложились различные взгляды на социальную справедливость: уравнительный, рыночный (справедливым считается распределение доходов по факторам производства); максимизация полезности для членов общества (справедливым считается такое распределение доходов, когда оно способствует более высокому уровню жизни бедным слоям населения или большую долю богатства получает тот, кто способен получить максимальную полезность) и социалистический (справедливым является распределение по труду при наличии социальных гарантий для всех членов общества).

Можно выделить и другие направления экономической мысли, обосновывающие необходимость достижения большего равенства в обществе. Например, в теории Кейнса утверждается, что неравенство снижает спрос на потребительские товары и в результате этого замедляется экономический рост. Существуют также различные индивидуалистические концепции, обосновывающие ценность каждой личности и ее право на определенный социальный минимум.

Согласно взглядам ученых-рыночников экономическая эффективность достигается только в условиях свободно развивающейся рыночной экономики при минимальном вмешательстве государства. Любое перераспределение в обществе, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности и росту слоя социальных иждивенцев. С другой стороны, значительная дифференциация доходов приводит к социальной напряженности, конфликтам и, как следствие, к падению производства и снижению его эффективности.

Поэтому очень важно определить оптимальный уровень вмешательства государства в регулировании распределительных отношений.

Опыт развитых стран показывает возможность разрешения противоречия между социальной справедливостью и экономической эффективностью. Инвестирование средств в «человеческий» капитал способствует экономическому росту больше, чем другие факторы производства. Квалифицированная, а соответственно более дорогая рабочая сила заставляет экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсосберегающих технологий и других инноваций.

Согласно классификации, предложенной для стран ОЭСР, существует следующая шкала степеней неравенства:

– экономика с очень низкой (коэффициент Джини равен 20—22);

– низкой (24—26);

– средней (29—31);

– высокой степенью неравенства (33—35).

Коэффициент Джини в Республике Беларусь в 2011 году был равен 0,284. Для сравнения, в 2010 году величина данного коэффициента составляла: Нидерланды – 0,26, Дания – 0,27, Германия – 0,29, Польша – 0,31, Украина – 0,31, Латвия – 0,36, Литва – 0,37, Россия – 0,41.

Вместе с тем, как уже отмечалось, попытки увеличить доходы бедных за счет изъятия определенных сумм у богатых оборачиваются серьезными потерями в эффективности. Эта ситуация наиболее точно была сформулирована американским экономистом Артуром Оукеном: «...мы можем переносить деньги от богатых к бедным только в дырявом ведре. Учитывая предпочтение обществом равенства (или, по крайней мере, равенства в большей степени, чем обеспечивает рыночное распределение доходов), а также издержки отклонений от определяемого рынком распределения, общество сталкивается с дилеммой: равенство или эффективность. Оптимальным результатом, как правило, является компромисс».

По подсчетам Оукена, попытки увеличить доходы бедных за счет изъятия части доходов у богатых приводит к потерям, которые равносильны тому, что из каждых 350 долл., изъятых у богатых, 100 долл. доходят до бедных, а 250 долл. просто теряются.

Перераспределение доходов в ущерб эффективности производства может быть проиллюстрировано с помощью графика (рис. 7.2).

 

 

Рис.7.2. Перераспределение доходов в ущерб эффективности

 

Точка А является точкой наиболее эффективного результата, когда национальный выпуск максимален. Точка Е соответствует равному распределению дохода. Допустим, перед экономикой стоит задача переместиться из точки A, в которой она сейчас находится, в точку равенства Е. Добиться этого можно за счет установления прогрессивной налоговой системы, последствия введения которой мы уже отмечали (снижение деловой активности в обществе и, следовательно, сокращение объема распределяемого дохода, т. е. потери в эффективности). Поскольку перераспределяющие программы частое приводят к потерям эффективности, то траектория перераспределения может пойти по линии AZ.

Страна должна принять решение о том, какой частью эффективности она готова пожертвовать во имя большего равенства. На рисунке кривая AZ закручивается вниз из-за огромного бремени расходов, которые сопутствуют значительному вмешательству государства в работу рыночного механизма. Все общество будет за то, чтобы избежать неэффективных перераспределяющих программ, ведущих страну в точку С.

Мировой опыт показывает, что в ряде случаев нарушения рыночного механизма, вызванные чрезмерно активным вмешательством государства в его функционирование, приводят к тому, что попытки улучшить положение одной части населения за счет другой приносили вред обеим. В то же время сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге — к падению производства, снижению его эффективности.

