КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Опыт социальной защиты детей, испытывающих жестокое обращение и насилие
Тема 10. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ИХ СЕМЬЯМИ Тема 9. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ ТЕМА 8. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДИ БЕЗРАБОТНЫХ, С МИГРАНТАМИ, БЕЖЕНЦАМИ И БЕЗДОМНЫМИ, С ЖЕРТВАМИ ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ. Тема 6. ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ. ТЕМА 5. МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЫЕ НУЖДЫ. Тема 4. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ И НАСИЛИЕ. ТЕМА 7. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. Основные понятия - Численность детей - Детская смертность - Здоровье детей - Инвалидность детей - Образование детей - Дети вне школы - Объективное ограничение жизнедеятельности - Нестабильность семейной жизни - Дети в неполной семье - Внебрачная рождаемость - Разводы - Дети в многодетной семье - Кризис семейных связей - Дети улицы - Брошенные дети - Беспризорные дети - Дети-беглецы - Дети-сироты - Выявление детей, оставшихся без попечения родителей - Устройство детей, оставшихся без попечения родителей - Передача на воспитание в семью - Усыновление (удочерение) - Опека и попечительство - Дети, страдающие алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией - Преступность среди детей и подростков - Жестокое обращение с детьми - Сексуальное насилие над детьми - Признаки жестокости и насилия по отношению к детям. СОСТОЯНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) - Семейный Кодекс Российской Федерации, ст. 54. В практике социального и медицинского обслуживания, в педагогике, в ряде других случаев выделяются также: грудные дети - от рождения до возраста 1 год; дети дошкольного возраста - от года до 6-7 лет (иногда с разделением на младший дошкольный - 1 - 3 года, и старший дошкольный - 4 - 6 лет); дети младшего школьного возраста - 7 - 10 лет; подростки - 13-14 - 17-18 лет.
Численность детей и подростков в российской Федерации составляла в 1994г. 38.3 млн. человек, то есть 25.9% от в сего населения. За 1994г. родилось около 1,4 млн. младенцев, что несколько выше, чем в 1993 г. но значительно ниже того уровня рождаемости, который был до начала радикальных экономических реформ. (Все цифровые данные, кроме специально оговоренных, приведены по состоянию на конец 1994 г.). Детская смертность в возрасте от рождения до одного года продолжает оставаться весьма высокой - 18,6 на тысячу родившихся живыми, хотя за последние годы наблюдается некоторое сокращение ее величины. Напомним, что в США этот показатель - менее 10, а в Японии приблизительно 5. Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет равен 23 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения. Здоровье детей зависит от физического и генетического здоровья родителей, полноценности питания, ухода и содержания, состояния окружающей среды и социально-гигиенических показателей жизни. На ухудшение здоровья детей оказывает влияние ухудшение здоровья родителей, белково-витаминный дефицит в питании беременных женщин и самих детей, ухудшение экологической ситуации, снижение возможностей здравоохранения; снижение уровня и качества жизни большинства населения. В последние годы наблюдается устойчивый рост заболеваемости инфекционными заболеваниями, в т.ч. дифтерией; ('социальными болезнями} - туберкулезом, заболеваниями, передающимися половым путем, в т.ч. СПИД ом; онкологическими заболеваниями. Инвалидность детей может быть врожденной, обусловленной наследственными или генетическими заболеваниями, неблагоприятными воздействиями в период внутриутробного развития; и приобретенной - вызванной осложнениями родов, несчастными случаями или заболеваниями в период роста.
