Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные основы и информационное обеспечение экономического анализа




1. Организация и этапы проведения анализа.

2. Источники информации для анализа и проверка их достоверности.

3. Модели принятия управленческих решений и их рациональность.

4. Новые экономические основы рациональности и методики анализа.

Успешное проведение аналитической работы зависит от тщательно продуманной ее организации. Внутренняя аналитическая работа должна быть организована как цельная и продуманная система, охватывающая воедино анализ финансово-экономический и технико-экономический, периодический и оперативный, тематический и комплексный с использованием межзаводских сравнений.

На крупных предприятиях существуют специальные структурные подразделения экономического анализа. Называются они по-разному: отдел, бюро, лаборатория. Руководят ими заместители директора по экономике. На тех предприятиях, где таких подразделений нет, анализ осуществляется функциональными отделами: финансовым, снабжения, бухгалтерией, производственным, планово-экономическим отделами и т. д. В то же время необходимость поиска резервов на всех стадиях производственно-хозяйственной деятельности и на всех уровнях производства (от рабочего до руководителя) требует строгого распределения ответственности между всеми звеньями в проведении аналитической работы (организация рабочих мест, грузопотоков, обеспеченность инструментами и материалами, их качество и т. п.).

Аналитическая работа состоит из нескольких этапов:

1) определение целевой установки и объектов анализа;

2) общее ознакомление с объектами анализа и разработка предварительного плана. В плане намечается состав участников, их обязанности, круг источников информации, методика анализа;

3) подбор информации и проверка ее достоверности и качества;

4) изучение информации, применение частных методик, выполнение технико-экономических расчетов;

5) подведение итогов анализа и подсчет выявленных резервов;

6) разработка практических предложений и рекомендаций по мобилизации резервов, ликвидации выявленных недостатков.

Внешний анализ осуществляется учреждениями банка, вышестоящей организацией, финансовыми органами (по предприятиям, находящимся в муниципальной собственности), налоговыми органами, органами статистики, аудиторскими фирмами. Финансовые органы проверяют на подведомственных предприятиях выполнение планов по расходованию бюджетных средств, по налогам, правильность исчисления себестоимости и прибыли, контролируют вопросы ценообразования. Налоговые органы проверяют правильность отчислений налогов в бюджет, достоверность представленной отчетности в части полученной прибыли. Учреждения банка анализируют финансовую отчетность с точки зрения кредитоспособности клиентов, обеспеченность кредитов, проверяют использование кредитов, особенно долгосрочных.
Органы статистики анализируют деятельность министерств и ведомств, экономическое развитие регионов. Вышестоящие организации анализируют деятельность подведомственных предприятий с точки зрения выполнения планов по объемам продукции, полученной прибыли, определяют место каждого предприятия в структуре объединения. При смене руководства проводится, как правило, комплексный анализ.


В экономическом анализе используется различная информация, среди которой ведущее место занимают данные учета и отчетности. В них содержатся наиболее важные и достоверные сведения о хозяйственной деятельности предприятий и объединений, которые сгруппированы на основе научно разработанной системы. В первую очередь привлекаются данные периодической отчетности, которая представляет собой сводную информацию о хозяйственной деятельности. Результаты хозяйственных процессов в ней представлены в обобщающих показателях. При необходимости детализации данных отчетности обращаются к данным учета: бухгалтерского, статистического, оперативного. При анализе ценными являются сведения об изменении норм материальных и трудовых затрат, а также о допущенных отклонениях от норм и их причинах. Для целей анализа привлекается широкий круг вне учетной информации:

1) плановые данные - технический и финансовый планы, а также расчеты к ним, проектно-сметная документация, нормативные материалы, заявки по снабжению.

2) техническая документация - технические паспорта оборудования, разработки технологических процессов, рабочие чертежи, графики производства работ и др.

