Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль теории в познании прошлого




История относится к числу так называемых теоретических дисциплин. Истори­ки создают историческую картину, предлагают ее обществу в качестве значимого опыта. В этом качестве история является мощным инструментом воздействия на общественное сознание, что хорошо понимали все выдающиеся правители.

Знание истории необходимо для принятия адекватных политических решений, для выработки стратегии развития тех или иных стран. В противном случае воз­никает знаменитый эффект «граблей». Выражение «наступить на те же грабли» означает у нашего народа неумение учесть прошлый печальный опыт.

Исторический опыт позволяет каждому народу осознать свое место среди дру­гих народов. Социальная, этническая и культурно-историческая самоидентифика­ция позволяет определить различным человеческим сообществам свою траекторию развития, а человечеству в целом с оптимизмом смотреть в будущее.

Историческое сознание, которое является результатом сохранения и осмысления исторического опыта общества, является важной частью коллективной памяти. Большинство проблем современности, вхо­дящих в круг изучения общественными на­уками, может быть решено только на основе исторического подхода, исторического ана­лиза, на базе проделанной историками ра­боты по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяю­щих выявить тенденции общественного раз­вития. Для возникновения исторического знания необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. Это стало возможным после утверждения представлений о линей­ном времени, хронологии. Исторический процесс стал представляться целостным яв­лением и в то же время состоящим из сово­купности различных сфер общественной жизни.

Историческое знание-это одна из сторон общественного сознания. Под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества.

Каждая национальная и социальная общность обладает определённым кругом представлений о своём происхождении, событиях своей истории, деятелях прошлого, о соотнесении своей истории с историями других народов и всего человеческого общества.

Такие представления получают в виде всякого рода исторических преданий, сказаний, легенд, сказок, составляющих духовную жизнь каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознаёт себя как народ на основе своего прошлого, на основе знаний своего места в историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, искусство, религия, наука), имеют свою историю. Поэтому обращение прошлому постоянно содержится в дискуссиях кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы. Через осмысление исторического опыта обретается понимание настоящего.

Существует несколько форм историческо­го знания. Элементарная, обыденная фор­ма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представле­ниях о прошлом. Второй уровень истори­ческого знания складывается в процессе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательно­сти. Высшая ступень исторического зна­ния (научного) формируется в ходе теорети­ческого осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противо­речивую историю человечества, закономер­ности ее развития.

Т. О. историческое знание надо воспринимать системно, во всех ступенях и уровнях.

Национально – историческое знание – фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Историческое знание обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединенный общностью исторической судьбы, традиций, культуры,

языка, общностью психологических черт. Если разрушить национальное историческое сознание, то данный народ останется не только без прошлого, без исторических корней, но и без будущего. Поэтому в столкновении цивилизаций, государств, идеологий противоборствующие стороны уделяют много внимания дискредитации истории противной стороны, борясь за умы и души людей.

На основе образов прошлого происходит отбор и формирование общественно значимых норм, морально- нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения присущий данному народу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.