Число детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, состоящих на учете в органах социальной защиты населения и получающих социальные пенсии, составляло 398.9 тыс. человек, что на 54 тыс. человек больше, чем в 1993 г. Эти данные нельзя считать исчерпывающими, ибо уровень выявления больных детей пока еще недостаточен, хотя внимание к состоянию здоровья детей с первых дней их жизни, в известной мере увеличилось. Большая часть прироста инвалидности вызвана снижением уровня и качества жизни населения. 32 тысячи детей-инвалидов с различными формами умственной отсталости или физическими дефектами проживают в домах-интернатах, большая же часть их содержится и воспитывается в семьях. В школах для детей с недостатками умственного или физического развития обучалось 267.6 тыс. детей. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ детей-инвалидов связаны с возможностью их обучения, адаптации к внешней среде, организацией окружающего мира в дружественном по отношению к инвалиду плане (например, безбарьерная городская среда), преодолением их изолированности и отчуждения, максимальным сохранением их семейных связей, созданием возможности полной или частичной трудовой самообеспеченности. Образов анис детей: основное общее образование является в нашей стране обязательным, родители (лица, их заменяющие) обязаны обеспечить его получение. Виды образовательных учреждений и формы обучения могут быть различными - родителям (с учетом мнения детей) предоставляется право выбора образовательного учреждения либо, при нежелании или невозможности его посещения, обучения детей на дому, в соответствии с государственными стандартами основного общего образования. В 1994/1995 учебном году в дневных общеобразовательных школах обучалось 21,1 млн. человек, причем около четверти из них - во вторую смену, а почти сто тысяч - в третью, что вызвано нехваткой мест в школах. Растет число альтернативных форм обучения. Так, 659 тыс. учеников посещало гимназии и 345 тыс. человек - лицеи, которые, по своему статусу, должны давать среднее образование более высокого уровня, чем просто общеобразовательные школы, предоставлять ученикам возможность углубленного изучения ряда предметов. Около 40 тыс. учащихся посещало 447 негосударственных школ.
Дети вне школы: К сожалению, статистика не учитывает, сколько детей только числилось в школе, фактически не посещая занятий, сколько оставило ее совсем. В силу ряда социально-экономических и морально-психологических причин возможность и желание окончить школу, получить полноценное среднее образование становится значительно слабее у большого числа школьников. Экономические трудности и ослабление связей в семье, снижение внимания школы к своим ученикам, неразвитость служб социальной работы и социальной педагогики, которые должны осуществлять надзор за несовершеннолетними жителями подведомственной территории, развитие бродяжничества и беспризорности препятствуют продолжению образования. Низкий уровень оплаты труда большинства специалистов с высшим образованием, несопряжснность высоких доходов [новых русских] с уровнем образования и квалификации снижают престиж образования в среде молодежи. Поэтому, хотя и возрастает число обучающихся в вечерних школах детей в возрасте до 15 лет- это те, кто вынужден по экономическим и иным причинам оставить дневную школу и сочетать работу с обучением в вечерней школе, - но значительная часть молодежи в стране не имеет среднего образования (20%) и нигде не учится. Тем самым их возможности для социального старта являются резко ограниченными. Основные социальные проблемы детей вызваны как их объективным психофизиологическим статусом, так и состоянием общества, в котором они живут. Ребенок рождается слабым, всецело зависимым от взрослых, нуждающимся в уходе, снабжении пищей, в заботе и воспитании. Он должен научиться всему запасу знаний, который необходим для жизни в данном обществе. Поэтому объективное ограничение жизнедеятельности, зависимость от других, неполная самостоятельность и субъектность присущи детям в любом обществе. Это выражается также в том, что ребенок до достижения совершеннолетия не имеет права самостоятельно распоряжаться своим имуществом, быть субъектом права, целиком отвечать за свои действия (исключения из этих правил устанавливаются судом).
