Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие педагогической деятельности




Лекция 4. Педагогическая деятельность как общественное явление

 

 

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. По определению советского педагога И.Ф. Козлова, педагогическая деятельность есть «...сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей) — родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей»[2]. Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена общества.

Педагогическая деятельность, вооруженная осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.

Педагогическая деятельность всегда носит конкретно-исторический характер. Воспитание и педагогическая деятельность едины и противоположны. Воспитание — объективно закономерный исторический процесс. Педагогическая деятельность-как субъективное отражение этого процесса возникает в недрах воспитания и развивается на основе воспитательской практики. Педагогическая деятельность может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает стать глубоко сознательной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.

Общее и различное, единое и особенное в воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях выражается в следующих обобщениях.

1. Воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом, раньше сознательной педагогической деятельности. Оно как объективный процесс может осуществляться без профессионально подготовленных специалистов в ходе жизненных отношений детей и взрослых. Педагогическая деятельность родилась в недрах воспитательных отношений как субъективное отражение объективных процессов, как сознательное вмешательство в формирование подрастающего поколения.

2. Воспитание — явление объективное и категория более широкая, чем педагогическая деятельность. Порождая педагогическую деятельность и находясь с нею в органическом единстве, воспитание может вступать с нею в противоречия и несоответствия, обусловленные отставанием целенаправленной подготовки детей от требований развивающейся и изменяющейся жизни.

3. Назначением воспитания в обществе является удовлетворение жизненно необходимых потребностей людей. Педагогическая деятельность преследует цель охвата педагогическим влиянием всей детской жизни, формирования у воспитанников определенного ми-. ровоззрения, потребностей, форм поведения, личностных качеств.

4. Воспитание имеет общественной функцией подготовку производительных сил. Педагогическая деятельность наряду с такой подготовкой ставит задачу формирования определенного типа личности и развитие индивидуальности.

5. В воспитании средствами воздействия на детей являются вся совокупность общественных отношений и активная самодеятельность детей, что приводит к. известной стихийности, непредсказуемости результатов формирования личности. Педагогическая деятельность сознательно стремится к преодолению стихийности, к организованности, к тщательному отбору содержания и видов деятельности детей для достижения запланированных целей.

6. В воспитании принимают участие все: взрослые и дети, вещи и явления, природа и среда. Педагогическая деятельность представлена специально подготовленными специалистами, учительством, призванным реализовать общественные идеалы, организовать влияние природы, среды и общественности.

7. По мере совершенствования общественных отношений и организации общественной среды происходит сближение воспитания и педагогической деятельности. Круг сознательных участников педагогической деятельности расширяется, включая в себя социальных педагогов, производственных наставников, педагогически образованных родителей, представителей общественности и самих детей.

Итак, педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса — одна из важнейших функций общества. Рассмотрим основные компоненты, составляющие ее структуру.

Начальным, первым компонентом педагогической деятельности является знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности.

Вторым ее компонентом являются многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни — мировоззрение.

Третьим компонентом являются собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. Для того чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации к срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.

Наконец, четвертым компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. Вне такой культуры все другие компоненты в педагогической практике оказываются парализованными, малоэффективными. Эта общая функция включает в себя ряд более конкретных. К ним относятся: а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер; в) обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил,потребностей, способностей, дарований.

Эффективность педагогической деятельности в воспитательном процессе требует налаживания обратных связей, организованного получения информации о ходе процесса и его результатах. Педагогическая диагностика позволяет педагогу быть осведомленным относительно того, что и как реально влияет на обучение, формирование личностных качеств воспитуемых. Она дает возможность проверять соответствие результатов педагогических воздействий воспитательным целям и вносить необходимые дополнения, исправления, коррективы в содержание и методику воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой ее развития, возникновения передового и новаторского опыта, стимулирования педагогической мысли. Эти противоречия обусловлены подвижностью, изменчивостью содержания основных функций педагогической деятельности. Развитие жизни общества, накопление новых знаний, совершенствование процессов производства, социальный прогресс — все это требует изменения содержания педагогических функций.