Однако проблема — социальная справедливость или экономическая эффективность не настолько неразрешима. Довод о том, что перераспределение доходов в обществе обходится очень дорого и ведет к палению эффективности производства в этом обществе, достаточно убедителен.

Но здесь можно привести и два контрдовода. Во-первых, необходимо отметить, что можно пойти на некоторые жертвы (имеется в виду падение производства) в целях обеспечения большего равенства. Во-вторых, можно так задействовать экономический механизм, чтобы свести к минимуму издержки, неизбежно возникающие при перераспределении доходов. На графике этот вариант действий будет отражен новой кривой, лежащей между кривой AZ и прямой AE.

Показатели распределения доходов могут измеряться также в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей).

По методам измерения они делятся на статистические, основанные на отчетности; нормативные, разработанные на базе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчетным путем с помощью статистических и нормативных показателей. При изучении уровня жизни используются также данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов.

В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни применяется понятие «средний класс», к которому относят людей:

– имеющих собственность в виде накопленного имущества (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и пр.);

– высокий уровень образования (высшее или среднее специальное), что может считаться интеллектуальной собственностью;

– доход, близкий к среднему по стране;

– занимающихся профессиональной деятельностью, считающейся в обществе престижной.

7.5. Обеспечение социальной справедливости

 

Система социальной защиты населения, действовавшая в условиях централизованной экономики, не отвечала требованиям рыночного хозяйствования. Если ранее каждому гражданину гарантировалось жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенные размеры заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и соответствующих цен на продукты питания, товары и услуги, то при переходе к рыночным отношениям население лишается многих ранее существовавших гарантий. Ведь рыночный механизм распределения учитывает только платежеспособность потребителя. И чем полнее осуществляются принципы рыночной экономики, тем настоятельнее требуется вмешательство государства в сферу распределения доходов и необходимость социальной защиты населения от бедности, безработицы и др. социальных рисков.

Социальная защита – в широком смысле, это деятельность государства и его структур по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому человеку достойный уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности. В узком смысле – это совокупность мероприятий экономического, правового и социального характера для поддержания наиболее уязвимых слоев населения в условиях рыночной экономики.

В системе социальной защиты можно выделить ряд направлений:

– социальные гарантии для всех членов общества;

– меры социальной защиты нетрудоспособного населения;

– поддержка лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Система социальной защиты в нашей стране имеет несколько уровней.

На республиканском уровне, в законодательном порядке устанавливаются социальные гарантии и формируются механизмы их непосредственного предоставления.

На региональном уровне, исполкомы, администрации областей и сельских советов следят за исполнением социальных гарантий, регулируют доходы бюджетной сферы.

Условия труда, быта, доходы трудящихся регулируются на уровне трудовых коллективов на основе коллективных договоров.

Социальные гарантии являются основой системы социальной защиты в любой стране. Они представляют собой социально-экономические нормативы, которые гарантируют населению определенный уровень потребления, иначе говоря, обеспечивают минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики. Согласно Конституции социальные гарантии устанавливаются для всех граждан.

В нынешних условиях через систему социальных гарантий обеспечиваются потребности всего населения в медицинском обслуживании, образовании, жилье и т.д.

В отношении трудоспособного населения – обеспечение прав и свобод наемного работника и нанимателя, обеспечение условий трудовой и деловой активности. Так как труд является главным источником существования для наемных работников – для них главным является обеспечение гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Это достигается через установление величины минимальной заработной платы, размера тарифной ставки первого разряда и республиканские тарифы оплаты труда.

Государство создает условия по поддержанию определенного уровня потребления всех членов общества за счет государственных фондов и услуг некоммерческих организаций, обслуживающих население (по терминологии системы национальных счетов).

Это прежде всего услуги социального комплекса (здравоохранение, культура, образование и т.д.). Кроме того, в Беларуси существует значительное количество льгот, оказываемых населению за счет бюджета:

– льготы и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;

– по проезду на внутригородском и пригородном общественном транспорте;

– по потреблению лекарств;

– льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения и т.д.

В трансформационный период используются различные способы защиты фиксированных доходов населения от инфляции (повышение цен). К их числу относятся:

компенсация, которая означает возмещение расходов тех или иных слоев населения вследствие повышения цен. Исполнительные органы используют этот способ при наличии финансовых средств.

адаптация – это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий и т.д.) при повышении общего уровня цен.

индексация представляет собой механизм автоматической корректировки доходов, призванный частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни. Шкала индексации увязывается с бюджетом прожиточного минимума.

В настоящее время в Республике Беларусь индексируются денежные доходы населения в размере 50% бюджета прожиточного минимума.