Ограничение права жить и воспитываться в семье, зафиксированного в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного семейного образа жизни, ростом внебрачной рождаемости. Увеличением числа разводов, ростом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказов от детей. Возрастает число неполных семей. Внебрачная рождаемость возрастает, вне зарегистрированного брака родилось 275,8 тыс. младенцев, что составляет в среднем около 20% от общего числа рожденных в 1994 году. Количество разводов возрастает, и тенденции изменения подобной направленности брачно-семейных отношений пока не видно. В результате распада 680 тыс. брачных пар в 1994 г. остались без одного из родителей 613 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Вообще же в неполных семьях живет пятая часть семей с детьми. Дети, растущие в неполных семьях, несут на себе груз целого ряда специфических проблем, где на первом месте проблема мало обеспеченности - главами неполных семей являются, в большинстве своем, женщины, а их доходы в среднем значительно меньше, чем у мужчин. Кроме того, уровень оплаты труда, издавна ориентированный на двойную семейную зарплату, в годы экономической реформы рос со скоростью, резко уступающей темпу роста цен. Поэтому подавляющее большинство неполных семей относится по государственной статистике к малообеспеченным, а фактически - к бедным. Кроме того, дети из неполных испытывают трудности в полоролевой самоидентификации, они не видят на опыте родителей, как должны вести себя мужчины и женщины в семейной жизни. Это вызывает сбои их собственной семейной жизни в будущем, поэтому семьи детей, выросших без одного из родителей, распадаются статистически чаще, чем семьи детей из полных семей. Положение детей в семье зависит от ряда факторов, среди которых как структурные особенности семьи, характер ее функциональных связей и ценностных ориентации, так и социально-экономические условия, демографическая специфика. Так, многодетные семьи отличаются от средней малодетных не только большими трудностями в экономическом обеспечении каждого ребенка, но и в большей частоте заболеваний детей, особенно после третьего-четвертого по порядку рождения, сниженной самооценкой детей, трудностями в обучении. Число многодетных семей и степень многодетности неуклонно сокращаются. Сегодня их удельный вес равен 9,4% всех семей с детьми, причем три четверти всех семей - трехдетные. В последние годы происходят кризисные явления в структуре семейных связей, так как многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже физиологический уровень содержания. Кроме того, агрессивная реклама внедряет особенно влияющие на неокрепшую детскую психику стандарты потребления, недоступные большинству семей. Нередко дети вынуждены бросать школу и зарабатывать деньги. Порой они становятся главными кормильцами семьи, когда родители теряют работу или зарплата на работе им не выплачивается. Это не может не воздействовать на качественный состав и интенсивность семейных связей. Психологически, социально и морально травмирующим фактором является не только бедность, невозможность иметь вещи как у всех, недостаточное и некачественное питание. Сложившаяся ситуация тотально разрушает мир ребенка, подростка, прежде всего, потому, что родители, его естественные защитники, оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада, достаточность средств к существованию. Это положение, болезненное и для взрослых, нарушает уверенность ребенка в своей безопасности, защищенности, и эта "травма детства", по наблюдениям психологов, будет отрицательно сказываться на его психическом и физическом здоровье, коммуникациях с другими людьми, деловых успехах и семейной жизни. Подобные социально-экономические явления, а также распад системы ценностей и норм, характерных для многовекового существования нашего народа, привел к вытеснению множества детей на улицы. Точных статистических данных о тех, кого называют дети улицы, не существует - эксперты сходятся во мнении, что речь идет о десятках и сотнях тысяч. Они находятся на грани между нормальной адаптированностью к функционированию в социальной системе и дезадаптацией, вернее, адаптацией к системе асоциальной, основанной на видах деятельности и типах связей, отклоняющихся от нормы. К сожалению, им очень трудно найти для себя нишу вне привычных норм общества (родительского дома) и в то же время вне криминальной среды. При продолжении движения по этому пути детей и подростков ждет бродяжничество, проституция, нищенство и воровство, вовлечение в преступный бизнес взрослых, алкоголизм и наркомания. Учитывая, что семейные и социальные связи таких детей сохранились, пусть в свернутом, "спящем" виде, социальная работа с ними может быть выделена в особый раздел, отличающийся от работы с бродягами и бездомными, с одной стороны, и с трудными детьми в семье - с другой. В данной ситуации необходимо привлечение