Педагогическая же деятельность обладает известной традиционной консервативностью. Она обусловлена особенностями детской природы, необходимостью устойчивости и стабильности содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы. Немалую роль играют и профессионально-психологические особенности труда учителя, состоящие в возникновении и укреплении в сознании педагогических штампов и шаблонов. В результате между устаревающим содержанием воспитания и обучения, способами и формами педагоги-ческой деятельности, с одной стороны, и новыми требованиями жизни общества — с другой, возникает противоречие. Его разрешение осуществляется на основе анализа всех сфер жизни нашего общества, выявления новых требований к человеку и данных педагогической науки, необходимых для пересмотра содержания образования и воспитательного процесса, совершенствования форм и методов педагогической деятельности. -

Педагогическая деятельность как'общественное явление существует в системе сложных зависимостей и отношений с другими явлениями общественной жизни. Она тесно связана с экономическим базисом. Педагогическая деятельность по существу есть органическая часть производственных отношений, организуемая для удовлетворения нужд экономики, производства, подготовки производительных сил, общественно-государственных потребностей. Она содержится за счет общества, выполняет его социальный заказ, призвана обеспечивать охрану и умножение его собственности, трудовую и общекультурную подготовку подрастающих поколений. Педагогическая деятельность направлена также на решение задач развития в ребенке человеческой личности.

Педагогическая деятельность как общественное явление нераз-. рывно связана с идеологической надстройкой. В ее задачу входит формирование.индивидуального сознания детей в духе требований гуманного, демократического общественного сознания, включение детей в культуру общественной жизни.

Педагогическая деятельность органично связана с языком. Язык — основное орудие педагогической деятельности, с его помощью осуществляется педагогическое взаимодействие, воздействие и организация всей детской жизни. Педагогическая деятельность как общественно-государственная функция выступает в качестве организатора педагогических усилий всего общества: педагогической деятельности общественности, трудовых коллективов, семьи, всех педагогических учреждений.

 

Цель педагогической деятельности

 

Центральным звеном всякой педагогической системы являются цели воспитания детской личности. Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества. Цель научно обоснованной педагогической государственно-общественной системы в условиях демократического общества должна быть достаточно четкой и гибкой, учитывающей интересы общества в целом и каждого ребенка, отдельных социальных групп и слоев населения. Жизнь требует разработки целеполагания на основе глубокого понимания сущности человеческой личности, ее реального становления как частицы общества, активно участвующей в потоке необходимых экономических, политических, социальных, культурных процессов, и вместе с тем как духовно и граждански свободного существа, реализующего себя в свободном выборе программы действий, в принятии принципиальных решений и ответственном нравственном поведении.

В обществе в связи с углубившимся экономическим, социальным, национальным, образовательным, духовным расслоением возникло многообразие представлений о человеке и обществе, столкнулись разнообразные классовые, групповые, личные интересы и стремления, обострились социально-политические и духовно-нравственные противоречия. Появились бесчисленные партии, платформы, фракции, общественные организации разнообразной социальной, национальной, религиозной и политической ориентации, формулирующие свои, нередко противоположные друг другу цели воспитательной работы с детьми. Обозначилось известное противостояние педагогической цели государственно-общественной системы, реализуемой через школу, профессионально-технические училища, внешкольные учреждения, общественные организации разнообразной направленности, средства массовой информации, и потому остающейся в общественном сознании господствующей, разнообразным интересам, стремлениям, намерениям, целям, идеалам различных общественных организаций и неформальных объединений. Педагогика как общественная наука призвана выявить и классифицировать все многообразие социальных устремлений людей, их идеалы и воспитательные цели, определить направленность и характер этих целей, их место и реальный вес в общественном взаимодействии.