3) хозяйственно-правовые документы - хозяйственные договоры, контракты, претензии и рекламации, переписка предприятия с налоговыми органами, банком, дебиторами и кредиторами, акты обследований, ревизий, аудиторских проверок.

4) результаты специальных наблюдений, опытов, исследований - результаты лабораторного анализа качества сырья, сертификации продукции, хронометража и фотографий рабочего дня и т. д.

Качество анализа зависит от достоверности используемой информации, поэтому она должна быть предварительно проверена. При проверке следует руководствоваться основными инструктивными материалами по ее составлению, а также стандартами бухгалтерского учета. Применение нормативного материала в практике учетной работы обеспечивает единообразие отражения хозяйственных операций, составления отчетности, достоверность анализа. Проверку достоверности отчетных материалов принято называть предварительной. Она бывает двух видов: формальная (по форме) и ревизионная (по существу).

Формальная проверка отчетности производится налоговыми органами, банками, вышестоящей организацией непосредственно по отчетности и сводится к следующему: проверка соблюдения сроков сдачи отчетности; полноты отчетности; качества оформления отчетности; арифметическая проверка; проверка преемственности отчетных данных; проверка взаимной согласованности или увязки показателей, приводимых в различных формах отчетности.

Увязки бывают двух видов: простые и сложные. Простые состоят в том, что один и тот же показатель представлен в двух или более формах отчетности. Сложные состоят в том, что между некоторыми показателями, приводимыми в различных формах отчетности, должна быть выдержана определенная взаимосвязь, как правило, балансового типа (баланс движения основных средств, баланс товарной продукции, баланс износа).

Ревизионная проверка проводится в плановом порядке или в тех случаях, когда возникают сомнения в достоверности отчетных данных. Эта проверка осуществляется непосредственно на предприятии и охватывает следующие вопросы: своевременность и полнота инвентаризации, правильность отражения ее результатов в учете и отчетности; достоверность данных о выполнении плана по объемным показателям; правильность отражения в учете производственных затрат; проверяется качество калькулирования; правильность определения финансовых результатов; соблюдение правильных взаимоотношений основной деятельности с капитальным строительством; проверка правильности образования и использования специальных фондов и другие вопросы.

Под рациональностью в принятии решения понимают способ достижения поставлен­ной цели: если путь к цели является правильным, решение счи­тается рациональным. Но эта простейшая проверка на рациональ­ность на практике весьма сложна. Это заключается в том, что трудно отличить путь от цели, так как она может быть началом пути к некоей другой цели. Эту взаимосвязь часто называют цепочкой «путь-цель» или иерархией.

Одним из способов прояснить рациональность цепи стало введение разных типов понятия рациональности. Объективная рациональность может быть определена как применимая к тем решениям, которые максимизируют данные ценности в данной ситуации.

Субъективная рациональность может иметь место в том случае, когда решение максимизирует достижения относительно имею­щихся у данного субъекта знаний. Осознанная рациональность может быть применима к решениям, при которых ориентация средств достижения и самой конечной цели осуществляется со­знательно.

Решение является целенаправленно рациональным, когда уточ­нение средств достижения цели целенаправленно осуществляется отдельным лицом или организацией; решение является органи­зационно рациональным в том случае, если оно преследует цели организации; решение является лично рациональным, если оно направлено на достижение личных целей лица, принимающего решение.

Основными моделями принятия управленческих решений являются:

1. Поведенческие модели. Существует много моделей, которые описывают поведенческие аспекты принятия решений и пытаются определить, насколько рациональными являются действия лиц, принимающих решения. Эти модели могут изменяться от полной рациональности, как в случае модели экономической рациональности, до полной иррациональности, как в случае социальной модели. Промежу­точное положение занимают модель ограниченной рациональ­ности Саймона и модель эвристических суждений и предпочте­ний.