этих детей, создание для них места и среды общения помимо уличных, восстановление их социального функционирования, создание возможности для посильной работы и заработка, возвращение в школу. Брошенные дети - пример следующей стадии распада семейных связей. В подобное состояние дети могут попасть сразу после рождения (отказ от новорожденных младенцев в роддоме). Такие дети поступают в Дом ребенка}, медицинское учреждение, где содержатся до трех лет, а впоследствии переходят в детский дом, если не будут усыновлены. Мать имеет право забрать оставленного ребенка, если он не усыновлен другой семьей. Крайний случай - новорожденные, оставленные после родов в пустых домах, подвалах, либо в буквальном смысле слова выброшенные матерью. Оказавшись без ухода и кормления в самый уязвимый период жизни, такие младенцы обычно погибают. Подобное поведение по отношению к детям характерно более всего для несовершеннолетних матерей и женщин, не имеющих прочной позиции в жизни и постоянного места жительства - например, для беженцев, иностранных рабочих, юных проституток. Дети более старшего возраста могут оказаться брошенными прежде всего в результате пьянства родителей, ведущего к распаду личности, соматическим и психическим заболеваниям или смерти. Такие дети поступают под надзор органов опеки и попечительства и органов социальной защиты населения и определяются в центры (отделения) реабилитации несовершеннолетних детей и подростков. Беспризорные дети частично состоят из брошенных детей, находящихся вне попечения соответствующих органов, частично из детей, бежавших из дома, беженцев и т.д. Их сосредоточение характерно для больших городов, крупных транспортных и портовых центров, более теплых мест. Они ночуют в подвалах, выселенных домах, на вокзалах и в других местах, где можно укрыться от холода. Средства для жизни добываются попрошайничеством, проституцией, мелким воровством и участием в преступной деятельности взрослых. Среди них распространены болезни, в том числе туберкулез и заболевания, передающиеся половым путем, ранний алкоголизм и наркомания. Отсутствие образования обрекает тех из них, кто выживет в этих суровых условиях, на маргинальное положение на всю оставшуюся жизнь. Работа с ними заключается в привлечении (доставлении) в приюты и центры по реабилитации детей и подростков, лечении и оздоровлении, социально-психологической реабилитации, педагогической коррекции, восстановлении (если это целесообразно и отвечает интересам ребенка) семейных связей, возможно, в передаче в опекунскую семью или усыновлении, или же в передаче в детский дом. Дети-беглецы покидают дом или учреждение социального обслуживания в силу различных причин. Во-первых, речь может идти об определенных врожденных психических образованиях, ведущих к психологической неустойчивости, склонности к номадизму (кочевничеству). Во-вторых, подобные склонности могут быть результатом приобретенного заболевания, ослабления нервной системы, неадекватной социализации или дефектов воспитания. В возрасте пубертатного кризиса многие дети проявляют склонность к побегам из дома, особенно носители гипертимной акцентуации. Как правило, это проходит по окончании данного периода. Однако чаще всего стремление к побегу проявляется как реакция на какие-то травмирующие факторы дома, в школе или в подростковой среде. Дети могут покидать дом из-за физического, психического или сексуального насилия близких, из-за нищеты и необеспеченности в семье, из-за обиды на родственников, порожденной их нечуткостью или непониманием проблем или переживаний ребенка. Школа может внести свой вклад в выталкивание детей из дома психической травлей отдельных учеников, попытками заставить семью физическими воздействиями на ребенка исправить свой собственный педагогический брак. Иногда причиной побегов становится незащищенность детей и подростков от жестокостей и издевательств со стороны уличных группировок. Дети, бегущие из приютов, центров реабилитации, детских домов и других учреждений, как правило, реагируют на жестокость и принуждение, причем под принуждением может подразумеваться простое подчинение режиму, от которого дети-беглецы отвыкли. Чем дольше ребенок существует на улице, в условиях специфических законов бродяжнической жизни, тем сложнее происходит его реабилитация. Число детей-сирот возрастает, что вызвано неблагоприятной динами кой смертности лиц трудоспособного возраста, ростом самоубийств, последствиями вооруженных конфликтов и преступных актов. Увеличиваются также размеры социального сиротства, когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей или по крайней мере одного из них. В 1994 г. В России учтено 482,6 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, страдающие алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией - сравнительно новое явление нашей действительности. Это, в первую очередь, дети из неблагополучных семей, где