Анализ социально-политических и духовно-нравственных процессов, происходящих в нашем обществе, позволяет выделить, помимо демократических и общечеловеческих, целый ряд реально существующих, определяющих воспитательные отношения взрослых с детьми, целей и идеалов педагогической деятельности:

• авторитарные цели формирования безынициативного исполнителя, поддерживаемые идеализацией командно-административных отношений, утверждающих взгляд на человека как на средство достижения целей, а не цель. Их реализация подавляет свободу массы людей, способствует установлению привилегий и социально несправедливого расслоения общества на командные и подчиненные слои и группы:

• мелкобуржуазные цели и устремления, базирующиеся на различных видах кооперативной и частной собственности, особенно в теневой экономике, утверждающие приоритет лично-эгоистических интересов над общественными, стремление к наживе, подавление конкурента, к меркантилизму и его господству над нравственностью и духовностью;

• националистические цели, разжигающие шовинизм, экстремизм, сепаратизм, превозносящие национальную исключительность, сеющие вражду между народами, противоречие идеям подлинного национального самосознания и возрождения, духу интернационализма;

• буржуазно-космополитические цели, преподносимые как стремление к общечеловеческому единству, якобы достижимому вопреки объективным, реальным социальным противоречиям в мире, утверждающие принципы деидеологизированного и аполитичного воспитания;

• религиозные идеалы и цели, переживающие в сознании многих людей своеобразное возрождение, обусловленное общим кризисом и моральным падением общества, утверждающие абстрактно-гуманистические заповеди, опирающиеся на сокрытый дотоле мощный пласт духовной культуры, облаченной в религиозные формы;

• анархически-разрушительные цели, порожденные отсутствием у людей опыта общественной деятельности в условиях демократии, свободы и культуры общения, подкрепляемые массовой практикой стихийных митинговых страстей, забастовок, актов гражданского неповиновения, террора,насилия и вандализма;

• монархические идеалы и цели, увлекающие разуверившуюся, потерявшую социальные ориентиры, прельщенную мишурным блеском дворянских традиций молодежь;

• преступно-романтические цели достижения свободной и легкой жизни, приобретающие престижность в условиях экономического кризиса, расшатывания системы всеобщего среднего образования, падения дисциплины в школе, свертывания соединения воспитания и обучения с производственным трудом, ослабления семейных связей, трудности для подростков устройства на работу, усиления внимания преступного мира к молодежи как подрастающему резерву;

• неофашистские цели культа сильной личности, способной переступить границу добра и зла, отвергающей нравственность и совесть как проявление слабости, готовой на любую жестокость ради утверждения власти сильных над слабыми.

Это многообразие умонастроений, целей, стремлений, интересов, Циркулирующее в общественном сознании, оказывает мощное влияние на детей, порождая в их среде растерянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчужденность от подлинной культуры. Сегодня жизненно важно с предельной ясностью разобраться в идеалах и целях гуманной, демократической педагогики периода социально-экономического, политического и нравственного обновления общества.

Цель. педагогической деятельности взрослых разрабатывается и формулируется на основе глубокого изучения тенденций общественного развития, предъявляющих комплекс требований к общественному человеку с учетом его природных и духовных возможностей. Структурно цель воспитания гуманной, демократической личности может быть рассмотрена как идеал; как общая стратегическая задача; как общая тактическая задача; как задача отражения в воспитании интересов, ожиданий, стремлений различных социальных и национальных групп, наконец, как задача обеспечения развития интересов, стремлений, способностей, дарований, духовных потребностей отдельной личности.

В качестве цели — идеала всегда будет сохранять свое значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация, бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе. Этот идеал является высшей общечеловеческой ценностью. И борьба за его осуществление делает человеческую жизнь осмысленной, одухотворенной и целеустремленной, а самого человека — человечным.

