Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграционные процессы в экономике Содружества Независимых Государств

Формы экономической интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в результате распада СССР с целью как сохранения экономичес­ких, социально-транспортных, культурных и иных связей ме­жду бывшими советскими республиками, так и цивилизован­ного решения на постсоветском пространстве межгосударствен­ных проблем.

Экономики бывших советских республик отлича­лись высокой степенью интегрированности даже в сравнении с Европейским союзом. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетво­ряющих потребности рынков бывшего Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводче­ские комплексы. Поэтому республика была заинтересована в создании и развитии СНГ.

В декабре 1991 г. руководители трех государств — Респуб­лики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписа­ли Соглашение о создании Содружества Независимых Госу­дарств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической систе­мы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмени­стан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыр­гызстан и Узбекистан, в 1993 г. — Азербайджан и Грузия.

Образование СНГ с самого начала носило декларативный ха­рактер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интегра­ционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определе­ны основные этапы углубления экономической интеграции:

• межгосударственная (многосторонняя) ассоциация сво­бодной торговли;

таможенный союз;

общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зо­ны свободной торговли, в октябре 1994 г. — платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как по­стоянно действующего органа Экономического союза.


Вместе с тем интеграционные процессы в Содружестве серьезно осложняются стремлением отдельных стран максимизиро­вать собственные выгоды в двусторонних отношениях при ми­нимуме обязательств и ответственности в рамках СНГ в целом. При этом Российская Федерация, Республика Беларусь и Ка­захстан стремятся взять на себя роль лидеров, Украина и Узбе­кистан — закрепить за собой особую независимую роль, Арме­ния и Азербайджан — решать свои внутренние проблемы с по­мощью Содружества, Таджикистан — получить военно-полити­ческую поддержку, а Туркменистан — уклониться от участия в договорных процессах.

Однако в СНГ весьма низким остается уровень экономичес­кой интегрированности. Если в бывшем СССР доля межреспуб­ликанского товарооборота в суммарном объеме внешнеторгово­го оборота союзных республик достигала 69 %, а в ЕС удельный вес в обороте между странами в общем внешнеторговом обороте равен 62 %, то в СНГ соответствующий показатель составляет менее 40 %.

Общее торговое сальдо товарами и услуга­ми Республики Беларусь со странами СНГ остается отрицатель­ным.

Республика Беларусь имеет наиболее тесные интеграцион­ные связи с Российской Федерацией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте нашей страны со странами СНГ до 2004 г. увели­чивалась с 76,8 % в 1995 г. до 89 % в 2000 г. и 92,2 %, а затем снизилась до 85,1 % в 2009 г.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

• различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

• разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;

• неплатежеспособность предприятий, несовершенство пла­тежно-расчетных отношений; неконвертируемость националь­ных валют;

• несогласованность проводимой отдельными странами та­моженной и налоговой политики;

• применение жестких тарифных и нетарифных ограниче­ний во взаимной торговле;

• большое расстояние и высокие тарифы на перевозки гру­зов и транспортные услуги.

Различия национальных, экономических и геополитичес­ких приоритетов государств—участников Содружества обусло­вили формирование субрегиональных образований и заключе­ние двусторонних соглашений.

Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в 1997 г. — Договор об образовании Союза Беларуси и России и в 1999 г. — Договор об образовании Союзного государства.

В 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийско­го экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федера­ция и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Арме­нии, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором яв­ляются формирование таможенного союза и Единого экономи­ческого пространства. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В 2009 г. Беларусь, Россия и Казахстан подписали соглашение о создании таможенного союза, которое вступило в силу с 1 июля 2010 г. Однако это не привело к отмене Россией вывозных таможенных пошлин на нефть сырую для Беларуси.

Интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно. При выполнении принимаемых в СНГ многосторонних дого­воров и соглашений преобладает принцип целесообразности, государства-участники выполняют их в пределах, выгодных для себя. В настоящее время национальные экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы и механизмы интеграции | Экономическая интеграция Беларуси и России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.