зависимостями страдает кто-то из родственников; иногда алкоголизм является врожденным и передастся от матери, пьющей и в период беременности. Часто подобное явление распространено среди безнадзорных и беспризорных, бродяжничающих детей. Однако широкая пропаганда потребления спиртных напитков, социальная и политическая нестабильность в стране и в "ближнем зарубежье", легкость контрабанды алкогольной продукции и наркотических веществ приводят к тому, что подобная участь может постичь и детей из благополучных семей - по некоторым исследованиям, употребление наркотиков достаточно распространено среди старшеклассников и студентов престижных вузов. Средства борьбы с этим включают в себя общесоциальные меры, как то усиление контроля над немедицинским употреблением наркотических средств, более действенные меры по блокированию ввоза в страну наркотиков или исходных компонентов для их приготовления, ограничение пропаганды и рекламы алкоголя и в целом образа жизни, включающего действующие на психику средства, продвижение традиций здорового образа жизни. Из специальных мер воздействия следует назвать лечение алкоголизма и наркомании, создание групп взаимопомощи для создания среды общения людей, готовых обходиться без наркотических веществ (типа "Анонимных алкоголиков" и т.п.). Очень важно также с раннего возраста доводить до детей информацию о вреде наркотических веществ (включая табак) и создавать возможности для занятий и провождения времени, исключающего наркотики. Преступность среди детей и подростков растет. За 1994 г. выявлено 201 тыс. несовершеннолетних преступников, причем учитывались лишь противоправные действия лиц от 14 до 17 лет. Нередки случаи появления подростковых групп или вовлечения детей в преступную активность взрослых. Это проявление симптома общего социального и морального неблагополучия. Устранить подобное явление возможно только путем усиления стабильности и социальной справедливости в обществе, повышением внимания к детям и подросткам в семье, в школе и на улице. Социальная работа в воспитательно-исправительных учреждениях для детей и подростков должна включать в себя личностную диагностику, социальную и психологическую реабилитацию, создание предпосылок для возвращения к нормальной жизни после отбытия наказания, содействие в получении профессии и образования. Жестокое обращение с детьми в значительной степени скрыто от посторонних глаз, оно имеет место дома, в школе, на улице. Чаще всего ребенок подвергается жестокому обращению со стороны своих близких - родителей, иных родственников. Это выражается не только в моральной и психологической жестокости - насмешках, издевательствах над ребенком, угрозах, ложных обвинениях, но и в психологической холодности, оставлении без поддержки и защиты. Социальная жестокость может заключаться в воспрепятствовании ребенку в получении образования, общении со сверстниками, других препятствиях, которые нарушают нормальное социальное функционирование ребенка. Брутальная жестокость заключается в нанесении побоев, ран, увечий, что может совершаться систематически в течение длительного времени. Жестокость в семье, особенно со стороны отчима (мачехи) - одна из причин частых побегов детей из дома. Сексуальное насилие может не носить брутального (грубого) характера, но по вредному воздействию на физическое и психическое здоровье ребенка не уступает ему. К нему нередко прибегают отчимы или отцы, проведшие вдали от своих детей (например, в заключении) длительное время, лица интеллектуально и эмоционально сниженные. Иногда сами дети предлагают свои сексуальные услуги как средство защититься от избиений, купить немного внимания и ласки. В нашей стране весьма мало исследован вопрос о половых отношениях между братьями и сестрами, хотя пример других стран показывает, что число таких случаев может доходить до 20%. Частично провоцирующим фактором может служить бытовая скученность, отсутствие отдельных помещений у детей разного пола. Дети, подвергающиеся любому виду насилия, получают травму, которая будет сказываться всю жизнь. Их нужно оградить от воздействия насилия, если необходимо, то и при помощи удаления из семьи. Им должна быть оказана специализированная медико-психологическая помощь. Социальный работник должен знать признаки жестокого обращения с детьми в семье, чтобы иметь возможность выявить подобный случай. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Работа с детьми-беглецами Дети-беглецы должны доставляться в специализированные детские учреждения, хотя, безусловно, было бы более желательно, если бы они сами были информированы о наличии таких приютов, возможности воспользоваться ими, и приходили туда по своей воле. Пока этого нет или такие побуждения недостаточны, работники правоохранительных органов, социальные работники и волонтеры из молодежных служб должны определять детей в подобные центры, где они в первую очередь проходят медицинское обследование, лечение от педикулеза и чесотки, обморожения и ознобления, при необходимости - от других заболеваний. Длительное недоедание провоцирует нередко у них пищевой психоз, поэтому нормы питания и порядок кормления таких детей должны отличаться от обычных. В дальнейшем подобные дети должны определяться для более длительного (постоянного) проживания в соответствующие воспитательные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты, на усыновление. При любом варианте их дальнейшего будущего важную часть работы с ними составляет психологическая реабилитация и коррекция и педагогическая помощь с целью дать им возможность получить как минимум общее среднее образование, без чего перспективы их социального развития будут крайне ограниченными. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания недееспособными, болезни родителей, их длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказа взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства. Эти органы ведут учет таких детей, избирают конкретные формы их устройства и осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Органами опеки и попечительства являются органы МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Должностные лица (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, подвергающихся жестокому обращению, детях, интересы которых пренебрегаются, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей: такие дети подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные, лечебные, учреждения социальной защиты и иные). Передача на воспитание в семью может быть произведена, если ребенок по состоянию здоровья или иным показателям, может быть отпущен из реабилитационного (лечебного, воспитательного или иного) учреждения. Руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в местный орган опеки и попечительства. Тот, в свою очередь, в месячный срок обеспечивает устройств о ребенка, и. при невозможности передать ребенка на воспитание в семью, передаст сведения о нем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для централизованного учета. Если в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке орган исполнительной власти субъекта РФ не может организовать устройство такого ребенка в семье граждан, проживающих на данной территории, то он информирует об этом ребенке федеральный орган исполнительной власти, который организует устройство ребенка в семью граждан Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности в течение трех месяцев - в семью иностранных граждан. Усыновление (удочерение) допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Как правило, усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в том случае, если нет возможности передать этих детей в семью родственников независимо от места жительства, либо в семью граждан Российской Федерации. Усыновление проводится со времени вступления в действие Семейного кодекса РФ решением суда по заявлению лица, желающего усыновить ребенка (до этого - постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации). Между усыновителем (усыновителями) и усыновленным возникают отношения, возникают права и обязанности, приравненные к родственным по происхождению. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна составлять не менее 16 лет. Ребенок, достигший возраста 10 лет, может быть усыновлен (передан в семью) только с его согласия. Отдельные категории лиц не могут быть усыновителями. Тайна усыновления охраняется законом, для чего решением ссуда могут быть изменены данные об имени, отчестве, фамилии, месте и дате рождения ребенка. Судебным путем усыновление может быть отменено в случае жестокого обращения с ребенком, хронического алкоголизма или наркомании усыновители и Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Признаки жестокого обращения с детьми в семье или насилия над ними: - отставание ребенка в росте и развитии; - слишком ранняя не по возрасту информированность о сексуальных отношениях; - пугливость, тревожность, стремление спрятаться, вздрагивание при резких звуках или жестах; - синяки, ссадины, царапины на коже; - следы крови из ушей, кровоизлияния в белки глаз; - следы крови или спермы на одежде. Понятно, что некоторые из этих признаков могут быть единичными, случайными (например, царапины и ссадины как результат детской игры) или вызваны иными причинами (отставание в росте и развитии как результат болезни или недоедания). Свидетельства самого ребенка должны также приниматься во внимание, хотя отсутствие жалоб может быть результатом запуганности, смущения ребенка, или же незнанием того, что это преступно и ненормально, что возможны другие взаимоотношения между взрослыми и детьми. Наличие жалоб в отдельных случаях может быть результатом истерии или каких-либо других психических или личностных патологий и не может быть единственным доказательством при решении вопроса о том, применяется ли жестокое