2. Модель экономической рациональности. Эта классическая эко­номическая модель, в которой лицо, принимающее решение является полностью рациональным во всех планах, его решения основываются на результатах экономического анализа. При при­нятии решения предполагается выполнение следующих условий:

• решение полностью рационально в смысле цепи «путь-
цель»;

• имеется полная и непротиворечивая система предпочтений
и критериев выбора, которая позволяет сделать выбор из
имеющихся вариантов;

• все возможные варианты известны;

• не существует проблемы сложности расчетов, необходимых
для определения наилучших альтернатив;

• вероятностные расчеты понятны и не вызывают опасений.

При выполнении этих условии лица, принимающие решения, всегда стремятся максимизировать результаты деятельности пред­приятия.

3. Модель ограниченной рациональности Саймона. Г. Саймон предложил более реалистичную модель экономической рацио­нальности:

1) при выборе альтернатив менеджеры стремятся к такомуварианту, который удовлетворителен или «достаточно хорош»;

2) менеджеры сознают, что мир, который они воспринима­ют, является всего лишь упрощенной моделью реального мира.

3) сновной задачей менеджеры считают соответствие некоторым критериям, а не получение максимальных результатов, поэтому они могут сделать выбор без предварительного выявления всех возможных альтернатив;

4) поскольку они считают реальный мир необозримым, ме­неджеры могут принимать решения на основании относитель­но простых эмпирических правил, с помощью ремесленных при­емов или в силу привычки.

Кроме того, имеется много других препятствий социального характера, которые на практике также мешают принятию наилучших решений: сопротивление изменениям, стремление к приобретению статуса, озабоченность имиджем.

4. Социальная модель. Полной противоположностью модели экономической рациональности является социально-психологи­ческая модель. Большинство современных психологов считают, что социально-психологические факторы оказывают серьезное влияние на поведение при принятии решений.

5. Модель эвристических суждений и предпочтений. Модель эв­ристических суждений и предпочтений возникла в основном под влиянием исследований Канемана и Тверски, теоретических сторонников психологического подхода к принятию решений. Согласно этой модели лица, принимающие решения, во многих случаях полагаются, прежде всего, на интуицию и прошлый опыт. Метод эвристических суждений уменьшает ин­формационные потребности принимающих решения и на прак­тике помогает облегчить принятие решений. Эвристические прин­ципы упрощают решения и помогают тем, кто их принимает, но их использование может привести к ошибкам и просчетам.

Многие формы поведения менеджеров иррациональны, и их необходимо учитывать.

Новое экономическое понимание рациональности: нововведения, предприниматели, предприятия и прибыль. Комплексы радикальных нововведений, предлагаемые предприятиями, предпринимателями в поиске сверхприбыли рынку являются движущей силой современного экономического раз­вития. Временная монопольная рыночная власть, обеспечивае­мая нововведениями, — источник сверхприбыли и инструмент производственного роста. Сверхприбыль получают предприятия, предлагающие рынку радикальные нововведения, которые удов­летворяют новые или существующие потребности новыми спо­собами. Предприятия, имитирующие, т.е. повторяющие, эти но­вовведения, получают прибыль. Перераспределение ресурсов от предприятий, действующих неэффективно, происходит в конку­рентной среде за счет механизмов финансовых рынков. Финан­совый рынок обеспечивает обесценивание капитала неэффективных предприятий и вложение средств в наиболее прибыльные пред­приятия, за счет чего обеспечивается их рост. Кроме того, банки обеспечивают кредитование эффективно действующих предпри­ятий, способных получать сверхприбыли. Кредитные ресурсы становятся недоступны для неэффективных предприятий.

Основные цели владельцев и менеджеров успешно действующих предприятий — это достиже­ние максимальных темпов роста цены предприятия или макси­мизация величины его цены, достижение максимальной капи­тализированной стоимости предприятия. Менеджеры в таких ус­ловиях ограниченно рационально стремятся к максимизации продаж и доли рынка, а не прибыли.

