![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные основы и информационное обеспечение экономического анализа
1. Организация и этапы проведения анализа. 2. Источники информации для анализа и проверка их достоверности. 3. Модели принятия управленческих решений и их рациональность. 4. Новые экономические основы рациональности и методики анализа. Успешное проведение аналитической работы зависит от тщательно продуманной ее организации. Внутренняя аналитическая работа должна быть организована как цельная и продуманная система, охватывающая воедино анализ финансово-экономический и технико-экономический, периодический и оперативный, тематический и комплексный с использованием межзаводских сравнений. На крупных предприятиях существуют специальные структурные подразделения экономического анализа. Называются они по-разному: отдел, бюро, лаборатория. Руководят ими заместители директора по экономике. На тех предприятиях, где таких подразделений нет, анализ осуществляется функциональными отделами: финансовым, снабжения, бухгалтерией, производственным, планово-экономическим отделами и т. д. В то же время необходимость поиска резервов на всех стадиях производственно-хозяйственной деятельности и на всех уровнях производства (от рабочего до руководителя) требует строгого распределения ответственности между всеми звеньями в проведении аналитической работы (организация рабочих мест, грузопотоков, обеспеченность инструментами и материалами, их качество и т. п.). Аналитическая работа состоит из нескольких этапов: 1) определение целевой установки и объектов анализа; 2) общее ознакомление с объектами анализа и разработка предварительного плана. В плане намечается состав участников, их обязанности, круг источников информации, методика анализа; 3) подбор информации и проверка ее достоверности и качества; 4) изучение информации, применение частных методик, выполнение технико-экономических расчетов; 5) подведение итогов анализа и подсчет выявленных резервов; 6) разработка практических предложений и рекомендаций по мобилизации резервов, ликвидации выявленных недостатков. Внешний анализ осуществляется учреждениями банка, вышестоящей организацией, финансовыми органами (по предприятиям, находящимся в муниципальной собственности), налоговыми органами, органами статистики, аудиторскими фирмами. Финансовые органы проверяют на подведомственных предприятиях выполнение планов по расходованию бюджетных средств, по налогам, правильность исчисления себестоимости и прибыли, контролируют вопросы ценообразования. Налоговые органы проверяют правильность отчислений налогов в бюджет, достоверность представленной отчетности в части полученной прибыли. Учреждения банка анализируют финансовую отчетность с точки зрения кредитоспособности клиентов, обеспеченность кредитов, проверяют использование кредитов, особенно долгосрочных. В экономическом анализе используется различная информация, среди которой ведущее место занимают данные учета и отчетности. В них содержатся наиболее важные и достоверные сведения о хозяйственной деятельности предприятий и объединений, которые сгруппированы на основе научно разработанной системы. В первую очередь привлекаются данные периодической отчетности, которая представляет собой сводную информацию о хозяйственной деятельности. Результаты хозяйственных процессов в ней представлены в обобщающих показателях. При необходимости детализации данных отчетности обращаются к данным учета: бухгалтерского, статистического, оперативного. При анализе ценными являются сведения об изменении норм материальных и трудовых затрат, а также о допущенных отклонениях от норм и их причинах. Для целей анализа привлекается широкий круг вне учетной информации: 1) плановые данные - технический и финансовый планы, а также расчеты к ним, проектно-сметная документация, нормативные материалы, заявки по снабжению. 2) техническая документация - технические паспорта оборудования, разработки технологических процессов, рабочие чертежи, графики производства работ и др. 3) хозяйственно-правовые документы - хозяйственные договоры, контракты, претензии и рекламации, переписка предприятия с налоговыми органами, банком, дебиторами и кредиторами, акты обследований, ревизий, аудиторских проверок. 4) результаты специальных наблюдений, опытов, исследований - результаты лабораторного анализа качества сырья, сертификации продукции, хронометража и фотографий рабочего дня и т. д. Качество анализа зависит от достоверности используемой информации, поэтому она должна быть предварительно проверена. При проверке следует руководствоваться основными инструктивными материалами по ее составлению, а также стандартами бухгалтерского учета. Применение нормативного материала в практике учетной работы обеспечивает единообразие отражения хозяйственных операций, составления отчетности, достоверность анализа. Проверку достоверности отчетных материалов принято называть предварительной. Она бывает двух видов: формальная (по форме) и ревизионная (по существу). Формальная проверка отчетности производится налоговыми органами, банками, вышестоящей организацией непосредственно по отчетности и сводится к следующему: проверка