Идеал воспитания как цель педагогической деятельности содержит в себе нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности. С точки зрения нравственности идеальный человек является носителем общечеловеческих норм морали, высоких духовных ценностей. Как суверенная личность, он руководствуется только моральными принципами, свободен от конъюнктурных внешних влияний и соображений выгоды в выборе поведения, ответствен перед совестью и людьми. В общественной жизни он стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созиданию материального и духовного блага. Он заботится об экологической.целостности природы, культурной, нравственной чистоте и единении общества. Он непримирим к злу в любых его проявлениях таких как война, кровопролитие, национальная рознь, преступность, насилие человека над человеком, социальная несправедливость, социальное и национальное неравенство между людьми.

Эстетически идеальный человек характеризуется стремлением к достижению внутренней духовной целостности, гармонии сознания, воли, поведения. Красота личности проявляется в единстве ее духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал.

В отличие от идеала цель воспитания как общая стратегическая задача состоит в том, чтобы сформировать реальную, граждански устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов. Стратегия воспитания гуманной, демократической личности заключается в обеспечении ребенку возможности духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции. Важным средством такого развития детей является формирование у них самостоятельного мышления. Идеологизированность общественного и индивидуального сознания есть объективное условие нормального функционирования духовной жизни общества и личности, оберегающее их от морального распада, разложения, гниения. Вместе с тем идеология, ее постулаты и догмы не должны сковывать сознание ребенка, накладывать запреты на свободу мышления, подменять собой активный творческий процесс мышления. Ребенку необходимо привить интеллектуальнуго смелость критической оценки бесспорных истин, догм, мифов, табу, стереотипов, шаблонов, единственно правильных идей, незыблемых постулатов, опирающихся на веру, ведущих к интеллектуальному рабскому послушанию, бездумному и безответственному повиновению, указанию свыше. Господство унифицированного, идеологизированного сознания, его абсолютный авторитет сводит на нет активность мышления, низводит мыслительный процесс на уровень обслуживания, толкования и. разъяснения идеологических категорических императивов. Между тем сама идеология может успешно выполнять свою функцию духовного регулятора жизни, лишь будучи движима свободным мышлением, отвоевывающим истины у объективного мира, освежающим и совершенствующим содержание общественного сознания. Вот почему стратегические цели педагогического процесса предусматривают, наряду с формированием идеологизированного, научно обоснованного сознания, развитие раскрепощенного диалектического мышления, способного к вскрытию противоречий, сомнению, критике, отрицанию, абсурдному предположению, разрушению авторитетов, творчеству, к поиску неординарных решений.

Стратегические цели воспитания органично включают в себя также формирование у детей эстетического отношения к действительности. Человек не только относится к реальному миру рационально, познает его разумом, но и осваивает эмоционально, посредством чувств, выражает свое видение жизни в художественном изобразительном образе, звуке, слове. Он как биосоциальное существо представляет собой органичную рационально-эмоциональную целостность. Рационалистический уклон в развитии формализует, иссушает и обедняет его. Бесконтрольная, спонтанная эмоциональность погружает в стихию непредсказуемых действий. Педагогическая стратегия ориентирует практику на развитие в ребенке, в единстве с мышлением, эстетического сознания и всей эмоциональной сферы. Имеется в виду стимулирование способности эмоционального восприятия гармонии мира в единстве его многообразных форм и содержания, в их противоречиях и переходах из одного качества в другое. Это предполагает активизацию сенсорной сферы таких психических процессов, как восприятие, воображение, образно-художественное мышление, речь, сознание, чувственное переживание. На этой основе вырабатывается и собственно эстетическое восприятие, творческая способность к созиданию художественного образа, переживанию эмоционального очищения, происходит становление подлинного художественного вкуса.

Диалектически противоречивый процесс развития человека осуществляется как внутреннее саморазвитие личности относительно требований общества и самое себя, заложенных в ней сущностных сил.

К сущностным силам человека относятся: его мускульная сила, способность к активному физическому действию и труду, мозг, на основе которого формируется способность к познанию, к духовной жизни и активному творчеству, эмоционально-волевая и действенно-практическая сферы, обеспечивающие развитие способности к постановке целей и их достижению, к ответственному выбору и принятию решений, а также к эстетическому освоению мира. Процесс всестороннего развития сущностных сил детей осуществляется не только и не столько в старшем возрасте, когда они созревают физически и духовно, вовлекаются в широкую общественную жизнь и производительный труд. Опыт дошкольной педагогики и психологии свидетельствует о том, что основа всестороннего, гармоничного развития ребенка закладывается тогда, когда духовные и физические силы личности находятся в стадии созревания. Гармоничное развитие с самого начала есть процесс обеспечения условий оптимального созревания внутренних сущностных сил личности, на базе которых возможно последующее интенсивное всестороннее развитие, отвечающее требованиям общества. В раннем возрасте дети стремятся к максимальному проявлению своих задатков. Природа дошкольников наиболее податлива и пластична. Вот почему важно привести в движение их естественные силы, обеспечить поле для многообразной деятельности отношения и общения.

Необходимо также правильно понять и оценить основные движущие силы интенсивного гармоничного развития внутренних задатков детей. В его основе лежит противоречие между стремлением ребенка к жизненному самоутверждению и недостаточностью нужных для этого средств, возможностей, сил, опыта. Но жизненная сила, стремление к активности заложены в ребенке природой изначально. Поэтому движущими силами его спонтанного развития являются разнообразные потребности, крепнущие на этой основе интересы, способности. Эти внутренние стимулы педагогу важно постоянно иметь в виду в организованном педагогическом процессе. Одновременно надо развивать, вводить в действие и превращать внешние, выработанные обществом стимулы, такие, как долг, честь, честность, стремление к добру, самолюбие, ответственность, трудолюбие, дисциплина во внутренние движущие силы, направлять с их помощью потребности и интересы детей. Чтобы обеспечить ребенку возможность реализации внутренних и внешних стимулов, его надо вооружить способами деятельности, универсальными социальными механизмами проявления и реализации своих сущностных сил, элементарными основами их всестороннего и гармоничного развития.

Человек, осваивая природу, перерабатывая и приспосабливая окружающий мир для удовлетворения своих потребностей, изменяется сам. Он развивает свою способность к творчеству, эмоционально-волевую сферу, накапливает производственный и жизненный опыт, совершенствует познания, умения и навыки. Человек развивает в себе универсальные способности и овладевает столь же универсальными механизмами, способами реализации их в деятельности для достижения жизненно важного результата. Потребности рождают способы деятельности, которые, будучи приведенными в движение, дают материальный или духовный продукт и одновременно способствуют совершенствованию человеческой индивидуальности. Виды деятельности, с помощью которых человек удовлетворяет потребности и получает возможность овладеть способами саморазвития, группируются следующим образом.

Одним из ведущих видов деятельности является трудовая. Ее освоение требует от детей овладения азами знаний о характере труда, умениями и навыками осуществления простейших операций. Без этой элементарной трудовой грамоты ребенок не может включаться в труд, развивать связанные с трудовой деятельностью задатки, способности, сущностные силы. Элементарные трудовые знания, умения и навыки представляют собой одну из универсальных основ развития сущностных сил ребенка.

На каждом историческом этапе общественного развития характер и содержание элементарных трудовых умений изменяются. Неизменной остается основа готовности к труду: знания о современном производстве, владение умениями и навыками обращения с простейшими орудиями труда и, наконец, развитая способность к творчеству в процессе трудовой деятельности.

Другим важнейшим видом человеческой деятельности, возникшим и развившимся в процессе труда, является интеллектуально-речевая, активная познавательная деятельность и речевое общение. Ребенок, живя в обществе, развивает свои умственные силы, овладевает устной речью в ходе повседневного общения. Но это мышление и владение речью при отсутствии специального обучения могут остаться на примитивном уровне.

Чтобы стать полноценным членом общества, оказаться способным участвовать в производстве, постигать человеческие отношения, богатства культуры, ребенку необходимо овладеть азами знаний о приемах умственной деятельности, речевой культуре, умениями и навыками анализа, обобщения, грамотной устной и письменной речью. Элементарная культура мышления и речевая грамота являются тем универсальным механизмом деятельности, благодаря которому дети приводят в движение такие сущностные силы, как психические процессы активного восприятия, воображения, мышления, речевой аппарат.

Интеллектуально-речевая грамота так же, как и трудовая, является одной из универсальных основ развития сущностных сил человека. Содержание и характер основ интеллектуально-речевых умений и навыков подвержены историческому изменению. Педагогические же требования к овладению интеллектуально-речевой грамотностью остаются постоянными: знание азбуки, грамматики и лексики, а также элементарных приемов умственных действий; овладение навыками культуры устной и письменной речи; развитие способности к творческому мышлению, решению разнообразных задач, к творческой импровизации с помощью слова (решение математических и физических задач, написание писем, сочинений, стихов, анализ жизненных ситуаций, произнесение речей, активное участие в беседах, различные виды самостоятельных обобщений).

Стержневым видом человеческой деятельности является также поведение в обществе. В ходе жизни и воспитания ребенок овладевает социальными формами, умениями и навыками поведения. Он усваивает элементарные основы регулирования человеческих отношений простыми нормами нравственности и права.

Овладение морально-правовыми знаниями обеспечивает приведение в движение таких важнейших сущностных сил, как морально-волевая и действенно-практическая сферы, общественные мотивы и стимулы поведения. Сложнейший процесс овладения ребенком морально-правовой грамотой является также одной из универсальных основ развития сущностных сил человека. Сущностью и содержанием нравственно-правовой грамотности являются: знание простых норм нравственности и права; прочное владение социальными формами и навыками культурного поведения; способность к постоянному выбору нравственного поведения, ответственности, исполнению долга, дисциплинированность.

Все большее значение для всестороннего, гармоничного развития сущностных сил человека приобретает в современных условиях развитие зрительного анализатора, зрительного восприятия, визуальной грамотности, способности видеть, анализировать и понимать зрительный образ. Потребность человека в образно-зрительных впечатлениях, развитие экранных средств, усвоение информации с помощью зрительных образов — все это требует умения ориентироваться в зрительных образах, критически относиться к зрительной информации, тщательно отбирать и использовать ее. Благодаря визуальной грамотности ребенок сможет одновременно развивать зрительные анализаторы, восприятие, воображение, мышление и другие, в том числе эмоциональные, психические процессы.

• Визуальная грамота как одна из универсальных основ развития сущностных сил человека включает в себя: знание содержательных образов природы, общества, искусства; умения и навыки воспроизведения и анализа образа на основе знаний; творческую импровизацию, воплощение идей в изобразительных, технических или художественных образах.

Большое развивающее значение для детей приобрела музыкально-звуковая деятельность и соответствующая ей музыкально-звуковая грамотность. Реально существует потребность человеческого сознания, чувства, нервной системы в гармоническом звуке, стремление слушать природу, желание выразить себя в звуке, разобраться в звуковом хаосе и дать ему соответствующую оценку. Все это требует от человека элементарной музыкально-звуковой культуры, умения наслаждаться музыкой, оградить себя от звукового (в том числе и музыкального) хаоса и вместе с тем развить слуховой аппарат, привести в движение с его помощью свое мышление, чувства, воображение.

Музыкально-звуковая грамота как одна из универсальных основ развития сущностных сил детей включает в себя: знания о звуках природы, музыке и нотах; умение музыкально самовыражаться с помощью элементарных инструментов и голосового аппарата; музыкальную импровизацию.

Важным механизмом всестороннего и гармоничного саморазвития детской личности является физкультурно-гигиеническая деятельность. Духовное богатство в человеке, его духовная мощь основываются на здоровом и гармонично развитом организме. Это особенно важно, потому что доля физического и ручного труда в современном производстве сокращается, возрастают интеллектуальные нагрузки и перегрузки, увеличивается опасность гиподинамии.