Однако довольно значительная часть владельцев и менедже­ров малых и средних предприятий довольствуется достигнутым и ограниченно рационально стремится к максимизации текущих прибылей. Такие предприятия, как правило, не имеют в перс­пективе шансов выжить в конкурентной борьбе.

Традиционные методы, используемые в учете и экономическом анализе и основанные на модели экономической рациональности, представлениях нео­классической экономической теории, претерпели в последнее время серьезные изменения. В связи с этим, в последние годы в развитых странах с рыночной экономикой появилось огромное количество методик анализа хозяйственной деятельности. Основу обоснования решений согласно этим методикам составляют фундаментальные положения теорий фирм и рынков, теории финан­сов, а так­же положения современных концепций менеджмента. Приведем лишь несколько известных примеров в этой области.

Теория портфеля была предложена Гарри Марковицем, который получил за свои труды в 1990 г. Нобелевскую премию. Перво­начально эта теория предлагалась для управления портфелем ценных бумаг, в дальнейшем была распространена на портфели заказов, технологий, других элементов бизнеса. Согласно этой теории совокупный уровень риска, присущего хозяйственной деятельности, может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфели. Основная причина снижения риска заклю­чается в отсутствии положительной связи между доходностью большинства видов активов.

Теория портфеля предполагает следующее: 1) для минимиза­ции риска следует объединять рисковые активы в портфели; 2) уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля; 3) оптимальный портфель определяется по точке ка­сания кривых безразличия «риск - доходность», характеризующих предпочтения лица, принимающего решения, к кривой, ограни­чивающей множество эффективных портфелей по критерию максимальной доходности при определенном риске.

Модель оценки доходности финансовых активов (Capital Asset Pricing Model — САРМ), конкретизирующая взаимосвязь между уровнем риска и требуемой доходностью, разработана Джоном Линтнером, Яном Мойссином и лауреатом Нобелевской премии по экономике Уильямом Шарпом. Согласно этой модели требу­емая доходность рисковых активов представляет собой функцию безрисковой доходности, средней доходности на рынке ценных бумаг и индекса колеблемости доходности данного финансово­го актива по отношению к доходности на рынке в среднем. Эта модель отражает тот факт, что дополнительный риск должен вознаграждаться дополнительной доходностью.

Теория ценообразования опционов. Опцион — это право, но не обязательство купить или продать какие-либо активы по зара­нее оговоренной цене в течение определенного периода. Опци­он может быть реализован или нет, в зависимости от решения его держателя. Модель ценообразования опцио­нов (Option Pricing Model — ОРМ) была предложена в 1973 г. Фишером Блэком и Майроном Шоулзом. Первоначально она, как, и теория портфеля, была предложена для объяснения особенно­стей финансовых инструментов, в последнее время использует­ся для объяснения выгод сделок с новыми продуктами, техно­логиями и другими элементами бизнеса, которые по сути явля­ются опционами на преимущества в будущем.

ABC — это, пожалуй, самое известное среди менеджеров усо­вершенствование системы учета. Крупные международные ком­пании («Хьюлет паккард», «Дженерал электрик» и др.) перешли на новые методы бухгалтерского учета. Обычно бухгалтерский учет определял из­держки в соответствии с категориями издержек (заработная плата, сырье и материалы и др.). ABC определяет издержки исходя из того, во что обошлись выполнение определенных заданий и ре­ализация конкретных бизнес-процессов.

Комплексное управление качеством (Total Quality Management — TQM) — это концепция управления, концентрирующая внима­ние на удовлетворении и опережении желаний потребителя. TQM представляет собой не целостную теорию или методику, а набор методов, основывающихся на единой системе взглядов.

Одной из основ TQM является измерение эффективности самих процессов, осуществляемых на предприятии, а не толь­ко их конечных результатов. Группа по усовершенствованию процесса должна установить возможные источники ошибок и после этого распределить точки измерения результатов опера­ций как можно ближе к источникам ошибок. Эти точки изме­рения также называют «опережающими» показателями, так как они призваны сигнализировать об угрозе неполадки до ее на­ступления.