соблюдения сроков сдачи отчетности; полноты отчетности; качества оформления отчетности; арифметическая проверка; проверка преемственности отчетных данных; проверка взаимной согласованности или увязки показателей, приводимых в различных формах отчетности. Увязки бывают двух видов: простые и сложные. Простые состоят в том, что один и тот же показатель представлен в двух или более формах отчетности. Сложные состоят в том, что между некоторыми показателями, приводимыми в различных формах отчетности, должна быть выдержана определенная взаимосвязь, как правило, балансового типа (баланс движения основных средств, баланс товарной продукции, баланс износа). Ревизионная проверка проводится в плановом порядке или в тех случаях, когда возникают сомнения в достоверности отчетных данных. Эта проверка осуществляется непосредственно на предприятии и охватывает следующие вопросы: своевременность и полнота инвентаризации, правильность отражения ее результатов в учете и отчетности; достоверность данных о выполнении плана по объемным показателям; правильность отражения в учете производственных затрат; проверяется качество калькулирования; правильность определения финансовых результатов; соблюдение правильных взаимоотношений основной деятельности с капитальным строительством; проверка правильности образования и использования специальных фондов и другие вопросы. Под рациональностью в принятии решения понимают способ достижения поставленной цели: если путь к цели является правильным, решение считается рациональным. Но эта простейшая проверка на рациональность на практике весьма сложна. Это заключается в том, что трудно отличить путь от цели, так как она может быть началом пути к некоей другой цели. Эту взаимосвязь часто называют цепочкой «путь-цель» или иерархией. Одним из способов прояснить рациональность цепи стало введение разных типов понятия рациональности. Объективная рациональность может быть определена как применимая к тем решениям, которые максимизируют данные ценности в данной ситуации.
Решение является целенаправленно рациональным, когда уточнение средств достижения цели целенаправленно осуществляется отдельным лицом или организацией; решение является организационно рациональным в том случае, если оно преследует цели организации; решение является лично рациональным, если оно направлено на достижение личных целей лица, принимающего решение. Основными моделями принятия управленческих решений являются: 1. Поведенческие модели. Существует много моделей, которые описывают поведенческие аспекты принятия решений и пытаются определить, насколько рациональными являются действия лиц, принимающих решения. Эти модели могут изменяться от полной рациональности, как в случае модели экономической рациональности, до полной иррациональности, как в случае социальной модели. Промежуточное положение занимают модель ограниченной рациональности Саймона и модель эвристических суждений и предпочтений. 2. Модель экономической рациональности. Эта классическая экономическая модель, в которой лицо, принимающее решение является полностью рациональным во всех планах, его решения основываются на результатах экономического анализа. При принятии решения предполагается выполнение следующих условий: • решение полностью рационально в смысле цепи «путь- • имеется полная и непротиворечивая система предпочтений • все возможные варианты известны; • не существует проблемы сложности расчетов, необходимых • вероятностные расчеты понятны и не вызывают опасений. При выполнении этих условии лица, принимающие решения, всегда стремятся максимизировать результаты деятельности предприятия. 3. Модель ограниченной рациональности Саймона. Г. Саймон предложил более реалистичную модель экономической рациональности: 1) при выборе альтернатив менеджеры стремятся к такомуварианту, который удовлетворителен или «достаточно хорош»; 2) менеджеры сознают, что мир, который они воспринимают, является всего лишь упрощенной моделью реального мира. 3) сновной задачей менеджеры считают соответствие некоторым критериям, а не получение максимальных результатов, поэтому они могут сделать выбор без предварительного выявления всех возможных альтернатив; 4) поскольку они считают реальный мир необозримым, менеджеры могут принимать решения на основании относительно простых эмпирических правил, с помощью ремесленных приемов или в силу привычки. Кроме того, имеется много других препятствий социального характера, которые на практике также мешают принятию наилучших решений: сопротивление изменениям, стремление к приобретению статуса, озабоченность имиджем. 4. Социальная модель. Полной противоположностью модели экономической рациональности является социально-психологическая модель. Большинство современных психологов считают, что социально-психологические факторы оказывают серьезное влияние на поведение при принятии решений. 5. Модель эвристических суждений и предпочтений. Модель эвристических суждений и предпочтений возникла в основном под влиянием исследований Канемана и Тверски, теоретических сторонников психологического подхода к принятию решений. Согласно этой модели лица, принимающие решения, во многих случаях полагаются, прежде всего, на интуицию и прошлый опыт. Метод эвристических суждений уменьшает информационные потребности принимающих решения и на практике помогает облегчить принятие решений. Эвристические принципы упрощают решения и помогают тем, кто их принимает, но их использование может привести к ошибкам и просчетам. Многие формы поведения менеджеров иррациональны, и их необходимо учитывать. Новое экономическое понимание рациональности: нововведения, предприниматели, предприятия и прибыль. Комплексы радикальных нововведений, предлагаемые предприятиями, предпринимателями в поиске сверхприбыли рынку являются движущей силой современного экономического развития. Временная монопольная рыночная власть, обеспечиваемая нововведениями, — источник сверхприбыли и инструмент производственного роста. Сверхприбыль получают предприятия, предлагающие рынку радикальные нововведения, которые удовлетворяют новые или существующие потребности новыми способами. Предприятия, имитирующие, т.е. повторяющие, эти нововведения, получают прибыль. Перераспределение ресурсов от предприятий, действующих неэффективно, происходит в конкурентной среде за счет механизмов финансовых рынков. Финансовый рынок обеспечивает обесценивание капитала неэффективных предприятий и вложение средств в наиболее прибыльные предприятия, за счет чего обеспечивается их рост. Кроме того, банки обеспечивают кредитование эффективно действующих предприятий, способных получать сверхприбыли. Кредитные ресурсы становятся недоступны для неэффективных предприятий. Основные цели владельцев и менеджеров успешно действующих предприятий — это достижение максимальных темпов роста цены предприятия или максимизация величины его цены, достижение максимальной капитализированной стоимости предприятия. Менеджеры в таких условиях ограниченно рационально стремятся к максимизации продаж и доли рынка, а не прибыли. Однако довольно значительная часть владельцев и менеджеров малых и средних предприятий довольствуется достигнутым и ограниченно рационально стремится к максимизации текущих прибылей. Такие предприятия, как правило, не имеют в перспективе шансов выжить в конкурентной борьбе. Традиционные методы, используемые в учете и экономическом анализе и основанные на модели экономической рациональности, представлениях неоклассической экономической теории, претерпели в последнее время серьезные изменения. В связи с этим, в последние годы в развитых странах с рыночной экономикой появилось огромное количество методик анализа хозяйственной деятельности. Основу обоснования решений согласно этим методикам составляют фундаментальные положения теорий фирм и рынков, теории финансов, а также положения современных концепций менеджмента. Приведем лишь несколько известных примеров в этой области. Теория портфеля была предложена Гарри Марковицем, который получил за свои труды в 1990 г. Нобелевскую премию. Первоначально эта теория предлагалась для управления портфелем ценных бумаг, в дальнейшем была распространена на портфели заказов, технологий, других элементов бизнеса. Согласно этой теории совокупный уровень риска, присущего хозяйственной деятельности, может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфели. Основная причина снижения риска заключается в отсутствии положительной связи между доходностью большинства видов активов. Теория портфеля предполагает следующее: 1) для минимизации риска следует объединять рисковые активы в портфели; 2) уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля; 3) оптимальный портфель определяется по точке касания кривых безразличия «риск - доходность», характеризующих предпочтения лица, принимающего решения, к кривой, ограничивающей множество эффективных портфелей по критерию максимальной доходности при определенном риске. Модель оценки доходности финансовых активов (Capital Asset Pricing Model — САРМ), конкретизирующая взаимосвязь между уровнем риска и требуемой доходностью, разработана Джоном Линтнером, Яном Мойссином и лауреатом Нобелевской премии по экономике Уильямом Шарпом. Согласно этой модели требуемая доходность рисковых активов представляет собой функцию безрисковой доходности, средней доходности на рынке ценных бумаг и индекса колеблемости доходности данного финансового актива по отношению к доходности на рынке в среднем. Эта модель отражает тот факт, что дополнительный риск должен вознаграждаться дополнительной доходностью. Теория ценообразования опционов. Опцион — это право, но не обязательство купить или продать какие-либо активы по заранее оговоренной цене в течение определенного периода. Опцион может быть реализован или нет, в зависимости от решения его держателя. Модель ценообразования опционов (Option Pricing Model — ОРМ) была предложена в 1973 г. Фишером Блэком и Майроном Шоулзом. Первоначально она, как, и теория портфеля, была предложена для объяснения особенностей финансовых инструментов, в последнее время используется для объяснения выгод сделок с новыми продуктами, технологиями и другими элементами бизнеса, которые по сути являются опционами на преимущества в будущем. ABC — это, пожалуй, самое известное среди менеджеров усовершенствование системы учета. Крупные международные компании («Хьюлет паккард», «Дженерал электрик» и др.) перешли на новые методы бухгалтерского учета. Обычно бухгалтерский учет определял издержки в соответствии с категориями издержек (заработная плата, сырье и материалы и др.). ABC определяет издержки исходя из того, во что обошлись выполнение определенных заданий и реализация конкретных бизнес-процессов. Комплексное управление качеством (Total Quality Management — TQM) — это концепция управления, концентрирующая внимание на удовлетворении и опережении желаний потребителя. TQM представляет собой не целостную теорию или методику, а набор методов, основывающихся на единой системе взглядов. Одной из основ TQM является измерение эффективности самих процессов, осуществляемых на предприятии, а не только их конечных результатов. Группа по усовершенствованию процесса должна установить возможные источники ошибок и после этого распределить точки измерения результатов операций как можно ближе к источникам ошибок. Эти точки измерения также называют «опережающими» показателями, так как они призваны сигнализировать об угрозе неполадки до ее наступления. Экономическая добавленная стоимость — методика экономического управления предприятием, в которой главным критерием оценки проектов и результатов деятельности служит показатель «экономическая добавленная стоимость» (Economic Value Added — EVA), определяемый как «чистая прибыль за вычетом платы за используемый капитал». EVA является изобретением Стерна Стюарта и зарегистрированной торговой маркой компании «Стерн Стюарт и К». Экономическая добавленная стоимость рассчитывается по следующей формуле, которая приводится в этом разделе лишь для иллюстрации сути методики: EVA = (ROI - WACC) х капитал, где ROI (Return On Investment) — доход на капитал как чистая прибыль за год по отношению к капиталу; позже будет да но уточненное определение этого и указанного ниже показателей; WACC (Weighted Average Cost of Capital) — средневзвешенная цена капитала; капитал — весь инвестируемый капитал на начало года за вычетом кредиторской задолженности, по которой не начисляются проценты. Все параметры согласно EVA могут рассчитываться на основе данных бухгалтерского учета, что весьма удобно для аналитиков. Но это является и недостатком методики, в связи тем, что стратегические цели и возможности остаются за пределами анализа. В соответствии с EVA расходы на исследования и разработки, а также маркетинговые издержки считаются инвестициями и амортизируются исходя из срока предполагаемой окупаемости этих затрат. Согласно методике EVA эти затраты делаются с целью получения прибыли в течение последующих лет, а не только в течение того года, в котором они были произведены. Предприятия, имеющие положительную EVA, по существу принимают рациональные решения, а предприятия с отрицательной EVA растрачивают свой капитал и движутся к банкротству. Эффективность EVA обычно иллюстрируют тем, что курс акций компаний, перешедших на использование EVA (например, как это было с компанией «Кока-кола»), незамедлительно резко растет. Сбалансированная оценочная ведомость — методика обоснования стратегических решений на основе системы показателей, которые, собственно, и формируют оценочную ведомость. Термин «сбалансированная оценочная ведомость» был введен в 1992 г. Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном. Сбалансированная оценочная ведомость включает четыре перспективы, оцениваемые группами показателей: обучение и рост, внутренние процессы, потребители, финансы. Таким образом, внимание высшего руководства, нередко смещенное в сторону финансовых показателей, «балансируется», т.е. переключается на другие критически важные для предприятия факторы. Первым этапом является разработка стратегии организации. На ее основании выявляются стратегически важные показатели, составляющие оценочную ведомость уровня предприятия. В каждом отдельном подразделении разрабатываются свои планы, детализирующие общую стратегию, и свои оценочные ведомости. Показатели, входящие в оценочную ведомость, регулярно пересматриваются с тем, чтобы отражать стратегию организации, которая может меняться. Концепция сбалансированной оценочной ведомости, заимствованная из TQM, предусматривает измерение результатов не только внутренних процессов, но и самой стратегии. Авторы методики называют этот процесс «двойной обратной связью». Важной составляющей методики является мотивация работника и обратная связь. Разрабатываются планы поощрений в зависимости от выполнения установленных показателей, предлагается распространять права собственности среди сотрудников, прежде всего среди управленческого персонала. Методика позволяет реализовывать долгосрочную стратегию, делает возможным заблаговременное получение сигналов о возникающих проблемах. Благодаря наличию адекватной информации предприятие может при помощи эконометрического анализа выявлять факторы и зависимости, критически важные для реализации стратегии. Говоря об эффективности методики, обычно подчеркивают, что с ее помощью не только крупным компаниям, но и муниципальным образованиям удается добиваться достижения своих целей.
ЛЕКЦИЯ 3:
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |