Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное устройство и основные принципы построения бюджетной системы




Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.

Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

§ единства;

§ разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

§ самостоятельности бюджетов;

§ полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ сбалансированности;

§ эффективности и экономности использования бюджетных средств;

§ гласности;

§ достоверности бюджета;

§ адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:

§ правовой базы;

§ денежной системы;

§ организации бюджетного процесса;

§ санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.

ТЕМА 8. Бюджетный процесс в российской федерации

1. Бюджетный процесс: понятие, классификация, структура

 

Бюджетный процесс в России регламентирован Бюджетным кодексом РФ (БК РФ).

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня. К механизму регулирования относятся: субсидии субвенции; другие доходные источники.

До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР" от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

Главной проблемой в бюджетном процессе нашей страны является создание единой научно-обоснованной бюджетной классификации.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом.

Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Согласно бюджетной классификации доходы, и расходы бюджета должны классифицироваться по четырем структурным подразделениям:

1) раздел классификации;

2) параграф;

3) глава;

4) статья.

Доходы классифицируются по первым двум основаниям. При этом раздел отражает тип дохода (например, налог на прибыль), а параграф отражает определенный вид дохода (например, налог на прибыль корпораций, банков, страховых компаний и т.д.).

Расходы бюджета классифицируются по всем четырем подразделениям:

раздел отражает основное направление средств;

параграф отражает конкретный вид расходов;

глава означает распределение расходов по министерствам и ведомствам;

статья представляет собой предметно-целевое назначение этих расходов (зарплата, ремонт и т.д.).

В России применяются разные классификационные основания для доходов и расходов, что отражено в Бюджетном кодексе, там же содержатся и особенности бюджетного процесса в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.