Для разработки механизма социальной защиты населения и для оценки уровня потребления используются минимальный потребительский бюджет (МПБ), бюджет прожиточного минимума (БПМ) и минимальная заработная плата (МЗП).

В основе расчетов лежит потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для здоровья человека и его жизнедеятельности. Фактически потребительская корзина состоит из трех корзин: продовольственной, непродовольственной, услуг.

Минимальные наборы продуктов питания для основных социально-демографических групп населения разработаны Республиканским научно-практическим центром по экспертной оценке качества и безопасности продуктов питания Министерства здравоохранения. Их калорийность для мужчины в трудоспособном возрасте составляет 2891 ккал в сутки.

Наборы товаров общесемейного пользования, жилищно-коммунальные и бытовые услуги разрабатываются для семьи из четырех человек.

При определении потребительских бюджетов используются различные методы:

нормативный – на основе научно обоснованных норм и нормативов потребления товаров и услуг;

статистический – при помощи статнаблюдения за уровнем доходов (расходов), которыми располагают определенные слои населения;

комбинированный – используются нормативы на питание и по фактическим расходам на остальные статьи потребления;

субъективный – при помощи опроса специалистов, экспертов, общественного мнения;

ресурсный – имеются ли экономические возможности государства обеспечить населению определенный минимум потребления.

В настоящее время в Беларуси в качестве социальных нормативов используются минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Минимальный потребительский бюджет как социальный норматив используется в республике с 1991 года в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» для расчета индекса потребительских цен и осуществления механизма индексации. В январе 1992 года введен в действие Закон «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», который значительно расширил сферу применения данного норматива. В соответствии с указанным Законом минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека».

Минимальный потребительский бюджет может характеризоваться как по натурально-вещественному составу, так и по стоимости. Натурально-вещественный состав минимальных потребительских бюджетов формируется нормативно-статистическим методом на основе системы потребительских «корзин» по основным статьям расходов человека или семьи на:

– питание;

– одежду, белье, обувь;

– лекарства, предметы санитарии и гигиены;

– мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

– жилищно-коммунальные и бытовые услуги, транспорт, связь;

– культурно-просветительские мероприятия и отдых;

– содержание детей в дошкольных учреждениях;

– обязательные взносы и платежи.

Соотношение между этими составляющими представляет структуру минимального потребительского бюджета.

Структура и состав потребительских корзин в значительной мере дифференцируется в зависимости от пола и возраста потребителей, характера их занятий, национальных традиций и особенностей быта, социального и семейного положения, достигнутого уровня потребления материальных благ. Такие наборы разработаны и утверждены для 18 социально-демографических групп населения, в том числе:

– семьи из 4-х человек;

– мужчины трудоспособного возраста;

– женщины трудоспособного возраста;

– семьи пенсионеров; мужчины пенсионера; женщины пенсионерки;

– молодой семьи с различным количеством детей;

– студента, студентки;

– детей различного возраста.

При разработке МПБ по всем социально-демографическим группам в основу потребительской корзины по продуктам питания заложены научно обоснованные физиологические нормы потребления продуктов, сбалансированные по содержанию пищевых веществ (белкам, жирам, углеводам), энергетической ценности и химическому составу. Удовлетворение потребностей в питании детей и подростков до 18 лет закладывается в расчеты на уровне рациональных норм питания. При формировании набора непродовольственных товаров в состав потребительских корзин включаются те товары, уровень обеспеченности которыми среди всего населения составляет не менее 70 %. В состав потребительских корзин включаются минимально необходимые на данном этапе социально-экономического развития наборы предметов мебели, бытовой техники, посуды, предметы хозяйственного назначения и культтовары. Наборы необходимой одежды, белья и обуви сформированы с учетом возрастной структуры населения, национальных особенностей потребления, сложившихся традиций и образа жизни. Расходы по этим группам товаров рассчитываются с учетом нормативных сроков их износа и эксплуатации. Расходы на содержание детей в дошкольных учреждениях закладываются в МПБ молодых семей, детей в возрасте от 3 до 6 лет и определяются по действующим в республике тарифам.

Структура и состав потребительских «корзин» подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономического развития республики и изменений в нормах потребления товаров и услуг населением.

Стоимостная величина МПБ определяется и пересматривается исходя из роста потребительских цен на основные продукты питания, товары и услуги. При этом используются средние цены покупки соответствующих товаров и услуг во всех формах торговли (государственная, кооперативная, колхозный рынок и др.).

Министерство труда Республики Беларусь ежеквартально рассчитывает и утверждает МПБ для 18 социально-демографических групп населения и публикует их в печати.

В условиях кризиса, когда экономические возможности ограничены, государство не может гарантировать своим гражданам потребление на уровне стандартов, отвечающих нормативам стоимостной величины МПБ. Поэтому был разработан показатель уровня жизни, который определял бы его минимально допустимую границу.

В декабре 1998 годы был принят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования в качестве социального норматива для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям), образования минимальных социальных гарантий. В соответствии с указанным Законом прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также расходы на налоги, и другие обязательные платежи. Прожиточный минимум разрабатывается в среднем на душу населения и для следующих социально-демографических групп:

– трудоспособное население (мужчина и женщина);

– пенсионеры;

– студенты;

– дети.

В качестве прожиточного в среднем на душу населения принимается среднедушевой прожиточный минимум семьи из 4-х человек. Конкретное его наполнение материальными благами и услугами определяется на основе норм потребления, разработанных учеными и специалистами соответствующих министерств и других республиканских органов государственного управления с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов. В случае отсутствия норм на отдельные составляющие прожиточного минимума они определяются статистическим методом.

Бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения рассчитывается ежеквартально в ценах последнего месяца каждого квартала и после утверждения правительством публикуется в официальных изданиях.

Значение бюджета прожиточного минимума велико. Во-первых, – он официально обозначил черту малообеспеченности (черту «бедности»). Во-вторых, БПМ дает возможность получать информацию о пороговой оценке уровня жизни, нарушение которого чревато подрывом стабильности общества и социальными потрясениями. В-третьих, на основе БПМ должны устанавливаться такие социальные гарантии, как минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсий по возрасту, стипендий, пособий. При этом имеется в виду, что «минимальные государственные социально-трудовые гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем – до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения».

Экономическая сущность минимальной заработной платы состоит в том, что она является нижней границей «цены рабочей силы», обеспечивающей вознаграждение за труд наименьшей сложности, выполняемый в нормальных для здоровья условиях.

Для того чтобы иметь возможность постоянно продавать свою рабочую силу, воспроизводить и развивать свои способности к труду, человек должен удовлетворять свои не только физиологические, но и социальные потребности. То есть он должен приобретать жизненные средства и их должно быть достаточно не только для восстановления работоспособности работника, но и для содержания нетрудоспособных членов его семьи. Это представляет собой низшую границу стоимости воспроизводства рабочей силы.

Проблемы минимальной заработной платы были предметом рассмотрения на различных форумах Международной организации труда (МОТ) при ООН. Еще в 1926 году была принята Конвенция №26 «О механизме установления минимальной заработной платы» и Рекомендации №30 о методах ее установления. МОТ неоднократно обращалась к этой проблеме.

В Конвенции МОТ №31 (1970 г.) говорится: «Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают насколько это возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями:

– потребности трудящихся и их семей, принимая общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;

– экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения в поддержании высокого уровня занятости».

По заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается заработная плата, достигающая 68% национальной средней заработной платы.

В соответствии с Конвенцией №26 установленный минимум заработной платы является обязательным и не подлежит снижению ни по индивидуальному соглашению, ни по коллективному договору. Таким образом, размер МЗП имеет гарантированный характер. Это означает, что месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязательства, не может быть ниже этого уровня. МЗП выплачивается и в тех случаях, когда месячный заработок работника оказался ниже минимального размера в связи с невыполнением норм выработки, браком в работе или простоем не по его вине. В случае если работник проработал неполный месяц, размер минимальной оплаты определяется пропорционально времени, отработанному в данном месяце.

У нас в республике величина минимальной заработной платы определяется с учетом того, что она является источником удовлетворения минимальных потребностей одного лица. Другими словами, не учитывается «иждивенческая нагрузка».

Удовлетворение минимальных потребностей детей, неработающего супруга, престарелых родителей в этом случае должно обеспечиваться за счет минимально гарантированного дохода или социальных пособий. При определении размера МЗП, как правило, учитывается степень удовлетворения потребности граждан за счет других, кроме заработной платы, источников доходов (личное подсобное хозяйство, доходы по вкладам и т.д.).

Государственное регулирование минимальной заработной платы осуществляется путем периодического пересмотра ее размера с учетом реальных условий воспроизводства рабочей силы и ее стоимости.

С 1993 года, произошло резкое снижение уровня минимальной заработной платы. Одной из причин сложившейся ситуации является жесткое бюджетное ограничение и желание правительства сдержать инфляцию. На «замораживание» темпа роста минимальной заработной платы повлияло также и то, что во многих случаях она выполняла функции технического норматива для установления социальных выплат и административных санкций, не связанных с трудовыми отношениями.

Сегодня минимальная заработная плата не превышает 11% от МПБ и 19 % от бюджета прожиточного минимума. В результате гарантируемый государством уровень МЗП не обеспечивает даже элементарного физиологического выживания работников и практически означает отказ от каких-либо требований к нанимателю по уровню оплаты труда и, как следствие, перенесение на уровень предприятия вопроса о размере минимальной заработной платы, где в коллективных договорах и соглашениях может предусматриваться ее более высокий размер.

Важнейшей составной частью социальной защиты является социальное обеспечение. Право на социальное обеспечение закреплено в ст.47 Конституции Республики Беларусь. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение может осуществляться в формах, которые определяются исходя из: состава нуждающихся; источников и способов формирования фондов для финансирования; видов, условий и размеров обеспечения; органов, предоставляющих обеспечение.

Учитывая эти признаки можно выделить следующие организационно-правовые формы соцобеспечения:

– социальное страхование;

– социальная помощь;

– социальное обслуживание.

Социальное страхование играет значительную роль в социальной защите в любом государстве. Оно затрагивает интересы каждого гражданина и является вторым по величине (после оплаты труда) источником доходов населения.

Родоначальником системы социального страхования была Германия. В 90-е годы 19-го столетия там были приняты законы о страховании потери трудоспособности в связи с болезнью, с несчастными случаями на производстве, нетрудоспособности в старости. Плательщиками взносов выступали рабочие, работодатели, государство.

В 30-е годы 20-го столетия социальное страхование получило распространение во многих странах мира. В СССР оно пошло по пути расширения непосредственно государственного обеспечения, поскольку средства соцстраха стали распределяться вопреки страховым принципам, которые стали возрождаться в связи с переходом к рыночным отношениям.

С 1993 г. в результате слияния Пенсионного фонда и Фонда социального страхования образован Фонд социальной защиты населения. Источником средств этого Фонда являются страховые взносы нанимателей (в основном 34% от фонда заработной платы) и самих работников (1% от зарплаты).

Важным этапом на пути развития страховых принципов стал Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», принятом в 1995 году, в котором определены основные принципы: круг лиц, подлежащих страхованию, страховые случаи и другие положения.

Социальное страхование классифицируется:

по видам социальных рисков временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание (в настоящее время выплаты и компенсации в связи с данным страховым случаем имеют страховой и нестраховой характер, т.е. регулируются гражданским законодательством), материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица;

по характеру организации добровольное, обязательное, дополнительное. Граждане могут заключать договоры на добровольное социальное страхование, а работодатели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников. Добровольное и дополнительное страхование может осуществляться негосударственными страховыми организациями;

по уровню организации (региональное, отраслевое, государственное, международное);

по продолжительности выплат – краткосрочные (выплаты по болезни, безработице, в случае смерти), долгосрочное (пенсии по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Выплаты по случаю травм на производстве имеют как краткосрочный, так и долгосрочный характер.

Наиболее важную часть системы страхования составляет обязательное государственное пенсионное страхование. В бюджете Фонда социальной защиты населения нашей республики расходы на пенсионное обеспечение составляют порядка трех четвертей всех его расходов.

Принципиальным в системе социальной защиты является разграничение таких ее направлений как социальное страхование и социальная помощь. Последняя представляет собой пособие тем, кто не может заработать сам или является нетрудоспособным, или имеет детей на своем иждивении. Социальная помощь финансируется из бюджета. Чтобы получить право на социальную поддержку, отдельные лица и семьи должны представить свидетельство о своих низких доходах, то есть они должны относиться к малообеспеченным гражданам. Пособия предоставляются также определенным категориям получателей (например, инвалидам, ветеранам, лицам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и другим социальным группам).

Социальное обслуживание в республике пока не получило широкого развития. Оно предоставляется следующим категориям населения:

– гражданам пожилого возраста (80 лет и старше);

– инвалидам; детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

– семьям, состоящим из лиц пожилого возраста и инвалидов; многодетным и неполным семьям; семьям, имеющих детей-инвалидов;

– малообеспеченным семьям с детьми;

– гражданам трудоспособного возраста, попавшим в трудную жизненную ситуацию (беженцам, безработным, гражданам без определенного места жительства, вынужденным переселенцам).

В целях оказания помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам создаются Центры социального обслуживания. В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 23 таких Центра.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.