Тело человека, которому от природы предназначено движение, попадает в условия минимального двигательного проявления. Физкультурно-гигиеническая деятельность, вооружая ребенка способами приведения в движение органов и анатомо-физиологических систем, обеспечивает его здоровье и анатомо-физиологическую основу нормального овладения всеми другими основами жизнедеятельности. Физкультурно-гигиеническая деятельность является для ребенка одной из универсальных основ развития природных физических сил, обеспечения здоровья, освоения и других механизмов саморазвития. Она включает: знания о гигиене и элементарной физической культуре; общефизкультурные умения и навыки, творческое мышление в решении спортивно-игровых задач.

Педагогический эффект гармонического развития личности достигается тогда, когда приведены в движение все основные виды деятельности, происходит творческое усвоение всех основных элементарных грамот. Ребенок овладевает грамотой того или иного вида деятельности как механизмом своего всестороннего, гармоничного развития в.том случае, если научится творческому использованию приобретенных знаний и навыков.

В целях воспитания всесторонне и гармонично развитого человека ни в одном виде деятельности нельзя останавливаться на уровне простого усвоения знаний и навыков. Необходимо обязательно доводить дело до творческого их использования. Творческое проявление детей во всех видах деятельности — убедительное свидетельство осуществления процесса подлинно всестороннего и гармоничного развития личности. Творчество в различных видах деятельности взаи-модополняется и обогащается, способствует формированию подлинно творческой личности. Овладение подрастающим человеком всеми видами элементарной грамотности позволяет ему свободно усваивать знания, формировать на этой базе новые умения и навыки в любой области человеческого производства и культуры, приводить в движение все сущностные силы, быть внутренне готовым к любой деятельности.

Таким образом, сущность стратегической цели воспитания в целом состоит в гармоничном развитии всех сущностных физических и духовных сил, способностей, дарований детской личности, в обеспечении оптимальной приложимости этих сил в условиях обновляющегося общества, в формировании ее внутренней интеллектуально-нравственной свободы.

Идеал и стратегические цели воспитания позволяют на более конкретном уровне развернуть тактические педагогические цели и задачи. Они представляют собой систему конкретных целевых направлений педагогической деятельности, организация и эффективная реализация которых обеспечит практическое достижение оптимального результата в гармоничном развитии сущностных сил детской личности. Тактические цели и задачи реализуются в воспитательно-образовательной концепции, в содержании, организации, формах и методах воспитания и обучения. Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назовем наиболее существенные из них:

• задачи умственного воспитания предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

• задачи эмоционального воспитания, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности, что является психолого-педагогической основой гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания;

• задачи нравственного воспитания, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;

• задачи физического воспитания, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизнедеятельности и духовного бытия;

• задачи трудового и политехнического воспитания, реально включающего детей в процессы материального производства, в освоение современной техники и технологий;

• задачи индивидуально-личностного воспитания, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и воспитания, всей внешкольной деятельности детей;

• задачи духовно-ценностного воспитания в духе общечеловеческих идеалов и нового политического мышления;

•.задачи гражданско-правового воспитания, ответственного за формирование у детей патриотического и интернационального сознания, правовых знаний, прочных привычек и навыков правового поведения;

• задачи экологического воспитания, развивающего у школьников сознание уникальности и единства планеты, приоритетности ее экологической целостности над любыми экономическими и политическими проблемами, формирующего личную нравственно-правовую ответственность за экологическую чистоту природы;

• задачи культурологического воспитания, основывающегося на.высших ценностях мировой художественной культуры, в том числе накопленной и сохраненной церковью, противостоящего разрушительному напору массовой анти- и псевдокультуры.

Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решать стратегические задачи, осуществлять всестороннее развитие личности.

В системе целеполагания советской педагогики долгое время замалчивались и игнорировались конкретные цели воспитания детей в отдельных регионах страны, обусловленные потребностями и особенностями национального бытия, регионально-национального возрождения. Национальная культура является общечеловеческим достоянием и богатством. Она есть яркая форма проявления в искусстве, традициях, обычаях сущности народа — его таланта, организации общественной жизни, труда и быта. Осуществление воспитательных идеалов, достижение общих стратегических и конкретных тактических целей невозможно без решения таких задач регионально-национального уровня, как возрождение и развитие родного языка; защита культурно-этнических особенностей и национальных духовных ценностей; сохранение своеобразия жизненного уклада и демографической структуры, а также родной природы.

Актуальной задачей является также воспитание подрастающего поколения, способного принимать участие в создании национальных общественных, образовательных, культурных, религиозных организаций. Воспитание в гуманном, демократическом обществе утверждается как общечеловеческая культура, в единстве с близкой для каждого человека национальной культурой и формами организации общественного бытия.

В тесной органической связи со всей системой общественной жизни и социального воспитательного целеполагания зарождается и вызревает жизненная цель — перспектива самого ребенка как объекта и субъекта воспитания. Задача педагогики заключается в том, чтобы глубоко познать, изучить индивидуальные цели и жизненные перспективы ребенка, интегрировать их в систему воспитательного целе-полагания и организации жизни. Эффективность достижения социально значимых целей зависит от того, насколько активно используются личные стимулы ребенка, приводящие в движение внутренние силы, индивидуальные способности, дарования, таланты. Важно, чтобы педагогические цели и внутренние побуждения ребенка согласовывались, взаимодействовали друг с другом, гармонически сочетались, способствуя самоутверждению и наиболее полной самореализации человека.

С самого начала жизни ребенок стремится к удовлетворению потребностей, ощущая их как смутные влечения, желания, неосознанные стимулы и побуждения. Но в дошкольном и младшем школьном детстве, являясь субъектом жизни и воспитания, он еще не становится сознательным носителем субъективной цели, направляющей его мысли и поведение, помогающей осознанию себя Е системе общественной жизни. Превращению детей в полноценный субъект воспитания, возрастанию их активности в творчестве собственной личности способствует внутреннее самоопределение, самоосознание и целеустремленность. В этом случае процесс воспитания для ребят становится процессом самореализации, постепенного слияния общественно необходимых целей и внутренних побуждений. Поэтому педагогу важно сосредоточиться на создании условий, содействующих, способствующих ребенку в трудном деле самосознания, понимания самого себя, в познании своих желаний, интересов, возможностей, наклонностей, определяющих личную направленность. В нем будет зреть сознание своего предназначения, возможности достижения жизненных целей, наиболее полной самореализации только через внутреннее саморазвитие, самосознательное умножение своих способностей. В этом заключается один из важнейших законов целеполагания в воспитании, предотвращающий подавление личности, приведение всех детей к общему знаменателю, серому однообразию и покорности. Нередко случается, что ребенок на уроке, занятии не слушает, делает что-то свое, не то, что все, и не так, как все. Невежественный воспитатель любыми средствами стремится заставить его вернуться к выполнению общего задания, делает все, чтобы преломить его упрямство, принудить отказаться от работы, которая нравится, увлекает, хорошо получается, помогает выявить и проявить себя, осуществить свои цели. Между тем для реализации цели индивидуально-личностного воспитания, развития детского интеллектуального творчества ребенку необходимо предоставить свободу. Только с ее помощью он сможет понять и узнать себя и соотнести свои человеческие возможности с реальными условиями жизни. Воспитанник становится самостимулируемым субъектом жизни и воспитания — носителем цели и мечты. Он осознает свои способности, обретает веру в себя, развивает в себе целеустремленность, твердую волю и трудолюбие.

Таким образом, педагогическое целеполагание представляет собой целостную систему определяющих основные направления педагогической деятельности ориентиров. Она включает в себя общечеловеческие идеалы и тактические задачи развития человеческой личности, задачи гражданского становления и формирования индивидуальности. Эта система целей охватывает и определяет всю организацию учебно-воспитательного процесса: его содержание, характер формы и методов, направленность самовоспитания детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.