обращение к ребенку (детям), или нет. Социальный работник ведет наблюдение за подведомственной семьей, собирает сведения от соседей, педагогов в школе, участкового врача, социального педагога. В ряде случаев возможна коррекционная работа с родителями (или с одним из них). Возможно, что жестокость по отношению к детям является своеобразным компенсационным механизмом, вызванным родительскими неврозами, их переживанием жестокости внешнего мира. Иногда родители не осознают свое поведение как жестокое, особенно если в их собственной родительской семье был принят жесткий стиль отношений к детям. Здесь необходима коррекция со стороны социального работника, психолога, семейного консультанта. В тех же случаях, когда по уровню развития сознания родители (лица, их заменяющие), не в состоянии корректировать свое поведение, либо если их жестокость целенаправленна (различные формы интеллектуальных, эмоциональных и психических патологий), необходимо вмешательство органов опеки и попечительства, которые могут поставить вопрос об удалении ребенка (детей) из семьи и временном его помещении в детское учреждение, с последующим лишением родительских прав. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - Конвенция ООН о правах ребенка; - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; - Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ - Конституция (Основной Закон) Российской Федерации; - Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года (проект); - Семейный кодекс Российской Федерации (1996) - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. - Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (1990) - Закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР" (1990) - Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (1990) - Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (1991) -Закон РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" (1991) - Закон РФ "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (1992) - Закон РФ "Об образовании" (1992) с изменениями 1996 г. Указы Президента Российской Федерации - "О первоочередных мерах по развитию образования в РФ" от 11 июля 1991г. N 1 - "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году" от 26 декабря 1991 г. N 328 - "О мерах по социальной защите военнослужащих, бывших военнослужащих и членов их семей" от 28 декабря 1992 г. N 1659 - "О единовременных выплатах за апрель и социальной защите отдельных слоев населения в 1992 году" от 21 марта 1992 г. N 321 - "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 5 мая 1992 г. N431 - "О повышении социальных пособий и компенсационных выплата 1992 году" от 21 мая 1992 г. N 515 - "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-с годы" от 1 июня 1992 г. N543 - "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" от 2 июля 1992 г. N723 - "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" от 2 октября 1992 г. N 1157 - "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" от 15 октября 1992 г. N 1235 - "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций" от 5 ноября 1992 г. N 1335 - "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 4 ноября 1992 г. N 1365 - "О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 5 февраля 1993 г. N 189 - "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" от 4 марта 1993 г. N 337 - "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования" от 12 апреля 1993 г. N 304 - "О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 20 апреля 1993 г. N 466 - "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" от 6 сентября 1993 г. N 1338 - "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 30 сентября 1993 г. N 1511 - "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества" от 2 ноября 1993 г. N 1815 - "О комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ" от 15 ноября 1993 г. N 1908 - "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" от 10 декабря 1993 г. N 2122 - "О Президентской программе "Дети России" от 18 августа 1994 г. N 1696 - "О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 2983-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" от 25 января 1991 г. N522-1 - "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" от 6 марта 1992 г. N2461-1 - "О социальной защите населения в условиях перехода к рыночным отношениям" от 20 марта 1992 г. N 2548-1 - "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами РФ, гражданами других государств" от 18 декабря 1992 г. N 4132-1 Литература для углубленного изучения темы 1. Положение детей в Российской Федерации\Ежегодный доклад. - М.. 1994. 2. Актуальные проблемы современного детства. - М., 1992; дети и переход к рыночной экономике. 3. Система социальной защиты и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. ЮНИСЕФ. 1991. 4.Социальная работа с семьей. - М., 1994;
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |