Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Опыт социальной защиты детей, испытывающих жестокое обращение и насилие

Тема 10. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ИХ СЕМЬЯМИ

Тема 9. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ

ТЕМА 8. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДИ БЕЗРАБОТНЫХ, С МИГРАНТАМИ, БЕЖЕНЦАМИ И БЕЗДОМНЫМИ, С ЖЕРТВАМИ ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ.

Тема 6. ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ.

ТЕМА 5. МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЫЕ НУЖДЫ.

Тема 4. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ И НАСИЛИЕ.

ТЕМА 7. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

Основные понятия

- Численность детей

- Детская смертность

- Здоровье детей

- Инвалидность детей

- Образование детей

- Дети вне школы

- Объективное ограничение жизнедеятельности

- Нестабильность семейной жизни

- Дети в неполной семье

- Внебрачная рождаемость

- Разводы

- Дети в многодетной семье

- Кризис семейных связей

- Дети улицы

- Брошенные дети

- Беспризорные дети

- Дети-беглецы

- Дети-сироты

- Выявление детей, оставшихся без попечения родителей

- Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

- Передача на воспитание в семью

- Усыновление (удочерение)

- Опека и попечительство

- Дети, страдающие алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией

- Преступность среди детей и подростков

- Жестокое обращение с детьми

- Сексуальное насилие над детьми

- Признаки жестокости и насилия по отношению к детям.

СОСТОЯНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) - Семейный Кодекс Российской Федерации, ст. 54. В практике социального и медицинского обслуживания, в педагогике, в ряде других случаев выделяются также: грудные дети - от рождения до возраста 1 год; дети дошкольного возраста - от года до 6-7 лет (иногда с разде­лением на младший дошкольный - 1 - 3 года, и старший дошкольный - 4 - 6 лет); дети младшего школьного возраста - 7 - 10 лет; подростки - 13-14 - 17-18 лет.

Численность детей и подростков в российской Федерации составляла в 1994г. 38.3 млн. человек, то есть 25.9% от в сего населения. За 1994г.

родилось около 1,4 млн. младенцев, что несколько выше, чем в 1993 г. но значительно ниже того уровня рождаемости, который был до начала ра­дикальных экономических реформ. (Все цифровые данные, кроме специально оговоренных, приведены по состоянию на конец 1994 г.). Детская смерт­ность в возрасте от рождения до одного года продолжает оставаться весь­ма высокой - 18,6 на тысячу родившихся живыми, хотя за последние годы наблюдается некоторое сокращение ее величины. Напомним, что в США этот показатель - менее 10, а в Японии приблизительно 5. Коэффициент смерт­ности детей в возрасте до 5 лет равен 23 на 1000 новорожденных соот­ветствующего года рождения.

Здоровье детей зависит от физического и генетического здоровья ро­дителей, полноценности питания, ухода и содержания, состояния окружаю­щей среды и социально-гигиенических показателей жизни. На ухудшение здоровья детей оказывает влияние ухудшение здоровья родителей, белково-витаминный дефицит в питании беременных женщин и самих детей, ухуд­шение экологической ситуации, снижение возможностей здравоохранения;

снижение уровня и качества жизни большинства населения. В последние го­ды наблюдается устойчивый рост заболеваемости инфекционными заболевани­ями, в т.ч. дифтерией; ('социальными болезнями} - туберкулезом, заболе­ваниями, передающимися половым путем, в т.ч. СПИД ом; онкологическими за­болеваниями.

Инвалидность детей может быть врожденной, обусловленной наследс­твенными или генетическими заболеваниями, неблагоприятными воздействия­ми в период внутриутробного развития; и приобретенной - вызванной ос­ложнениями родов, несчастными случаями или заболеваниями в период рос­та.

Число детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, состоящих на учете в органах социальной защиты населения и получающих социальные пенсии, составляло 398.9 тыс. человек, что на 54 тыс. человек больше, чем в 1993 г. Эти данные нельзя считать исчерпывающими, ибо уровень выявления больных детей пока еще недостаточен, хотя внимание к состоянию здоровья детей с первых дней их жизни, в известной мере увеличилось. Большая часть прироста инвалидности вызвана снижением уровня и качества жизни населения. 32 тысячи детей-инвалидов с различными формами умственной отсталости или физическими дефектами проживают в домах-интернатах, большая же часть их содержится и воспитывается в семьях. В школах для детей с недостатками умственного или физического развития обучалось 267.6 тыс. детей.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ детей-инвалидов связаны с возможностью их обуче­ния, адаптации к внешней среде, организацией окружающего мира в дру­жественном по отношению к инвалиду плане (например, безбарьерная го­родская среда), преодолением их изолированности и отчуждения, макси­мальным сохранением их семейных связей, созданием возможности полной или частичной трудовой самообеспеченности.

Образов анис детей: основное общее образование является в нашей стране обязательным, родители (лица, их заменяющие) обязаны обеспечить его получение. Виды образовательных учреждений и формы обучения могут быть различными - родителям (с учетом мнения детей) предоставляется право выбора образовательного учреждения либо, при нежелании или невоз­можности его посещения, обучения детей на дому, в соответствии с госу­дарственными стандартами основного общего образования.

В 1994/1995 учебном году в дневных общеобразовательных школах обу­чалось 21,1 млн. человек, причем около четверти из них - во вторую сме­ну, а почти сто тысяч - в третью, что вызвано нехваткой мест в школах. Растет число альтернативных форм обучения. Так, 659 тыс. учеников посе­щало гимназии и 345 тыс. человек - лицеи, которые, по своему статусу, должны давать среднее образование более высокого уровня, чем просто об­щеобразовательные школы, предоставлять ученикам возможность углубленно­го изучения ряда предметов. Около 40 тыс. учащихся посещало 447 негосу­дарственных школ.

Дети вне школы: К сожалению, статистика не учитывает, сколько де­тей только числилось в школе, фактически не посещая занятий, сколько оставило ее совсем. В силу ряда социально-экономических и морально-пси­хологических причин возможность и желание окончить школу, получить пол­ноценное среднее образование становится значительно слабее у большого числа школьников. Экономические трудности и ослабление связей в семье, снижение внимания школы к своим ученикам, неразвитость служб социальной работы и социальной педагогики, которые должны осуществлять надзор за несовершеннолетними жителями подведомственной территории, развитие бро­дяжничества и беспризорности препятствуют продолжению образования. Низ­кий уровень оплаты труда большинства специалистов с высшим образовани­ем, несопряжснность высоких доходов [новых русских] с уровнем образова­ния и квалификации снижают престиж образования в среде молодежи. Поэто­му, хотя и возрастает число обучающихся в вечерних школах детей в воз­расте до 15 лет- это те, кто вынужден по экономическим и иным причинам оставить дневную школу и сочетать работу с обучением в вечерней школе, - но значительная часть молодежи в стране не имеет среднего образования (20%) и нигде не учится. Тем самым их возможности для социального старта являются резко ограниченными.

Основные социальные проблемы детей вызваны как их объективным пси­хофизиологическим статусом, так и состоянием общества, в котором они живут.

Ребенок рождается слабым, всецело зависимым от взрослых, нуждаю­щимся в уходе, снабжении пищей, в заботе и воспитании. Он должен нау­читься всему запасу знаний, который необходим для жизни в данном об­ществе. Поэтому объективное ограничение жизнедеятельности, зависимость от других, неполная самостоятельность и субъектность присущи детям в любом обществе. Это выражается также в том, что ребенок до достижения совершеннолетия не имеет права самостоятельно распоряжаться своим иму­ществом, быть субъектом права, целиком отвечать за свои действия (иск­лючения из этих правил устанавливаются судом).

Ограничение права жить и воспитываться в семье, зафиксированного в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабиль­ностью современного семейного образа жизни, ростом внебрачной рождае­мости. Увеличением числа разводов, ростом смертности лиц среднего воз­раста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказов от де­тей.

Возрастает число неполных семей. Внебрачная рождаемость возраста­ет, вне зарегистрированного брака

родилось 275,8 тыс. младенцев, что составляет в среднем около 20% от общего числа рожденных в 1994 году.

Количество разводов возрастает, и тенденции изменения подобной направленности брачно-семейных отношений пока не видно. В результате распада 680 тыс. брачных пар в 1994 г. остались без одного из родителей 613 тыс. детей в возрасте до 18 лет.

Вообще же в неполных семьях живет пятая часть семей с детьми. Де­ти, растущие в неполных семьях, несут на себе груз целого ряда специфи­ческих проблем, где на первом месте проблема мало обеспеченности - гла­вами неполных семей являются, в большинстве своем, женщины, а их доходы в среднем значительно меньше, чем у мужчин. Кроме того, уровень оплаты труда, издавна ориентированный на двойную семейную зарплату, в годы экономической реформы рос со скоростью, резко уступающей темпу роста цен. Поэтому подавляющее большинство неполных семей относится по госу­дарственной статистике к малообеспеченным, а фактически - к бедным. Кроме того, дети из неполных испытывают трудности в полоролевой самои­дентификации, они не видят на опыте родителей, как должны вести себя мужчины и женщины в семейной жизни. Это вызывает сбои их собственной семейной жизни в будущем, поэтому семьи детей, выросших без одного из родителей, распадаются статистически чаще, чем семьи детей из полных семей.

Положение детей в семье зависит от ряда факторов, среди которых как структурные особенности семьи, характер ее функциональных связей и ценностных ориентации, так и социально-экономические условия, демогра­фическая специфика. Так, многодетные семьи отличаются от средней малодетных не только большими трудностями в экономическом обеспечении каж­дого ребенка, но и в большей частоте заболеваний детей, особенно после третьего-четвертого по порядку рождения, сниженной самооценкой детей, трудностями в обучении. Число многодетных семей и степень многодетности неуклонно сокращаются. Сегодня их удельный вес равен 9,4% всех семей с детьми, причем три четверти всех семей - трехдетные.

В последние годы происходят кризисные явления в структуре семейных связей, так как многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже физиологический уровень содер­жания. Кроме того, агрессивная реклама внедряет особенно влияющие на неокрепшую детскую психику стандарты потребления, недоступные большинс­тву семей. Нередко дети вынуждены бросать школу и зарабатывать деньги. Порой они становятся главными кормильцами семьи, когда родители теряют работу или зарплата на работе им не выплачивается. Это не может не воз­действовать на качественный состав и интенсивность семейных связей.

Психологически, социально и морально травмирующим фактором являет­ся не только бедность, невозможность иметь вещи как у всех, недоста­точное и некачественное питание. Сложившаяся ситуация тотально разруша­ет мир ребенка, подростка, прежде всего, потому, что родители, его ес­тественные защитники, оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада, достаточность средств к су­ществованию. Это положение, болезненное и для взрослых, нарушает уве­ренность ребенка в своей безопасности, защищенности, и эта "травма детства", по наблюдениям психологов, будет отрицательно сказываться на его психическом и физическом здоровье, коммуникациях с другими людьми, деловых успехах и семейной жизни.

Подобные социально-экономические явления, а также распад системы ценностей и норм, характерных для многовекового существования нашего народа, привел к вытеснению множества детей на улицы. Точных статисти­ческих данных о тех, кого называют дети улицы, не существует - экс­перты сходятся во мнении, что речь идет о десятках и сотнях тысяч. Они находятся на грани между нормальной адаптированностью к функционированию в социальной системе и дезадаптацией, вернее, адаптацией к системе асоциальной, основанной на видах деятельности и типах связей, отклоняю­щихся от нормы. К сожалению, им очень трудно найти для себя нишу вне привычных норм общества (родительского дома) и в то же время вне крими­нальной среды. При продолжении движения по этому пути детей и подрост­ков ждет бродяжничество, проституция, нищенство и воровство, вовлечение в преступный бизнес взрослых, алкоголизм и наркомания. Учитывая, что семейные и социальные связи таких детей сохранились, пусть в свернутом, "спящем" виде, социальная работа с ними может быть выделена в особый раздел, отличающийся от работы с бродягами и бездомными, с одной сторо­ны, и с трудными детьми в семье - с другой. В данной ситуации необходи­мо привлечение этих детей, создание для них места и среды общения поми­мо уличных, восстановление их социального функционирования, создание возможности для посильной работы и заработка, возвращение в школу.

Брошенные дети - пример следующей стадии распада семейных связей. В подобное состояние дети могут попасть сразу после рождения (отказ от новорожденных младенцев в роддоме). Такие дети поступают в Дом ребен­ка}, медицинское учреждение, где содержатся до трех лет, а впоследствии переходят в детский дом, если не будут усыновлены. Мать имеет право забрать оставленного ребенка, если он не усыновлен другой семьей. Край­ний случай - новорожденные, оставленные после родов в пустых домах, подвалах, либо в буквальном смысле слова выброшенные матерью. Оказав­шись без ухода и кормления в самый уязвимый период жизни, такие младен­цы обычно погибают. Подобное поведение по отношению к детям характерно более всего для несовершеннолетних матерей и женщин, не имеющих прочной позиции в жизни и постоянного места жительства - например, для бежен­цев, иностранных рабочих, юных проституток.

Дети более старшего возраста могут оказаться брошенными прежде всего в результате пьянства родителей, ведущего к распаду личности, со­матическим и психическим заболеваниям или смерти. Такие дети поступают под надзор органов опеки и попечительства и органов социальной защиты населения и определяются в центры (отделения) реабилитации несовершен­нолетних детей и подростков.

Беспризорные дети частично состоят из брошенных детей, находящихся вне попечения соответствующих органов, частично из детей, бежавших из дома, беженцев и т.д. Их сосредоточение характерно для больших городов, крупных транспортных и портовых центров, более теплых мест. Они ночуют в подвалах, выселенных домах, на вокзалах и в других местах, где можно укрыться от холода. Средства для жизни добываются попрошайничеством, проституцией, мелким воровством и участием в преступной деятельности взрослых. Среди них распространены болезни, в том числе туберкулез и заболевания, передающиеся половым путем, ранний алкоголизм и наркома­ния. Отсутствие образования обрекает тех из них, кто выживет в этих су­ровых условиях, на маргинальное положение на всю оставшуюся жизнь. Ра­бота с ними заключается в привлечении (доставлении) в приюты и центры по реабилитации детей и подростков, лечении и оздоровлении, социаль­но-психологической реабилитации, педагогической коррекции, восстановле­нии (если это целесообразно и отвечает интересам ребенка) семейных свя­зей, возможно, в передаче в опекунскую семью или усыновлении, или же в передаче в детский дом.

Дети-беглецы покидают дом или учреждение социального обслуживания в силу различных причин. Во-первых, речь может идти об определенных врожденных психических образованиях, ведущих к психологической неустой­чивости, склонности к номадизму (кочевничеству). Во-вторых, подобные склонности могут быть результатом приобретенного заболевания, ослабле­ния нервной системы, неадекватной социализации или дефектов воспитания.

В возрасте пубертатного кризиса многие дети проявляют склонность к побегам из дома, особенно носители гипертимной акцентуации. Как прави­ло, это проходит по окончании данного периода.

Однако чаще всего стремление к побегу проявляется как реакция на какие-то травмирующие факторы дома, в школе или в подростковой среде. Дети могут покидать дом из-за физического, психического или сексуально­го насилия близких, из-за нищеты и необеспеченности в семье, из-за оби­ды на родственников, порожденной их нечуткостью или непониманием проб­лем или переживаний ребенка.

Школа может внести свой вклад в выталкивание детей из дома психи­ческой травлей отдельных учеников, попытками заставить семью физически­ми воздействиями на ребенка исправить свой собственный педагогический брак.

Иногда причиной побегов становится незащищенность детей и подрост­ков от жестокостей и издевательств со стороны уличных группировок. Де­ти, бегущие из приютов, центров реабилитации, детских домов и других учреждений, как правило, реагируют на жестокость и принуждение, причем под принуждением может подразумеваться простое подчинение режиму, от которого дети-беглецы отвыкли. Чем дольше ребенок существует на улице, в условиях специфических законов бродяжнической жизни, тем сложнее про­исходит его реабилитация.

Число детей-сирот возрастает, что вызвано неблагоприятной динами кой смертности лиц трудоспособного возраста, ростом самоубийств, пос­ледствиями вооруженных конфликтов и преступных актов. Увеличиваются также размеры социального сиротства, когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей или по крайней ме­ре одного из них. В 1994 г. В России учтено 482,6 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, страдающие алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией - срав­нительно новое явление нашей действительности. Это, в первую очередь, дети из неблагополучных семей, где зависимостями страдает кто-то из родственников; иногда алкоголизм является врожденным и передастся от матери, пьющей и в период беременности. Часто подобное явление расп­ространено среди безнадзорных и беспризорных, бродяжничающих детей. Од­нако широкая пропаганда потребления спиртных напитков, социальная и по­литическая нестабильность в стране и в "ближнем зарубежье", легкость контрабанды алкогольной продукции и наркотических веществ приводят к тому, что подобная участь может постичь и детей из благополучных семей - по некоторым исследованиям, употребление наркотиков достаточно расп­ространено среди старшеклассников и студентов престижных вузов. Средс­тва борьбы с этим включают в себя общесоциальные меры, как то усиление контроля над немедицинским употреблением наркотических средств, более действенные меры по блокированию ввоза в страну наркотиков или исходных компонентов для их приготовления, ограничение пропаганды и рекламы ал­коголя и в целом образа жизни, включающего действующие на психику средства, продвижение традиций здорового образа жизни. Из специальных мер воздействия следует назвать лечение алкоголизма и наркомании, соз­дание групп взаимопомощи для создания среды общения людей, готовых об­ходиться без наркотических веществ (типа "Анонимных алкоголиков" и т.п.). Очень важно также с раннего возраста доводить до детей информа­цию о вреде наркотических веществ (включая табак) и создавать возмож­ности для занятий и провождения времени, исключающего наркотики.

Преступность среди детей и подростков растет. За 1994 г. выявлено 201 тыс. несовершеннолетних преступников, причем учитывались лишь про­тивоправные действия лиц от 14 до 17 лет. Нередки случаи появления под­ростковых групп или вовлечения детей в преступную активность взрослых. Это проявление симптома общего социального и морального неблагополучия. Устранить подобное явление возможно только путем усиления стабильности и социальной справедливости в обществе, повышением внимания к детям и подросткам в семье, в школе и на улице. Социальная работа в воспитательно-исправительных учреждениях для детей и подростков должна включать в себя личностную диагностику, социальную и психологическую реабилита­цию, создание предпосылок для возвращения к нормальной жизни после от­бытия наказания, содействие в получении профессии и образования.

Жестокое обращение с детьми в значительной степени скрыто от пос­торонних глаз, оно имеет место дома, в школе, на улице. Чаще всего ре­бенок подвергается жестокому обращению со стороны своих близких - роди­телей, иных родственников. Это выражается не только в моральной и пси­хологической жестокости - насмешках, издевательствах над ребенком, уг­розах, ложных обвинениях, но и в психологической холодности, оставлении без поддержки и защиты. Социальная жестокость может заключаться в воспрепятствовании ребенку в получении образования, общении со сверстника­ми, других препятствиях, которые нарушают нормальное социальное функци­онирование ребенка.

Брутальная жестокость заключается в нанесении побоев, ран, увечий, что может совершаться систематически в течение длительного времени. Жестокость в семье, особенно со стороны отчима (мачехи) - одна из при­чин частых побегов детей из дома.

Сексуальное насилие может не носить брутального (грубого) характе­ра, но по вредному воздействию на физическое и психическое здоровье ре­бенка не уступает ему. К нему нередко прибегают отчимы или отцы, про­ведшие вдали от своих детей (например, в заключении) длительное время, лица интеллектуально и эмоционально сниженные. Иногда сами дети предла­гают свои сексуальные услуги как средство защититься от избиений, ку­пить немного внимания и ласки.

В нашей стране весьма мало исследован вопрос о половых отношениях между братьями и сестрами, хотя пример других стран показывает, что число таких случаев может доходить до 20%. Частично провоцирующим фак­тором может служить бытовая скученность, отсутствие отдельных помещений у детей разного пола.

Дети, подвергающиеся любому виду насилия, получают травму, которая будет сказываться всю жизнь. Их нужно оградить от воздействия насилия, если необходимо, то и при помощи удаления из семьи. Им должна быть ока­зана специализированная медико-психологическая помощь. Социальный ра­ботник должен знать признаки жестокого обращения с детьми в семье, что­бы иметь возможность выявить подобный случай.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Работа с детьми-беглецами Дети-беглецы должны доставляться в специализированные детские учреждения, хотя, безусловно, было бы более же­лательно, если бы они сами были информированы о наличии таких приютов, возможности воспользоваться ими, и приходили туда по своей воле. Пока этого нет или такие побуждения недостаточны, работники правоохранитель­ных органов, социальные работники и волонтеры из молодежных служб долж­ны определять детей в подобные центры, где они в первую очередь прохо­дят медицинское обследование, лечение от педикулеза и чесотки, обморо­жения и ознобления, при необходимости - от других заболеваний. Длитель­ное недоедание провоцирует нередко у них пищевой психоз, поэтому нормы питания и порядок кормления таких детей должны отличаться от обычных.

В дальнейшем подобные дети должны определяться для более длитель­ного (постоянного) проживания в соответствующие воспитательные, меди­цинские учреждения, учреждения социальной защиты, на усыновление. При любом варианте их дальнейшего будущего важную часть работы с ними сос­тавляет психологическая реабилитация и коррекция и педагогическая по­мощь с целью дать им возможность получить как минимум общее среднее об­разование, без чего перспективы их социального развития будут крайне ограниченными.

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родитель­ских правах, признания недееспособными, болезни родителей, их длитель­ного отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказа взять своих детей из воспитательных, лечебных учреж­дений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства. Эти органы ведут учет таких детей, избирают конкретные формы их устройства и осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Органами опеки и попечительства являются органы МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Должностные лица (дошкольных образовательных учреждений, общеобра­зовательных, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагаю­щие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, подвергаю­щихся жестокому обращению, детях, интересы которых пренебрегаются, обя­заны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту факти­ческого нахождения детей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей: такие дети подлежат передаче на воспитание в семью (на усы­новление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или де­тей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные, лечебные, уч­реждения социальной защиты и иные).

Передача на воспитание в семью может быть произведена, если ребе­нок по состоянию здоровья или иным показателям, может быть отпущен из реабилитационного (лечебного, воспитательного или иного) учреждения. Руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попе­чения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало из­вестно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в местный орган опеки и попечительства. Тот, в свою очередь, в месячный срок обеспечивает устройств о ребенка, и. при невозможности пе­редать ребенка на воспитание в семью, передаст сведения о нем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для централизован­ного учета.

Если в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке орган исполнительной власти субъекта РФ не может организовать устройство та­кого ребенка в семье граждан, проживающих на данной территории, то он информирует об этом ребенке федеральный орган исполнительной власти, который организует устройство ребенка в семью граждан Российской Феде­рации, а при отсутствии такой возможности в течение трех месяцев - в семью иностранных граждан.

Усыновление (удочерение) допускается в отношении несовершеннолет­них детей и только в их интересах. Как правило, усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в том случае, если нет возможности передать этих детей в семью родственников незави­симо от места жительства, либо в семью граждан Российской Федерации.

Усыновление проводится со времени вступления в действие Семейного кодекса РФ решением суда по заявлению лица, желающего усыновить ребенка (до этого - постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации). Между усыновителем (усыновителями) и усыновленным воз­никают отношения, возникают права и обязанности, приравненные к родс­твенным по происхождению. Разница в возрасте между усыновителем и усы­новляемым должна составлять не менее 16 лет. Ребенок, достигший возрас­та 10 лет, может быть усыновлен (передан в семью) только с его согла­сия. Отдельные категории лиц не могут быть усыновителями. Тайна усынов­ления охраняется законом, для чего решением ссуда могут быть изменены данные об имени, отчестве, фамилии, месте и дате рождения ребенка. Су­дебным путем усыновление может быть отменено в случае жестокого обраще­ния с ребенком, хронического алкоголизма или наркомании усыновители и

Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения роди­телей, устанавливается в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Признаки жестокого обращения с детьми в семье или насилия над ними:

- отставание ребенка в росте и развитии;

- слишком ранняя не по возрасту информированность о сексуальных от­ношениях;

- пугливость, тревожность, стремление спрятаться, вздрагивание при резких звуках или жестах;

- синяки, ссадины, царапины на коже;

- следы крови из ушей, кровоизлияния в белки глаз;

- следы крови или спермы на одежде. Понятно, что некоторые из этих

признаков могут быть единичными,

случайными (например, царапины и ссадины как результат детской игры) или вызваны иными причинами (отставание в росте и развитии как резуль­тат болезни или недоедания). Свидетельства самого ребенка должны также приниматься во внимание, хотя отсутствие жалоб может быть результатом запуганности, смущения ребенка, или же незнанием того, что это преступ­но и ненормально, что возможны другие взаимоотношения между взрослыми и детьми. Наличие жалоб в отдельных случаях может быть результатом исте­рии или каких-либо других психических или личностных патологий и не мо­жет быть единственным доказательством при решении вопроса о том, приме­няется ли жестокое обращение к ребенку (детям), или нет.

Социальный работник ведет наблюдение за подведомственной семьей, собирает сведения от соседей, педагогов в школе, участкового врача, со­циального педагога.

В ряде случаев возможна коррекционная работа с родителями (или с одним из них). Возможно, что жестокость по отношению к детям является своеобразным компенсационным механизмом, вызванным родительскими невро­зами, их переживанием жестокости внешнего мира. Иногда родители не осознают свое поведение как жестокое, особенно если в их собственной родительской семье был принят жесткий стиль отношений к детям. Здесь необходима коррекция со стороны социального работника, психолога, се­мейного консультанта.

В тех же случаях, когда по уровню развития сознания родители (лица, их заменяющие), не в состоянии корректировать свое поведение, либо если их жестокость целенаправленна (различные формы интеллектуальных, эмоци­ональных и психических патологий), необходимо вмешательство органов опеки и попечительства, которые могут поставить вопрос об удалении ре­бенка (детей) из семьи и временном его помещении в детское учреждение, с последующим лишением родительских прав.

НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

- Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации;

- Национальный план действий в интересах детей Российской Федера­ции до 2000 года (проект);

- Семейный кодекс Российской Федерации (1996)

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

- Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (1990)

- Закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР" (1990)

- Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (1990)

- Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (1991)

-Закон РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" (1991)

- Закон РФ "О дополнительных мерах по охране материнства и детс­тва" (1992)

- Закон РФ "Об образовании" (1992) с изменениями 1996 г.

Указы Президента Российской Федерации

- "О первоочередных мерах по развитию образования в РФ" от 11 июля 1991г. N 1

- "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992

году" от 26 декабря 1991 г. N 328

- "О мерах по социальной защите военнослужащих, бывших военнослу­жащих и членов их семей" от 28 декабря 1992 г. N 1659

- "О единовременных выплатах за апрель и социальной защите отдель­ных слоев населения в 1992 году" от 21 марта 1992 г. N 321

- "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 5 мая 1992 г. N431

- "О повышении социальных пособий и компенсационных выплата 1992 году" от 21 мая 1992 г. N 515

- "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-с годы" от 1 июня 1992 г. N543

- "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" от 2 июля 1992 г. N723

- "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" от 2 октября 1992 г. N 1157

- "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам конц­лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фа­шистами и их союзниками в период второй мировой войны" от 15 октября 1992 г. N 1235

- "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенных в связи с ликвида­цией предприятий, учреждений, организаций" от 5 ноября 1992 г. N 1335

- "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных вып­лат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 4 ноября 1992 г. N 1365

- "О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 5 февраля 1993 г. N 189

- "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" от 4 марта 1993 г. N 337

- "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспи­рантов образовательных учреждений высшего профессионального образова­ния" от 12 апреля 1993 г. N 304

- "О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 20 апреля 1993 г. N 466

- "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них, защите их прав" от 6 сентября 1993 г. N 1338

- "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных вып­лат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 30 сентября 1993 г. N 1511

- "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества" от 2 ноября 1993 г. N 1815

- "О комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президен­те РФ" от 15 ноября 1993 г. N 1908

- "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их разме­ров" от 10 декабря 1993 г. N 2122

- "О Президентской программе "Дети России" от 18 августа 1994 г. N 1696

- "О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 2983-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" от 25 января 1991 г. N522-1

- "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" от 6 мар­та 1992 г. N2461-1

- "О социальной защите населения в условиях перехода к рыночным отношениям" от 20 марта 1992 г. N 2548-1

- "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющих­ся гражданами РФ, гражданами других государств" от 18 декабря 1992 г. N 4132-1

Литература для углубленного изучения темы

1. Положение детей в Российской Федерации\Ежегодный доклад. - М.. 1994.

2. Актуальные проблемы современного детства. - М., 1992; дети и переход к рыночной экономике.

3. Система социальной защиты и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. ЮНИСЕФ. 1991.

4.Социальная работа с семьей. - М., 1994;

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международные природоохранительные организации | Основные понятия. - Реабилитация/опора на собственные силы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.665 сек.