Экономическая добавленная стоимость — методика экономи­ческого управления предприятием, в которой главным критерием оценки проектов и результатов деятельности служит показатель «экономическая добавленная стоимость» (Economic Value Added — EVA), определяемый как «чистая прибыль за вычетом платы за используемый капитал». EVA является изобретением Стерна Стюарта и зарегистрированной торговой маркой компании «Стерн Стюарт и К». Экономическая добавленная стоимость рассчиты­вается по следующей формуле, которая приводится в этом раз­деле лишь для иллюстрации сути методики:

EVA = (ROI - WACC) х капитал,

где ROI (Return On Investment) — доход на капитал как чистая прибыль за год по отношению к капиталу; позже будет да но уточненное определение этого и указанного ниже показателей;

WACC (Weighted Average Cost of Capital) — средневзвешен­ная цена капитала;

капитал — весь инвестируемый капитал на начало года за вычетом кредиторской задолженности, по которой не начисляются проценты.

Все параметры согласно EVA могут рассчитываться на осно­ве данных бухгалтерского учета, что весьма удобно для анали­тиков. Но это является и недостатком методики, в связи тем, что стратегические цели и возможности остаются за пределами ана­лиза. В соответствии с EVA расходы на исследования и разра­ботки, а также маркетинговые издержки считаются инвестици­ями и амортизируются исходя из срока предполагаемой окупае­мости этих затрат. Согласно методике EVA эти затраты делаются с целью получения прибыли в течение последующих лет, а не только в течение того года, в котором они были произведены.

Предприятия, имеющие положительную EVA, по существу принимают рациональные решения, а предприятия с отрицательной EVA растрачивают свой капитал и движутся к банкротству. Эф­фективность EVA обычно иллюстрируют тем, что курс акций ком­паний, перешедших на использование EVA (например, как это было с компанией «Кока-кола»), незамедлительно резко растет.

Сбалансированная оценочная ведомость — методика обоснования стратегических решений на основе системы показателей, кото­рые, собственно, и формируют оценочную ведомость. Термин «сбалансированная оценочная ведомость» был введен в 1992 г. Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном.

Сбалансированная оценочная ведомость включает четыре перспективы, оцениваемые группами показателей: обучение и рост, внутренние процессы, потребители, финансы. Таким об­разом, внимание высшего руководства, нередко смещенное в сторону финансовых показателей, «балансируется», т.е. переклю­чается на другие критически важные для предприятия факторы.

Первым этапом является разработка стратегии организации. На ее основании выявляются стратегически важные показатели, составляющие оценочную ведомость уровня предприятия. В каждом отдельном подразделении разрабатываются свои планы, де­тализирующие общую стратегию, и свои оценочные ведомости. Показатели, входящие в оценочную ведомость, регулярно пере­сматриваются с тем, чтобы отражать стратегию организации, которая может меняться.

Концепция сбалансированной оценочной ведомости, заимство­ванная из TQM, предусматривает измерение результатов не только внутренних процессов, но и самой стратегии. Авторы методики называют этот процесс «двойной обратной связью».

Важной составляющей методики является мотивация работ­ника и обратная связь. Разрабатываются планы поощрений в зависимости от выполнения установленных показателей, пред­лагается распространять права собственности среди сотрудников, прежде всего среди управленческого персонала.

Методика позволяет реализовывать долгосрочную стратегию, делает возможным заблаговременное получение сигналов о воз­никающих проблемах. Благодаря наличию адекватной информа­ции предприятие может при помощи эконометрического анализа выявлять факторы и зависимости, критически важные для реа­лизации стратегии. Говоря об эффективности методики, обыч­но подчеркивают, что с ее помощью не только крупным компа­ниям, но и муниципальным образованиям удается добиваться достижения своих целей.

 


ЛЕКЦИЯ 3:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.